Art Investment

Художники и цены

Персона недели: Наталия Турнова

Наталия Турнова — художник яркого самобытного дарования с глубоко индивидуальным творческим лицом. Она — исследователь, философ, для которого важны такие категории, как познание и самопознание. Чье творчество не укладывается в рамки какого-то одного стилистического направления. Кто-то видит в ее работах влияние Алексея Явленского, Августа Макке, кто-то относит их к поп-арту.

Картины Турновой с первого взгляда будоражат сознание, производят потрясающий эффект, они — сгусток энергии благодаря силе цвета, его метафоричности. Сложность пластических и образных задач, которые она ставит перед собой, определили интеллектуальность и элитарность ее творческой манеры.

Цвет играет в произведениях Турновой доминирующую роль. «Меня всегда интересовали цвет и возможность выразить что-либо через цвет и форму. Мне, например, очень нравился Матисс, и многие, писавшие про меня, об этом упоминали. Пикассо мне был немного чужд, хотя я осознавала его значение. А поп-арт всегда казался мне мраком и никогда меня не интересовал. Когда критики находили в моих работах элементы поп-арта, я удивлялась: как можно настолько не понимать, чем я занимаюсь? Кроме яркого цвета, в моих работах нет ничего, никакого поп-арта точно».

Обычно яркость цвета ассоциируется с впечатлением чего-то радостного и жизнеутверждающего, однако в творчестве Турновой это не так, гораздо сложнее. Столкновение открытых контрастных цветов в ее полотнах создает напряженность, драматизм, динамику.

Наталия Турнова родилась в 1957 году в Кабуле, в Афганистане. В 1983 окончила факультет промышленного искусства Московского высшего художественно-промышленного училища (бывшее Строгановское).

Первая персональная выставка состоялась в галерее «Риджина» в 1990 году. Она часто сотрудничала с этой галереей, выставляя свои работы в 1991 (совместно с супругом В. Кравчуком), 1995, 2000, 2002. Она экспонировалась в «Krokin Gallery» в 2007, 2009, 2012, «Stella Art Gallery» в 2005, а в 2008 была организована ее выставка в ММСИ.

Наталия Турнова, хрупкая, изящная женщина, предпочитает работать в монументальном формате. Она создает большие полотна, использует предельно насыщенные, яркие цвета, преувеличенно крупные планы. «Мне интересен большой формат, — говорит она, — ведь когда делаешь маленький — начинаешь закапываться в деталях. С маленькими работаешь ближе, начинаешь “видеть блох” — я это страшно не люблю. Есть люди, которым это нравится, а для меня — мучительно и совершенно неинтересно». Другими словами, для художника важно, чтобы картина захватывала зрителя целиком, погружала в свое пространство.

Круг тем, которых касается Турнова, весьма широк. Зачастую она обращается к зрителю с очень острыми, неудобными вопросами, ответы на которые отсылают к проявлениям агрессии, болезни, старости. «Старость — в несоответствии ощущения себя и отношения к тебе со стороны других людей. Молодой вопит о своей проблеме, а старый знает, как ее решить, но голос его не слышен. В традиционном обществе, особенно на Востоке, пожилой человек — мудрец, опыт и знания которого ценились выше силы и энергии молодости. Его авторитет непререкаем. К сожалению, в нашей стране такое отношение выглядит анахронизмом».

Портрет — жанр, который Турнова предпочитает многим другим. Ее интересует не портрет конкретного человека, а скорее, портрет какого-то социального явления или чувства, переживания. Лицо человека в большинстве случаев предстает в виде овального пятна, обозначенного цветом, где цвет — это синоним психологичности, сложности эмоционального переживания. Отсюда рождается ощущение новой реальности. «Мне лично человеческое лицо наиболее интересно. Это очень пластичный материал, при помощи которого можно показать очень многое. Поэтому для меня портрет — благодатная почва, если уметь ей пользоваться. Не могу сказать, что я это умею, но пытаюсь».

Выбранный формат монументальных, но лаконичных полотен зачастую не позволяет в одной-двух работах полно раскрыть тему, поэтому Турнова предпочитает работать сериями, она словно пишет дневник, отражая свои размышления и эксперименты. Среди ее циклов — «Афганская серия», «Преступление», «Ребёнок», «Теннис», «Хроника одного года» (памяти рано умершего мужа), «Гинекология», «Любовь», «Автомобили», «Вне себя», «Полководцы», «Старость», «Диагноз» (портреты современных людей).

В 2018 году в ГТГ был реализован проект «Безмолвствующие», который стал новым этапом в творчестве мастера. Этому предшествовал длительный период «молчания» художника, связанный с попыткой переосмысления привычных ценностей, погружения в себя, в свой внутренний мир. Результатом стала живописная серия, состоящая из интенсивных по цвету, энергетически сильных работ, передающих различные состояния человека, а также сдержанных по цвету, но напряженных по форме скульптурных объектов. «Напряжение объема и напряжение цвета должны были между собой взаимодействовать. Это подчеркнуто в названиях серий: живопись называется “Страсти”, скульптура — “Безмолвствующие”. Сконцентрированное безмолвие, когда человек молчит, но внутри идет концентрация сил».

Наталия Турнова — участница около двухсот выставок, групповых и персональных; в 2006 году была номинирована на премию «Инновация»; в 2010-м ее проект «Диагноз» вышел в финал российской премии Кандинского, присуждаемой за достижения в современном искусстве.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/xxicentury/20200505_Turnova_artist.html
https://artinvestment.ru/en/invest/xxicentury/20200505_Turnova_artist.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

Сегодня в продаже на Аукционе

ФЕДОРОВСКИЙ Фёдор Фёдорович (1883‒1955) Пивовар. Эскиз костюма и грима к постановке оперы Ш. Гуно «Фауст». 1924 (24 × 20 см)

Текущая ставка100000 RUB
Окончание торгов2024-05-10 12:00
сделать ставку

НИЛУС Пётр Александрович (1869–1943) Свидание в парке. Первая треть XX века (66 × 83,5 см)

Текущая ставка10000 RUB
Окончание торгов2024-05-10 12:00
сделать ставку

АНДРЕЕНКО Михаил Фёдорович (Андреенко-Нечитайло, 1894–1982) Композиция. 1924 (16 × 24 см)

Текущая ставка10000 RUB
Окончание торгов2024-05-10 12:00
сделать ставку
На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».