Персона недели: Наталия Турнова
ARTinvestment.RU 05 мая 2020
Когда мне надо, я профессионально анализирую, как это сделано, но реально объяснять живопись — глупое занятие (Наталия Турнова)
Наталия Турнова — художник яркого самобытного дарования с глубоко индивидуальным творческим лицом. Она — исследователь, философ, для которого важны такие категории, как познание и самопознание. Чье творчество не укладывается в рамки какого-то одного стилистического направления. Кто-то видит в ее работах влияние Алексея Явленского, Августа Макке, кто-то относит их к поп-арту.
Картины Турновой с первого взгляда будоражат сознание, производят потрясающий эффект, они — сгусток энергии благодаря силе цвета, его метафоричности. Сложность пластических и образных задач, которые она ставит перед собой, определили интеллектуальность и элитарность ее творческой манеры.
Цвет играет в произведениях Турновой доминирующую роль. «Меня всегда интересовали цвет и возможность выразить что-либо через цвет и форму. Мне, например, очень нравился Матисс, и многие, писавшие про меня, об этом упоминали. Пикассо мне был немного чужд, хотя я осознавала его значение. А поп-арт всегда казался мне мраком и никогда меня не интересовал. Когда критики находили в моих работах элементы поп-арта, я удивлялась: как можно настолько не понимать, чем я занимаюсь? Кроме яркого цвета, в моих работах нет ничего, никакого поп-арта точно».
Обычно яркость цвета ассоциируется с впечатлением чего-то радостного и жизнеутверждающего, однако в творчестве Турновой это не так, гораздо сложнее. Столкновение открытых контрастных цветов в ее полотнах создает напряженность, драматизм, динамику.
Наталия Турнова родилась в 1957 году в Кабуле, в Афганистане. В 1983 окончила факультет промышленного искусства Московского высшего художественно-промышленного училища (бывшее Строгановское).
Первая персональная выставка состоялась в галерее «Риджина» в 1990 году. Она часто сотрудничала с этой галереей, выставляя свои работы в 1991 (совместно с супругом В. Кравчуком), 1995, 2000, 2002. Она экспонировалась в «Krokin Gallery» в 2007, 2009, 2012, «Stella Art Gallery» в 2005, а в 2008 была организована ее выставка в ММСИ.
Наталия Турнова, хрупкая, изящная женщина, предпочитает работать в монументальном формате. Она создает большие полотна, использует предельно насыщенные, яркие цвета, преувеличенно крупные планы. «Мне интересен большой формат, — говорит она, — ведь когда делаешь маленький — начинаешь закапываться в деталях. С маленькими работаешь ближе, начинаешь “видеть блох” — я это страшно не люблю. Есть люди, которым это нравится, а для меня — мучительно и совершенно неинтересно». Другими словами, для художника важно, чтобы картина захватывала зрителя целиком, погружала в свое пространство.
Круг тем, которых касается Турнова, весьма широк. Зачастую она обращается к зрителю с очень острыми, неудобными вопросами, ответы на которые отсылают к проявлениям агрессии, болезни, старости. «Старость — в несоответствии ощущения себя и отношения к тебе со стороны других людей. Молодой вопит о своей проблеме, а старый знает, как ее решить, но голос его не слышен. В традиционном обществе, особенно на Востоке, пожилой человек — мудрец, опыт и знания которого ценились выше силы и энергии молодости. Его авторитет непререкаем. К сожалению, в нашей стране такое отношение выглядит анахронизмом».
Портрет — жанр, который Турнова предпочитает многим другим. Ее интересует не портрет конкретного человека, а скорее, портрет какого-то социального явления или чувства, переживания. Лицо человека в большинстве случаев предстает в виде овального пятна, обозначенного цветом, где цвет — это синоним психологичности, сложности эмоционального переживания. Отсюда рождается ощущение новой реальности. «Мне лично человеческое лицо наиболее интересно. Это очень пластичный материал, при помощи которого можно показать очень многое. Поэтому для меня портрет — благодатная почва, если уметь ей пользоваться. Не могу сказать, что я это умею, но пытаюсь».
Выбранный формат монументальных, но лаконичных полотен зачастую не позволяет в одной-двух работах полно раскрыть тему, поэтому Турнова предпочитает работать сериями, она словно пишет дневник, отражая свои размышления и эксперименты. Среди ее циклов — «Афганская серия», «Преступление», «Ребёнок», «Теннис», «Хроника одного года» (памяти рано умершего мужа), «Гинекология», «Любовь», «Автомобили», «Вне себя», «Полководцы», «Старость», «Диагноз» (портреты современных людей).
В 2018 году в ГТГ был реализован проект «Безмолвствующие», который стал новым этапом в творчестве мастера. Этому предшествовал длительный период «молчания» художника, связанный с попыткой переосмысления привычных ценностей, погружения в себя, в свой внутренний мир. Результатом стала живописная серия, состоящая из интенсивных по цвету, энергетически сильных работ, передающих различные состояния человека, а также сдержанных по цвету, но напряженных по форме скульптурных объектов. «Напряжение объема и напряжение цвета должны были между собой взаимодействовать. Это подчеркнуто в названиях серий: живопись называется “Страсти”, скульптура — “Безмолвствующие”. Сконцентрированное безмолвие, когда человек молчит, но внутри идет концентрация сил».
Наталия Турнова — участница около двухсот выставок, групповых и персональных; в 2006 году была номинирована на премию «Инновация»; в 2010-м ее проект «Диагноз» вышел в финал российской премии Кандинского, присуждаемой за достижения в современном искусстве.
https://artinvestment.ru/invest/xxicentury/20200505_Turnova_artist.html
https://artinvestment.ru/en/invest/xxicentury/20200505_Turnova_artist.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 03.02.2023 Власти США перепроверят связи аукционных домов с попавшими под санкции российскими бизнесменами Упоминаются фамилии Андрея Мельниченко, Виктора Вексельберга и Романа Абрамовича
- 02.02.2023 Новое исследование объясняет эффект дымки на картинах Моне и Тернера загрязнением воздуха Ученые изучили около сотни картин двух художников
- 31.01.2023 Купленная в антикварной лавке люстра оказалась работой Джакометти Теперь ее стоимость может достигать $3 млн
- 31.01.2023 Франция приобретает картину Кайботта за $47 млн Средства на покупку получены от корпорации LVMH
- 27.01.2023 MutualArt анализирует рынок работ Клода Моне в 2022 году Объем продаж на вторичном рынке составил $539 млн
- 03.02.2023 Итоги AI аукциона № 465 Общая выручка составила 11 млн рублей
- 01.02.2023 Лондонская Национальная галерея купила картину Каваллино на торгах Sotheby’s Работа установила рекорд на произведения художника на отметке в $3,9 млн
- 30.01.2023 Sotheby’s провел торги нового формата Суммарная выручка составила $8,5 млн
- 27.01.2023 Торги работами старых мастеров, включая коллекцию Фиша, принесли Sotheby’s $78,3 млн Установлен новый рекорд на работы Бронзино
- 27.01.2023 Итоги AI аукциона № 464 Общая выручка составила 8 млн рублей
- 09.01.2023 Художник недели: Александр Лозовой История Александра Лозового — единственного из живущих художников, который непосредственно учился у мастеров русского авангарда начала ХХ века
- 19.12.2022 Открыт 147-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — произведения Семёна Агроскина, Леонида Варушкина, Дмитрия Воронина, Михаила Ермолова, Марины Колдобской, Андрея Марца, Жоана Миро, Шамиля Надрова, Леонида Ракова, Рустама Рахматулина, Екатерины Сысоевой, Ольги Фадейкиной, Марка Шагала
- 12.12.2022 Открыт 146-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — произведения Азама Атаханова, Марии Васильевой, Дмитрия Воронина, Михаила Дронова, Игоря Кислицына, Юлии Малининой, Бориса Марковникова, Pata (Пааты Мерабишвили), Александра Пучко, Леонида Ракова, Рудольфа Хачатряна, Константина Худякова, Владимира Чибисова
- 05.12.2022 Открыт 145-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — произведения Алексея Гинтовта, Евгения Зевина, Дмитрия Каминкера, Сергея Касабова, Игоря Кислицына, Валерия Мишина, Андрея Молчановского, Андрея Орлова, Александра Переднего, Сергея Потапова, Георгия Смирнова, Игоря Снегура, Екатерины Сысоевой
- 28.11.2022 Открыт 144-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — произведения Семёна Агроскина, Максима Аксёнова, Даниила Архипенко, Алексея Барвенко, Константина Батынкова, Леонида Варушкина, Дмитрия Воронина, Михаила Ермолова, Николая Жатова, Александра Захарова, Владимира Ковальчука, Pata (Пааты Мерабишвили), Андрея Мунца
- 03.02.2023 В московском Манеже открылся проект «ДК СССР» На выставке представлено более 700 образцов советской культуры
- 02.02.2023 Музей Фаберже готовит масштабную ретроспективу Бориса Григорьева Этим проектом откроется новое выставочное пространство музея
- 01.02.2023 Новое пространство Музея AZ открылось на Маросейке Первая выставка посвящена живописи Федора Семенова-Амурского
- 30.01.2023 В феврале в музее АРТ4 откроется постоянная экспозиция Проект «Щель» объединит работы Кабакова, Гороховского, Бродского, Краснопевцева и других художников
- 26.01.2023 В Третьяковке продолжает работать выставка-маршрут «Отвергнутые шедевры» Проект позволяет по-новому взглянуть на известные шедевры
Топ 37
- 1. Марк Ротко$86,83 млн
- 2. Казимир Малевич$85,81 млн
- 3. Василий Кандинский$41,8 млн
- 4. Марк Шагал$28,45 млн
- 5. Хаим Сутин$28,16 млн
- 6. Николя де Сталь$22,2 млн
- 7. Алексей Явленский$18,59 млн
- 8. Валентин Серов$14,51 млн
- 9. Тамара де Лемпицка$13,36 млн
- 10. Николай Рерих$12,09 млн
- 11. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин$11,76 млн
- 12. Наталия Гончарова$10,88 млн
- 13. Николай Фешин$10,84 млн
- 14. Илья Репин$7,43 млн
- 15. Константин Сомов$7,33 млн
- 16. Илья Машков$7,25 млн
- 17. Борис Кустодиев$7,07 млн
- 18. Василий Поленов$6,34 млн
- 19. Юрий Анненков$6,27 млн
- 20. Иван Васильевич Клюн$6,26 млн
- 21. Василий Верещагин$6,15 млн
- 22. Зинаида Серебрякова$5,85 млн
- 23. Илья Кабаков$5,83 млн
- 24. Александр Яковлев$5,56 млн
- 25. Константин Маковский$5,47 млн
- 26. Владимир Баранов-Россине$5,37 млн
- 27. Иван Айвазовский$5,34 млн
- 28. Владимир Боровиковский$5,02 млн
- 29. Александр Родченко$4,5 млн
- 30. Михаил Ларионов$4,46 млн
- 31. Соня Делоне$4,34 млн
- 32. Михаил Нестеров$4,30 млн
- 33. Вера Рохлина$4,04 млн
- 34. Михаил Клодт$4,02 млн
- 35. Павел Кузнецов$3,97 млн
- 36. Александр Дейнека$3,82 млн
- 37. Борис Григорьев$3,72 млн