Персона недели: Владимир Брайнин
Владимир Брайнин — портретист столицы. Его картины с эффектными фотографическими ракурсами, вибрацией цвета и света, с легким меланхоличным оттенком, напоминают скорее сны или грезы, нежели реальный портрет местности
Владимир Брайнин — признанный художник, известность к которому пришла в конце 1970-х — начале 1980-х. В его творчестве соединились любовь к классическому искусству и эстетика современного восприятия, интеллектуальное и чувственное начала, философская глубина и эмоциональное переживание.
Брайнина считают художником одной темы, «певцом Москвы», его картины называют «портретом города». И действительно, на протяжении всей жизни Брайнин пишет серии картин о Москве, образ которой он видит в непривычном для нас варианте. По мнению критика В. Мейланда, картины Брайнина «не столько конкретные пейзажи, сколько некое романтическое пространство своего прошлого».
Родился Владимир Брайнин в 1951 году в Москве. В 1968 окончил детскую художественную школу Краснопресненского района. В 1968–1970 работал художником-декоратором в Театре им. Вл. Маяковского. С 1968 по 1973 учился живописи в студии Е. А. Додонова, а с 1971 по 1976 — в Московском полиграфическом институте на художественно-графическом факультете. С конца 1970-х годов Брайнин является постоянным участником выставок, он один из тех художников, кто неутомимо, очень плодотворно, с невероятным постоянством много работает...
Семидесятые — период становления художника — совпал со временем, когда начало исчезать стилевое и тематическое единство в советском искусстве, когда художественная среда стала активно насыщаться идеями модернизма и постмодернизма. В это время складывался новый и во многом непривычный для зрителя взгляд на город. Живописцы нового поколения отражали в своих пейзажах не внешние, хорошо знакомые черты столицы, а создавали другой, необычный образ города. Эту волну и подхватил Брайнин. Его полотна отражали общую атмосферу жизни, в том числе и жизни города со свойственной ему непредсказуемостью и изменчивостью: «Я наблюдаю за изменениями, удаляя раздражения». Брайнин строит композиции, кадрируя их словно фотограф, создавая на холсте иллюзию пейзажа при помощи света и цвета.
Слова художника звучат как творческое кредо: «Я чувствую, как умирает мой город. Я здесь родился и знаю его достаточно хорошо. Но теперешний социум мне враждебен по сравнению с тем, бывшим 20 лет назад, враждебен не политически, не эмоционально — он мне просто мешает жить».
В картинах Брайнина — московские заброшенные дворы, фрагменты домов с лепниной на фасадах, глухие стены, закоулки, фабричные трубы, площади, есть просто изображения отдельных подъездов, фундаментов домов, каменных львов. Данные укрупненно, они притягивают, завораживают, преображаются в особую мистическую среду, в которой как бы застыло прошлое. Хочется рассмотреть поближе эти щербины, трещины, выбоины на поверхности стен. В этих пейзажах есть своя магия, тайна. Художник испытывает чувство ностальгии по этой ушедшей реальности. Вот, к примеру, как он говорит о кондитерской фабрике «Большевичка»: «Сладкая фабрика. Плюс эта сладость — это ведь разница в рассмотрении этого домика, который вот-вот уйдет. Я его помню еще много лет назад, десятки лет назад, когда по этой улице в основном машины не ездили, а ходили лошади с ипподрома, и конюшни были, и старый Манеж. И вот ощущение этого света, который вот такой благостный, он оттуда, из детства».
Но это не просто ностальгия по уходящему городу — это настоящая коллективная память, многозначная и многосмысловая, философствующая. Брайнин ищет не просто выход собственным воспоминаниям, он ведет диалог не только с собой, но и со временем, пытаясь передать и грусть, и сожаление об утраченном…
Особо хочется сказать о живописном мастерстве В. Брайнина. Истинное удовольствие созерцать манеру его письма — свободную, смелую, раскованную. Видеть, как вибрируют цветовые оттенки, как светится поверхность холста, какое колористическое богатство дарит нам художник от темных до ярких аккордов, как он работает с цветом, светом, некоторые работы пронизаны солнцем, в них есть воздушная среда.
Талантливый художник, умный и интересный человек В. Брайнин языком живописи говорит о самом сокровенном, он продолжает работать, а уровень задач, которые он решал и решает, впечатляют своей серьезностью и актуальностью.
«Я пишу людей, город, какие-то явления, я хочу, чтобы это все не умирало. Может быть, поэтому я акцентирую внимание на моментах разрушения, действия времени — парадокс в том, что у меня в картинах все продолжает жить. И мне всегда важно, что это сделал я, поскольку истратил часть души…»
В 2000-х под кураторством искусствоведа Георгия Никича прошли персональные выставки Брайнина в залах Нового Манежа (Москва, 2002, 2006 «Диалог с собой») и персональная выставка «Картина» в Художественном музее им. Радищева (Саратов, 2000).
Работы находятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи (Москва), Государственного Русского музея (Санкт-Петербург), Музея ART4 (Москва), Екатеринбургского музея изобразительных искусств (Екатеринбург), Калининградского музея изобразительных искусств (Калининград), Музея изобразительных искусств Кузбасса (Кемерово), Курганского областного художественного музея (Курган), Нижнетагильского музея изобразительных искусств (Нижний Тагил), Тульского областного художественного музея (Тула), Ярославского художественного музея (Ярославль), Николаевского областного художественного музея имени В. В. Верещагина (Николаев, Украина), Херсонского художественного музея им. А. А. Шовкуненко (Херсон, Украина), Ludwig Museum (Кёльн, Германия), Национальной галереи искусств «Захента» (Варшава, Польша).
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/xxicentury/20200727_Brainin_artist.html
https://artinvestment.ru/en/invest/xxicentury/20200727_Brainin_artist.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.