«Совком». 3 апреля. Краткие итоги
Предложите хорошие вещи по правильным ценам — тогда и у вас в зале будут торговаться и покупать… аж 27 человек! А еще телефон… А еще заочка… Каков каталог, таков и итог!
3 апреля состоялось одно из главных аукционных событий этой весны — торги «Русское и западноевропейское искусство XIX — XX век» аукционного дома «Совком».
Каталог, в состав которого вошло без малого 200 лотов, тщательно отбиравшихся в течение полугода, содержал почти все лучшее, чем может заинтересовать потенциального покупателя на отечественном арт-рынке искусство второй половины XIX — XX века. Литографии, гравюры и фото XIX века; русское и западноевропейское искусство XIX — XX веков: сплошь музейного уровня имена — Б. Кустодиев, А. Лентулов, И. Репин и др., и конечно топ лот — картина В. П. Верещагина «Желанная встреча. Свидание боярыни Морозовой с князем Серебряным» по мотивам исторического роман А. К. Толстого «Князь Серебряный. Повесть времён Иоанна Грозного».
Парижская школа была представлена цветочными натюрмортами Маревны и М. Кислинга. Раздел театральной и эротической графики — работами Б. Кустодиева, М. Добужинского, Б. Григорьева и др. В отдельный стринг были выделены работы членов Союза Русских Художников и продолжателей их традиций второй половины ХХ века. Кроме того, в каталог попало около 20 картин советской академической школы и представителей сурового стиля. Завершал каталог традиционно для «Совкома» раздел нонконформистов и неоакадемистов, а также несколько работ современных авторов — А. Ганкевича, Люси Вороновой, Ю. Купера и др.
С таким-то каталогом вполне понятно, что к старту торгов в просторном зале «Совкома» наблюдался аншлаг — более шести десятков человек и весьма оживленная атмосфера в зале, которой не бывает, если среди присутстваующих преобладают наблюдатели. В итоге именно залу и досталась бóльшая часть всех проданных в этот вечер лотов: 27 человек, принявших непосредственное участие в торгах, забрали 80 из 177 каталожных работ. 14 лотов ушло покупателям по телефону, 22 раза из 34 оказалась успешной заочная ставка. Общие же цифры прошедших торгов таковы: продано 65,54 % (116 из 177) лотов на общую сумму более 110 миллионов рублей (50,4 % от среднего суммарного эстимейта каталога). Это лучший результат за последние полгода среди аукционов изобразительного искусства в России.
С молотка ушло 60,19 % (62 из 103 лотов) живописи, 76,56 % (49 из 64) графики и ровно половина (5 из 10) фотографий. И еще одна интересная цифра: было куплено (иногда с торгом в 5 и более шагов) 37 из 46 дорогих, т. е. предварительно оцененных в миллион и выше, лотов.
При таком каталоге ожидаемо большим оказался и диапазон стартовых цен — от 10 000 до 33 000 000 рублей; причем зачастую предварительно установленные старты пересчитывались в большую сторону из-за изменения курса рубля ко дню продажи.
Самым дорогим стал лот 102 из трех иллюстраций Ю. И. Пименова к книге С. Я. Маршака «Хороший день» (1948). Три листа маслом на бумаге достались покупателю в зале: он победил 14-миллионную заочную ставку, с которой стартовали торги, предложив 17 миллионов рублей.
Второй по стоимости покупкой вечера оказался следующий, 103 лот. Тот же покупатель в зале забрал себе и замечательный оригинальный гуашевый рисунок Александра Дейнеки для обложки книги «Наша авиация» за 7,5 миллиона рублей со старта в 7 миллионов по заочной ставке.
В актив можно записать и торги по цветочным композициям. Так, в 3 шага между заочной ставкой и покупателем на телефоне был разыгран лот 49 — прекрасный натюрморт с подсолнухами Маревны 1940-х годов, доставшийся телефону за 1 700 000 рублей с 1 400 000 старта. По телефону со старта в 4 300 000 рублей (третий результат дня) ушла изящная цветочная композиция «Папоротники и герберы» (1932) Моисея Кислинга.
Самая упорная борьба вечера развернулась за лоты 80 и 81 — весенние пейзажи П. Петровичева и Л. Туржанского. За первый, картину Петровичева «Весна в лесу» (лот 80), торговались заочная ставка и шесть (!) претендентов в зале. Для того чтобы определить победителя, потребовалось более десяти шагов. В итоге работа ушла-таки в зал за 4 миллиона рублей, со старта в 2 миллиона по заочной ставке. То же самое, разве что без участия заочной ставки, произошло и при торге за следующий, 81 лот «Пейзаж. Песнь весны» (1913) Туржанского: те же стартовые 2 миллиона, те же итоговые 4 миллиона, и победил зал.
Традиционно неплохо разошлись шестидесятники — В. Пивоваров (лот 165, 120 000 рублей), Д. Краснопевцев (лот 167, 420 000 рублей), В. Немухин (лот 170, 750 000 рублей) и др.
По заочной ставке за 1 200 000 рублей продан «Натюрморт с птицами и рыбой» Люси Вороновой (лот 172). Если считать в рублях, то это рекордная цена для произведений художника (если в долларах, то из-за разницы курсов это второй результат, но мы же с вами в России, поэтому давайте радоваться рекордам).
К слову, именно пресловутая «разница курсов», возможно, все же сыграла свою отрицательную роль во время розыгрыша «Желанной встречи…» — лота с каталожной обложки: стартовые 28 миллионов рублей, к которым претенденты на лот 65 успели морально подготовиться, перед самым аукционом были пересчитаны в 33 миллиона рублей. В итоге, увы, лот остался непроданным.
В целом аукцион прошел в довольно хорошем темпе. Аукционист (а торги вел в этот раз сам Ю. Тюхтин) внимательно следил за настроением публики в зале, и, если в активной торговле вдруг случались паузы, мотивировал потенциальных покупателей так называемой «игрой на понижение». В частности, когда стало ясно, что за стартовые 250 000 рублей на пейзаж «Москва-река» Б. Ф. Суханова (лот 94) претендентов нет, он начал постепенно, по 10 000рублей, снижать цену. Зал расслабился и прозевал момент, когда за скромные 40 000 рублей картину забрал самый удачливый (и внимательный) участник в его рядах. Поздравляем его с очень выгодной покупкой. Вывод: чтобы не пропустить самое выгодное предложение, не стоит сильно отвлекаться во время торгов.
Аукцион сезона удался, чем оправдал высокие ожидания большей части публики. Авторы и сторонники негативных прогнозов могут утешиться непроданными лотами, да и то вряд ли надолго: все эти работы предлагаются в рамках постаукционной продажи. Поздравляем организаторов аукциона сезона, его участников и победителей.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/russia/20140407_sovcom.html
https://artinvestment.ru/en/invest/russia/20140407_sovcom.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.