- Яков Голубев, "Еловый лес"
- Оценка картин
- Беликов Василий. Продам картины пензенского художника
- Малышев Иван Кондратьевич /1929-2010/ Осенний мотив 1982 год
- Мороз Георгий Моисеевич (1937 - 2016) Радостный день 1990 год
- Маска Хёттоко, дерево, Япония
- Н.Сызганова. Вышивка
- Окимоно "Мальчуган", бронза, Япония
- Кто автор?
- Величко Николай Петрович (1932-1992) Натюрморт 1981 год
Топ-20 работ шестидесятников
ARTinvestment.RU 22 августа 2012
Рейтинг аукционных результатов — это НЕ распределение мест художников в истории искусства. Скорее его можно расценивать как «пузомерку» для аукционов — свидетельство того, насколько хорошо им удавалось продавать предметы в период русского бума
Несмотря на всю развлекательную направленность подобных рейтингов, по традиции их приходится предварять многими оговорками. Итак, позиция в рейтинге аукционных результатов не является объективной оценкой художника, и рейтинг — это ни в коем случае не распределение мест художников в истории искусства. Хотя определенная логика в нем и прослеживается — например, высокая оценка московского концептуализма, — тем не менее формально в топ-20 аукционных результатов нет целого ряда ключевых фигур в послевоенном искусстве, символов своего поколения. Нет Эрнста Неизвестного, Владимира Янкилевского, Оскара Рабина, Дмитрия Плавинского, Владимира Яковлева, Анатолия Зверева и многих других. Так о чем тут еще говорить? С куда большими основаниями рейтинг можно расценивать как «пузомерку» для аукционов — свидетельство того, насколько хорошо им удавалось продавать предметы в период «русского бума». На том давайте и порешим. И перейдем к деньгам.
До кризиса 2008 года сегмент шестидесятников, нонконформистов (или, точнее, послевоенного неофициального искусства) рос опережающими темпами. За пять лет цены на шестидесятников выросли в 5–10 раз. Иногда это рост был просто ошеломляющим. Например, замеры по нашим индексам ARTIMX показывают, что условная тысяча долларов, вложенная в произведения Оскара Рабина в 2003 году, на пике русского бума, в 2008 году превратилась в 14 788 долларов. Почти 15-кратный рост, и это в среднем! И ничего удивительного. Такая математика объяснялась ростом с малой первоначальной базы — тем, что до 2003 года работы художника стоили около 4–6 тысяч долларов, а уже к 2007–2008 годам его персональные рекорды устанавливались на уровнях выше 300 тысяч долларов. Это не было дутым процессом, пузырем. Ценовая революция следовала за искренним общественным признанием — коллекционеры вновь открывали для себя нонконформистов. Хотя на фоне столь бурной любви покупки делались порой слишком импульсивно.
Но, конечно, столь бурный рост не мог оставаться безнаказанным. Несмотря на оптимистичные ожидания, что кризис не ударит по рынку искусства, цены после 2008-го скорректировались вниз. По ощущениям, коррекция на произведения шестидесятников составила 20–30 процентов. И эти цифры, если сравнить с обвалом акций Газпрома, не выглядели удручающими. Как всегда, в большей степени в кризис пострадали переоцененные вещи среднего и низкого качества. Шедевров подобные внешние неприятности, как правило, не касаются.
По эмпирическим оценкам, в кризис рынок работ шестидесятников пострадал все же сильнее, чем классиков. С 2008/2009 года их стало заметно меньше появляться на торгах. Топовые аукционные дома включали в каталог по 3–10 работ, специализированные торги по послевоенному искусству не проводились, а шедевры и вовсе стали редкостью: продавцы не горели желанием выставлять их по низким ценам.
Очередным стресс-тестом для рынка нонконформистов стали аукцион BRIC дома Phillips de Pury в 2010 году. В тот раз получилось, что наряду с профильными для этого аукциона работами актуальных художников (Анатолия Осмоловского, Сергея Браткова и др.) в каталог вошли очень крепкие работы Владимира Янкилевского, Олега Васильева, Эрика Булатова. На дворе тем временем был самый разгар кризиса, апрель 2010 года, и все шапкозакидательские настроения давно прошли. И вот вроде бы в самый неподходящий момент аукцион прошел на ура. Некоторые художники (например, Владимир Янкилевский с триптихом за 133 тысячи фунтов и Анатолий Осмоловский) вовсе обновили свои персональные рекорды. А исполинское полотно Виталия Комара и Александра Меламида «Встреча Солженицына и Бёлля на даче у Ростроповича» не просто вошло в двадцатку самых дорогих картин шестидесятников, а встало в ней на четвертую строчку. Со старта в 160 тысяч фунтов вещь доторговали до 667 тысяч фунтов.
Любопытно, что сразу четыре первые строчки топ-20 занимают рекорды, установленные именно на Phillips de Pury, а не на Sotheby’s и Christie’s. А всего на этой площадке, специализирующейся на современном искусстве, было установлено шесть рекордов из двадцати. Для сравнения: на Christie’s был зарегистрирован только один рекорд, а на национальных российских аукционах — ни одного.
Вообще, с 2008 года чарт шестидесятников взламывался лишь дважды. Уже упомянутой работой Комара и Меламида в 2010 году — опорная вещь, с историей, тут понятно. И еще перед этим, в 2009 году, на 14-ю строчку встала ранняя картина Бориса Свешникова «Дама с кошачьим черепом», проданная на MacDougalls. Можно ли из этого сделать вывод, что рынок нонконформистов до сих пор не восстановился после кризиса? Скорее можно говорить о том, что сегодня цены вернулись к своим рациональным значениям: новых эмоциональных рекордов нет, но дешево хороших вещей тоже не купишь.
На вопрос о перспективах рынка послевоенного неофициального искусства, о том, будут ли расти цены, просится встречный вопрос: а какие еще есть варианты? Шестидесятники на глазах становятся антиквариатом во всех смыслах. Рынок в целом успешно выдержал проверку кризисом и по крайней мере понятны ценовые горизонты восстановительного роста. Шедевров здесь больше не становится. За исключением нескольких художников «группы риска», этот рынок мало заражен подделками. С точки зрения исторической оценки большинство акцентов уже расставлено, хотя тут еще возможны какие-то движения. На мой взгляд, среди художников этого поколения остаются еще как сильно недооцененные, так и переоцененные. В плюс этому рынку работает наличие серьезных движущих сил. Шестидесятники есть во многих известных частных собраниях по всему миру (в России, например, у Семенихиных, Михаила Алшибаи, Александра Кроника и др.), в Европе и Америке есть музеи другого искусства, регулярно проводятся выставки и ретроспективы (в частности, не далее как вчера в музее на Делегатской открылась выставка из польской коллекции Петра Новицкого). В отличие от прежних лет много сил вкладывается в популяризацию их творчества. Все это делает эту тему не только интересной для коллекционирования, но и перспективной для инвестиций. Подтверждение этому мы, вероятно, увидим уже ближайшей осенью. И в нашем развлекательном рейтинге наверняка опять придется производить рокировки и освобождать места…
Ниже представлен аукционный рейтинг произведений шестидесятников, составленный на основе базы аукционных результатов ARTinvestment.RU. Вне зависимости от валюты сделки все цены в нем указаны в долларах (в пересчете по курсу на дату продажи) и включают премию покупателя (Buyers Premium).
Топ-20 работ шестидесятников
https://artinvestment.ru/invest/rating/20120822_top_20_60_s.html
https://artinvestment.ru/en/invest/rating/20120822_top_20_60_s.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 19.04.2024 Artprice подводит итоги первого квартала 2024 года Суммарный объем аукционных продаж составил $1,3 млрд
- 18.04.2024 Центр «Зотов» объявил прием заявок на участие в грантовой программе для исследователей конструктивизма Общий грантовый фонд составил 1,2 млн рублей
- 18.04.2024 Artnet анализирует рынок работ Виллема де Кунинга Поздние произведения художника в последние годы начали расти в цене
- 16.04.2024 Готовится каталог-резоне NFT-работ из проекта Сryptopunks В нем соберут репродукции всех работ коллекции, выпущенных с 2017 года
- 12.04.2024 Закрылась торговавшая NFT платформа Digital Basel Целый год обвинений в мошенничестве не прошел даром
- 24.04.2024 Sotheby’s распродает коллекцию компаньона Стива Джобса Топ-лотом стала работа Сая Туомбли, оцененная в $1 млн
- 23.04.2024 Sotheby’s собирается продать рукопись повести Артура Конан Дойла «Знак четырех» Черновик знаменитого детектива появится на аукционе с эстимейтом $0,8–1,2 млн
- 22.04.2024 Christie’s установил ценовой рекорд на работы Флорин Стеттхаймер Цена лота составила более $1 млн
- 19.04.2024 Крошечный набросок Микеланджело с изображением мраморного блока продан в 33 раза дороже эстимейта Цена лота составила более $200 000
- 19.04.2024 Итоги аукциона ARTinvestment.RU № 526 Общая выручка составила 23,3 млн рублей
- 12.04.2024 HISCOX Artist Top 100 2024: Ни о чем — и о многом Специализированный отчет британской страховой компании об ультрасовременном искусстве на западных аукционах
- 08.04.2024 Открыт 208-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Евы Аракчеевой, Алексея Барвенко, Натальи Бритовой, Марии Васильевой, Марины Венедиктовой, Антона Вяткина, Дмитрия Кедрина, Елены Красотиной, Бориса Марковникова, Пааты Мерабишвили (Pata), Андрея Мунца, Ольги Оснач, Натальи Ходюк
- 05.04.2024 Отчет Art Basel & UBS 2024: онлайн-продажи AI изучает официальные показатели онлайн-продаж искусства в 2023 году
- 02.04.2024 Коллекционеры и коллекционирование. Статус Третий материал серии, посвященной теории и практике современного коллекционирования предметов искусства
- 01.04.2024 Открыт 207-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — совместные работы Лилии Ли-ми-ян и Катерины Садовски
- 24.04.2024 Франция отмечает 150-летие импрессионизма выставками и аукционами Приуроченные к юбилею торги Christie’s собрали $13,4 млн
- 23.04.2024 В Музее Москвы открывается выставка «Москвичка» В экспозицию вошли работы Малевича, Дейнеки, Лабаса и других художников
- 22.04.2024 В ММОМА открывается персональная выставка Зураба Церетели Проект приурочен к 90-летию художника
- 22.04.2024 На «Арт Москве» показали новые работы Виктории Волтегровой Художница дебютировала на ярмарке с серией работ, посвященной экологии
- 19.04.2024 Новые имена на ярмарке «Арт Москва» Представляем некоторых молодых художников — участников смотра
Топ 37
- 1. Марк Ротко$86,83 млн
- 2. Казимир Малевич$85,81 млн
- 3. Василий Кандинский$41,8 млн
- 4. Марк Шагал$28,45 млн
- 5. Хаим Сутин$28,16 млн
- 6. Николя де Сталь$22,2 млн
- 7. Алексей Явленский$18,59 млн
- 8. Валентин Серов$14,51 млн
- 9. Тамара де Лемпицка$13,36 млн
- 10. Николай Рерих$12,09 млн
- 11. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин$11,76 млн
- 12. Наталия Гончарова$10,88 млн
- 13. Николай Фешин$10,84 млн
- 14. Илья Репин$7,43 млн
- 15. Константин Сомов$7,33 млн
- 16. Илья Машков$7,25 млн
- 17. Борис Кустодиев$7,07 млн
- 18. Василий Поленов$6,34 млн
- 19. Юрий Анненков$6,27 млн
- 20. Иван Васильевич Клюн$6,26 млн
- 21. Василий Верещагин$6,15 млн
- 22. Зинаида Серебрякова$5,85 млн
- 23. Илья Кабаков$5,83 млн
- 24. Александр Яковлев$5,56 млн
- 25. Константин Маковский$5,47 млн
- 26. Владимир Баранов-Россине$5,37 млн
- 27. Иван Айвазовский$5,34 млн
- 28. Владимир Боровиковский$5,02 млн
- 29. Александр Родченко$4,5 млн
- 30. Михаил Ларионов$4,46 млн
- 31. Соня Делоне$4,34 млн
- 32. Михаил Нестеров$4,30 млн
- 33. Вера Рохлина$4,04 млн
- 34. Михаил Клодт$4,02 млн
- 35. Павел Кузнецов$3,97 млн
- 36. Александр Дейнека$3,82 млн
- 37. Борис Григорьев$3,72 млн
- Яков Голубев, "Еловый лес"
- Оценка картин
- Беликов Василий. Продам картины пензенского художника
- Малышев Иван Кондратьевич /1929-2010/ Осенний мотив 1982 год
- Мороз Георгий Моисеевич (1937 - 2016) Радостный день 1990 год
- Маска Хёттоко, дерево, Япония
- Н.Сызганова. Вышивка
- Окимоно "Мальчуган", бронза, Япония
- Кто автор?
- Величко Николай Петрович (1932-1992) Натюрморт 1981 год