Art Investment

«Русские лоты» на аукционе Phillips de Pury в апреле. Прогноз торгов

Искусство России, Бразилии, Индии и Китая на аукционе BRIC

23–24 апреля в лондонской галерее Саатчи пройдут тематические торги Phillips de Pury, посвященные современному искусству Бразилии, Росcии, Индии и Китая (стран BRIC). Подборка получилась солидная: почти 440 лотов, много звездных имен — от мастеров бразильской «Тропикалии» (Элью Ойтисика, Лижия Кларк) до беспощадных китайских политических концептуалистов (Ай Вэйвэй, Ван Гуанъи). В нашей статье мы остановимся подробно на «русских» лотах. В онлайн-каталоге аукциона произведения наших соотечественников представлены на страницах 1–3 (по традиции не монолитным национальным стрингом, а вместе с работами художников других стран) и на страницах 19–28.

Для художников орбиты русского искусства аукцион обещает сложиться очень неплохо. «Погода шепчет»: московские богачи находятся под впечатлением только что выставленной коллекции Виктора Бондаренко (где представлены преимущественно те же имена). Плюс на днях много шума наделала сверхудачная продажа подборки работ Давида Бурлюка, которая ушла с большими превышениями эстимейтов. К современному русскому искусству это сделка не имеет прямого отношения, но косвенно может свидетельствовать о возращении интереса к покупкам. Ну, посмотрим.

Собирателям искусства шестидесятников в первую очередь стоит обратить внимание на работы Владимира Янкилевского. Автопортрету 1999 года дан эстимейт 10–15 тысяч фунтов. Очень хорошая работа, на взгляд AI, сильно недооценена. Вероятно, потому, что формально это смешанная техника на бумаге с картоном. Автопортрет — компактное сосредоточение главных идей Янкилевского, наполнен первоэлементами его языка — очень характерная, узнаваемая работа. К тому же удобного коллекционного размера. По «Автопортрету» AI ждет превышения эстимейта минимум до 40 тысяч фунтов.

Но самый интересный русский лот этого аукциона — это работа «Триптих № 10» (1970), оцененная в 50–70 тысяч фунтов. Редчайший случай, когда один из 28 существующих триптихов (вершина творчества художника) предлагается на открытых аукционных торгах. К тому же — один из лучших триптихов. Большинство работ этого формата находятся в ведущих музеях мира и значительных частных собраниях. Подробнее о работах этого класса читайте в сегодняшнем интервью Владимира Янкилевского сайту ARTinvestment.RU. По мнению AI, триптих может быть продан в текущих условиях за 300–400 тысяч фунтов, со значительным превышением эстимейта. Что все равно не будет соответствовать высокому значению этой работы в истории послевоенного неофициального искусства. Существенная проблема триптихов — исполинский размер. Их трудно экспонировать в частном собрании. Такой формат требует музейного пространства. Но «Триптих № 10» имеет как раз щадящий размер — 4,3 метра по горизонтали, а в высоту — всего метр. То есть в пространстве выставочного помещения он многое затмит, но вчистую не съест.

Одним из топ-лотов торгов обещает стать картина художника «сретенской группы», концептуалиста Эрика Булатова «Вход — входа нет» (1994–1995). Картина — одна из нескольких авторских вариаций растиражированного полотна середины 1970-х, входящего в коллекцию парижского Центра Помпиду. Произведение оценено в 350–450 тысяч фунтов. Визитной карточкой Булатова являются внушительных размеров полотна, где на фоне открыточных пейзажей и видов неба парят монолитные буквы, образующие всем известные, привычные фразы. Этот стиль открывает большой простор для экспериментов с композицией. В некоторых работах, например «Живу — вижу» (1980), слова образуют коридор, убегающий к горизонту; тот же прием использован и в рассматриваемой нами работе, только тут коридор находится в чистом, девственно-белом пространстве. Булатов играет с символикой цвета: голубой (слово «Вход») означает свободу, простор, неограниченное мышление, красный же («Входа нет») — цвет запретительный. Произведениям Булатова особенно везет на аукционах Phillips. На этой торговой площадке был установлен и публичный ценовой рекорд для его творчества. В феврале 2008 года холст «Слава КПСС» 1975 года ушел на Phillips за 1,08 миллиона фунтов при эстимейте 500–700 тысяч. Работе «Вход — Входа нет» рекорд не грозит, но верхняя граница эстимейта для нее вполне посильная задача.

На аукционе хорошо представлен поэтичный концептуализм с обильной фотореалистической составляющей другого известного «сретенца» — Олега Васильева. Одной из самых впечатляющих работ является картина «На берегу моря» (1989). У нее сложная композиция, где вертикальное оборачивается горизонтальным, а посередине находится круг чистого света. Эстимейт холста — 70–90 тысяч фунтов. Вероятно, вещь будет продана с небольшим превышением эстимейта. Более традиционный натюрморт, написанный в приглушенных осенних тонах, «В память о Ефиме Моисеевиче Рояке» (1987), получил аукционную оценку в 50–70 тысяч фунтов. Работа посвящена русскому художнику-супрематисту, ученику Шагала и члену УНОВИСа Ефиму Рояку. Еще одна картина, «Дорога к озеру» (2001), где использован традиционный васильевский мотив дороги, оценена в 40–60 тысяч фунтов.

В контексте неофициального искусства нельзя также не упомянуть произведение первопроходцев соцарта Комара и Меламида «Встреча Солженицына и Белля на даче у Ростроповича» (1972). В эту картину ироничные художники включили «все, что любят либералы в Москве, все, что нужно для хорошей, буржуазной жизни, — гроздь винограда, хрустальные стаканы, лимон с кожурой, свешивающейся с края стола, как в голландских натюрмортах XVII века. Но еще важнее, что мы выполнили это все в разных стилях — Сезанна, кубизма, футуризма, а левую ногу Белля написали в стиле русских икон. Эта картина — не просто атака на иллюзии русских либералов. Мы тоже были либералами, тоже принадлежали к интеллигенции. В этой картине мы атаковали наши собственные иллюзии». Полотно 1972 года оценили в 100–150 тысяч. Известный сюжет, ценный период — вполне коллекционная вещь. Верхний эстимейт должна дать, может, даже с превышением.

Что до актуального искусства, то тут тоже есть к чему присмотреться. Выполненные в 2009 году деревянные объекты серии «Хлеба» Анатолия Осмоловского получили эстимейт 60–80 тысяч фунтов. Бывший акционист, Осмоловский сейчас ратует за «чистое» искусство, независимое от контекста и ведущее диалог лишь с самим собой. «Хлеба» содержат отсылки к русской иконописи, приглашают вспомнить старые иконы, настолько потемневшие, что изображения на них уже неразличимы. По мнению AI, эстимейт завышен. Работа переоценена даже по нижней границе. Работы Осмоловского сопоставимого класса доступны на внутреннем рынке по вполне комфортным для коллекционеров ценам. Если эти скульптуры найдут покупателя, то мы получим новый рекорд: на данный момент самой большой суммой, когда-либо уплаченной на аукционе за произведение Осмоловского, является 11 тысяч фунтов. Столько выложили за скульптуру из цикла «Хлеба» (2007) на Sotheby’s 9 июня 2009 года.

Плакат с чернокожим Путиным украинского хулигана Сергея Браткова оценен в 4–6 тысяч фунтов. Возможно, на создание этой работы (которая называется Change) художника вдохновили предвыборные плакаты с изображением Барака Обамы, выполненные Шепардом Фейри (Shepard Fairey). Произведение появилось на свет совсем недавно — в 2008 году. Для Браткова вещь не программная, работа сильно на любителя. Но и деньги небольшие. Думаем, что будет продана в пределах эстимейта.

На торгах также можно будет приобрести фотографии таких известных авторов, как Александр Родченко, Евгений Халдей, Борис Михайлов и АЕС+Ф.

Источник: phillipsdepury.com, azbuka.gif.ru, openspace.ru, artinvestment.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/auctnews/20100419_bric.html
https://artinvestment.ru/en/news/auctnews/20100419_bric.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».