Art Investment

«За железным занавесом. Официальное и независимое искусство в Советском Союзе и Польше 1945–1989»

Сегодня в Музее декоративно-прикладного и народного искусства открывается выставка произведений из коллекции Петра Новицкого (Польша) в рамках VI Фестиваля коллекций современного искусства

Сегодня во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства открывается выставка «За железным занавесом. Официальное и независимое искусство в Советском Союзе и Польше 1945–1989», представляющая произведения из коллекции Петра Новицкого (Польша). Выставка проходит в рамках VI Фестиваля коллекций современного искусства. Организаторами выступили Государственный центр современного искусства и Фонд польского современного искусства (Варшава). Представлены 122 работы 74 художников.

Выставка являет собой пример «проблемной презентации» коллекции: на основе собранного Петром Новицким богатого художественного материала предлагается осмыслить политические, социальные и художественные процессы, происходившие в жизни обеих стран на протяжении пятидесяти послевоенных лет.

Рассматривая сегодня наше недавнее прошлое, мы можем переживать его в ином контексте. Ортодоксальные художественные формы ушедшего времени сегодня становятся особой художественной реальностью, представляя свою версию социальных и культурных процессов ХХ столетия и ведя диалог с культурой андерграунда.

Экспозиция выставки разбита на несколько разделов. Раздел «Торжество идеологии» включает произведения, выполненные в духе соцреализма и сгруппированные вокруг таких тем, как «Революция», «Ленин — Сталин», «Великая Отечественная война», «Перекуем мечи на орала», «Счастливый человек», «Интеллигенция».

В разделе «Предшественники» представлены работы крупнейшего скульптора ХХ века Катажины Кобро и одной из самых заметных фигур польского авангарда — Владислава Стржеминского.

Следующий раздел посвящен так называемому второму авангарду в Польше. Начиная с выставки 1955 года в варшавском Арсенале польские художники могли работать без значительных идеологических ограничений. В Кракове Тадеуш Кантор вместе с Ионашем Стерном, Эрной Розенштейн и другими возобновил деятельность созданной в 1930-х годах Краковской группы, а в Варшаве Марианн Богуш основал галерею Кшиве Коло, в которой выставлялись Тадеуш Доминик, Стефан Геровский, чьи произведения включены в этот раздел.

Шестидесятые годы в Советском Союзе также оказались временем перемен. Работы художников этого периода можно увидеть в секциях выставки «Абстракция» и «Фигуративное искусство».

Неофициальная художественная жизнь 1970–80-х годов представлена работами Ильи Кабакова, Эрика Булатова, Эдуарда Штейнберга, Владимира Янкилевского, Владимира Яковлева, Владимира Немухина, Эдуарда Гороховского, Николая Вечтомова, Эрнста Неизвестного и других.

Часть выставки «Знак и значение» напоминает о символе и его значении в живописи периода с 1960–80-х годов. В этом разделе преобладает геометрическая абстракция, представленная произведениями Генрика Стажевского, Рышарда Винярского и Генрика Берлеви, а также работами Генрика Мусяловича, Мариана Чапли.

Результатом объявленного 13 декабря 1981 года Войцехом Ярузельским военного положения, вывода на улицы польских городов тысяч солдат, введения комендантского часа и обострения цензуры был общепольский протест против репрессий. Отсюда название раздела — «Искусство протеста», включающего работы Ежи Рышарда Зелинского, Веслава Шамборского, Владислава Хасёра, Яцека Срока, Кшиштофа Ваховяка, Мариана Чапли, Тадеуша Боруты.

Начатая Михаилом Горбачёвым перестройка привела к распаду не только Советского Союза, но и всего блока социалистических государств Центральной и Восточной Европы. Раздел выставки, посвященный искусству 1980-х годов в России, назван «Трансформация», здесь представлены работы Ильи Кабакова, Эрика Булатова, Владимира Немухина, Эдуарда Гороховского, Бориса Жутовского, Анатолия Брусиловского, Бориса Бича, Дмитрия Врубеля и других.

Источник: пресс-релиз ГЦСИ

В рамках VI Фестиваля коллекций современного искусства сейчас открыты:
«Традиции фольклора и наива в современном искусстве»;
«Агулис». Выставка работ Гаянэ Хачатурян;
Белорусское искусство в «Доме на набережной».


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20120821_novitskiy.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20120821_novitskiy.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».