Итоги XXXIII Антикварного салона. Московский дрейф
Давно пора перестать надеяться на внезапное резкое улучшение внешней конъюнктуры и учиться работать в новых дискомфортных условиях
Примерно с 2009 года итоги Антикварных салонов мы привыкли комментировать с оговорками. И с авансами. Дескать, да, сейчас результат не очень, но есть обнадеживающие тенденции. При этом всегда чего-то не хватает. Кажется, что нужно совсем чуть-чуть, и дела снова пойдут. Не хватает каждый раз разного. Так, на позапрошлом Салоне участники грешили на нехватку рекламы. А на прошлом, XXXII, салоне idée fix была нехватка политической стабильности. Дескать, сейчас все устаканится — выборы, Дума, Путин, митинги — и наступит долгожданная для многих антикваров стабильность. После этого клиентура успокоится и начнет покупать.
Сейчас уже можно сказать, что это была иллюзия. Результаты выборов не привели к росту спроса на антикварном рынке. Как не смогли они остановить бегство капитала, усиление кризиса в малом и среднем бизнесе, а также эмиграцию состоятельных людей, в числе которых было немало коллекционеров. «Стабильность» не помогла. Как точно подметила одна из участниц форума AI, подъем можно ждать, когда люди верят в будущее, увлечены перспективой и имеют успешный опыт инвестирования. А когда среди рассматриваемых перспектив — «сланцевая революция», обвал цен на энергоносители и «вторая волна» кризиса, то клиентура крепко садится на деньги и зажимается на новых опасениях. Что в целом и подтвердил XXXIII Антикварный салон.
Об основных своих впечатлениях доложим вам в форме вопросов и ответов.
Как можно охарактеризовать итоги: продажи и деловую активность?
У кого-то получше, у кого-то похуже. Однозначный результат, как всегда, сформулировать невозможно. Но галерей, которые сказали бы, что нынешний Салон для них лучше предыдущего, практически нет. Посетителей, по общей оценке, было меньше, чем раньше. Но при этом квалификация публики выше. В последние дни Салона участники фиксировали «точечные» продажи. То есть редкие. Но при этом многие отмечали, что удалось заинтересовать новую потенциальную клиентуру, и эти связи будут отрабатываться еще пару месяцев после закрытия салона. Словом, есть некий отложенный эффект — его никогда нельзя сбрасывать со счетов.
Что нового появилось в спросе публики?
Вот тут интересную вещь нам рассказали. Некоторые галеристы заметили, что со стороны молодой аудитории увеличился спрос на «родную речь», то есть на русских классиков, репродукции работ которых тиражировались в школьных учебниках. Неужели спрос пошел по второму кругу? Неожиданно и интересно. Насколько сильна будет тенденция, предстоит еще проверить. Но что-то такое уже есть.
Среди других отмеченных тенденций — интерес групп кавказских и среднеазиатских покупателей к профильной исторической тематике. Живопись с джигитами, национальными пейзажами — все такое. Видно, у людей все неплохо — прицениваются.
Было ли что-то интересное для инвесторов?
Справедливость цен — это отдельный вопрос, оставим его в стороне. Но материал хороший был. Из трех выделяемых ARTinvestment.RU перспективных инвестиционных направлений на салоне было представлено два: русское искусство первой половины XX века (включая Пименова, Дейнеку и др.), а также русское зарубежье. Во втором сегменте галеристам удавалось даже познакомить публику с именами, до того мало известными русским покупателям (например, с произведениями Марии Лагорио в «Элизиуме»). А вот шестидесятников (третье перспективное инвестиционное направление) практически не было. Очень жаль. Получается, что это направление де-факто выпало сегодня из основных ярмарочных форматов. Нонконформисты оказались слишком молоды для Антикварного салона и слишком стары для той же Арт-Москвы.
Улучшилось ли качество предложения на текущем салоне?
Интересных работ в этот раз было много. И ощущения, что по качеству вещей салон слабее предыдущего, нет — достаточно посмотреть на нынешний топ-лист экспертного совета. Другое дело, что в этот раз сильнее ощущалось соседство живописи с ДПИ и ювелирными развалами. В целом это порождало ощущение, что «третий этаж» постепенно переползает на второй.
Как чувствовал себя сегмент ДПИ на этом Салоне?
Тут ситуация — отчасти как с гречкой. После успеха ДПИ и ювелирных изделий на прошлых Салонах предложение в этом сегменте увеличилось. Как и раньше, возле этих стендов было повышенное скопление публики. Верный симптом интереса. Привело ли это к высоким продажам? По нашим сведениям, не привело. Продажи были, но в целом скорее хуже, чем на предыдущих Салонах.
Какие цены были на XXXIII Антикварном Салоне?
Большая часть результатов наших изысканий — фотографии и цены — опубликована в фоторепортаже ARTinvestment.RU на форуме. То, что разрешили фотографировать и где не скрывали цены.
Как можно сегодня оценить отношение публики к Салону?
К сожалению, Антикварный салон сегодня не входит в число важнейших культурных событий ни для жителей Москвы, ни тем более жителей страны. И это неправильно. Потому что на самом деле он таковым безусловно является. Для антикварного рынка России нет другой возможности показать товар лицом, всегда на Салон выносится всё самое лучшее, что есть у галерей. Подготовка к Салону начинается за несколько месяцев, галереи специально придерживают редкие картины для Салона. Соответственно, и у потенциальных покупателей антиквариата тоже появляется уникальная возможность увидеть всё самое лучшее в одном месте. Это облегчает задачу как в чисто физическом плане (не нужно ездить по галереям), так и в принципиальном (в обычной жизни самое лучшее, что есть у галерей, часто не висит на стене, а припрятано в запаснике для серьезного клиента).
Есть и другой момент. Отношение к Антикварному салону как СМИ, так и обывателей сегодня — не как к солидному бизнесу, а как к жирующей тусовке: дескать, там всё либо дорого, либо неправда. И опять это не так. Во-первых, не всё дорого, есть на разный кошелек и вкус; во-вторых, это не жирующая тусовка, а собрание профессионалов, которые с удовольствием делятся своими уникальными знаниями. Антикварный салон — это место, где история не абстрактное прошлое и где достижения нашей культуры не исключительно музейная редкость, а произведения, которые можно приобрести.
Почему культурное мероприятие, за которым следит не только антикварная Россия, но и большинство стран соседей, проходит так незаметно?
Увы, не только потому, что мало рекламы. В первую очередь мало внимания городских властей, не говоря уже о федеральных. Почему на открытии нет первых лиц города, страны? Где чиновники министерств? Где камеры? Им лично не интересно, ну допустим. Но есть вещи сугубо прагматичные: любое выступление первого лица повышает фокус внимания СМИ и людей к событию. За примерами далеко ходить не надо: европейские лидеры часто присутствуют на открытии серьезных выставок своей страны. А если мы не будем популяризировать свои мероприятия, то кто?
А ведь в данном случае речь идет не только о продвижении конкретного бизнес-проекта и национального рынка искусства (которому очень бы не помешал новый импульс), но и о популяризации достижений национальной культуры России.
Словом, сегодня ситуация такова, что невольно тянет на лозунги. Впереди — масса работы. Давно пора перестать надеяться на внезапное резкое улучшение внешней конъюнктуры и учиться работать в новых, дискомфортных условиях. Улучшатся — хорошо. А нет — и с такими справимся.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/events/20121030_salon_results.html
https://artinvestment.ru/en/invest/events/20121030_salon_results.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.