РАБИН Оскар Яковлевич (1928–2018) Грузовик. 2014
Текущая ставка
100 RUB
Окончание торгов
26 Июл. 2019 12:00:00
ЖЕЛТОВ Юрий Иванович (1942) Квадраты. 1989
Текущая ставка
11 000 RUB
Окончание торгов
26 Июл. 2019 12:00:00
ШТЕЙНБЕРГ Эдуард Аркадьевич (1937–2012) Композиция. 2010
Текущая ставка
60 000 RUB
Окончание торгов
26 Июл. 2019 12:00:00

XXXI Антикварный салон завершен
ARTinvestment.RU   01 ноября 2011

Салон оправдал многие ожидания, но Событием не стал. И это странно

Закончился очередной осенний Антикварный салон, по сути, гвоздь программы антикварных событий года. На нем участники рынка сверяют часы. Каждый осенний салон — событие само по себе знаковое, и, несмотря на то, что проходит он в конце года, итогом не является, а, наоборот, призван определить тенденции и задать тон.

Стал ли всем этим XXXI Салон? Увы, нет. Индикатором положения дел — да. Гвоздем антикварной жизни — да. Но вот событием даже в масштабе города, не говоря уже о России, — нет. И это странно.

В прессе XXXI Салон если и освещался, то, во-первых, мало, а во-вторых, скорее со знаком минус. Чья здесь недоработка, СМИ или организаторов Салона, сказать трудно. Понятно, что прессу в первую очередь привлекают жареные факты. Применительно к Салону это подделки и скандалы. Вот и получается: раз ничего такого не было, то Салону — плюс, а СМИ писать не о чем. Ну, а PR-служба организаторов на что? Салон — это не только коммерческое, но и (хотя бы по объему потенциальной аудитории и разнообразию ее художественных предпочтений) крупнейшее культурное мероприятие. Однако похоже, что хронический многолетний дефицит информации о Салоне — это уже диагноз. Когда антиквары помалкивают о своих повседневных делах, это понятно, но когда такое вот «молчание ягнят» демонстрируют организаторы самого большого события на нашем арт-рынке — не закрытого показа, а одновременно и выставки вещей нередко музейного качества из частных коллекций, которые больше нигде не увидишь, и продажи их в огромном ценовом диапазоне, — это по меньшей мере неразумно. Салон призван информировать публику, привлекать к участникам новых клиентов, в данном случае тех, кто в состоянии и принципиально готов вложить деньги в предметы искусства. Именно поэтому большинство постоянных экспонентов согласились с увеличением стоимости аренды и пр. Но где же встречные шаги организаторов? Почему на выставку кукол выстраивается очередь в несколько сот метров (при том, что цена билета 500 рублей и цены на кукол иногда сопоставимы с ценами на живопись), а о XXXI Салоне и его уровне знают только специалисты арт-рынка да заядлые завсегдатаи? Где регулярные пресс-релизы о мероприятиях и программах Салона? Где работа с городскими структурами, для которых Салон — прекрасный повод для привлечения в город туристов? В Европе арт-ярмарки — самое горячее время для местных гостиниц и ресторанов, городского транспорта и пр., о них пишет вся мировая пресса. У нас — тишина. Вместо этого опять было несколько сообщений о подделках, как будто специально приуроченных ко времени Антикварного салона, а может, и на самом деле так оно и было. По мнению многих участников Салона, существует чуть ли не заговор по противодействию антикварному бизнесу, и даже указываются конкретные фамилии, но оставим эти шпионские истории авторам детективов и попробуем оценить объективные вещи.

  1. Рекламы Салона мало, информации и того меньше, это факт. И этот факт большинство участников считают основной причиной малого количества посетителей.
  2. Два Антикварных салона в год — много. Эту проблему тоже отмечают многие, и связано это в первую очередь не столько с затратами, сколько с отсутствием такого количества качественных работ, которое может обеспечить две полноценные экспозиции.
  3. Дефицит серьезных вещей, а с ерундой значительным галереям выходить не правильно, приводит к медленной смене показываемых из года в год картин. И это вторая основная причина, которую указывают, когда пытаются объяснить снижение числа посетителей.
  4. Плохая экономическая ситуация, т. е. отток капитала, приводит к снижению покупательской активности внутри страны. Если деньги за границей, значит, и покупки делаются там. А зачастую деньги утекают вместе с их обладателями, которые, привыкая жить основную часть времени за границей, начинают приобретать картины не русских художников.

Вот с таких неблагоприятных позиций стартовал XXXI Антикварный салон. В отличие от нескольких предыдущих Салонов, когда ожидания прорыва и окончания кризиса витали в воздухе, в этот раз ничего не витало и никто ничего не ждал. VIP-прием накануне открытия пессимизм только усугубил: важных персон было мало и им было совсем не интересно, что и почем висит на стенах.

А зря.

В этот раз уровень Салона был очень хорошим, много серьезных картин и ни одной фальшивой на втором этаже (третий этаж судить не беремся, это отдельная история).

Ассортимент остался старым с небольшими изменениями: 90 процентов — классика XIX века, в хорошем качестве и на разный кошелек. Немного Парижской школы, и почти ничего из соцреализма.

Тенденция на усиление внимания к произведениям европейской живописи в этот раз себя не проявила. Европейский ассортимент присутствовал, но активным интересом посетителей не пользовался. Галереи, занимающиеся этим направлением, в массе остались недовольны.

На нескольких стендах были представлены очень хорошие картины не для продажи, а для усиления экспозиции или для дальнейшего повышения капитализации работы. Как пример — «Дон Кихот» Коржева в галерее Maricevic и картина Айвазовского в галерее «Петербургский Антиквар».

Главный вопрос — цены. Они были разными, в большинстве случаев вполне в рамках рынка, но были, конечно, и работы, на которые цены завышались не в два и не в три, а в десять раз. Правда, это касается очень больших сумм, под миллион долларов, а здесь завышение цены уже работает в обратную сторону: покупателей с шальными деньгами не стало, а имидж продавца подобное «ценообразование» портит надолго.

В основном покупатели интересовались вещами в ценовом диапазоне 30–60 тысяч долларов. И такими продажами могут похвастаться почти все участники Салона. Одна, две, три продажи — штатная ситуация; и это большой прогресс по отношению к прошлым Салонам. Скажу больше: были и серьезные продажи, в несколько сот тысяч за картину. Но главное — были новые посетители. Этот Салон отличался от предыдущих тем, что посетителей было мало, но почти все спрашивали цены. То есть кроме продаж большинство галерей довольны новыми контактами и надеются на их продолжение.

Если коротко определить покупательские предпочтения, то это, увы, не живопись: повышенным интересом продолжало пользоваться ДПИ, фарфор и конечно украшения. Несколько раз я сам был свидетелем, как люди приценивались к картинам, а на выходе встречал их с вазой или светильником под мышкой.

Вот так неожиданно начавшийся за упокой Салон прошел на вполне позитивной ноте. Как сказал один из участников, если у тебя на стенде висят качественные вещи по правильным ценам — покупатели мимо не пройдут.

А это значит, что рынок жив, и в преддверии сезона русских торгов на всех ведущих мировых аукционах это вселяет оптимизм.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/events/20111101_salon.html
https://artinvestment.ru/en/invest/events/20111101_salon.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


  • 06.06.2019 Итоги русской недели в Лондоне. Июнь 2019 года. Как сбылись прогнозы AI Предчувствие не подвело. Покупатели были в хорошем настроении, и торги прошли здорово. В первый же день «русской недели» был обновлен топ-10 аукционных результатов для русского искусства. За Петрова-Водкина заплатили почти $12 млн
  • 23.05.2019 Русские торги в Лондоне в июне 2019. Прогноз AI Вы удивитесь, но в этот раз у меня хорошее предчувствие. Думаю, что покупательская активность будет выше, чем в прошлый раз. И цены, скорее всего, удивят. Почему? Об этом будет пара слов в самом конце
  • 13.05.2019 Москва названа четвертым городом в мире по числу миллиардеров Многие считают, что столь высокая концентрация очень богатых людей неизбежно создает адекватный спрос на внутреннем рынке искусства. Увы, масштаб покупок картин в России отнюдь не прямо пропорционален сумме личных состояний
  • 24.04.2019 Цифровизация и арт-рынок. Чего нам ждать в будущем Из прежних прогнозируемых IT-прорывов, на удивление, многое не сбылось. Может, и к лучшему. Есть мнение, что вместо помощи мировые интернет-гиганты ведут нас в западню. И только малая часть самого богатого населения вовремя сориентировалась, что к чему
  • 29.03.2019 Художники недели: «Персонаж Komar & Melamid». 1972–2003 Познакомившимся в морге студентам Строгановки было суждено стать изобретателями соц-арта, зачинщиками «бульдозерной выставки», торговцами американскими душами и самыми узнаваемыми представителями независимого советского искусства в мире
Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 32

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх