Боровиковский Владимир Лукич
1757–1825

БОРОВИКОВСКИЙ Владимир Лукич

24 июля 1757 (Миргород Полтавской губернии) — 6 апреля 1825 (Санкт-Петербург)

Живописец, график, миниатюрист.

Родился в семье живописца и иконописца Л. И. Боровиковского (Боровика), представителя казацкой старшины, получившего дворянство. Живописи учился под руководством отца. С 1774 числился «сверх комплекта» в Миргородском полку. В начале 1780-х вышел в отставку в чине поручика. В 1786–1787 исполнил две картины для украшения путевого дворца Екатерины II, в котором императрица останавливалась во время своего путешествия по югу России. Произведения обратили на себя внимание. В декабре 1788 Боровиковский переехал в Петербург, где совершенствовал свое мастерство под руководством И. Б. Лампи-старшего, а также пользовался советами Д. Г. Левицкого.

В Петербурге быстро нашел покровителей в лице канцлера князя А. А. Безбородко и дипломата П. В. Бакунина, сблизился с кружком писателя, знатока искусства и архитектора. Н. А. Львова. По рекомендации Львова выполнил образа для Борисоглебского собора в Торжке (1790–1792) и Иосифовского собора в Могилеве (1793–1794). В 1794 за портрет Екатерины II признан «назначенным» в академики. Годом позже за портрет великого князя Константина Павловича удостоен звания академика. С 1802 — советник ИАХ. В том же году вступил в масонскую ложу «Умирающий сфинкс».

В 1804–1811 работал над образами для Казанского собора в Петербурге, в 1814–1815 — для Покровской церкви села Романовка в Черниговской губернии. В 1819–1824 был членом мистической секты «Союз братства», возглавляемой Е. Ф. Татариновой. Имел частную художественную школу. Среди учеников Боровиковского — А. Г. Венецианов, И. В. Бугаевский-Благодарный.

Ретроспективная выставка произведений мастера прошла в 1982 в залах Государственной Третьяковской галереи.

Боровиковский замыкает плеяду крупнейших портретистов XVIIII века, расцвет деятельности которой приходится на конец XVIII — начало XIX столетия. Не будучи связанным службой с Академией, художник занимался многочисленными частными заказами. Круг моделей мастера разнообразен: это и дружеское окружение, и представители знати, соединенные между собой родственными, светскими, служебными узами, наконец, царские дворы — большой и малый. Он портретировал целые семейства — Толстых, Арсеньевых, Гагариных, Безбородко, Куракиных.

Для творчества Боровиковского характерны поиски новых образных решений. Преобладающее место в его художественном наследии занимают камерные изображения «в натуру». В индивидуальной манере соединились черты классицизма и настроения сентиментализма, свойственные эпохе рубежа веков. Особой выразительности он достиг в женских портретах, проникнутых поэзией, благородной мечтательностью и легкой чувственностью. Героини Боровиковского неизменно грациозны, изящны, уравновешенны и спокойны. В произведениях мастера нашли отражение гедонистические устремления эпохи 1790-х: изображенные подчас недвусмысленно демонстрируют модные ткани и драгоценности. В образах больше определенности, чем у его современников — Левицкого и Рокотова. Боровиковский стремился к точности, конкретизации облика модели, был внимателен к передаче отдельных деталей.

Отличительными особенностями творческой манеры являются насыщенная цветовая гамма с доминирующими в ней прозрачными холодноватыми красками, мягкость, расплывчатость, текучесть мазка, тончайшие свето-теневые моделировки, оживляющие гладкую, «фарфоровую» поверхность портретов.

Произведения Боровиковского находятся в крупнейших музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Киевском музее русского искусства и других.

БОРДАЧЁВ Сергей Михайлович (1948) Квадрат. 2015
Текущая ставка
-
Окончание торгов
19 Июл. 2019 12:00:00
ЯКОВЛЕВ Владимир Игоревич (1934–1998) Портрет. 10 октября 1990
Текущая ставка
3 500 RUB
Окончание торгов
19 Июл. 2019 12:00:00
ВЕЧТОМОВ Николай Евгеньевич (1923–2007) Зима в Подмосковье. 1956
Текущая ставка
28 500 RUB
Окончание торгов
19 Июл. 2019 12:00:00
  • 06.06.2019 Итоги русской недели в Лондоне. Июнь 2019 года. Как сбылись прогнозы AI Предчувствие не подвело. Покупатели были в хорошем настроении, и торги прошли здорово. В первый же день «русской недели» был обновлен топ-10 аукционных результатов для русского искусства. За Петрова-Водкина заплатили почти $12 млн
  • 23.05.2019 Русские торги в Лондоне в июне 2019. Прогноз AI Вы удивитесь, но в этот раз у меня хорошее предчувствие. Думаю, что покупательская активность будет выше, чем в прошлый раз. И цены, скорее всего, удивят. Почему? Об этом будет пара слов в самом конце
  • 13.05.2019 Москва названа четвертым городом в мире по числу миллиардеров Многие считают, что столь высокая концентрация очень богатых людей неизбежно создает адекватный спрос на внутреннем рынке искусства. Увы, масштаб покупок картин в России отнюдь не прямо пропорционален сумме личных состояний
  • 24.04.2019 Цифровизация и арт-рынок. Чего нам ждать в будущем Из прежних прогнозируемых IT-прорывов, на удивление, многое не сбылось. Может, и к лучшему. Есть мнение, что вместо помощи мировые интернет-гиганты ведут нас в западню. И только малая часть самого богатого населения вовремя сориентировалась, что к чему
  • 29.03.2019 Художники недели: «Персонаж Komar & Melamid». 1972–2003 Познакомившимся в морге студентам Строгановки было суждено стать изобретателями соц-арта, зачинщиками «бульдозерной выставки», торговцами американскими душами и самыми узнаваемыми представителями независимого советского искусства в мире
Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 32

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх