Чистяков Павел Петрович
1832–1919

ЧИСТЯКОВ Павел Петрович

23 июня 1832 (село Пруды Тверской губернии) — 11 декабря 1919 (Детское Село Петроградской губернии)

Живописец, график, педагог

Родился в семье крепостного крестьянина. Окончил Бежецкое уездное училище, где получил первые художественные навыки у И. А. Пылаева. Некоторое время работал помощником землемера. В 1849–1861 учился в ИАХ в классе исторической живописи у П. В. Басина. За период учебы получил все существовавшие академические награды: в 1854 и 1857 — малые серебряные медали за рисунок и этюд, в 1855 и 1858 — большие серебряные медали за рисунок и этюд. В 1860 был награжден малой золотой медалью за картину «Патриарх Гермоген в темнице отказывает полякам подписать грамоту о роспуске народного ополчения, оборонявшего Москву», в 1861 — большой золотой медалью за программу «Великая княгиня Софья Витовтовна на свадьбе великого князя Василия Темного в 1443 году срывает пояс с драгоценным каменьями, который некогда принадлежал Дмитрию Донскому и которыми Юрьевичи завладели неправильно». Окончил курс со званием классного художника 1-й степени и правом пенсионерской поездки за границу сроком на шесть лет.

Одновременно с учебой для заработка писал заказные портреты. В 1860–1862 преподавал в Рисовальной школе Общества поощрения художников. В 1863–1870 — пенсионер ИАХ в Италии и Франции. В Риме посещал рисовальные и костюмные классы. Совершил поездки в Германию и Австрию.

По возвращении в Россию в 1870 за представленные в Совет ИАХ картины «Нищие дети», «Голова чочары (Джованнина) «, «Римский нищий», «Итальянец-каменотес» был удостоен звания академика исторической и портретной живописи. Экспонировал свои работы на выставках в залах ИАХ (1870–1883, с перерывами), Общества выставок художественных произведений (1877), Московского общества любителей художеств (1891–1892), Всемирных выставках в Лондоне (1862, 1872) и Париже (1878), Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве (1882).

В 1872–1910 преподавал в ИАХ, адьюнкт-профессор. В 1892 «за известность на художественном поприще» был удостоен звания профессора. Состоял в Комиссии по выработке положений нового устава ИАХ (1890–1893). В 1893 избран действительным членом ИАХ. В 1890–1912 занимал должность заведующего мозаическим отделением в ИАХ; наблюдал за работами по отделке Исаакиевского собора и храма Воскресения Христова (Спас на Крови) в Петербурге, Храма Христа Спасителя в Москве, православного собора в Варшаве. В 1905–1915 (с перерывами) — член Совета ИАХ. В 1908–1910 руководил мастерской исторической живописи Высшего художественного училища живописи, скульптуры и архитектуры при ИАХ. Выработал собственную педагогическую систему, предполагавшую слияние непосредственного восприятия натуры художником и ее научного изучения. Среди его учеников были В. А. Серов, В. И. Суриков, В. Д. Поленов, И. С. Остроухов, В. М. и А. М. Васнецовы, М. А. Врубель, И. Э. Грабарь, А. П. Рябушкин, И. Е. Репин, В. Э. Борисов-Мусатов и другие. Советами Чистякова пользовались художники Марио Форутни и Анри Реньо.

Помимо работы в ИАХ вел многочисленные кружки и группы, давал рекомендации по композиции, технике и технологии живописи. С 1896 входил в Комиссию по отбору и приобретению новых поступлений для Русского музея императора Александра III, консультировал С. Т. Солдатенкова и П. М. Третьякова по вопросам приобретения произведений искусства. Оставил значительное эпистолярное наследие, автор воспоминаний и заметок об искусстве.

В 1955 в Москве прошла персональная выставка художника.

Чистяков — один из крупнейших деятелей искусства второй половины XIX века, выдающийся педагог, оказавший значительное влияние на развитие реалистического направления. В собственном творчестве выступал как представитель академизма, стремился к драматизации исторического сюжета и психологической насыщенности образного строя в исторических и жанровых портретах. Проявил себя как виртуозный рисовальщик.

Произведения Чистякова находятся во многих музейных собраниях, в том числе в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, Научно-исследовательском музее Российской Академии художеств и других. В Пушкине на даче Чистякова открыт Дом-музей художника.

  • 06.06.2019 Итоги русской недели в Лондоне. Июнь 2019 года. Как сбылись прогнозы AI Предчувствие не подвело. Покупатели были в хорошем настроении, и торги прошли здорово. В первый же день «русской недели» был обновлен топ-10 аукционных результатов для русского искусства. За Петрова-Водкина заплатили почти $12 млн
  • 23.05.2019 Русские торги в Лондоне в июне 2019. Прогноз AI Вы удивитесь, но в этот раз у меня хорошее предчувствие. Думаю, что покупательская активность будет выше, чем в прошлый раз. И цены, скорее всего, удивят. Почему? Об этом будет пара слов в самом конце
  • 13.05.2019 Москва названа четвертым городом в мире по числу миллиардеров Многие считают, что столь высокая концентрация очень богатых людей неизбежно создает адекватный спрос на внутреннем рынке искусства. Увы, масштаб покупок картин в России отнюдь не прямо пропорционален сумме личных состояний
  • 24.04.2019 Цифровизация и арт-рынок. Чего нам ждать в будущем Из прежних прогнозируемых IT-прорывов, на удивление, многое не сбылось. Может, и к лучшему. Есть мнение, что вместо помощи мировые интернет-гиганты ведут нас в западню. И только малая часть самого богатого населения вовремя сориентировалась, что к чему
  • 29.03.2019 Художники недели: «Персонаж Komar & Melamid». 1972–2003 Познакомившимся в морге студентам Строгановки было суждено стать изобретателями соц-арта, зачинщиками «бульдозерной выставки», торговцами американскими душами и самыми узнаваемыми представителями независимого советского искусства в мире
Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 29

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх