ГТГ: «Александр Лабас. На скорости XX века»
Сегодня вечером в ГТГ на Крымском Валу открывается выставка живописи и графики одного из самых значительных и ярких художников советской эпохи Александра Лабаса. Представлено более 150 работ
Сегодня в 16:00 в Государственной Третьяковской галерее (Крымский Вал, 10, залы № 80–82) состоится вернисаж выставки «Александр Лабас. На скорости XX века».
Третьяковская галерея в партнерстве с Фондом содействия сохранению творческого наследия Александра Лабаса представляют выставку одного из самых значительных и ярких художников советской эпохи, романтика индустриального прогресса и технических новшеств — Александра Аркадьевича Лабаса (1900–1983). Работы А. Лабаса, экспериментатора и новатора в живописи, одного из учредителей Общества художников-станковистов (1925), в 1920–30-х широко выставлялись в стране и за рубежом, но после обвинения в формализме в середине 1930-х произведения мастера были «отлучены» от выставок и на десятилетия преданы забвению. Лишь на излете оттепели, в 1966, они вновь стали доступны публике.
Художественный язык А. Лабаса начал формироваться в годы обучения в Строгановском художественно-промышленном училище (1912–1917). Юноша перенимал мастерство у живописцев-новаторов: в 1917 посещал студию И. Машкова, в 1918 — Свободные художественные мастерские, где его учителями были П. Кончаловский, К. Истомин, В. Кандинский, К. Малевич, А. Лентулов. После службы в Красной Армии, в 1921–1922 А. Лабас продолжил обучение во Вхутемасе, в основном занимаясь в мастерской Д. Штеренберга; в 1925–1929 уже сам преподавал там живопись на графическом и текстильном факультетах. Усвоив уроки беспредметного искусства, конструктивизма, европейского экспрессионизма, А. Лабас создал острый и самобытный живописный язык со свободной, эскизной манерой письма, где цвет — главное выразительное средство.
А. Лабасу, как и многим его современникам, был присущ интерес к аналитическому осмыслению пластических свойств живописи (характерно, что во Вхутемасе он преподавал композицию и цвет, а также цветоведение в физической лаборатории вместе с учеными-физиками). Отсюда поиски новых художественных приемов: «вибрирующих» света и цвета, необычных композиционных решений, ракурсов, подсказанных современными кино и фотографией. Позднее высказывание художника стало традиционней и сдержанней, сохранив колористическую прозрачность. Тема технического прогресса отступила, сменившись интересом к пейзажу и портрету. Но в последние годы жизни А. Лабас периодически стал обращаться к своим ранним художественным экспериментам.
«Александр Лабас. На скорости ХХ века» — первая персональная выставка мастера в Третьяковской галерее. Она приурочена к прошедшему в 2010-м 110-летию со дня его рождения. Для показа выбрана самая яркая и характерная для А. Лабаса тема, ставшая его «визитной карточкой», — тема скорости, полета, движения в пространстве. Работа над передачей этих образов продолжалась в течение всей жизни художника, но наиболее выразительные, ставшие знаковыми произведения данной тематики относятся к авангардным экспериментам А. Лабаса 1920–30-х годов. Именно этот, лучший и наиболее плодотворный период творчества художника стал центральным на выставке.
В экспозицию включено около 150 произведений живописи и графики из собрания Третьяковской галереи, Русского музея, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Театрального музея им. А. А. Бахрушина и из коллекции наследницы художника О. Бескиной-Лабас. Разделы экспозиции выстроены тематически. Большинство из них связаны с главной темой выставки — движение: в полете («В кабине аэроплана», 1928, ГТГ; «Дирижабль и детдом», 1930, ГРМ; «Дирижабль над городом», 1932, ГМИИ), в водной стихии (серия «Крым», 1929–1939; «Катер с новыми пассажирами», 1936, ГРМ), в метро («Строительство метро», 1933, ГРМ; «Метрострой», 1933, ГТГ), в автомобиле («Скорая помощь», 1959, «Водитель машины», 1962, обе — собрание О. Бескиной-Лабас); в поезде («Первый паровоз на Турксибе», 1931, ГТГ; «Поезд идет», 1929, ГРМ; «Едут», 1928, собрание О. Бескиной-Лабас). Один из виднейших русских «постфутуристов», А. Лабас вместе с соратниками по группе ОСТ создал «романтический эпос» о социалистической утопии. В изображении дирижаблей, самолетов, паровозов, автомобилей художника интересуют не их технические особенности, а чувство радости и удивления от новых, не знакомых ранее человеку впечатлений от «чуда» полета, преодоления пространства с большой скоростью. Акварельно-прозрачная рафинированная живопись А. Лабаса очень точно передает ощущение высоты, динамики, движения воздуха.
В разделе «Романтика Революции» демонстрируются экспрессивные «Октябрь в Петрограде» (1930, эскиз к картине, ГТГ), а также серия «Октябрь», возникшая во 2-й половине 1920-х — начале 1930-х, ее, как и многие другие серии и циклы, художник развивал вплоть до 1970-х. В разделе «Путешествия» ритм и движение современных городов запечатлены А. Лабасом в многочисленных графических сериях («Сочи», 1924; «Северный Кавказ», 1928; «Ташкент», 1942–1945). Внутренним напряжением и тревогой наполнены графические листы, входящие в раздел «Москва и Подмосковье в дни войны». Образы в картинах «Города Будущего» предвосхищают прогресс человечества.
А. Лабас много работал не только как живописец и график, но и как театральный художник, монументалист, скульптор. С 1930-х он выполнял заказы по монументально-декоративному оформлению государственных выставок. Одна из наиболее выразительных работ, признанная современниками символом нового искусства, — 4-метровая скульптура «Электрическая Венера», изготовленная из дерева, стекла и металла для павильона электрификации и механизации Сельскохозяйственной выставки в Белоруссии (Минск, 1930), была утрачена. Однако специально к выставке ее удалось реконструировать по нескольким сохранившимся фотографиям и наброскам 1927–1930-х годов («ВХУТЕМАС–XXI век», руководитель В. Г. Ежаков).
Впервые широко представлены театральные эскизы А. Лабаса, в том числе связанные с темой воздухоплавания (спектакль «Армия мира» Ю. Никулина, театр им. М. Н. Ермоловой, 1932–1933).
В разделе «Мастерская» можно увидеть личные вещи художника, его палитры, документы, фотографии, рабочие тетради с зарисовками со времен ученичества в СХПУ (1916) до 1980.
Электронный киоск позволяет ознакомиться с не известными широкому зрителю малоформатными сериями разных периодов творчества А. Лабаса, в том числе с сериями «Жители отдаленных планет», «Архитектурные фантазии», «Шаржи», «Портреты», с иллюстрациями к неизданным книгам и работами последних лет жизни художника.
Сюрпризом для зрителей станет «живая картина» — инсталляция, сооруженная вокруг полотна «В метро» (из серии «Москва», 1972, ГТГ). Расширяют экспозицию и воссоздают атмосферу всеобщего увлечения техническим прогрессом в первые послереволюционные десятилетия фильм-хроника о новинках транспорта и авиации в СССР 1920–30-х годов и экспонаты, полученные из Политехнического музея Москвы, — модели городского и воздушного транспорта.
В рамках выставки планируется лекция об авиации и дирижаблестроении. Издан иллюстрированный каталог.
Выставка открыта с 15 марта по 18 мая 2011 года.
Источник: пресс-релиз ГТГ
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20110314_labas_gtg.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20110314_labas_gtg.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.