Открыты 333-и торги AI Аукциона и XIX кураторский аукцион «XXI век. Современное российское искусство»
ARTinvestment.RU   09 июня 2020

В сводном каталоге — 30 лотов: девятнадцать живописных работ, пять листов оригинальной и один — печатной графики, две работы в смешанной технике, две скульптуры и одна работа, выполненная цифровой печатью

Комиссионный сбор с покупателей составляет 18 %.

Каталог AI Аукциона № 333 и XIX кураторского аукциона «XXI век. Современное российское искусство».

Лоты 333-го AI Аукциона представлены в экспозиции онлайн-выставки AI.

Лоты XIX кураторского аукциона «XXI век. Современное российское искусство» представлены в экспозиции онлайн-выставки AI.

В раздел русского искусства начала ХХ века мы сегодня поставили единственную работу — рисунок Александра Николаевича Бенуа «Герцогиня Портсмутская», выполненный в 1905–1906 годах с одноименной гравюры 1695 года французского мастера Антуана Труво (Antoine Trouvain, 1656–1708). Как отмечает эксперт, творчество художников, работавших для французских модных изданий конца XVII — начала XVIII века, было хорошо знакомо и любимо А. Бенуа, писавшим, что произведения мастеров, изобразивших «в серии ремесленно-тонких гравюр интимную жизнь Версальского двора… бесценны для истории быта и одежды». В 1905–1907 годах А. Бенуа много работал во французских библиотеках — например в библиотеке Версаля, обладающей крупной коллекцией гравированных костюмов. Очевидно, в это время был сделан и наш рисунок, который вместе с другими материалами художник использовал при работе над историческими исследованиями и в оформлении спектаклей. Вместе с тем (эксперты это подчеркивают) рисунки «обладают всеми признаками авторской манеры А. Бенуа. <…> Исполненные с гравюр, они, безусловно, представляют авторское прочтение первоисточника. Художник как бы “оживляет” печатную технику, возвращая свежее ощущение оригинального рисунка. Характер преображения источника позволяет понять особенности формирования пластического языка графики А. Бенуа, его удивительного, самобытного рисовального почерка, укорененного в искусстве прошлых эпох, хранящего “эхо прошедшего времени”».

Следующий раздел каталога — произведения художников Русского Зарубежья.

Открывает его графический эскиз костюма Старого берендея к опере Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка», выполненный в 1928 году Константином Алексеевичем Коровиным для первой постановки «Частной оперы в Париже». Авторская помета на рисунке указывает, что этот праздничный мужской костюм предназначен для пролога оперы, в котором берендеи веселятся на проводах Масленицы и встречают Весну.

Ой, честная Масленица!
Ой, честная Масленица! Ой! Ой!
Раным-рано куры запели,
про весну обвестили.
Прощай, прощай, прощай, Масленица!
Сладко, воложно нас кормила,
суслом, бражкой поила.
Прощай, прощай, прощай, Масленица!
Пито, гуляно было вволю,
пролито того боле.
Прощай, прощай, прощай, Масленица! (libretto-oper.ru).

Эскизы народных сказочных костюмов к этой постановке очень разнообразны. Костюм нашего героя почти весь украшен вышивкой — и рубаха, и порты, и рукавицы. А вот армяк и высокая шапка-гречник — однотонные: художник, создавая толпу веселящихся крестьян в расшитых одеждах, с большим вкусом проявил необходимую сдержанность в деталях и сделал костюмы аутентичными — праздничными, затейливо украшенными, но не кричащими. Довершают костюм яркий красный пояс и лапти-берестянки с онучами.

И еще один образец театральной графики в каталоге — музейного значения (как считает эксперт) гуашевый рисунок Наталии Сергеевны Гончаровой «Итальянская танцовщица», датируемый экспертом концом 1930-х — началом 1940-х годов. Этот яркий эскиз костюма, полный динамики итальянского народного танца тарантелла, происходит из собрания близких друзей художницы — супругов-танцовщиков Михаила и Анны Савицких. В этот период Гончарова тесно сотрудничала с балетными антрепризами и часто исполняла костюмы для сольных выступлений знакомых артистов. По мнению эксперта, этот эскиз костюма «с большой долей вероятности можно отнести к группе эскизов, предназначавшихся для составных дивертисментов, исполняемых во время концертов и состоящих из отдельных “национальных” танцев».

Небольшая работа «Во Франции» (1950) Давида Давидовича Бурлюка, как отмечает эксперт, «по всей видимости, была создана по материалам поездок во Францию» в 1949–1950 годах. В. В. Полевой в книге «Художник Давид Бурлюк» (Цит. по: Экспертное заключение НИНЭ им. П. М. Третьякова ОЖ 13964, № 8807-15 от 02 декабря 2019) пишет, что «на пороге своего шестидесятилетия художник решился наконец оставить поденную работу в редакции. Серия успешно прошедших выставок позволила ему приобрести небольшой двухэтажный дом в восточной части Лонг-Айленда в местечке Хэмптон-Бейз и покинуть шумный Манхэттен. Освободившееся время было решено посвятить путешествиям… Наиболее значимой из европейских поездок оказалась первая — осенью — весной 1949–1950 годов по югу Франции и по Италии. Нахлынувшие впечатления способствовали появлению в живописи Бурлюка ярко выраженных импрессионистических реминисценций…»

И еще одна театральная графика в каталоге — изящный «Эскиз оформления театральной сцены» Юрия Павловича Анненкова, датируемый экспертами серединой ХХ века и предназначенный, предположительно, для детского театра или спектакля.

Литография La danse noire (Черный танец, 1963) Александра Порфирьевича Архипенко — лист из папки Les Formes Vivantes («Живые формы»), содержащей 10 разных композиций и вышедшей в Швейцарии в 1963 году тиражом 75 экземпляров.

Раздел произведений советских художников сегодня невелик, в нем всего две работы.

Бывают в лесу такие укромные уголки, где хочется посидеть на теплом солнышке, прислушаться к журчанию ручейка, закрыть глаза — и вдохнуть резкий дух пробудившихся от зимнего сна деревьев: смолистый аромат сосновых стволов и свежий запах березовой коры. Вот в такой уголок приглашает нас лирический пейзаж «Тепло на солнышке, весна» (1957) Дмитрия Васильевича Титова — продолжателя традиций русской пейзажной школы. Наш холст — мягкий, довольно камерный, наполненный теплом первого весеннего солнца и чистым воздухом весеннего леса, однако лишенный резких красок первой весенней зелени, которая еще только готовится прорасти сквозь остатки неперепревшей прошлогодней желтой листвы.

Ах, как много на свете кошек,
Нам с тобой их не счесть никогда.
Сердцу снится душистый горошек,
И звенит голубая звезда.

Наяву ли, в бреду иль спросонок,
Только помню с далекого дня —
На лежанке мурлыкал котенок,
Безразлично смотря на меня.

(Сергей Есенин, Ах, как много на свете кошек, az.lib.ru)

Небольшой холст «Кот и свеча (по С. Есенину)» (1975) Михаила Захарьевича Рудакова — это не иллюстрация, это именно «по…» Замечательный художник, очень большой мастер, Рудаков передал атмосферу стихотворения, посвященного поэтом сестре Шуре, так, будто больше всего боялся нарушить тишину и сонное тепло дома, едва освещенного неярким огоньком свечи. Художник до минимума ограничил себя в живописных средствах выразительности, и тем ближе и яснее сделал для зрителя и атмосферу дома, и чувства поэта, и собственное отношение к ним.

Продолжает наш рассказ большой раздел творчества шестидесятников, столь любимых нашими участниками.

Открывает его пейзаж «Зима» (1971–1989) Игоря Александровича Вулоха, одна из связанных с духовными поисками художника работ, в которых он отказывался от цвета. Писать такие вещи он начал в 1968-м, а через три года создал нашу сегодняшнюю композицию (и доработал ее в 1989). «Образность Вулоха, несмотря на традицию, уже сложившуюся во множестве текстов, посвященных его творчеству, сложно свести к таким понятиям, как абстракция и минимализм. Она гораздо глубже. В своих работах, далеких от фигуративизма, он, как правило, создает завершенный образ не конкретного предмета или сцены, но скорее, того ощущения, которое они вызывают. Не физическое воплощение чего-либо, а его отблеск. Но отблеск этот всегда безошибочно узнается зрителем. Эта тонкая игра на нюансах выразительности и делает его искусство запоминающимся и неповторимым» (artinvestment.ru).

«Главное, суть картины, не подлежит анализу и объяснению — это ее тайна, ее душа, неведомая до конца и самому художнику» (Дмитрий Краснопевцев). Оргалит «Бутылка с веткой внутри, свиток, перо и чернильница» (1974) Дмитрия Михайловича Краснопевцева — благородное, чистое, очень красивое масло. «70-е и 80-е годы были исключительно плодотворными в жизни художника. Картины этих лет очищаются от примет сиюминутного. В них все мощнее звучит неподвластная времени, свободная от посягательств человека изначальная гармония Вселенной.

Совершенная композиция картин, равновесие и выверенная логика сочетаний предметов, форм, линий, строгий колорит, не связанный с “вещностью”, — олицетворяют порядок мироустройства. Колорит в работах Краснопевцева не бросается в глаза, но это не значит, что его нет. Сдержанный и благородный, он строится на тонких нюансах сочетания окрашенных плоскостей и форм и кажется вуалью, наброшенной временем на картину. Этот “античный” цвет, как называл его автор, был создан путем долгих поисков» (Инесса Меркурова. Дмитрий Краснопевцев. Человек и художник / Дмитрий Краснопевцев. Памяти мастера. 1925–1995. Каталог выставки в галерее «Дом Нащокина». М., 1995. С. 26-27). Важно: работа опубликована в книге: Дмитрий Краснопевцев. Живопись. М.: Бонфи, 2007. С. 91 (воспр. в цвете).

В 1978 году создана композиция «Полки с бутылками» Михаила Александровича Рогинского. В автобиографии художника, впервые опубликованной на AI, есть помета: «Потом несколько лет делал работы на упаковочном картоне — коллажи, имитирующие стенки, двери». Видимо, к этим работам относится и наш натюрморт: Рогинский вырезал формы бутылок из гофрокартона, наклеил их на лист такого же упаковочного материала и расписал акрилом — яркими, чистыми локальными цветами на плотном синем фоне. Натюрморт имеет убедительный провенанс: приобретен настоящим владельцем у друга художника Олега Яковлева (Париж) и подтвержден вдовой художника Лианой Рогинской (Париж).

Абстракция «Без названия (Джокер)» (1982) Владимира Николаевича Немухина — мощная, очень интересная работа на бумаге с элементами коллажа (кусочками веревки) ценного творческого периода. Она свежа, очень красива и являет собой один из лучших образцов фирменного немухинского стиля.

К тому же 1982 году относится выразительный и красочный картон «Татьяна» работы Анатолия Тимофеевича Зверева. Это портрет дочери писателя-публициста Владислава Шумского, близкого друга художника и коллекционера его работ.

В 1991 году написан большой «Серый кот» Виктора Семёновича Казарина — работа в хорошо известной любителям творчества художника стилистике, но не совсем обычной для него серо-лиловой гамме. В противоположность известным казаринским бесшабашным полудиким котам, которых наши участники уже не раз покупали, на сей раз мы имеем дело с котом-философом, котом-денди, но авторский дриппинг, желтый цвет, да и сама композиция работы настойчиво подсказывают, что вся эта философичность — тот самый тихий омут, в котором, как известно…

Холст «Прообраз-Матрица» (2001) Игоря Григорьевича Снегура — это очень простая и очень сложная вещь. Неяркий фон, геометричные абстрактные элементы, почти закрытые центральным образом, и — странное лицо, на котором художник всеми доступными ему средствами живописной выразительности, сосредоточивает внимание зрителя. «Надо вспомнить духовного человека. Ты закрыл глаза, но продолжаешь жить. Ты не видишь ни красоты внешнего мира, ни его достоинств. Что мы видим? Черный квадрат.

Браво, Малевич! Почему нам не поискать там духовного человека? Сначала себя, потом других. И в древние времена были провидцы, которые обращались к скрытому человеку, духовному. Когда мы слушаем музыку, очень неплохо закрыть глаза, чтобы ничто не отвлекало.

Ответ на любой звук, аккорд — внутри человека! В теле ли, в душе ли, в Духе — глаза закрыты, но вы присутствуете в реальном мире! Малевич предлагал закрыть глаза и слушать внутреннего человека, который ныне умален!» (Игорь Снегур, cultobzor.ru). Быть может, образ на картине — это духовный человек, которого Снегур ищет у Малевича (намекая на него маленькими черными квадратиками)? Глаза его открыты, но куда они смотрят, и смотрят ли, и что видят? А если это он, то чему он служит прообразом-матрицей и служит ли? Вопросы, от которых автор заведомо отстраняется. Зрителю предстоит ответить на них самому.

В полуабстрактном жикле «Черная Нефертити» из цикла «Метафизические бюсты» (2014) идеальная красота древнеегипетской царицы, преображенная талантом Михаила Михайловича Шемякина, воплотилась с помощью современных печатных технологий. Лист подписан автором, он сопровождается сертификатом Фонда художника Михаила Шемякина в Санкт-Петербурге. Это очень важно, поскольку, к сожалению, печатная графика Михаила Шемякина находится в зоне повышенного риска с точки зрения подлинности. Жикле — это авторский принт, который становится все более и более популярным в последнее годы не только среди коллекционеров, но и у музейщиков. Его преимущество перед другой тиражной графикой в том, что в данном случае одно произведение может иметь несколько вариантов колористического решения, а также часто бывает доработано художником вручную (shop.mihfond.ru).

Традиционно завершают каталог произведения современных авторов.

Холст «Le temps (Время)» (2012) создан волшебной кистью Наталии Игоревны Нестеровой. Работа исключительно красивая и практически эталонная, со всеми узнаваемыми элементами чистого авторского стиля. Тот случай, когда абсолютным коллекционным достоинствам вещи полностью соответствуют достоинства эстетические. В общем, и для коллекции, и для души — прекрасный выбор!

«Новодевичий монастырь» (2010–2019) Андрея Владимировича Мунца — абстрактная импровизация с элементами архитектурного пейзажа, один из любимых жанров автора. Как ни парадоксально это звучит, но Москву можно писать по-московски, а можно и нет. И эта разница заметна с первого взгляда. Москва приемлет любую манеру изображения — лишь бы это было сделано талантливо и с любовью. Профессиональный архитектор, Андрей Мунц воспроизводит храмы и башни старинного московского монастыря свободно, но пропорционально очень точно и вводит их в абстрактную композицию так, что каждый элемент картины занимает свое единственное в ней место. Абстракция для Мунца — свобода, выход из пространства архитектуры, подчиненного строгим канонам геометрии, в иное пространство, тоже подчиненное своим строгим законам — но совсем другим. Поэтому все так гармонично. А яркая, богатая и переливчатая палитра художника от души расцвечивает наш добрый, веселый, широкий и радостный город. Это очень московская вещь.

Чье исполнение вдохновило художника и был ли вообще прототип у этого образа, мы, конечно, не знаем, но «мир музыки радует талантами», — говорит Паата Мерабович Мерабишвили, автор скульптуры «Арфистка» (2018) — фигуры женщины у старинного инструмента. В образах женщин, играющих на музыкальных инструментах, для скульптора сошлись три мотива: музыка, которую он любит и чувствует, исполнительское мастерство, которое он понимает и умеет оценить по достоинству, и женщина — Мерабишвили не раз писал и подчеркивал свое глубокое уважение к женщине: возлюбленной, матери, хранительнице семьи и музе. Вот поэтому столь поэтичны его скульптуры, посвященные музыкантшам.

Завершает подборку обманка «Интерьер с зеркалом» (2019) Алексея Викторовича Барвенко. Обманка как технический прием в искусстве используется еще со времен древних культур, а для Барвенко — это любимый жанр. Подбор предметов в его обманках всегда выверен — ни одного лишнего или случайного предмета у него нет. В том числе и поэтому каждая его обманка, и конечно, наш «Интерьер с зеркалом», создает очень цельный, гармоничный и полный образ идеи, заложенной в нее автором. И как всегда, обманка Барвенко — это очень хорошая живопись.

Одновременно с нашим штатным 333-м AI Аукционом открыт XIХ аукцион проекта «XXI век. Современное российское искусство». В каталоге: Семён Агроскин, Валерий Бабин, Даша Делоне, Наталия Жерновская, Игорь Кислицын, Виктор Крапошин, Сергей Максютин, Анатолий Пурлик, Сергей Смуров, Елена Щепетова.

Всем желаем удачи на 333-м AI-Аукционе и XIХ аукционе «XXI век. Современное российское искусство»!

Тем, кто собирается впервые купить картину или рисунок, будет полезно узнать, что ни один монитор никогда аутентично не передаст произведения искусства. Цвет, фактура, не говоря уже об ауре той или иной работы, впечатлении от встречи с нею, монитору не подвластны. Хорошую вещь он может сделать как минимум невыразительной, а не совсем удачную, напротив, приукрасить (последних у нас нет, но справедливости ради сказать об этом стоит). К тому же каждый человек видит и чувствует по-своему.

Справедливый рыночный ценовой уровень по работам авторов, представленных в каталоге настоящего аукциона, можно определить по информации базы аукционных результатов ARTinvestment.RU.

На аукционе AI продолжает работать виртуальный участник «Резервная цена не достигнута». Он появляется на последних минутах торгов, чтобы покупатели имели возможность перебить резервную цену (у тех лотов, где она есть). Другими словами, если видите участника «Резервная цена не достигнута», то это повод продолжить борьбу — возможно, победа близка.

Если же последняя ставка появляется в сопровождении пометы «До резерва остался 1 шаг», это значит, что, сделав следующую ставку, вы выигрываете лот — если, конечно, кто-нибудь, вдохновившись близкой удачей, не перебьет вашего последнего слова. И всегда досадно, когда участники, торговавшиеся несколько дней и особенно азартно последние пару часов перед закрытием, вдруг останавливаются именно в одном шаге от победы. Если чувствуете, что вещь — ваша, так сделайте этот шаг!

Комиссионный сбор с покупателя составляет 18 % от финальной цены лота.

***

Мы продолжаем принимать живопись и графику (оригинальную и тиражную) на наши регулярные еженедельные торги. О своем желании выставить вещь на аукционе AI пишите на [email protected] или звоните по телефону: +7 (495) 632–16–81. Правила приема работ на аукцион AI можно посмотреть здесь.

***

Регулярные торги произведениями искусства и предметами коллекционирования проводятся с помощью автоматизированной системы аукционных торгов, доступной по адресу https://artinvestment.ru/sales/.

В штатном режиме каждый интернет-аукцион длится четыре дня. Но если ставка на какой-либо лот сделана менее чем за 30 минут до закрытия интернет-аукциона, то торги за такой лот автоматически продлеваются еще на 30 минут. По истечении этих 30 минут, если не поступит новая ставка, интернет-аукцион будет закрыт — в противном случае он будет продлен на дополнительные 30 минут. Такой режим торгов, как показала практика, делает бессмысленными попытки откладывать ставки до последних секунд перед закрытием аукциона и стимулирует участников делать ставки в комфортном режиме на протяжении всех дней аукциона.

Согласно Правилам аукциона, участвовать в торгах, т. е. делать ставки на предложенные к продаже лоты, могут только лица, прошедшие регистрацию на сайте Аукциона (администрация Аукциона оставляет за собой право проверять заявителей и отказывать в регистрации без объяснения причин).

Комиссионный сбор с покупателя Аукциона AI определен в размере 18 % от финальной цены лота. Оплата производится в рублях наличными в офисе Аукциона или безналичным переводом на расчетный счет Аукциона. Администрация Аукциона не выдает покупателям разрешений на вывоз за пределы РФ товаров, приобретенных на аукционе, и не гарантирует возможности получения таких разрешений. Отправка лотов за пределы РФ администрацией Аукциона не производится.

***

ARTinvestment.RU — информационно-аналитический ресурс по рынку искусства, разработчик семейства индексов арт-рынка ARTIMX и составитель крупнейшей в мире базы данных аукционных результатов для художников, входящих в орбиту русского искусства. В своей аналитической работе ARTinvestment.RU опирается более чем на 250 тысяч результатов аукционных продаж для 13 тысяч русских художников в сегментах живописи, графики, скульптуры. Уникальные индикаторы инвестиционного риска, присваиваемые экспертами ARTinvestment.RU, помогают исключить из расчетной массы многие сомнительные результаты.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/auctnews/20200609_auctionAI.html
https://artinvestment.ru/en/news/auctnews/20200609_auctionAI.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 29

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх