Художник недели. 2020. Игорь Вулох
История, ценовые и маркетинговые показатели художника-шестидесятника и одного из классиков отечественного абстракционизма и минимализма Игоря Александровича Вулоха
Годы жизни: 1938–2012
Направление: абстракционизм
Вид искусства: живопись, графика
Жизнь и творчество
«Нонконформист советских времен — не столько идеологический, сколько эстетический» (Михаил Боде, искусствовед), Игорь Александрович Вулох родился в Казани 3 января 1938 года. Интерес к искусству сопровождал будущего художника с ранней юности, хотя к творчеству обстоятельства первых лет жизни Игоря Вулоха совсем не располагали.
В 1941 году его отец Александр Николаевич Вулох был призван на фронт, через год погиб, и в том же году четырехлетний Игорь Вулох попал в детский дом как беспризорник. Матери чудом удалось разыскать его спустя несколько лет после войны.
Знаковым событием в жизни будущего художника стала встреча с его первым учителем — преподавателем Казанского художественного института Виктором Подгурским. Знаток японского и китайского искусства, в 1920-х годах профессор Шанхайской Академии художеств, мастер монументальной живописи Подгурский вероятно, познакомил Вулоха с принципами минимализма, характерными для традиционной азиатской живописи, а также с особым способом работы с художественным пространством и построения композиции, который в дальнейшем Вулох переработал для нужд собственной художественной выразительности.
Не будет преувеличением сказать, что из стен Казанского художественного института, где Игорь Вулох учился с 1953 по 1958 год, он вышел уже вполне сложившимся художником.
Следующим логичным шагом для молодого художника, была поездка в Москву.
В 1957 году Игорь Вулох отправил свой пейзаж «Зима» на Всесоюзную художественную выставку, проходившую в Манеже. Там картина неожиданно получила высокую оценку, в том числе и от признанных классиков искусства — живописца Константина Юона и скульптора Сергея Конёнкова. Обнадеженный этим успехом, в 1958 году Игорь Вулох подал документы на поступление в главный художественный ВУЗ страны — Суриковский институт. И не прошел по конкурсу. Возможно, он просто не попал в квоту для приезжих студентов, однако существует версия, согласно которой приемная комиссия просто не решилась брать под свое крыло уже сформировавшегося мастера, переучить которого было бы сложно. Да и зачем.
Не поступив в Суриковский, Вулох в том же 1958 году, по протекции Георгия Нисского, стал студентом художественного факультета ВГИКа, под началом Фёдора Богородского. Однако учеба во ВГИКе не продлилась долго: переучиваться действительно было сложно, слишком не близка была Вулоху учебная программа. В итоге, не закончив второго курса, в 1959-м он покинул стены учебного заведения.
1960-е годы — время очень важных событий в жизни художника. Достаточно сказать, что в 1961 году состоялась первая персональная выставка Вулоха в залах СХ в Ермолаевском переулке.
В том же 1961 году Игорь Вулох принял участие в первой и единственной в своей жизни выставке «другого искусства» — так называемой «свободной выставке искусства» в Доме культуры в Тарусе. Помогал в ее организации Константин Паустовский, а среди участников были Эдуард Штейнберг, Валентин Воробьев и Владимир Каневский. Выставка закрылась со скандалом.
И в том же 1961-м Вулох познакомился с поэтом Генадием Айги, встреча с которым стала началом долгого творческого союза и во многом повлияла на дальнейшее развитие художника. За годы совместной работы, Вулох стал автором абстрактных иллюстраций к 10 книгам стихов Айги, а в 1989-м вышла книга «Друг этих лет», со стихотворениями, посвященными художнику. Благодаря этой многолетней работе и общению с поэтами, Вулох вышел за пределы достаточно замкнутого круга художников. Среди его друзей и знакомых были литераторы и философы мирового значения. Так, важным эпизодом в творчестве Вулоха стала серия иллюстраций к поэзии шведского лауреата Нобелевской премии 2011 года Тумаса Транстрёмера. В 2012 году по мотивам этих рисунков была создана серия коллекционного фарфора Вулоха.
Помимо тесной связи с миром литературы и искусства, учеба во ВГИКе подарила Вулоху и возможность актерской работы в кино. В 1966–1968 он работал на киностудии им. Горького и в 1966 году снялся в роли замполита Ремизова в фильме Р.и Ю. Григорьевых «Сердце друга».
1968-й год — очередная веха в творческой биографии художника: он приступил к созданию своей первой серии «белых произведений», которых он последовательно отказывался от цвета. Тогда же духовные поиски привели Вулоха в Духовную академию при Троице-Сергиевой лавре, где он несколько лет проработал ассистентом кафедры западных вероисповеданий.
С 1971 года Игорь Вулох вошел в ряды Союза художников и посвятил себя развитию собственного художественного языка, от особенностей которого он не отступал со времени своих первых произведений, создавая самобытный, ни на что не похожий, лаконичный и вместе с тем — выразительный и эмоциональный мир собственного творчества.
Образность Вулоха, несмотря на традицию, уже сложившуюся во множестве текстов, посвященных его творчеству, сложно свести к таким понятиям, как абстракция и минимализм. Она гораздо глубже. В своих работах, далеких от фигуративизма, он, как правило, создает завершенный образ не конкретного предмета или сцены, но скорее, того ощущения, которое они вызывают. Не физическое воплощение чего-либо, а его отблеск. Но отблеск этот всегда безошибочно узнается зрителем. Эта тонкая игра на нюансах выразительности и делает его искусство настолько запоминающимся и неповторимым.
Не удивительно, что поздние годы своей жизни Игорь Вулох провел в статусе признанного и уважаемого художника, в круге почитателей которого был целый ряд известных коллекционеров, а многочисленные выставки проходили на престижных площадках всего мира.
О причине своей популярности сам художник говорил так: «Отчасти знаменитым меня сделало недоразумение. Для меня признание во многом было неожиданностью. Я до сих пор не знаю причину, что же сделало меня знаменитым. Поэтому — недоразумение».
27 ноября 2012 года Игорь Вулох скончался в Москве.
Первая персональная выставка Игоря Вулоха состоялась в 1961 в Москве, в Выставочном зале МОСХ. С 1981 он начал активно выставляться за рубежом: в США, ФРГ, Дании, Польше, Германии, Италии, Финляндии. Участвовал в знаковых московских ярмарках и выставках 1990-х годов: международной ярмарке искусств «АРТМИФ 91» (1990), «“Другое искусство” Москва. 1956–76» (Государственная Третьяковская галерея, 1991), «Постмодернизм и национальные традиции» (Государственная Третьяковская галерея, 1993). В 2000-х стал активно продвигаться Nadja Brykina Gallery (Цюрих), где имел ряд персональных и групповых выставок. Две крупные московские персональные выставки Игоря Вулоха прошли в Фонде культуры «Екатерина» (2015) и Московском музее современного искусства (2013).
Работы Вулоха находятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи (Москва), Государственного Русского музея (Санкт-Петербург), московского музея современного искусства ART4, Музея современного искусства (Силкеборг, Дания) и в частных коллекциях стран Европы и США.
Финансовые показатели
В тройку самых дорогих работ Игоря Вулоха входит живопись, проданная в 2006–2007 годах на зарубежных аукционах: $18 000 — третий по величине результат — на нью-йоркском Sotheby’s показал «Натюрморт» (1970), две другие продажи были сделаны лондонским аукционным домом MacDougall's: «Утро» (1963) и «Река» (1969) нашли покупателей за $24 897 и $28 784 соответственно. Отметим, что залогом успеха продажи работы «Утро» стал хороший провенанс: живопись ранее находилась в коллекции Александра Глезера, одного из организаторов «Бульдозерной выставки» в Москве (1974), а также экспонировалась в нью-йоркской Grant Gallery в 2005 году.
Согласно базе ARTinvestment.RU, к моменту публикации работы художника 56 раз были выведены на аукционные торги, из них живопись — 35 работ, графика — 4 работы, смешанная техника —2 работы. Средняя стоимость проданных работ — $5,8 тыс. Общая капитализация на публичном рынке — $144,8 тыс. Имеет баланс проданных и непроданных работ 25 к 31 (45 % всех торгов завершились продажей).
Таблица 1. Продажи по периодам проведения аукционных торгов
Период продаж, гг. | Выставлено лотов, шт. | Результаты по лотам | ||
---|---|---|---|---|
Продано, | Не продано, шт. | |||
шт. | % | |||
2006–2008 | 14 | 6 | 43 | 8 |
2010–2015 | 7 | 3 | 43 | 4 |
2016–2020 | 35 | 16 | 46 | 19 |
Таблица 2. Продажи по странам проведения аукционных торгов
Страна проведения аукционов | Выставлено лотов, шт. | Результаты по лотам | ||
---|---|---|---|---|
Продано, | Не продано, шт. | |||
шт. | % | |||
РФ | 38 | 18 | 47 | 20 |
Великобритания | 12 | 4 | 33 | 8 |
США | 3 | 3 | 100 | 0 |
Германия | 2 | 0 | 0 | 2 |
Франция | 1 | 0 | 0 | 1 |
Результаты повторных продаж Игоря Вулоха не показательны. На публичном рынке таковых состоялось всего две (основная масса приходится на частный дилерский рынок), что не дает возможности хоть сколько-нибудь полагаться на данные статистики. Все повторные сделки произошли в течение одного года, что может указывать на спекулятивный характер операций. Кроме того, для работ нонконформистов характерен и рекомендован долгосрочный период владения, что не было выдержано покупателями.
Воспользуемся подсчетом другого показателя — превышения эстимейта при успешных продажах. Средний эстимейт всех проданных работ был превышен на 120 % — другими словами, продавцы в среднем получили сумму в 1,2 раза больше первоначальной оценки аукционного дома. При этом превышение верхней границы эстимейта зафиксировано при 29 % продаж и имеет положительную динамику с течением времени. По данным индекса Artist’s ARTIMX средняя стоимость работ художника с 2018 по 2019 год выросла на 28 %.
На текущем, 333-м AI Аукционе выставлен пейзаж «Зима» (1971–1989).
Источники: artinvestment.ru, vulokh.ru, iskusstvo-info.ru
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/artistofweek/20200608_vulokh_artist.html
https://artinvestment.ru/en/invest/artistofweek/20200608_vulokh_artist.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.