Открыты 326-е торги AI Аукциона и 12-й кураторский аукцион «XXI век»
ARTinvestment.RU   21 апреля 2020

В сводном каталоге — тридцать лотов: шестнадцать живописных работ, четыре листа оригинальной и два — печатной графики, четыре работы в смешанной технике, одна скульптура, одна фарфоровая тарелка и одна фотография

Комиссионный сбор с покупателей составляет 18 %.

Каталог AI Аукциона № 326 и XII кураторского аукциона «XXI век».

Открывает каталог раздел творчества художников Русского Зарубежья.

В 1900-х — 1910-х годах создана «редкая по своим артистическим качествам картина» «Сан-Рафаэль» «интересного и самобытного художника» Александра Исайлова. «Это его характерная видовая картина, написанная в небольшом французском курортном городке Сан-Рафаэль, расположенном посредине между Каннами и Сан-Тропе у подножия горного массива Эстерель, — рассказывает эксперт. — Пейзаж написан со сложными цветовыми и тональными отношениями в легкой, воздушной манере письма, что позволяет блестяще передать состояние и настроение выбранного пейзажного мотива. Именно подобные видовые сюжеты принесли Александру Исайлову заслуженную популярность и известность».

Эскиз костюма Старого берендея с посохом к опере Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка» выполнен Константином Алексеевичем Коровиным в 1928 году для первой постановки «Частной оперы в Париже». Коровин создал целый ряд костюмов берендеев для этого спектакля, и, находясь в них на сцене, персонажи, без сомнений, представляли собой пестрое красочное зрелище. Наш Старый берендей с посохом одет в крестьянскую одежду, но она вся украшена вышивкой, а на рубахе красуется большое вышитое Солнце — символ бога Ярило, которому поклоняются берендеи.

Литография «Обведенные формы» (1963) Александра Порфирьевича Архипенко представляет собой лист из папки Les Formes Vivantes («Живые формы»), содержащей 10 разных композиций и вышедшей в Швейцарии в 1963 году тиражом 75 экземпляров.

Раздел советского искусства первой половины ХХ века открывает редкий театральный эскиз костюмов Качала и Шатала к спектаклю «Смерть Тарелкина» (1925) работы Александры Александровны Экстер. Эксперт отмечает, что «костюм… является более поздней версией (или дополнением) к серии костюмов для… спектакля по пьесе А. Сухово-Кобылина, который предполагалось поставить в 1 Студии МХТ в 1921 году (постановка осталась неосуществленной)». Отмечая соответствие подписи на эскизе подписям на поздних работах А. Экстер, относящимся к парижскому периоду (после 1924 года), эксперт указывает, что «при работе с произведениями из одной театральной серии, но отстоящими друг от друга во времени, становится особенно очевидным изменение манеры автора в сторону большей жесткости и сухости исполнения, как в колористическом, так и в композиционном отношении. Такая эволюция вполне укладывается в общее развитие стиля Экстер начиная со второй половины 1920-х годов».

Не только художественную, но, очевидно, историческую ценность представляет «Московский пейзаж» (1930) Александра Ниловича Тихомирова. Художник приехал в Москву в 1924 году из Томска и жил, судя по надписи на обороте картины, на Верхней Масловке. В 1929 году на Верхней Масловке, до того имевшей сплошь деревянную застройку, по инициативе М. Горького и И. Э. Грабаря началось строительство Московского Монпарнаса — «Городка художников». Архитектурный комплекс был задуман бригадой АСНОВА в виде огромного «корабля искусств», который должен был стать сосредоточением московской художественной среды, создать бытовые условия для графиков, скульпторов, живописцев и способствовать развитию молодого советского искусства.

В 1930 году на месте сгоревших павильонов кинофабрики «Межрабпомфильм», по соседству со стадионом «Динамо», был построен 1-й производственный дом художников (корпус «Ж» по генплану). Позже он получил адрес: ул. Верхняя Масловка, 9 (ru.wikipedia.org). Строительство следующего корпуса началось только в 1933 году, поэтому можно предположить, что на полотне «Московский пейзаж» художник запечатлел самый первый дом «Городка художников».

В том же 1930 году выполнен рисунок угольным карандашом «Крестьянка» Александра Александровича Дейнеки.

Очень красивая, в переливах нежных красок акварель «Дождь. Деревня Заполье. Дедовичи» (1932) принадлежит руке Анны Александровны Лепорской, ученицы К.С. Петрова-Водкина и позднее, в ГИНХУКе, — ученицы и секретаря К. С. Малевича. «Несмотря на то, что это натурная акварель, — пишет эксперт, — нужно отметить ее строгую и стройную композицию, мастерское использование светоносной поверхности бумаги и уверенное письмо прозрачной акварелью с белилами».

Художник-затворник, приверженец, знаток и продолжатель традиций европейского модернизма Анатолий Иванович Шугрин почти никогда не датировал, не называл и никому не показывал своих работ, что не позволяет выделить в его творчестве однозначные отрезки или периоды развития. Тем более известно, что ко многим работам он возвращался с поправками в течение долгих лет. Однако можно смело сказать, что в период с середины 1940-х до середины 1980-х он создал множество самобытных, интересных композиционно и колористически произведений, в которых переосмыслил виденные когда-то художественные находки и приемы Матисса, Пикассо, Модильяни, Дерена, Моранди, Де Кирико. Наша геометрическая абстрактная «Композиция» датируется 1950–60-ми годами. В 2009 году она экспонировалась в Третьяковской галерее на большой ретроспективе Шугрина — первой, если не считать посмертной однодневной экспозиции, персональной выставке художника на родине. О жизни и творчестве Шугрина читайте в нашей рубрике «Художник недели».

В 1968 году написано живописное полотно «2 Ню (Посвящение Листу)» Валентина Михайловича Окорокова. Художник-самоучка с чертежными навыками, полученными в Московском высшем техническом училище, в середине 1910-х — начале 1920-х работал в мастерской Татлина и практиковался в мастерской Родченко, был знаком с Малевичем. Потом уехал к себе на родину, в город Козлов, где работала «Коммуна творчества Козловских художников», основанная Сергеем Герасимовым, участвовал в «левых» выставках (artinvestment.ru).

Около 1925 года Окороков поселился в подмосковном Лианозово, окончил в Москве курсы художников-графиков и поступил на службу в Учпедгиз. Собственное творчество превратилось в экспериментальное. Плоды этих экспериментов не только не приносили дохода, но и со временем становились опасными; работы 1930–40-х годов никто, кроме самых близких друзей, не видел. Если в 1920–30-е годы он интересовался характерными для того времени задачами адекватного изображения сверхскоростей, движения форм в свободном пространстве, преодоления земного притяжения, то впоследствии в абстрактной живописи его увлекла возможность выхода через цветовые гармонии к ощущению безграничности, от микрокосма к макрокосму, к открытию величия мысли, к откровению (tg-m.ru).

В целом Окороков жил в интеллектуальной изоляции, без общения с единомышленниками. Так жили многие «левые» (artinvestment.ru). До «оттепели» оставалось еще 30 лет.

Вступив в «Новую реальность» Элия Белютина в 1959 году, Окороков оказался наконец в той среде, которой ему так не хватало. И это уже был 68-летний, зрелый, многое повидавший человек и художник, который нуждался, скорее, в энергетике молодого коллектива или в диалоге с ним, но не в наставничестве или следовании общим установкам, как было принято у белютинцев. Окороков умер в 1974 году. Последняя, посмертная, выставка состоялась на Патриарших прудах, в мастерской Белютина, в январе 1976 года. И потом, увы, почти на 30 лет имя художника выпало из выставочного процесса. Достаточный срок, чтобы попасть в забытые имена (artinvestment.ru).

Возрождение интереса к наследию Валентина Окорокова произошло лишь в 2008 году, когда в Третьяковской галерее состоялась выставка «Валентин Окороков. Предмет и вне предмета: 1920-е — 1970-е». На ней, рядом с ранними авангардными работами, экспонировалось и наше сегодняшнее полотно. По материалам этой обширной экспозиции искусствоведы отмечали, что от графических работ и коллажей 1920–30-х годов до «космических» абстракций последних лет творчество Валентина Окорокова удивительно рифмуется с развитием беспредметного искусства за границами железного занавеса. Причем, и это самое главное, произведения второй половины жизни не являются бледными перепевами авангардной молодости, а представляют собой новый, даже более яркий подъем (tg-m.ru).

Очень красива вдохновленная романтикой революции тончайшая линогравюра «Гражданская война» палехского художника Ивана Егоровича Щукина, выполненная, предположительно, в 1960-е годы.

Следующий большой раздел каталога — творчество шестидесятников.

Единственная скульптура в сводном каталоге — изящная бронзовая композиция «Девушка» из цикла «Женский принцип» (1977) Вадима Абрамовича Сидура.

Фарфор шестидесятников — уникальное большое и многообразное явление в искусстве второго русского авангарда. Тарелка Франциско Инфантэ-Араны «Рисунок № 4 по мотиву “Супрематической живописи” К. С. Малевича (1920)» принадлежит к ряду работ, выполненных в 1992 году Инфантэ и Эдуардом Штейнбергом совместно с Центром современного искусства (ЦСИ) и Товариществом «Кузнецовский фарфор». Каждая тарелка выпущена ограниченным тиражом в 25 штук плюс несколько ненумерованных (резервных) экземпляров. Вместо заявленных Франциско Инфанте четырёх тарелок было выпущено всего три. Большая часть тиража была закуплена Министерством культуры РФ.

«Фарфор оказался благодатным материалом для иллюстрирования идей Франциско Инфантэ. Можно сказать, что здесь получила новое преломление его известная “концепция артефакта”. “Артефакт” — это термин, которым в трактовке художника “обозначается вещь второй природы, то есть вещь, сделанная человеком и, стало быть, автономная по отношению к природе”, но которая, по мысли художника, связана с такими понятиями, как “традиция” и “культура”. Особый акцент в своей теории Инфантэ делал на воплощении в артефакте связи “техника — природа”, связи, способной, по его мнению, породить новый синтез внутри вечного искусства. В этой способности артефакта Инфантэ видел особый “символ Тайны творчества”. Фарфор же — материал, рожденный в огне, соединяющий в себе природную и технологическую стороны, издревле наделявшийся таинственными свойствами, — как ничто другое соответствовал авторской концепции артефакта. Поэтому, вероятно, столь гармоничными и логичными выглядят произведения Инфантэ на фарфоровых тарелках» (Виктория Петухова. Фарфор как неприкладное искусство или еще одна грань нонконформизма // Фарфор шестидесятников: Выставка в галерее «Романовъ». М. : Бонфи, 2012. С. 14).

Две работы в каталоге представляют творчество Владимира Николаевича Немухина.

Холст в смешанной технике «Композиция с картой» (1996), как отмечает эксперт, «относится к хорошо известному и популярному циклу произведений В. Н. Немухина с карточными раскладами на ломберных столах. Эти сложно сделанные вещи строятся на живописно-пластических формулах, в основе которых достижения русского и европейского авангарда ХХ века. В данном конкретном случае источником вдохновения и основой для построения… работы “Композиция с картой” послужило творчество итальянского художника-модерниста и новатора Лючио Фонтаны (1899–1968), картины которого с прорезями и разрывами принесли ему широкую известность. Им впервые со времен К. С. Малевича картина была преобразована таким радикальным способом».

Вторая работа Владимира Николаевича Немухина в каталоге — композиция в смешанной технике «Джокер» (2010), выполненная на один из тех сюжетов, к которым художник возвращался не единожды в разные годы творчества, что-то изменяя, удаляя, добавляя, развивая композиционные и технические находки. И всякий раз, при общей схожести композиции, это абсолютно самостоятельные вещи, каждая — со своим настроением, индивидуальная и интересная по-своему. Наш «Джокер», как и остальные воплощения этого мотива, фигуративен, в его основе — рыба, важный и очень разноплановый образ в творчестве художника. Работа многодельная, со множеством деталей, забавная и красивая.

Завершает раздел творчества шестидесятников тиражный лист «Трансформации с Пикассо 13» из серии жикле «Трансформации с Пикассо» Михаила Михайловича Шемякина. «Трансформация — одно из любимых слов художника Шемякина. И всё его творчество основано на трансформациях — переработке пластических форм доисторических, древних, средневековых и современных традиционных культур и поиске метафизических оснований мира — той сущности, которая скрыта за поверхностью вещей. М. Шемякин много лет посвятил изучению и анализу различных состояний человеческой души, лица и тела, а также освоению созданных в ходе исторического процесса пластических способов их выражения» (shop.mihfond.ru). Наш лист сопровождается Сертификатом Фонда художника Михаила Шемякина(Санкт-Петербург). Учитывая количество подделок или неавторизованных работ Шемякина на рынке, это необходимый документ, подтверждающий подлинность и легитимность работы.

Большой завершающий раздел каталога — произведения современных авторов.

В 1997 году написана картина «Крестьянская семья. Перед покосом» Виктора Константиновича Седова. Авторская надпись на обороте гласит: «Дед Павел Якуничев // с Марфой // дер. Мухино // в 7 км от станции // Лежа. // мой наставник». Но это не совсем портрет. Седов много лет занимался реставрацией фресковой древнерусской живописи, глубоко духовного и сокровенного русского искусства, устанавливающего высокий нравственный порог бытийности, и, аллегорическая трактовка сюжета стала одним из основных слагаемых его творческого метода в работе над живописным произведением.

«Все его герои — суть одно лицо зрелого человека, знающего боль и утраты, мудро взирающего на мир и людей. Он избирает свой “архетип” человека, прообраз которого можно найти в русской крестьянской иконописи и народном лубке. Кто-то не без основания отметит здесь и влияние творчества Павла Филонова. Как в построении сюжета Седову важна не внешняя сторона, а внутренняя его сущность и суть, так и в человеческом облике он ищет не внешнюю привлекательность, а внутреннее, духовное содержание и величие (art-katalog.com).

Игорь Васильевич Кислицын — художник поколения семидесятников, участник резонансных выставок и многолетний член и экспонент горкома графиков на Малой Грузинской, 28. «Народные корни искусства и сегодня влекут всех профессионалов, да не все из них могут подняться выше простой аранжировки или стилизации. Игорь Кислицын сумел уверенно претворить, “перекодировать” в новое качество типовую структуру древних композиций. Постепенно ему раскрылся весь глубинный образный “орнамент” архетипа: роль силовых линий и узлов, ритмических пауз и акцентов, “вечное” поступательное или круговое движение, здоровая гармония рисунка и цвета, знаковость и символика фигур». Это высказывание историка и искусствоведа Льва Дьяконицына верно и полно описывает наш среднеразмерный картон «Всадник», созданный в 2000 году.

Одна из самых на первый взгляд сюжетно простых и самых глубоких, философских работ каталога — «Старик» (2006) Рината Волигамси. «Стиль Волигамси отличают монохромность, гиперреализм и символичность деталей» (mmoma.ru).

«Акведук» (2017) Наталии Игоревны Нестеровой буквально затягивает взгляд в пространство картины, наполненное планами, фигурами, деталями, сюжетами. Но главное в этом холсте — движение. Нестерова вообще не сторонник «застывших форм», но в нашей работе движется всё, люди, собаки, струи воды, развевающиеся полы одежды, деревья, куст, цветы на клумбах. Это движение подчеркивается и одновременно гармонизируется строгим, неярким и исключительно благородным колористическим решением картины. Пожалуй, единственная статичная деталь холста — фрагмент акведука, но он, при всей своей неподвижности, вовлечен в поток окружающей жизни, ему не страшно время: он — настоящий и потому, несмотря на свой возраст, с полным основанием присутствует в дне сегодняшнем.

Венчает каталог «Зенит» (2019) Люси Вороновой — дивный натюрморт радостного периода творчества художницы. И эта радость бытия, без всяких философий, безудержным потоком света и цвета льется с холста в душу зрителя. Можно удивляться, но очень немногим авторам дано желание и умение передать зрителю ощущение чистой радости, не замутненной никаким подтекстом. Если хотите, ощущение счастья. Так писал шестидесятник Анатолий Слепышев, такова и картина Люси Вороновой — образ счастья!

Одновременно с нашим штатным 326-м AI Аукционом открыт 12-й аукцион проекта «XXI век. Современное российское искусство». Куратор Елена Касьяненко при участии Лизы Плавинской представляет 10 работ художников современной российской арт-сцены: живопись Даши Делоне, Дмитрия Кедрина, Нины Котёл, Андрея Мунца, Лизы Плавинской, Владимира Сальникова, Марии Чуйковой, Татьяны Ян, работу в смешанной технике Натальи Жерновской и фотографию Ксении Кононенко.

Всем желаем удачи на 326-м AI-Аукционе и на аукционе «XXI век. Современное российское искусство»!

Тем, кто собирается впервые купить картину или рисунок, будет полезно узнать, что ни один монитор никогда аутентично не передаст произведения искусства. Цвет, фактура, не говоря уже об ауре той или иной работы, впечатлении от встречи с нею, монитору не подвластны. Хорошую вещь он может сделать как минимум невыразительной, а не совсем удачную, напротив, приукрасить (последних у нас нет, но справедливости ради сказать об этом стоит). К тому же каждый человек видит и чувствует по-своему. Поэтому приезжайте посмотреть на все работы собственными глазами у нас, на Гороховском, 7 (только предварительно необходимо позвонить и договориться о встрече).

Справедливый рыночный ценовой уровень по работам авторов, представленных в каталоге настоящего аукциона, можно определить по информации базы аукционных результатов ARTinvestment.RU.

На аукционе AI продолжает работать виртуальный участник «Резервная цена не достигнута». Он появляется на последних минутах торгов, чтобы покупатели имели возможность перебить резервную цену (у тех лотов, где она есть). Другими словами, если видите участника «Резервная цена не достигнута», то это повод продолжить борьбу — возможно, победа близка.

Если же последняя ставка появляется в сопровождении пометы «До резерва остался 1 шаг», это значит, что, сделав следующую ставку, вы выигрываете лот — если, конечно, кто-нибудь, вдохновившись близкой удачей, не перебьет вашего последнего слова. И всегда досадно, когда участники, торговавшиеся несколько дней и особенно азартно последние пару часов перед закрытием, вдруг останавливаются именно в одном шаге от победы. Если чувствуете, что вещь — ваша, так сделайте этот шаг!

Комиссионный сбор с покупателя составляет 18 % от финальной цены лота.

***

Мы продолжаем принимать живопись и графику (оригинальную и тиражную) на наши регулярные еженедельные торги. О своем желании выставить вещь на аукционе AI пишите на [email protected] или звоните по телефону: +7 (495) 632–16–81. Правила приема работ на аукцион AI можно посмотреть здесь.

***

Регулярные торги произведениями искусства и предметами коллекционирования проводятся с помощью автоматизированной системы аукционных торгов, доступной по адресу /sales/.

В штатном режиме каждый интернет-аукцион длится четыре дня. Но если ставка на какой-либо лот сделана менее чем за 30 минут до закрытия интернет-аукциона, то торги за такой лот автоматически продлеваются еще на 30 минут. По истечении этих 30 минут, если не поступит новая ставка, интернет-аукцион будет закрыт — в противном случае он будет продлен на дополнительные 30 минут. Такой режим торгов, как показала практика, делает бессмысленными попытки откладывать ставки до последних секунд перед закрытием аукциона и стимулирует участников делать ставки в комфортном режиме на протяжении всех дней аукциона.

Согласно Правилам аукциона, участвовать в торгах, т. е. делать ставки на предложенные к продаже лоты, могут только лица, прошедшие регистрацию на сайте Аукциона (администрация Аукциона оставляет за собой право проверять заявителей и отказывать в регистрации без объяснения причин). Дальше, чтобы экономить деньги и время участников, электронная система от имени каждого из них ведет торги с другими участниками, делая минимально возможные ставки до указанной участником суммы. Минимальный шаг ставки указывается в описании каждого лота. В случае если максимальные цены на один и тот же лот, указанные в двух или более ставках, совпадают, то выигрывает тот покупатель, чья ставка была сделана раньше.

Комиссионный сбор с покупателя Аукциона AI определен в размере 18 % от финальной цены лота. Оплата производится в рублях наличными в офисе Аукциона или безналичным переводом на расчетный счет Аукциона. Администрация Аукциона не выдает покупателям разрешений на вывоз за пределы РФ товаров, приобретенных на аукционе, и не гарантирует возможности получения таких разрешений. Отправка лотов за пределы РФ администрацией Аукциона не производится.

***

ARTinvestment.RU — информационно-аналитический ресурс по рынку искусства, разработчик семейства индексов арт-рынка ARTIMX и составитель крупнейшей в мире базы данных аукционных результатов для художников, входящих в орбиту русского искусства. В своей аналитической работе ARTinvestment.RU опирается более чем на 250 тысяч результатов аукционных продаж для 13 тысяч русских художников в сегментах живописи, графики, скульптуры. Уникальные индикаторы инвестиционного риска, присваиваемые экспертами ARTinvestment.RU, помогают исключить из расчетной массы многие сомнительные результаты.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/auctnews/20200421_auctionAI.html
https://artinvestment.ru/en/news/auctnews/20200421_auctionAI.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх