Открыты 319-е торги AI Аукциона и очередной кураторский аукцион «XXI век»
В сводном каталоге — тридцать лотов: девятнадцать живописных работ, четыре листа оригинальной и один — печатной графики, четыре работы в смешанной технике, одна скульптура и одна фарфоровая тарелка
Комиссионный сбор с покупателей составляет 18 %.
Каталог AI Аукциона № 319 и кураторского аукциона «XXI век».
Открывает каталог раздел произведений русских художников конца XIX — начала ХХ века, представленный, правда, одной работой. «Несомненный музейный интерес», по мнению эксперта, представляет акварель «У причала» (1893) Льва Феликсовича Лагорио — тонкая, чистая и очень красивая работа.
Следующий раздел каталога — работы, созданные в Советском Союзе в 1920-х годах.
«Автопортрет — любимая творческая тема З. Е. Серебряковой. Автопортреты относятся к самым известным ее произведениям. Кроме того, собирательный женский образ в работах художницы также имеет ее портретные черты», — пишет эксперт Елена Михайловна Жукова. Наш карандашный «Автопортрет» Зинаиды Евгеньевны Серебряковой выполнен в начале 1920-х годов. Эксперт отмечает, что «рисунок сделан в Петрограде по возвращении из Харькова, где художница жила с семьей в 1918–1920 годах. Ее дом и имение Нескучное в Харьковской губернии были разорены в Гражданскую войну. Муж, Б. А. Серебряков, инженер путей сообщения, умер в 1919 году от тифа. В своих портретах этого времени художница стремилась преодолеть страдание и утвердить свой портретный образ, хотя следы трагических переживаний явственно читаются на ее исхудавшем лице и в выражении глаз». На оборотной стороне листа имеется подтверждающая подлинность надпись художника А. Б. Серебрякова, сына З. Е. Серебряковой.
В 1925 году выполнен «Эскиз женского костюма к спектаклю-обозрению “Кукироль”». Авторы — братья Владимир и Георгий Стенберги — создали этот костюм к постановке Камерного театра Александра Таирова, премьера которой состоялась 26 ноября 1925 года. В дополнительной картинке к лоту приводится фотография из журнала «Советское искусство» за 1926 год, на которой актриса (слева) одета в платье, сшитое, похоже, именно по этому эскизу. В 1920-е годы обозрения были очень распространенным и чрезвычайно популярным театральным жанром, над ними работали известные сценаристы, драматурги, композиторы и художники. Эти сатирические авангардные театральные постановки 1920-х были выполнены скупыми средствами и в большинстве своем очень талантливы. Имена тех, кто их создавал, позже составили золотой фонд советского театра, кино, музыки и даже балета.
Живописная работа «Встающая женщина и мулла» (1927–1928) Алексея Фёдоровича Пахомова — один из нескольких вариантов авторской разработки темы освобождения женщин Востока от веками сложившихся устоев, занимающей художника в этот период. В 1928 году на второй выставке творческого объединения «Круг», одним из организаторов и экспонентом которого был Пахомов, он представил среднеразмерную (95,5 × 52) картину «Встающая женщина» (1928), ныне хранящуюся в Музее изобразительных искусств Республики Карелия (goskatalog.ru). Еще один эскиз встающей женщины экспонировался в 2015 году на выставке «Квартира-музей» в Отделе личных коллекций ГМИИ им. А. С. Пушкина (nasledie-rus.ru).
Холст «Натюрморт с желтой грушей» (1926) Анны Александровны Лепорской относится к периоду ее учебы и работы в Гинхуке под руководством Казимира Малевича. Всего годом ранее она закончила обучение в петроградских Государственных свободных художественных мастерских — Вхутемасе у К. С. Петрова-Водкина, и его влияние вполне отчетливо проявляется в композиции и цветовом решении нашего строгого и лаконичного натюрморта.
От первого русского авангарда обратимся ко второму русскому авангарду, работы художников которого составляют традиционно большой раздел каталога.
Один из топ-лотов нашего аукциона — большой (59,3 × 44,2) «Портрет женщины с голубыми глазами» Анатолия Тимофеевича Зверева. Это «уникальная работа Зверева, исполненная в 1961 году, — пишет эксперт. — Подобных высококачественных ранних вещей сохранилось очень мало, так как основная часть произведений А. Т. Зверева конца 1950-х — начала 1960-х годов была вывезена из СССР. Безусловно, исследуемый портрет творческая удача молодого художника, мастерски написанная в свободной, виртуозной и новаторской манере». Портрет выполнен на обороте фрагмента стенгазеты, очевидно, первой половины 1950-х годов.
Среднеразмерный холст «Сирень» (1964) Оскара Яковлевича Рабина, безусловно, тоже относится к топ-лотам сегодняшних торгов. Холст ранний, написан еще до эмиграции, в уникальной рабинской серебристой гамме, которую монитор абсолютно не передает. В нем нет бараков, селедки, обрывков газет и других характерных отметин Лианозово — художник пишет вид из окна на деревенский домик со светящимся окошком, забор и огромное белое чистое облако, а в окно заглядывают ветки сирени с крупными, тяжелыми кистями белых цветов. И во всей этой красоте нет ни капли умиления — напротив (и это самое удивительное), в ней чувствуется та энергия, которая отличает лучшие рабинские холсты.
Среднеразмерный (81 × 65,5) акрил на гофрокартоне Михаила Александровича Рогинского «Оранжевые бутылки на черном фоне» написан в 1978 году во Франции. Работа очень яркая, разноцветная и — объемная, в том числе и за счет дополнительных фигурок из картона, приклеенных художником на поверхность и вписанных в композицию.
Небольшой картон «Абстракция» (1979) Эдуарда Аркадьевича Штейнберга наполнен хорошо знакомыми любителям его творчества формами. Крест, круг, линия, полумесяц — все они для художника одновременно и знаки, и символы — понятий, явлений и аллюзий. Можно предложить, например, такие их трактовки: «треугольник напоминает Троицу, крест означает Крест, круг — идею совершенства мира. Линия может выглядеть как граница между жизнью и смертью, между днем и ночью — всё то, что неотвязно преследует метафизическое воображение художника»; «полумесяц, один из неоднократно повторяемых мотивов его холстов, — это аллюзия на серп, но, конечно, не в качестве коммунистической̆ эмблемы, в обнимку с молотом: это аллюзия, полная и нежности, и остроты, поскольку серп издревле привычен любому крестьянину, так как внушал ему чувство доверия и покоя»; «круги и белые прямоугольники Штейнберга предстают в двух ипостасях, знаменуя собой и отчаяние человека, затерявшегося в необозримом пространстве, и торжество всепобеждающей жизни, возвращающейся на круги своя» (Доминик Фернандес. Цит. по: knife.media). На вопрос о поиске своего пути в искусстве художник отвечал, что к пониманию геометрической абстракции «пришел через русский авангард, прежде всего через супрематизм Казимира Малевича. Но я практически ничего нового не открыл, я только дал русскому авангарду другой ракурс. Какой? Скорее, религиозный. Свои пространственные геометрические структуры я основываю на старой катакомбной стенописи и, конечно, на иконописи. Моя маленькая заслуга состоит в том, что я чуть-чуть повернул русский авангард. Но, с другой стороны, я развиваю в своих работах традиции русского символизма… <…> Внутренняя концепция моих произведений, таким образом, строится на синтезе мистических идей русского символизма десятых годов и пластических решений супрематизма Казимира Малевича» (источник: books.google.de).
В 1991 году написан большой «Серый кот» Виктора Семёновича Казарина — работа в хорошо известной любителям творчества художника стилистике, но в не совсем обычной для него серо-лиловой гамме. В противоположность известным казаринским бесшабашным полудиким котам, которых наши участники уже не раз покупали, на сей раз мы имеем дело с котом-философом, котом-денди, но авторский дриппинг, желтый цвет, да и сама композиция работы настойчиво подсказывают, что вся эта философичность — тот самый тихий омут, в котором, как известно…
Тарелка Франциско Инфантэ-Араны «Рисунок № 3 по мотивам супрематической живописи К. С. Малевича “18 конструкция” (1915)» принадлежит к ряду работ, выполненных в 1992 году Инфантэ и Эдуардом Штейнбергом совместно с Центром современного искусства (ЦСИ) и Товариществом «Кузнецовский фарфор». Каждая тарелка выпущена ограниченным тиражом в 25 штук (наша тарелка имеет № 12) плюс несколько ненумерованных (резервных) экземпляров. Вместо заявленных Франциско Инфанте четырёх тарелок было выпущено всего три. Большая часть тиража была закуплена Министерством культуры РФ.
«Фарфор оказался благодатным материалом для иллюстрирования идей Франциско Инфанте. Можно сказать, что здесь получила новое преломление его известная “концепция артефакта”. “Артефакт” — это термин, которым в трактовке художника “обозначается вещь второй природы, то есть вещь, сделанная человеком и, стало быть, автономная по отношению к природе”, но которая, по мысли художника, связана с такими понятиями, как “традиция” и “культура”. Особый акцент в своей теории Инфантэ делал на воплощении в артефакте связи “техника — природа”, связи, способной, по его мнению, породить новый синтез внутри вечного искусства. В этой способности артефакта Инфантэ видел особый “символ Тайны творчества”. Фарфор же — материал, рожденный в огне, соединяющий в себе природную и технологическую стороны, издревле наделявшийся таинственными свойствами, — как ничто другое соответствовал авторской концепции артефакта. Поэтому, вероятно, столь гармоничными и логичными выглядят произведения Инфантэ на фарфоровых тарелках» (Виктория Петухова. Фарфор как неприкладное искусство или еще одна грань нонконформизма // Фарфор шестидесятников: Выставка в галерее «Романовъ». М. : Бонфи, 2012. С. 14).
Тиражный «Пасьянс» (2016) выполнен классиком нонконформизма Владимиром Николаевичем Немухиным. Карты, магистральная тема творчества Немухина, игра, таинственность в каждом элементе при общей линеарности композиции, большой белый акрил, дополненный коллажем, на толстенном листе фанеры — «щикарная вещь», как в свое время оговорился один эксперт, а мы подхватили эту чудесную оговорку и позволяем себе в очень редких случаях ее использовать.
Завершающий раздел каталога — творчество современных авторов.
Летом 1991 года выполнена цветная литография Игоря Глебовича Макаревича из серии «Чайка», лист № 18. В то время, благодаря поддержке норвежского коллекционера Эвина Юхансена, известные московские художники-концептуалисты И. Макаревич и Е. Елагина получили возможность работать в парижских литографских мастерских Майкла Вулворта. Тогда и была создана серия из 30 литографий, посвященных «Чайке». Эти работы — часть проекта «Чехов», задуманного художниками и впервые показанного в Москве в 1992 году в Центре современного искусства в Черниговском переулке. «…Эти листы очень различны по содержанию: от соц-артовской пародии на штампованные банальности типа “Чехов — писатель гуманист” до попыток создать графический отзвук пронзительно-грустной чеховской лирики, нередко пропадающей в театральных постановках», — отмечает искусствовед В. Петров (источник: gallery.aonb.ru).
Автор работы «Молитва. Три пророка» (1999) Виктор Константинович Седов — профессиональный реставратор фресковой живописи. В его самобытном стиле условно-примитивистской метафорической живописи соединяются религиозные и реальные современные мотивы. Наша работа выполнена в узнаваемой авторской манере: живопись напоминает древние мозаичные фрески и одновременно вызывает ассоциации с кубистическими композициями, она как будто переливается, свет отражается в мелких гранях фигур и фона.
Яркий подписной натюрморт «Цветы» (2001) Арона Фроимовича Буха написан в теплой, августовской цветовой гамме и сопровождается Сертификатом подлинности Музея Арона Буха.
Большой холст «Заросший пруд» (2010) представляет творчество современного художника-гиперреалиста Сергея Андреевича Геты.
Яркая динамичная композиция на тему футбола «Играя в мяч» (2017–2019) Андрея Николаевича Забиронина написана в узнаваемой авторской «витражной» манере.
Обманка как технический прием в искусстве используется еще со времен древних культур. Автор холста «Обманка. Москва Белокаменная» (2018) Алексей Викторович Барвенко, выстраивая, как и положено, оптическую иллюзию трехмерного пространства, представляет нам чудесный натюрморт, а собранные в нем предметы создают красивый и очень московский, достоверный образ нашей древней столицы.
«Мир музыки радует талантами. Одна из таких талантливых музыкантов и в тоже время изящных, как и сам инструмент, — это Ванесса Мэй», — комментирует свою работу «Скрипачка Ванесса Мэй» (2019) скульптор Паата Мерабович Мерабишвили. Ярко-красная стальная композиция вызывает ассоциации с пляшущими языками пламени, прекрасными и жаркими, и создает образ мощного сгустка энергии — той самой, что вкладывает в свою музыку знаменитая скрипачка.
В 2020 году выполнен холст «Grand Textile» Люси Вороновой. «Работа большая, просто гигантская, 130 × 150, что редкость, — комментирует Георгий Воронов. — В узнаваемом, полюбившемся за последние годы радостном стиле. Люся обращается к опыту прошлого, используя элементы декоративно-прикладного искусства. Если посмотреть на ее гобелены 1970–80-х годов, то мы увидим схожие мотивы. В картинах радостного периода Люся, как будто специально, а на самом деле просто по вдохновению собирает вместе счастливые мотивы и ассоциации прошедшего и настоящего».
Одновременно с нашим штатным 319-м AI Аукционом открыт очередной аукцион проекта «XXI век. Современное российское искусство». Куратор аукциона — Лариса Аполлоновна Кашук. В составе — 10 работ художников современной российской арт-сцены: Светланы Атахановой, Наталии Глебовой, Ильи Комова, Ольги Мотовиловой-Комовой, Игоря Неживого, Наталии Толстой, Георгия Тотибадзе, Татьяны Файдыш, Юрия Шабельникова, Марии Шалито. О художниках, чьи работы вошли в каталог аукциона, читайте на AI: «XXI век. Современное российское искусство» — V.
Всем желаем удачи на 319-м AI-Аукционе и на аукционе «XXI век. Современное российское искусство»!
Тем, кто собирается впервые купить картину или рисунок, будет полезно узнать, что ни один монитор никогда аутентично не передаст произведения искусства. Цвет, фактура, не говоря уже об ауре той или иной работы, впечатлении от встречи с нею, монитору не подвластны. Хорошую вещь он может сделать как минимум невыразительной, а не совсем удачную, напротив, приукрасить (последних у нас нет, но справедливости ради сказать об этом стоит). К тому же каждый человек видит и чувствует по-своему. Поэтому приезжайте посмотреть на все работы собственными глазами у нас, на Гороховском, 7 (только предварительно необходимо позвонить и договориться о встрече).
Справедливый рыночный ценовой уровень по работам авторов, представленных в каталоге настоящего аукциона, можно определить по информации базы аукционных результатов ARTinvestment.RU.
На аукционе AI продолжает работать виртуальный участник «Резервная цена не достигнута». Он появляется на последних минутах торгов, чтобы покупатели имели возможность перебить резервную цену (у тех лотов, где она есть). Другими словами, если видите участника «Резервная цена не достигнута», то это повод продолжить борьбу — возможно, победа близка.
Если же последняя ставка появляется в сопровождении пометы «До резерва остался 1 шаг», это значит, что, сделав следующую ставку, вы выигрываете лот — если, конечно, кто-нибудь, вдохновившись близкой удачей, не перебьет вашего последнего слова. И всегда досадно, когда участники, торговавшиеся несколько дней и особенно азартно последние пару часов перед закрытием, вдруг останавливаются именно в одном шаге от победы. Если чувствуете, что вещь — ваша, так сделайте этот шаг!
Комиссионный сбор с покупателя составляет 18 % от финальной цены лота.
***
Мы продолжаем принимать живопись и графику (оригинальную и тиражную) на наши регулярные еженедельные торги. О своем желании выставить вещь на аукционе AI пишите на info@artinvestment.ru или звоните по телефону: +7 (495) 632–16–81. Правила приема работ на аукцион AI можно посмотреть здесь.
***
Регулярные торги произведениями искусства и предметами коллекционирования проводятся с помощью автоматизированной системы аукционных торгов, доступной по адресу https://artinvestment.ru/sales/.
В штатном режиме каждый интернет-аукцион длится четыре дня. Но если ставка на какой-либо лот сделана менее чем за 30 минут до закрытия интернет-аукциона, то торги за такой лот автоматически продлеваются еще на 30 минут. По истечении этих 30 минут, если не поступит новая ставка, интернет-аукцион будет закрыт — в противном случае он будет продлен на дополнительные 30 минут. Такой режим торгов, как показала практика, делает бессмысленными попытки откладывать ставки до последних секунд перед закрытием аукциона и стимулирует участников делать ставки в комфортном режиме на протяжении всех дней аукциона.
Согласно Правилам аукциона, участвовать в торгах, т. е. делать ставки на предложенные к продаже лоты, могут только лица, прошедшие регистрацию на сайте Аукциона (администрация Аукциона оставляет за собой право проверять заявителей и отказывать в регистрации без объяснения причин). Дальше, чтобы экономить деньги и время участников, электронная система от имени каждого из них ведет торги с другими участниками, делая минимально возможные ставки до указанной участником суммы. Минимальный шаг ставки указывается в описании каждого лота. В случае если максимальные цены на один и тот же лот, указанные в двух или более ставках, совпадают, то выигрывает тот покупатель, чья ставка была сделана раньше.
Комиссионный сбор с покупателя Аукциона AI определен в размере 18 % от финальной цены лота. Оплата производится в рублях наличными в офисе Аукциона или безналичным переводом на расчетный счет Аукциона. Администрация Аукциона не выдает покупателям разрешений на вывоз за пределы РФ товаров, приобретенных на аукционе, и не гарантирует возможности получения таких разрешений. Отправка лотов за пределы РФ администрацией Аукциона не производится.
***
ARTinvestment.RU — информационно-аналитический ресурс по рынку искусства, разработчик семейства индексов арт-рынка ARTIMX и составитель крупнейшей в мире базы данных аукционных результатов для художников, входящих в орбиту русского искусства. В своей аналитической работе ARTinvestment.RU опирается более чем на 250 тысяч результатов аукционных продаж для 13 тысяч русских художников в сегментах живописи, графики, скульптуры. Уникальные индикаторы инвестиционного риска, присваиваемые экспертами ARTinvestment.RU, помогают исключить из расчетной массы многие сомнительные результаты.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/auctnews/20200304_auctionAI.html
https://artinvestment.ru/en/news/auctnews/20200304_auctionAI.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.