Топ-10 работ русских художников на мировых аукционах
Artprice опубликовал рейтинг десяти самых успешных на мировых торгах произведений русских художников за 18 месяцев: весь 2010 год и первую половину 2011-го
Французский информационный ресурс Artprice.com опубликовал рейтинг десяти самых успешных на мировых торгах произведений русских художников за 18 месяцев: весь 2010 год и первую половину 2011-го. (Цены, приведенные в этой статье, могут отличаться от цен в других материалах ARTinvestment.RU на величину Buyer’s Premium.)
Топ-10 работ русских художников на мировых аукционах (2010 — июнь 2011)
№ | Автор | Название | Результат, долларов | Аукцион |
1 | Камердинер. Около 1927/28 | 10 385 900 | 22 июня 2010, Sotheby's, Лондон | |
2 | Дама с зеленым веером | 10 000 000 | 3 мая 2011, Sotheby's, Нью-Йорк | |
3 | Испанка. 1916 | 9 083 520 | 2 февраля 2010, Christie's, Лондон | |
4 | Маленький ковбой | 9 041 620 | 2 декабря 2010, Macdougall Arts Ltd., Лондон | |
5 | Баварская деревня и поле | 7 114 800 | 21 июня 2011, Christie's, Лондон | |
6 | Парижское кафе. 1875 | 6 572 000 | 6 июня 2011, Christie's, Лондон | |
7 | Наталия Гончарова | Деревья в цвету (Яблони в цвету) | 5 642 700 | 9 февраля 2011, Christie's, Лондон |
8 | Василий Кандинский | Углубленный импульс | 5 000 000 | 5 мая 2010, Sotheby's, Нью-Йорк |
9 | Вирсавия. 1965 | 4 823 100 | 10 февраля 2011, Sotheby's, Лондон | |
10 | Василий Кандинский | Scharf-Ruhig. 1927 | 4 204 200 | 21 июня 2011, Christie's, Лондон |
Русские художники Парижской школы
Начиная с 2001 года цены на работы Хаима Сутина стремительно растут. За последние десять лет (2000–2010) его работы показали по меньшей мере 32 результата свыше 1 миллиона долларов, а пика своей популярности творчество художника достигло в 2006–2007. К этому периоду относится нынешний персональный рекорд Сутина — 7,8 миллиона фунтов (15,3 миллиона долларов) за картину «Мужчина в красном шарфе» (Sotheby’s, Лондон). После двухлетнего спада рынок работ Сутина к 2010 уже восстановился, и 22 июня 2010 на лондонских торгах Sotheby's работа «Камердинер» была продана за 7 миллионов фунтов (10,3 миллиона долларов; третье место в рейтинге самых дорогих работ художника). Сумма одной только этой сделки превысила общий доход от работ Сутина за весь 2008 год. 95 % аукционного оборота произведений этого художника приходится на американские (32%) и британские (63%) площадки.
Первый семизначный аукционный результат работа Наталии Гончаровой принесла в 2008 году: красочный холст «Цветы» достиг цены молотка в 4,9 миллиона фунтов (9,6 миллиона долларов) на торгах Christie’s в Лондоне. Ценовой индекс работ Наталии Гончаровой ведет себя очень оживленно с 2006 года — года, в котором аукционный доход от работ художницы превысил суммарную выручку от ее картин за предыдущие семь лет. С 2006 по 2009 цены на произведения Гончаровой на открытых торгах выросли на 84 %, а 2010 стартовал великолепной продажей «Испанки» на лондонском Christie’s 2 февраля за 4,9 миллиона фунтов (9 миллионов долларов) — ныне лучший аукционный результат художницы.
Хотя в послужном списке Гончаровой уже 15 результатов свыше миллиона, большинство ее работ до сих пор сравнительно доступны: более 80 % произведений художницы, выставлявшихся на торги за последние 12 месяцев, ушли с молотка менее чем за 10 тысяч долларов.
После 67%-ного падения ценового индекса работ Шагала в 2008–2010, рынок художника снова набирает форму и показывает результаты, достойные звездных для Шагала 1990-х: уже две работы ушли с молотка дороже 3,5 миллиона долларов, в том числе картина «Вирсавия» (4,8 миллиона долларов, Sotheby’s, Лондон). Впрочем, цены на Шагала сейчас все еще далеки от 1990-го — года успеха, когда целых 24 работы ушли с молотка дороже миллиона, в том числе и его полотно «Юбилей», проданное за рекордные для художника 13,5 миллиона долларов (Sotheby’s, Нью-Йорк).
В одном только 2010 на открытых торгах были проданы 1013 работ Шагала (26 место в рейтинге Artprice Тор-500 художников по аукционному обороту за год). Шагал пока что самый высоко оцениваемый и наиболее продаваемый русский художник на мировом арт-рынке. В сумме Америка (50 %) и Великобритания (27 %) проводят около 80 % аукционных продаж Шагала. Любят Шагала также во Франции и Швейцарии, где продаются 13% его работ.
Учитель и ученики
На лондонских торгах Christie's 6 июня 2011 в Лондоне картина Ильи Репина «Парижское кафе» принесла целых 4 миллиона фунтов (6,5 миллиона долларов) — это персональный рекорд и абсолютно новое ценовое измерение для работ этого художника. Фактически это на 5 миллионов долларов больше предыдущего рекорда июня 2009 года. Благодаря этому результату ценовой индекс работ Репина за десять лет (2001–2011) вырос на 177%. Одна только цена молотка «Парижского кафе» равняется совокупному доходу от произведений знаменитого передвижника за предшествующие пять лет (2006–2010).
Рынок работ Репина не замкнут только на англо-американских площадках: в Великобритании продают 33 % его работ, в Финляндии — 30 %, а в Швеции — 16 %, причем эти три страны приносят 83 % общемировой аукционной выручки за работы Репина (доля Англии при этом самая большая — 57 %). А вот Америка, Германия и Франция очень редко торгуют полотнами Ильи Ефимовича — им достается только 5, 6 и 4 % его работ соответственно.
Далее речь пойдет о двух учениках Илья Ефимовича — Николае Фешине и Алексее Явленском.
В декабре 2010 картина «Маленький ковбой» Николая Фешина неожиданно принесла на аукционе 5,8 миллиона фунтов (9 миллионов долларов) при эстимейте 500–700 тысяч фунтов. До этой продажи работы Фешина никогда даже и не переступали семизначного порога. Результат «Маленького ковбоя» обеспечил почти половину суммарной выручки всех лондонских торгов Macdougall Arts классическим и современным русским искусством (2 декабря 2010), на которых, между прочим, помимо Фешина предлагались еще 245 лотов. Всего лишь за семь месяцев до легендарной продажи, 5 мая 2010 та же самая работа ушла на нью-йоркских торгах William Doyle Auctions всего за 525 тысяч долларов. Таким образом, промежуточный владелец картины от Doyle до Macdougall заработал на ее перепродаже через полгода не менее 8,5 миллиона долларов. С декабря 2010 года еще две картины Николая Фешина перешагнули планку в 1,5 миллиона долларов: одна — в апреле, другая — в ноябре 2011.
На нью-йоркских торгах Sotheby's 3 мая 2011 работа Алексея Явленского «Дама с зеленым веером» досталась новому покупателю за 10 миллионов долларов (эстимейт 8–12 миллионов). В 1975 эта же работа на Christie’s была продана всего за 46,2 тысячи фунтов (93,4 тысячи долларов). «Дама с зеленым веером» пока вторая в списке самых дорогих работ Явленского, а первое место в нем занимает работа «Шокко в широкополой шляпе» (16,5 миллиона долларов, Sotheby’s, февраль 2008).
Работы русского экспрессиониста Явленского интересуют в основном английские и американские аукционные дома: Великобритания реализует 60 % от его общемирового аукционного оборота, а США — 25 %. А если считать не по заработанным суммам, а по количеству проданных лотов, то лидером становится Германия, продающая 47 % работ Явленского (31 % — Великобритания и 13 % — США).
С мая 2010 по июнь 2011 три произведения Василия Кандинского перешагнули порог 4,2 миллиона долларов на открытых торгах. Первая работа, «Углубленный импульс», 5 мая 2010 ушла с молотка за 5 миллионов долларов. А год спустя на торгах импрессионистов и модернистов Christie's 21 июня 2011 еще две работы Кандинского — «Баварская деревня и поле» и «Scharf-Ruhig» — принесли 7,1 и 4,2 миллиона долларов соответственно.
С 2010 ценовой индекс работ Кандинского вырос на 151 %. Важнейшие работы этого ведущего представителя школы «Баухаус» обычно включаются в аукционные каталоги Лондона и Нью-Йорка: на эти два города приходится 86 % от общегодового аукционного оборота работ художника (49 % продаются в Нью-Йорке и 37 — в Лондоне). Именно за океаном состоялись лучшие аукционные сделки с работами Кандинского: целых пять результатов свыше 7,9 миллиона долларов, в том числе и рекордная продажа «Фуги» в мае 1990 года за 19 миллионов долларов.
Источник:
Комментарий редактора: Спасибо французским коллегам за рейтинг годовых аукционных рекордов. Состав участников не удивил — за редким исключением там «наше все». Жаль, Марка Ротко и Тамару Лемпицку в этом рейтинге русским не отдают, но переживем как-нибудь.
С математикой все понятно, но некоторые выводы хотелось бы прокомментировать. Например, тезис о том, что, несмотря на дороговизну шедевров, 81 % работ Гончаровой на аукционах за прошедший год отличались высокой ценовой доступностью — за них просили менее 10 тысяч долларов. Я удивлен, что всего лишь 81 — не больше. Это яркий пример, когда слепая математика не работает в искусстве и приводит к парадоксальным выводам. Если посмотрите индикаторы инвестиционного риска ARTinvestment.RU, то окажется, что этот 81 %, а то и больше — это «гончарова», а не Гончарова. Там сплошь красные и желтые «светофоры». Словом, такую статистику о «доступности» нагоняют скверные фальшивые рисунки, ценой 2–5 тысяч евро, которые гуляют по мелким аукционам.
Из общего ряда рекордсменов выделяется еще сделка с «Мальчиком-ковбоем» Николая Фешина. Взятый на MacDougall’s вес в 9 миллионов долларов до сих пор остается одной из самых дискуссионных сделок. Как такое могло произойти, доподлинно неизвестно. Восторгов составителя рейтинга по поводу того, что сдатчик заработал на перепродаже картины 8,5 миллиона долларов, я бы не разделял. Больше таких цен, к слову, и близко не было. С другой стороны, это все нюансы, а формально цифра есть — и из рейтинговой песни цифру не выкинешь.
Владимир Богданов, AI
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/auctnews/20111115_artprice_russian_artists.html
https://artinvestment.ru/en/news/auctnews/20111115_artprice_russian_artists.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.