- Грачев Вячеслав Юрьевич "Теплый вечер" 1989 год
- Грачев Вячеслав Юрьевич 1990 год "Сломанное дерево"
- Оценка картин
- Помогите с атрибуцией картины, рама ценная, есть заключение
- Денис Яцков
- Колмакова Ольга Ивановна, продаю
- Картина Уга Скульме
- Картина от Ducommun
- М.В.Горшунов, "Коломенское"
- А.И.Лебедев, шарж
«Арт-эксперты»: что стоит за этим определением?
ARTinvestment.RU 26 июня 2020
Объясняем, из чего складывается экспертиза предметов искусства и почему многие путают арт-экспертов с арт-консультантами
Недавний материал AI, посвященный профессиональным арт-консультантам, вызвал оживленную и предметную дискуссию, а также максимальное за последние месяцы количество перепостов в социальных сетях. Единственным негативным моментом стала незаметная с виду подмена понятий: некоторые из наших собеседников назвали материал «статьей об арт-экспертах». А раз так, то нам необходимо внести ясность в понятийный аппарат арт-рынка, поскольку эксперты в сфере искусства — представители совершенно отдельных, редчайших и уважаемых профессий и носители уникальных знаний.
Для всесторонней экспертизы предмета искусства необходимо пройти три совершенно разных независимых процедуры. Рассмотрим эти процедуры в отдельности — в том порядке, в котором они проводятся, — и в конце решим, могут ли эти знания совмещаться в одном человеке и как начинающему коллекционеру распознать самую искусную подделку: подделку в человеке, на визитке которого гордо стоит «арт-эксперт».
1. Технологическая экспертиза
Цель технологической экспертизы — определение возраста работы и ее отдельных частей. Не секрет, что для фальсификации предметов искусства зачастую используются холсты неизвестных (более дешевых) художников искомого периода либо составы красок, типичных для времени создания. Технологическая экспертиза призвана определить не только датировку холста и состав краски, но и время, когда краски были смешаны друг с другом. Подобная процедура проводится в специальных лабораториях и требует от экспертов совершенно определенного образования — как правило, химического.
Виды современной технологической экспертизы:
• Макросъемка
Многие начинающие коллекционеры полагают, что этот этап совершенно излишний, однако человеческий глаз не способен рассмотреть микроскопические детали предмета искусства. В отличие от объектива специальной камеры.
• Инфракрасная рефлектография
Считывает «годовые кольца» работы, иными словами, выявляет все, что было написано художником ранее, до верхнего слоя. Самый занимательный участок работы: мы видим, как рождалось произведение искусства начиная с эскиза. Как правило, художник в процессе работы меняет изначальную задумку, может заметно изменить композицию, в результате чего первичные графические детали нижнего слоя отличаются от написанных краской. Если они идеально совпадают — начинаем бить тревогу. А иногда под слоем краски «художника XIX века» может обнаружиться и советский трактор.
• Исследование под ультрафиолетовым излучением
Служит в помощь следующим этапам химического анализа, в основном показывая слои нанесенной краски и места последующей реставрации.
• Рентгено-флуоресцентный анализ
Самый «безопасный» метод определения химической структуры красок (без отбора проб и возможного микроповреждения работы). Проще говоря: каждый элемент светится по-разному. Итогом этого этапа могут стать выявленные краски или лаки, появившиеся гораздо позже смерти художника.
• Спектроскопия с Фурье-преобразованием
Определяет возраст того, что показал предыдущий анализ. Чем лучше оборудование, тем точнее датировка. Данным методом определяется точность до 10 лет. Однако пока мы упускаем главное: краски могут быть изготовлены по исторической технологии, наложены друг на друга в соответствии с мазками художника и быть очень дорогостоящей подделкой.
• Химический анализ связующих
Пожалуй, самое передовое на сегодняшний день исследование, позволяющее определить время смешения красок между собой. Применяется с отбором микропроб, а точность анализа периода создания предмета искусства может доходить до нескольких лет.
2. Искусствоведческая экспертиза
Предположим, что технологическая экспертиза подтвердила возраст работы, датировав ее годами творчества предполагаемого автора. Далее (и только тогда!) следует провести экспертизу искусствоведческую. Специалист в данной области, обладая искусствоведческим образованием, обязан определить «кисть художника», т. е. соответствует ли написанное на холсте руке предполагаемого автора. Искусствоведческую экспертизу, в свою очередь, делят на собственно экспертизу и атрибуцию: в первом случае исследуемая работа известна по каталогам и выставкам, и задача искусствоведа — признать, что перед нами именно она, а не ее удачная копия. Атрибуция как процесс несколько сложнее: речь идет о вновь найденных работах, нигде доныне не встречавшихся, в результате чего эксперт подтверждает (атрибутирует) предмет искусства тому или иному художнику, и далее этот предмет уже может быть введен в научный оборот.
3. Финансовая экспертиза
Если обе первых экспертизы прошли успешно для владельца, последним профессиональным шагом является финансовая экспертиза — другими словами, оценка предмета искусства. Это не менее сложный процесс, требующий специальной подготовки: коллекционер, скажем, будет оценивать с точки зрения покупки, а галерист — с позиции продажи. Иногда клиенту могут назвать заведомо заниженную стоимость его работы и тут же предложить купить ее. Как правило, на следующий день работа появляется в каталоге арт-дилера по цене на порядок выше. В международной среде оценку стоимости предмета искусства проводят люди с экономическим или финансовым образованием в сфере искусства, а итогом их работы является определение шести стоимостных показателей. Перечислим их:
• текущая рыночная стоимость FAIR MARKET VALUE (ценовой диапазон в зависимости от размера работы и некоторых других параметров — даты или периода создания, сюжета, провенанса (истории бытования, в том числе экспонирования) работы и пр., в отдельных случаях в качестве референсных данных используются данные подобных работ художников круга автора);
• страховая стоимость RETAIL REPLACEMENT VALUE (оценка для работы со страховыми компаниями — например, в случае экспонирования предмета искусства третьей стороной или подготовки к продаже);
• операционная стоимость MARKETABLE CASH VALUE (реальные затраты по участию в аукционных торгах, включая транспортировку и отчисления при продаже);
• текущая ликвидационная стоимость (стоимость при необходимости продажи в кратчайшие сроки);
• текущая залоговая стоимость (необходима в случае размещения в качестве обеспечения залога в иностранном банке или залоговой компании);
• прогноз капитализации (определяется для произведений в частной коллекции при условии их правильного менеджмента, как правило — с перечнем рекомендаций по дальнейшей работе).
Подобная работа проводится на основе имеющихся аукционных прецедентов художника или исследуемой работы, а в случае отсутствия таковых — по косвенным показателям (маркетинговая активность автора, текущее состояние рынка, текущее ценообразование на рынке и пр.). Далее применяется логарифмическая регрессия, учитывающая корреляцию валюты совершения сделки, текущую инфляцию и показатели художника с момента совершения покупки.
Мифы экспертного мира:
• Подделать можно все что угодно, даже результаты исследований и подпись искусствоведа.
Комментарий: это правда. Однако, как сказал один из участников форума AI, экспертиза экспертизой, а мозги нужно иметь свои. Поэтому коллекционеру следует всегда проводить собственный независимый анализ: посмотреть лично работы данного художника, встретиться с искусствоведом, атрибутировавшим работу (узнать, он ли подписал заключение либо подпись поставлена без его ведома), посмотреть наличие работы в каталогах и музейных собраниях. Самые распространенные виды подделок всегда на виду: зачастую предложенный вам «шедевр» можно встретить в соседнем музее. Экспертные организации и сами ведут борьбу с фальшивыми заключениями. Уже несколько лет AI публикует выявленные сотрудниками ВХНРЦ имени академика И. Э. Грабаря поддельные экспертные заключения, якобы написанные и подписанные экспертами ВХНРЦ, а на деле не имеющие к ним никакого отношения.
• Современное искусство застраховано от подделок.
Комментарий: так действительно полагают многие, основываясь на возможности обращения к художнику напрямую. Однако не все знают, что самым крупным создателем дубликатов работ может быть сам художник. Поясним: часто некая серия старых работ начинает успешно продаваться, и автор копирует сам себя, датируя произведение так, что оно оказывается намного старше реального года создания. Поставь он сегодняшнюю дату — и рынок счел бы работу репликой, повторением и оценивал ее в пределах 20–50 % от стоимости искомой ранней серии.
• Основная причина отсутствия экспертизы — невежество владельца.
Комментарий: не совсем так. Часто, предчувствуя «неоднозначную родословную» работы, владелец просто опасается нести ее на экспертизу: на Западе многое из того, что проходит оценку, подлежит публикации в каталогах подделок или украденных произведений. Таким образом, на рынке «путешествует» значительное количество работ, которые меняют владельцев, при этом раз за разом увеличиваясь в стоимости. Они похожи на дрейфующие подводные мины, под которые проще поднырнуть (купить и перепродать), чем попытаться отплыть (иначе догонит со следующей волной).
• Работу могут подменить во время экспертизы.
Комментарий: чтобы облегчить жизнь жуликам, вы должны следовать нескольким простым рекомендациям: максимально заранее оповестить лабораторию об имени художника и прислать максимально подробную фотографию в высоком разрешении, а также оставить произведение у экспертов на достаточно продолжительный срок. Если же все сделать максимально быстро и не распространяться заранее, работу вам не подменят. В западных лабораториях, кстати, все фиксируется видеосъемкой, а владелец видит процесс экспертизы на мониторе из офиса компании.
Расширенный материал AI 2011 года на тему подделок в искусстве, абсолютно актуальный и сегодня, вы можете прочесть здесь.
Общий комментарий АI:
К сожалению, практически каждый второй молодой функционер рынка искусства сегодня именует себя «арт-экспертом», зачастую вынося это пространное определение на визитную карточку. При этом сформулировать, в чем именно заключается компетенция его экспертизы, для такого человека весьма затруднительно — ведь итогом его экспертной работы в отечественном понимании является слово «продать», но никак не «оценить».
Чтобы понять уровень профессионализма «арт-эксперта», начинающему коллекционеру следует первым делом уточнить у него виды экспертиз. Если он без труда назовет все три и предложит варианты компаний, ему можно начать осторожно доверять. Возможно, он — начинающий арт-консультант, который немного запутался в понятиях. Мы же — всегда готовы помочь ему в этом разобраться.
https://artinvestment.ru/invest/misc/20200626_art_experts.html
https://artinvestment.ru/en/invest/misc/20200626_art_experts.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 19.04.2024 Artprice подводит итоги первого квартала 2024 года Суммарный объем аукционных продаж составил $1,3 млрд
- 18.04.2024 Центр «Зотов» объявил прием заявок на участие в грантовой программе для исследователей конструктивизма Общий грантовый фонд составил 1,2 млн рублей
- 18.04.2024 Artnet анализирует рынок работ Виллема де Кунинга Поздние произведения художника в последние годы начали расти в цене
- 16.04.2024 Готовится каталог-резоне NFT-работ из проекта Сryptopunks В нем соберут репродукции всех работ коллекции, выпущенных с 2017 года
- 12.04.2024 Закрылась торговавшая NFT платформа Digital Basel Целый год обвинений в мошенничестве не прошел даром
- 25.04.2024 Картина Климта, считавшаяся утраченной, ушла с молотка за $32 млн Это новый рекорд для австрийских аукционов
- 24.04.2024 Sotheby’s распродает коллекцию компаньона Стива Джобса Топ-лотом стала работа Сая Туомбли, оцененная в $1 млн
- 23.04.2024 Sotheby’s собирается продать рукопись повести Артура Конан Дойла «Знак четырех» Черновик знаменитого детектива появится на аукционе с эстимейтом $0,8–1,2 млн
- 22.04.2024 Christie’s установил ценовой рекорд на работы Флорин Стеттхаймер Цена лота составила более $1 млн
- 19.04.2024 Крошечный набросок Микеланджело с изображением мраморного блока продан в 33 раза дороже эстимейта Цена лота составила более $200 000
- 15.04.2024 Открыты 526-е торги AI Аукциона В каталоге 26 лотов: 15 живописных работ, 6 листов оригинальной и один — печатной графики, две работы в смешанной технике, одна скульптура и одна икона
- 12.04.2024 HISCOX Artist Top 100 2024: Ни о чем — и о многом Специализированный отчет британской страховой компании об ультрасовременном искусстве на западных аукционах
- 08.04.2024 Открыт 208-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Евы Аракчеевой, Алексея Барвенко, Натальи Бритовой, Марии Васильевой, Марины Венедиктовой, Антона Вяткина, Дмитрия Кедрина, Елены Красотиной, Бориса Марковникова, Пааты Мерабишвили (Pata), Андрея Мунца, Ольги Оснач, Натальи Ходюк
- 05.04.2024 Отчет Art Basel & UBS 2024: онлайн-продажи AI изучает официальные показатели онлайн-продаж искусства в 2023 году
- 02.04.2024 Коллекционеры и коллекционирование. Статус Третий материал серии, посвященной теории и практике современного коллекционирования предметов искусства
- 25.04.2024 Нью-йоркская выставка проводит параллели между творчеством Миро и Колдера В экспозицию вошло более двадцати редких работ
- 24.04.2024 Франция отмечает 150-летие импрессионизма выставками и аукционами Приуроченные к юбилею торги Christie’s собрали $13,4 млн
- 23.04.2024 В Музее Москвы открывается выставка «Москвичка» В экспозицию вошли работы Малевича, Дейнеки, Лабаса и других художников
- 22.04.2024 В ММОМА открывается персональная выставка Зураба Церетели Проект приурочен к 90-летию художника
- 22.04.2024 На «Арт Москве» показали новые работы Виктории Волтегровой Художница дебютировала на ярмарке с серией работ, посвященной экологии
Топ 37
- 1. Марк Ротко$86,83 млн
- 2. Казимир Малевич$85,81 млн
- 3. Василий Кандинский$41,8 млн
- 4. Марк Шагал$28,45 млн
- 5. Хаим Сутин$28,16 млн
- 6. Николя де Сталь$22,2 млн
- 7. Алексей Явленский$18,59 млн
- 8. Валентин Серов$14,51 млн
- 9. Тамара де Лемпицка$13,36 млн
- 10. Николай Рерих$12,09 млн
- 11. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин$11,76 млн
- 12. Наталия Гончарова$10,88 млн
- 13. Николай Фешин$10,84 млн
- 14. Илья Репин$7,43 млн
- 15. Константин Сомов$7,33 млн
- 16. Илья Машков$7,25 млн
- 17. Борис Кустодиев$7,07 млн
- 18. Василий Поленов$6,34 млн
- 19. Юрий Анненков$6,27 млн
- 20. Иван Васильевич Клюн$6,26 млн
- 21. Василий Верещагин$6,15 млн
- 22. Зинаида Серебрякова$5,85 млн
- 23. Илья Кабаков$5,83 млн
- 24. Александр Яковлев$5,56 млн
- 25. Константин Маковский$5,47 млн
- 26. Владимир Баранов-Россине$5,37 млн
- 27. Иван Айвазовский$5,34 млн
- 28. Владимир Боровиковский$5,02 млн
- 29. Александр Родченко$4,5 млн
- 30. Михаил Ларионов$4,46 млн
- 31. Соня Делоне$4,34 млн
- 32. Михаил Нестеров$4,30 млн
- 33. Вера Рохлина$4,04 млн
- 34. Михаил Клодт$4,02 млн
- 35. Павел Кузнецов$3,97 млн
- 36. Александр Дейнека$3,82 млн
- 37. Борис Григорьев$3,72 млн
- Грачев Вячеслав Юрьевич "Теплый вечер" 1989 год
- Грачев Вячеслав Юрьевич 1990 год "Сломанное дерево"
- Оценка картин
- Помогите с атрибуцией картины, рама ценная, есть заключение
- Денис Яцков
- Колмакова Ольга Ивановна, продаю
- Картина Уга Скульме
- Картина от Ducommun
- М.В.Горшунов, "Коломенское"
- А.И.Лебедев, шарж