Айвазовский И.К.
Шишкин И.И.
Маковский А.В.
Маковский В.Е.
Кончаловский П.П.
Фальк Р.Р.
ARTinvestment.RU покупает работы
ведущих художников XIX-XX вв.
Нестеров М.В.
Плавинский Д.П.
Бенуа А.Н.
Немухин В.Н.
Серов В.А.
Зверев А.Т.
Саврасов А.К.


«Арт-эксперты»: что стоит за этим определением?
ARTinvestment.RU   26 июня 2020

Объясняем, из чего складывается экспертиза предметов искусства и почему многие путают арт-экспертов с арт-консультантами

Недавний материал AI, посвященный профессиональным арт-консультантам, вызвал оживленную и предметную дискуссию, а также максимальное за последние месяцы количество перепостов в социальных сетях. Единственным негативным моментом стала незаметная с виду подмена понятий: некоторые из наших собеседников назвали материал «статьей об арт-экспертах». А раз так, то нам необходимо внести ясность в понятийный аппарат арт-рынка, поскольку эксперты в сфере искусства — представители совершенно отдельных, редчайших и уважаемых профессий и носители уникальных знаний.

Для всесторонней экспертизы предмета искусства необходимо пройти три совершенно разных независимых процедуры. Рассмотрим эти процедуры в отдельности — в том порядке, в котором они проводятся, — и в конце решим, могут ли эти знания совмещаться в одном человеке и как начинающему коллекционеру распознать самую искусную подделку: подделку в человеке, на визитке которого гордо стоит «арт-эксперт».

1. Технологическая экспертиза

Цель технологической экспертизы — определение возраста работы и ее отдельных частей. Не секрет, что для фальсификации предметов искусства зачастую используются холсты неизвестных (более дешевых) художников искомого периода либо составы красок, типичных для времени создания. Технологическая экспертиза призвана определить не только датировку холста и состав краски, но и время, когда краски были смешаны друг с другом. Подобная процедура проводится в специальных лабораториях и требует от экспертов совершенно определенного образования — как правило, химического.

Виды современной технологической экспертизы:

• Макросъемка

Многие начинающие коллекционеры полагают, что этот этап совершенно излишний, однако человеческий глаз не способен рассмотреть микроскопические детали предмета искусства. В отличие от объектива специальной камеры.

• Инфракрасная рефлектография

Считывает «годовые кольца» работы, иными словами, выявляет все, что было написано художником ранее, до верхнего слоя. Самый занимательный участок работы: мы видим, как рождалось произведение искусства начиная с эскиза. Как правило, художник в процессе работы меняет изначальную задумку, может заметно изменить композицию, в результате чего первичные графические детали нижнего слоя отличаются от написанных краской. Если они идеально совпадают — начинаем бить тревогу. А иногда под слоем краски «художника XIX века» может обнаружиться и советский трактор.

• Исследование под ультрафиолетовым излучением

Служит в помощь следующим этапам химического анализа, в основном показывая слои нанесенной краски и места последующей реставрации.

• Рентгено-флуоресцентный анализ

Самый «безопасный» метод определения химической структуры красок (без отбора проб и возможного микроповреждения работы). Проще говоря: каждый элемент светится по-разному. Итогом этого этапа могут стать выявленные краски или лаки, появившиеся гораздо позже смерти художника.

• Спектроскопия с Фурье-преобразованием

Определяет возраст того, что показал предыдущий анализ. Чем лучше оборудование, тем точнее датировка. Данным методом определяется точность до 10 лет. Однако пока мы упускаем главное: краски могут быть изготовлены по исторической технологии, наложены друг на друга в соответствии с мазками художника и быть очень дорогостоящей подделкой.

• Химический анализ связующих

Пожалуй, самое передовое на сегодняшний день исследование, позволяющее определить время смешения красок между собой. Применяется с отбором микропроб, а точность анализа периода создания предмета искусства может доходить до нескольких лет.

2. Искусствоведческая экспертиза

Предположим, что технологическая экспертиза подтвердила возраст работы, датировав ее годами творчества предполагаемого автора. Далее (и только тогда!) следует провести экспертизу искусствоведческую. Специалист в данной области, обладая искусствоведческим образованием, обязан определить «кисть художника», т. е. соответствует ли написанное на холсте руке предполагаемого автора. Искусствоведческую экспертизу, в свою очередь, делят на собственно экспертизу и атрибуцию: в первом случае исследуемая работа известна по каталогам и выставкам, и задача искусствоведа — признать, что перед нами именно она, а не ее удачная копия. Атрибуция как процесс несколько сложнее: речь идет о вновь найденных работах, нигде доныне не встречавшихся, в результате чего эксперт подтверждает (атрибутирует) предмет искусства тому или иному художнику, и далее этот предмет уже может быть введен в научный оборот.

3. Финансовая экспертиза

Если обе первых экспертизы прошли успешно для владельца, последним профессиональным шагом является финансовая экспертиза — другими словами, оценка предмета искусства. Это не менее сложный процесс, требующий специальной подготовки: коллекционер, скажем, будет оценивать с точки зрения покупки, а галерист — с позиции продажи. Иногда клиенту могут назвать заведомо заниженную стоимость его работы и тут же предложить купить ее. Как правило, на следующий день работа появляется в каталоге арт-дилера по цене на порядок выше. В международной среде оценку стоимости предмета искусства проводят люди с экономическим или финансовым образованием в сфере искусства, а итогом их работы является определение шести стоимостных показателей. Перечислим их:

• текущая рыночная стоимость FAIR MARKET VALUE (ценовой диапазон в зависимости от размера работы и некоторых других параметров — даты или периода создания, сюжета, провенанса (истории бытования, в том числе экспонирования) работы и пр., в отдельных случаях в качестве референсных данных используются данные подобных работ художников круга автора);

• страховая стоимость RETAIL REPLACEMENT VALUE (оценка для работы со страховыми компаниями — например, в случае экспонирования предмета искусства третьей стороной или подготовки к продаже);

• операционная стоимость MARKETABLE CASH VALUE (реальные затраты по участию в аукционных торгах, включая транспортировку и отчисления при продаже);

• текущая ликвидационная стоимость (стоимость при необходимости продажи в кратчайшие сроки);

• текущая залоговая стоимость (необходима в случае размещения в качестве обеспечения залога в иностранном банке или залоговой компании);

• прогноз капитализации (определяется для произведений в частной коллекции при условии их правильного менеджмента, как правило — с перечнем рекомендаций по дальнейшей работе).

Подобная работа проводится на основе имеющихся аукционных прецедентов художника или исследуемой работы, а в случае отсутствия таковых — по косвенным показателям (маркетинговая активность автора, текущее состояние рынка, текущее ценообразование на рынке и пр.). Далее применяется логарифмическая регрессия, учитывающая корреляцию валюты совершения сделки, текущую инфляцию и показатели художника с момента совершения покупки.

Мифы экспертного мира:

• Подделать можно все что угодно, даже результаты исследований и подпись искусствоведа.

Комментарий: это правда. Однако, как сказал один из участников форума AI, экспертиза экспертизой, а мозги нужно иметь свои. Поэтому коллекционеру следует всегда проводить собственный независимый анализ: посмотреть лично работы данного художника, встретиться с искусствоведом, атрибутировавшим работу (узнать, он ли подписал заключение либо подпись поставлена без его ведома), посмотреть наличие работы в каталогах и музейных собраниях. Самые распространенные виды подделок всегда на виду: зачастую предложенный вам «шедевр» можно встретить в соседнем музее. Экспертные организации и сами ведут борьбу с фальшивыми заключениями. Уже несколько лет AI публикует выявленные сотрудниками ВХНРЦ имени академика И. Э. Грабаря поддельные экспертные заключения, якобы написанные и подписанные экспертами ВХНРЦ, а на деле не имеющие к ним никакого отношения.

• Современное искусство застраховано от подделок.

Комментарий: так действительно полагают многие, основываясь на возможности обращения к художнику напрямую. Однако не все знают, что самым крупным создателем дубликатов работ может быть сам художник. Поясним: часто некая серия старых работ начинает успешно продаваться, и автор копирует сам себя, датируя произведение так, что оно оказывается намного старше реального года создания. Поставь он сегодняшнюю дату — и рынок счел бы работу репликой, повторением и оценивал ее в пределах 20–50 % от стоимости искомой ранней серии.

• Основная причина отсутствия экспертизы — невежество владельца.

Комментарий: не совсем так. Часто, предчувствуя «неоднозначную родословную» работы, владелец просто опасается нести ее на экспертизу: на Западе многое из того, что проходит оценку, подлежит публикации в каталогах подделок или украденных произведений. Таким образом, на рынке «путешествует» значительное количество работ, которые меняют владельцев, при этом раз за разом увеличиваясь в стоимости. Они похожи на дрейфующие подводные мины, под которые проще поднырнуть (купить и перепродать), чем попытаться отплыть (иначе догонит со следующей волной).

• Работу могут подменить во время экспертизы.

Комментарий: чтобы облегчить жизнь жуликам, вы должны следовать нескольким простым рекомендациям: максимально заранее оповестить лабораторию об имени художника и прислать максимально подробную фотографию в высоком разрешении, а также оставить произведение у экспертов на достаточно продолжительный срок. Если же все сделать максимально быстро и не распространяться заранее, работу вам не подменят. В западных лабораториях, кстати, все фиксируется видеосъемкой, а владелец видит процесс экспертизы на мониторе из офиса компании.

Расширенный материал AI 2011 года на тему подделок в искусстве, абсолютно актуальный и сегодня, вы можете прочесть здесь.

Общий комментарий АI:

К сожалению, практически каждый второй молодой функционер рынка искусства сегодня именует себя «арт-экспертом», зачастую вынося это пространное определение на визитную карточку. При этом сформулировать, в чем именно заключается компетенция его экспертизы, для такого человека весьма затруднительно — ведь итогом его экспертной работы в отечественном понимании является слово «продать», но никак не «оценить».

Чтобы понять уровень профессионализма «арт-эксперта», начинающему коллекционеру следует первым делом уточнить у него виды экспертиз. Если он без труда назовет все три и предложит варианты компаний, ему можно начать осторожно доверять. Возможно, он — начинающий арт-консультант, который немного запутался в понятиях. Мы же — всегда готовы помочь ему в этом разобраться.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/misc/20200626_art_experts.html
https://artinvestment.ru/en/invest/misc/20200626_art_experts.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх