Годовой бюджет арт-консультанта: сколько стоит независимость на рынке искусства?
ARTinvestment.RU   17 июня 2020

AI подсчитал затраты специалиста, который хочет оставаться на плаву и быть в курсе событий

Позиция арт-консультанта — профессионального советчика в вопросах ценообразования и сделок с искусством, а также последующего менеджмента коллекций — по определению, должна оставаться независимой. На практике все происходит немного иначе: постоянно находясь в окружении больших цифр, многократно превышающих его среднюю ставку, арт-консультант испытывает соблазн между делом заняться дилерством предметов искусства. Первое, второе посредничество, затем несколько самостоятельных сделок — и независимый в теории специалист начинает лоббировать художников, так или иначе объединяться с другими дилерами, вступать в прозрачные партнерства с аукционными домами. Соответственно, его рекомендации приобретают определенный меркантильный уклон, связанный с возможностью бóльшего заработка. Те же, кто всеми силами стараются сохранить непредвзятость суждений, требуют справедливой оплаты своих услуг. Но в ответ чаще всего слышат: «Почему так дорого? Это же просто совет?» Этот материал создан с целью прояснить суть ценообразования профессии арт-консультантов, которых, как мы знаем, среди наших читателей немало.

Приведем стоимость основных инструментов из арсенала независимого арт-консультанта, который своими советами экономит коллекционеру (или любому другому работодателю) его время и деньги:

ArtTactic.com ($1200 / год): пожалуй, главный международный аналитический ресурс, выпускающий регулярные платные отчеты — от индикаторов доверия арт-рынку в целом до нишевых исследований отдельных художников и направлений. Следит только за публичным (поддающимся подсчету) рынком. Кроме того, ArtTactic помогает в подготовке брендовых отчетов HISCOX Online Report и Deloitte Art & Finance, бесплатных для пользователей;

ArtMarketMonitor.com ($756 / год): рыночный проект издательства холдинга Art News / Art in America. Грамотная и своевременная аналитика бизнес-новостей рынка искусства, доступная в двух форматах: бесплатном (первая часть материала) и платном (остальная, наиболее интересная, часть). В отличие от отчетов ArtTactic, материалы снабжены мнением редакции, что заставляет думать ленивые мозги. При этом ArtMarketMonitor — это очень полезный инструмент;

Artprice.com ($405 / год): самая полная платная база данных аукционных торгов, которая при наличии достаточного материала сопровождает страницу художника визуально-приятными графиками ценовой динамики, перечнем стран с наибольшим количеством успешных продаж, разбивками по ценовым сегментам и пр.;

Artnet.com ($450 / год): данные Artprice в идеале следует соотносить с данными его конкурента Artnet. Разница в технологиях захвата и обработки аукционной информации приводит к разночтениям в базах данных продаж художников. В среднем данные Artprice и Artnet расходятся на 10 %, что не очень существенно для художника, имеющего свыше 1 тыс. продаж, а вот для региональных авторов с количеством аукционных прецедентов менее сотни разночтения могут серьезно повлиять на аналитику. Другими словами, нужно подписаться как минимум на две эти базы одновременно;

ARTinvestment.RU ($180 / год): просто скромно скажем: самая полная база данных аукционных продаж русских художников, а также художников «орбиты русского искусства», включающей художников Русского Зарубежья, эмигрантов всех волн и авторов из стран бывшего СССР. Начав исследования рынка искусства в 2008 году, аналитический портал позже ввел систему собственных индексов доходности художников и рейтинговое ранжирование;

Artfacts.net ($360 / год): инструмент, созданный более 10 лет назад, но набравший популярность в последние несколько лет, когда рынок осознал важность маркетинговых показателей в ценообразовании художников. Выставки (прошедшие и будущие), перечень дилеров, продвигающих автора, грантовая и конкурсная активность художника — словом, почти вся необходимая информация, составляющая картинку успешности на приватном рынке;

Larryslist.com ($589 / год): арт-консультанту следует знать в лицо ведущих международных коллекционеров, равно как и состав их собраний. Такую информацию предоставляет Larry’s List — платная база, охватывающая около 3,5 тыс. частных коллекций, из которой можно, во-первых, понять, кому предложить того или иного художника, а во-вторых, проанализировать перспективы определенного автора, исходя из значимости частных собраний, в которых находятся его работы, и распределения их по странам;

Baerfaxt.com ($300 / год): агентство новостей, специализирующееся на внутренней информации о рынке искусства, отсюда раз в неделю вам будут приходить слухи, сплетни и небылицы. Среди которых, как водится, кроется самая настоящая правда;

• Deloitte Art & Finance Report, The Art Market Report от Art Basel & UBS, TEFAF Report, HISCOX Online Report, ArtPrice Report ($0 / год): бесплатные (наконец-то!), но основополагающие отчеты о рынке искусства в целом либо о его частях (инвестиционной, онлайн). Все подобные отчеты спонсируются крупными компаниями, что обеспечивает пользователям свободный доступ. Некоторые арт-консультанты пользуются только ими, что недальновидно: как правило, они описывают прошедший год, с минимальным прогнозированием будущего;

Harward Business Review ($8,95 / статья, примерно 10 статей в год): на сайте издания привыкли публиковаться крупные аналитики рынка искусства, с незаметными, но полезными материалами (нужными им для академического веса собственной деятельности, а также бенефиций при налогообложении и в вопросах пенсионных накоплений). Например, там можно найти исследование создателя Larry’s List Магнуса Реша о технологиях);

• Венецианская биеннале, Art Basel, Frieze, TEFAF ($24 000 / год): в среднем арт-консультант посещает 8 международных рыночных событий в год, что обходится ему в среднем в $3 тыс. каждое (перелет, проживание, просекко в вип-лаунжах с коллегами и лапша в забегаловках наедине с собой). Тем не менее именно на таких мероприятиях происходит обмен информацией с коллегами и упрочение старых контактов (о новых контактах — ниже). Для потенциального клиента арт-консультанта присутствие последнего на значимых международных событиях часто означает его компетентность, для коллег по рынку — его востребованность. Выпал на год из обоймы «базелевского лаунжа» — и все нужно начинать заново: тебя не забывают, но начинают игнорировать;

• Deloitte Art & Finance Conference, Art+Tech Conference от Christie’s, Art Business Conference, Communicating the Museum, MuseumNext, Cube.Collectors Summit ($21 000 / год): мы выделили семь основных событий, на которых новые контакты как раз устанавливаются. Это академические конференции и саммиты участников рынка. Часто они бесплатны (Deloitte), но попасть на них можно лишь по приглашениям. Другие (Art Business Conference) продают билеты стоимостью от нескольких сотен до полутора тысяч долларов. В отличие от арт-ярмарок, на которые принято приезжать на 3-4 дня, конференции проходят либо одним днем, либо максимум тремя. Но не стоит думать, что с ними вы сэкономите бюджет: во-первых, они проходят в дорогих городах (Монако, Нью-Йорк, Лондон, Эдинбург), во-вторых, приготовьтесь закреплять установленные контакты ужинами с нужными вам людьми. Итог — те же $3 тыс. за поездку;

• Образовательные курсы и литература (ок. $1 000 / год): арт-консультанту всегда следует обновлять знания, пользуясь краткосрочными образовательными программами (например, курс по ценообразованию современного искусства от ArtTactic за £250), и покупать вновь вышедшую литературу (обычно 2-3 книги в год средней стоимостью $30). В сумме это составит едва ли не самую малую часть расходов на профессию, но по значимости этот пункт занимает одно из ведущих мест;

• Текущие затраты, связанные с бизнесом ($1 200 / год): Интернет, облачные сервисы, рабочий сайт и почта для общения с клиентами, комплекты визиток — все эти мелочи составляют около $100 в месяц;

• В случае если арт-консультант по долгу службы сталкивается с проверкой провенанса, к его расходам добавляются еще и доступ к разнообразным базам данных утерянных, поддельных или реквизированных работ либо онлайн-каталоги-резоне отдельных художников. В связи с демократизацией интернет-пространства многие из них переходят на бесплатный режим работы, другие становятся дороже; мы предпочтем опустить их подробное перечисление. Да и для арт-консультанта это, скорее, факультатив, оплачиваемый в индивидуальном порядке непосредственным заказчиком узконаправленной работы.

Несложный подсчет покажет нам, что лишь прямые затраты, позволяющие арт-консультанту держаться в информационном и социальном поле, составляют в год чуть более $50 тыс. Заметим: мы не говорим о способности проанализировать приобретенную информацию, она должна прилагаться по умолчанию, иначе весь годовой бюджет специалиста тратится зря. Что остается за кадром, но также входит в затраты арт-консультанта, у которого хочется получить совет: необходимость хорошо выглядеть (правильное питание и физическая форма), дорого одеваться, иметь современные технологические игрушки (ноутбук, телефон, планшет) и — главное! — свободное время и здоровый сон, прямым образом влияющие на желание заниматься всем вышеперечисленным. Обычно соотношение прямых и непрямых затрат для специалиста на рынке искусства составляет 1:1.

Получается, что для того, чтобы окупить хотя бы прямые затраты ($50 тыс.), арт-консультанту необходимо давать по одной консультации в рабочий день, с понедельника по пятницу, стоимостью в среднем $200. Если он законопослушный гражданин и платит налоги, то стоимость растет соответственно организационной форме его бизнеса. Если сюда включить и непрямые затраты — внешний вид, здоровье и пр., — он должен давать такие консультации дважды в день, чтобы «выйти в ноль». А уж если арт-консультант желает заработать — трижды в день и чаще (или дороже).

Суммируя сказанное, хочется предложить игрокам арт-рынка две простые рекомендации:

Коллекционеру: приглашенный вами арт-консультант, помимо способности анализировать происходящее, обязан иметь весь приведенный в статье набор в качестве своего инструментария. Это «аптечка первой помощи», без которой никуда. Если стоимость услуг такого человека начинает расти неожиданно, задумайтесь, не приобретает ли он подписки и дополнительные знания за ваши деньги. В идеале затраты арт-консультанта должны быть распределены между всеми клиентами, если их имеется достаточное количество. А если количество клиентов оставляет желать лучшего — присмотритесь внимательнее к вашему консультанту;

Арт-консультанту: если вы полностью соответствуете рыночным требованиям — продлеваете в начале каждого года подписки, следите за выходящей литературой, регулярно совершенствуете знания курсами образовательных программ и обмениваетесь этими знаниями с коллегами по цеху — вы заслуживаете уважения и достойной оплаты. В частности, уважения тех, кто к вам обращается за советом. Поэтому если коллекционер (функционер, галерист, дилер или любой другой наниматель) спрашивает, на чем базируется ценообразование вашей консультации, то покажите ему эту статью. Если его не устраивает стоимость вашего вебинара (лекции, отчета, совместного посещения ярмарки), то покажите ему эту статью еще раз. Если вас нанимают на работу в качестве штатного консультанта, поставьте оплату заказчиком перечисленных выше инструментов первым и главным условием помимо вашей зарплаты. Если он не понимает их необходимости для успешной работы, вежливо пожелайте ему удачи и ищите новых клиентов: с хорошим послужным списком вы найдете их очень скоро.

А пока вы анализируете наши советы — читайте материалы AI. Мы привыкли делиться большинством информации с читателем бесплатно — в первую очередь с целью повышения взаимного уважения игроков рынка и роста стоимости грамотно оказанных услуг параллельно росту рынка.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/law/20200617_budget_consulting.html
https://artinvestment.ru/en/invest/law/20200617_budget_consulting.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 24

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх