- Кто автор?
- Величко Николай Петрович (1932-1992) Натюрморт 1981 год
- Величко Николай Петрович (1932-1992) Пейзаж 1978 год
- Батурин Александр Борисович - 8 пейзажей
- Картину Даниила Архипенко "Стеклотара 2013." холст/масло
- Архипенко Даниил - из серии Мастерские 2010-2012 годов
- Николай Резниченко - «Танго»
- Картины Г.Ф.Фадин до 1985-87гг.
- Фарфор Малевича
- Александр Бояджан - «Карусель»
Как выбирать произведение для инвестиций с помощью ARTinvestment.RU
ARTinvestment.RU 23 марта 2010
По каким критериям выбирать объект для инвестиций? Как определить обладателей хорошего инвестиционного потенциала? Как самостоятельно наметить стоящие цели для покупок с помощью данных и инструментария ARTinvestment.RU? Читайте нашу новую «инструкцию»
На вопросы новичков «Во что вкладывать?» коллекционеры часто отвечают: «Главное, чтобы вещь самому нравилась». То ли отшучиваются, то ли хитрят, то ли чего-то недоговаривают. В любом случае банальная рекомендация оставляет у начинающего инвестора естественное чувство недоумения. Но тут уж каков вопрос, таков и ответ. Все равно что спросить: «Какую машину лучше покупать?». Так вот вообще… без конкретизации бюджета и назначения.
Развитость чувства «нравится» сильно отличается у знатоков и у начинающих покупателей произведений искусства. У первых оно опирается на совокупность знаний, на подсознательный опыт, ту самую интуицию, которые защищают их от неадекватных решений. Новичку же без подобных знаний и опыта может поначалу такого «напонравиться», что потом первые покупки останется лишь по чуланам прятать. И казалось бы, все это знают. Но при этом почти на каждых «русских торгах» происходят случаи бездумных и бездарных покупок. Разбирающиеся люди только разводят руками и посмеиваются, когда за проходную вещь очередной «коллекционер» платит неадекватно большие деньги. Пресса быстро объявляет о сенсации, аналитики долго ломают головы, а за объяснениями ходить далеко не надо: опять богатый неофит решил без советчиков положиться на свою «врожденную интуицию».
Общая тема сегодняшних рекомендаций — критерии выбора объекта инвестиций. Чтобы не просто по принципу «нравится — не нравится», но еще и с прицелом на дальнейшую перепродажу с прибылью. Как среди понравившихся авторов и произведений выбрать те, которые обладают хорошим инвестиционным потенциалом? Как самостоятельно наметить цели для покупок с помощью данных и инструментария ARTinvestment.RU? Этому посвящена наша новая инструкция.
К сожалению, нам придется исключить из рассмотрения актуальное современное русское искусство. За редким исключением (Дубоссарский и Виноградов), актуальные художники пока не обзавелись даже минимальной аукционной статистикой, пригодной для анализа. В дополнение к этому, вложения в актуальное искусство несут высокие риски, что не позволяет полноценно отнести эти покупки к ответственным инвестициям. То есть как спекуляция, извлечение краткосрочной прибыли, игра, тактический прием — это работает. Но не как инвестиция.
Вернемся к исходной ситуации. Допустим, у нас нет конкретных предпочтений по именам художников и нужно сформировать первоначальный список кандидатов. Или уже есть художники, которые нравятся, но нужно понять, растут ли цены на их произведения. В обоих случаях начать можно с обращения к инвестиционным рейтингам ARTinvestment.RU, а именно — рейтингам по доходности в деньгах и по темпам роста в процентах. Они покажут в целом конъюнктуру для вовлеченных в аукционный оборот (то есть имеющих публичные состязательные рыночные цены) произведений художника и их позиционирование среди «конкурентов» по уровням доходности.
Последовательность действий:
1. Знакомимся с теорией, внимательно читаем статью «Инвестиционные рейтинги художников в вопросах и ответах», чтобы научиться понимать суть рейтингов, освоиться с разнообразием индексов.
2. Регистрируемся на сайте ARTinvestment.RU. Лучше это сделать сразу, потому что регистрационные данные понадобятся вам даже для доступа к тестовым услугам. Обратите внимание, что это пока бесплатная регистрация, а не платная подписка.
3. Для закрепления полученных знаний изучаем способ представления индексов на страницах трех художников: Андрея Ланского, Марка Шагала или Дмитрия Налбандяна (доступ к их статистике предоставляется бесплатно). Зайти можно через меню «Художники» — «Художники» — вводим фамилию — в нижней строчке выбираем ссылку «Рыночные индексы». Теперь, когда «кухня» индексов стала понятнее, переходим к следующему шагу.
4. Оформляем и оплачиваем подписку на доступ к базе данных ARTinvestment.RU. Коротко: нужно авторизоваться, войти в Профиль пользователя (ссылка под регистрацией), выбрать вариант оплаты и следовать инструкциям.
Напомню, что минимальная стоимость подписки (на 1 месяц) составляет 1 700 рублей. Но выгоднее всего подписываться на год за 6 800 рублей — в любом случае деньги небольшие и они обычно окупаются одним правильным решением, на первой же грамотной сделке.
5. Открываем сводные рейтинги и выбираем среди них «Рейтинг русских художников по темпам роста цен за год — Живопись».
6. Намечаем «цели» для инвестиций. Рейтинг темпов роста цен на живопись за год показывает нам, картины каких авторов дорожали уверенными темпами, а каких, наоборот, показывали отрицательную динамику. Интерес вызывают в первую очередь те авторы, последняя аукционная продажа картин которых зарегистрирована в 2009 году (в крайнем случае, в конце 2008-го), которые находятся в верхней, зеленой половине списка и которые имеют внушительную цифру в графе «Событий» (чем больше аукционных результатов, тем показательнее статистика). На совсем уж экстремальные результаты в верхних строчках не ориентируемся: они могут свидетельствовать о каких-то спекуляциях или фазах быстрой раскрутки. Так, например, картины лидера рейтинга Ное Нестеровича Геденидзе с октября 2007 по октябрь 2008 года, по статистике, подорожали почти в 22 раза. Цифра, казалось бы, странная, но так бывает, когда рост происходит с малой первоначальной базы. Проверяем по базе художников ARTinvestment.RU — так и есть: в 2007 году пейзажи Геденидзе продавались за 3 тысячи рублей, а к концу 2008 года цены не раз достигали и 100 и 150 тысяч рублей (то есть вообще в 50 раз дороже). С точки зрения тактических краткосрочных инвестиций вариант для кого-то стал удачным. Но в 2009 году продажи как-то странно застопорились, да и в целом нас интересует что-нибудь более предсказуемое. К тому же вариантов — море. В верхней части рейтинга взгляд падает на такие имена, как Николай Вечтомов (+526 % за период 2007–2008), Вера Рохлина (+328 % за прошлый год), Георгий Нисский (+201 %), Тамара Лемпицка (+129 %). В хорошем плюсе Хаим Сутин, Константин Юон, Александр Тышлер, Аркадий Пластов, многие шестидесятники первого ряда. Всего в положительной зоне находится 131 художник из 302-х, для которых методика позволяет рассчитать годовые показатели. Есть из кого выбирать. В красной части списка, правда, еще больше имен. И среди них такие громкие и известные, как Иван Айвазовский, Константин Коровин, Илья Репин, рынок работ которых переживает временную ценовую коррекцию.
7. Проверяем математические выводы по базе аукционных продаж ARTinvestment.RU. Это крупнейшая в мире база данных аукционных продаж по русскому искусству (более 5 000 художников, почти 98 000 аукционных продаж). Информация из нее нужна нам для того, чтобы отсмотреть и выделить итоги продаж работ сопоставимого качества. Понятно, что индексы, из которых собирается рейтинг, строятся по математической логике. Они учитывают многое, даже размер работы, но при этом не чувствительны к силе живописи, которую способен оценить только человек. Теоретически может быть так, что продажи слабых работ сравниваются с продажами сильных работ художника, что приводит к ложным выводам о темпах роста или падения цен. Так на то нам и база в руки, чтобы не мыслить механистически. Открываем базу аукционных продаж ARTinvestment.RU (меню «Художники»), выбираем в ней похожие по всем параметрам работы и фиксируем цены, по которым они продавались год-два назад и продаются сейчас.
В качестве примера проверим продажи сопоставимых работ Веры Рохлиной, ценовой индекс произведений которой за прошедший год показал рост 328 %. Примерно сходится: сопоставимые работы, которые год назад стоили ближе к 20 тысячам долларов, совершили ценовой рывок и стали стоить ближе к 100 тысячам. Кроме того, на прошлый год пришлось несколько ценовых рекордов. Включая главное безумство — продажу ее среднеразмерных кубистических «Картежников» на Christies’s за 1,8 миллиона фунтов без учета комиссионных, в шесть раз дороже эстимейта. Правда, сейчас уже графики ARTinvestment.RU фиксируют нисходящую динамику по ценам на работы Рохлиной, — это нам тоже информация к размышлению.
8. Собираем дополнительную информацию о художнике, полезную для решения об инвестициях. С этого момента математика свое дело сделала: индексы доходности сайта ARTinvestment.RU позволили определить круг художников, цены на работы которых за год показали активную динамику, потом по базе аукционных результатов мы посмотрели свежие котировки конкретных работ на торгах. Эта информация дает нам направление, в котором можно копать дальше, но не является исчерпывающей. В частности, хотелось бы знать, находятся ли цены на произведения художника на восходящем тренде или все хорошее с ними уже произошло, а впереди в лучшем случае «боковик», период ценового штиля?
Чтобы строить дальнейшие предположения по перспективам инвестирования, нужно попробовать собрать о художнике следующую информацию:
- Планируются ли в ближайшем будущем крупные музейные персональные выставки нашего целевого художника? Замечено, что после значительной выставки, после того как к творчеству художника привлечено повышенное внимание, цены заметно вырастают. О планах ведущих музеев страны можно узнать на сайтах культурных институций, а также в новостях ARTinvestment.RU и на форуме.
- Если наш кандидат относится ко второму ряду, то полезно узнать, будут ли в обозримом будущем выставки первых имен направления, к которому принадлежит и наш целевой художник? Смысл: в случае сборной выставки художественного направления или его первых имен повышается интерес и к художникам второго ряда. Сведения о круге художника, направлении, в котором он работал, ключевых выставках можно почерпнуть, в частности, на странице «Биография» в разделе «Художники» сайта ARTinvestment.RU. Этот раздел доступен всем зарегистрированным пользователям, даже не оформившим платную подписку.
- Не был ли в недавнем прошлом зафиксирован слишком бурный рост цен? Если ралли все-таки было, то велик риск, что работы художника проходили фазу раскрутки и уже «перекуплены». Тогда вероятность временного снижения цен (коррекции вниз) становится выше, а вот извлечь прибыль будет сложнее. К примеру, недавний бурный рост на произведения Семёна Файбисовича, когда цены утраивались за год, уже сменился коррекционным снижением. Тут опять поможет ARTinvestment.RU: эти тенденции хорошо видны по графикам и динамике семейства индексов Artist’s ARTIMX.
- Проверить, входит ли художник в аукционную обойму, т. е. много ли работ выставляется на мировых и российских аукционах. Даже если фактических продаж не очень много, но работы художника при этом часто выставляются на торги, — это хороший сигнал для инвестора. Значит, художник «аукционный», его знают, есть рынок, есть потенциал ликвидности. Тогда и шансов зафиксировать прибыль больше, чем у какой-нибудь «темной лошадки», которую не так-то просто «пропихнуть» на торги. Ну а проверить аукционное предложение можно сами знаете где — в платной базе «Художники» на сайте ARTinvestment.RU.
То, о чем мы говорили выше, относится к выбору условно «инвестиционной кандидатуры». Но даже у художника с хорошим инвестиционным потенциалом можно совершенно бездарно выбрать неправильную работу для вложения средств. Рассматривая произведения для инвестиций, следует отдавать предпочтение работам, которые:
- безупречны с точки зрения подлинности;
- относятся к ценному периоду творчества художника;
- не несут негатива в сюжете;
- обладают комфортным размером. Коллекционерам удобен размер класса 70 х 90 или около метра. Маленькие картины проигрывают в эффектности, а большие сложны для размещения.
Понятно, что для соответствующих выводов нужно немало прочитать и посмотреть, но при известной смекалке и этот путь можно сократить. На помощь опять же приходит база аукционных результатов «Художники» на сайте ARTinvestment.RU. Посмотрите предшествующие продажи произведений художника, сравните цены на работы разных его периодов, посмотрите фотографии работ — выводы будут напрашиваться сами, что больше ценится, а что меньше. И наконец, проверить свои выводы, поделиться своими сомнениями и спросить совета всегда полезно на форуме сайта ARTinvestment.RU. Замечено, что на грамотные и проработанные вопросы есть все шансы получить компетентные ответы от опытных коллекционеров и дилеров.
Как видим, имея доступ к подписным ресурсам ARTinvestment.RU, значительную часть работы по выбору целевого произведения для инвестиций при желании можно проделать самому.
Тех же, кого смущает обилие нюансов и нестерпимо тянет попросить помощи у консультанта, спешу успокоить: одно другому не мешает. Так, сегодняшние опытные коллекционеры в массе своей на первых порах тоже пользовались услугами консультантов. Но большинство из них быстро пришло к естественному выводу: для успешных инвестиций необходимо самому хорошо разбираться в конкретной теме. Полагаться только на советчиков — значит, как минимум, повысить риск инвестиции, причем своими же руками. И уж обязательно нести повышенные расходы, оплачивая услуги консультантов из своего потенциального инвестиционного дохода.
Рекомендуем прочитать: Как самостоятельно оценить произведение с помощью ARTinvestment.RU.
https://artinvestment.ru/invest/ideas/20100323_how_invest_site.html
https://artinvestment.ru/en/invest/ideas/20100323_how_invest_site.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 19.04.2024 Artprice подводит итоги первого квартала 2024 года Суммарный объем аукционных продаж составил $1,3 млрд
- 18.04.2024 Центр «Зотов» объявил прием заявок на участие в грантовой программе для исследователей конструктивизма Общий грантовый фонд составил 1,2 млн рублей
- 18.04.2024 Artnet анализирует рынок работ Виллема де Кунинга Поздние произведения художника в последние годы начали расти в цене
- 16.04.2024 Готовится каталог-резоне NFT-работ из проекта Сryptopunks В нем соберут репродукции всех работ коллекции, выпущенных с 2017 года
- 12.04.2024 Закрылась торговавшая NFT платформа Digital Basel Целый год обвинений в мошенничестве не прошел даром
- 22.04.2024 Christie’s установил ценовой рекорд на работы Флорин Стеттхаймер Цена лота составила более $1 млн
- 19.04.2024 Крошечный набросок Микеланджело с изображением мраморного блока продан в 33 раза дороже эстимейта Цена лота составила более $200 000
- 19.04.2024 Итоги аукциона ARTinvestment.RU № 526 Общая выручка составила 23,3 млн рублей
- 17.04.2024 Редкий розовый бриллиант выставили на торги Phillips Предварительная оценка раритета составляет $15 млн
- 15.04.2024 Christie’s выставил на продажу редкую вещь Баскии Предварительно работа оценивается в $30 млн
- 08.04.2024 Открыт 208-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Евы Аракчеевой, Алексея Барвенко, Натальи Бритовой, Марии Васильевой, Марины Венедиктовой, Антона Вяткина, Дмитрия Кедрина, Елены Красотиной, Бориса Марковникова, Пааты Мерабишвили (Pata), Андрея Мунца, Ольги Оснач, Натальи Ходюк
- 05.04.2024 Отчет Art Basel & UBS 2024: онлайн-продажи AI изучает официальные показатели онлайн-продаж искусства в 2023 году
- 02.04.2024 Коллекционеры и коллекционирование. Статус Третий материал серии, посвященной теории и практике современного коллекционирования предметов искусства
- 01.04.2024 Открыт 207-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — совместные работы Лилии Ли-ми-ян и Катерины Садовски
- 01.04.2024 Открыты 524-е торги AI Аукциона В каталоге 26 лотов: 13 живописных работ, 5 листов оригинальной и два — печатной графики, две работы в смешанной технике, две скульптуры, одна фарфоровая тарелка и одна икона
- 22.04.2024 В ММОМА открывается персональная выставка Зураба Церетели Проект приурочен к 90-летию художника
- 22.04.2024 На «Арт Москве» показали новые работы Виктории Волтегровой Художница дебютировала на ярмарке с серией работ, посвященной экологии
- 19.04.2024 Новые имена на ярмарке «Арт Москва» Представляем некоторых молодых художников — участников смотра
- 17.04.2024 В Пушкинском музее открылись обновленные залы французского искусства Посетители впервые после длительной реставрации увидят работу Никола Пуссена «Сатир и нимфа»
- 16.04.2024 21-я ярмарка «Арт Москва» откроется в Гостином дворе 17 апреля В смотре примут участие 250 галерей, институций и брендов
Топ 37
- 1. Марк Ротко$86,83 млн
- 2. Казимир Малевич$85,81 млн
- 3. Василий Кандинский$41,8 млн
- 4. Марк Шагал$28,45 млн
- 5. Хаим Сутин$28,16 млн
- 6. Николя де Сталь$22,2 млн
- 7. Алексей Явленский$18,59 млн
- 8. Валентин Серов$14,51 млн
- 9. Тамара де Лемпицка$13,36 млн
- 10. Николай Рерих$12,09 млн
- 11. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин$11,76 млн
- 12. Наталия Гончарова$10,88 млн
- 13. Николай Фешин$10,84 млн
- 14. Илья Репин$7,43 млн
- 15. Константин Сомов$7,33 млн
- 16. Илья Машков$7,25 млн
- 17. Борис Кустодиев$7,07 млн
- 18. Василий Поленов$6,34 млн
- 19. Юрий Анненков$6,27 млн
- 20. Иван Васильевич Клюн$6,26 млн
- 21. Василий Верещагин$6,15 млн
- 22. Зинаида Серебрякова$5,85 млн
- 23. Илья Кабаков$5,83 млн
- 24. Александр Яковлев$5,56 млн
- 25. Константин Маковский$5,47 млн
- 26. Владимир Баранов-Россине$5,37 млн
- 27. Иван Айвазовский$5,34 млн
- 28. Владимир Боровиковский$5,02 млн
- 29. Александр Родченко$4,5 млн
- 30. Михаил Ларионов$4,46 млн
- 31. Соня Делоне$4,34 млн
- 32. Михаил Нестеров$4,30 млн
- 33. Вера Рохлина$4,04 млн
- 34. Михаил Клодт$4,02 млн
- 35. Павел Кузнецов$3,97 млн
- 36. Александр Дейнека$3,82 млн
- 37. Борис Григорьев$3,72 млн
- Кто автор?
- Величко Николай Петрович (1932-1992) Натюрморт 1981 год
- Величко Николай Петрович (1932-1992) Пейзаж 1978 год
- Батурин Александр Борисович - 8 пейзажей
- Картину Даниила Архипенко "Стеклотара 2013." холст/масло
- Архипенко Даниил - из серии Мастерские 2010-2012 годов
- Николай Резниченко - «Танго»
- Картины Г.Ф.Фадин до 1985-87гг.
- Фарфор Малевича
- Александр Бояджан - «Карусель»