Мнение. Неочевидные инвестиции
Новая рубрика AI открывает серию очерков, написанных функционерами рынка искусства на выбранные ими темы. Сегодня мы зададимся вопросом: какими будут арт-инвестиции в 2021 году?
С конца 2020 года арт-издания буквально завалили нас прогнозами относительно будущего арт-рынка, под различными авторскими подписями перечислив очевидные события и туманные перспективы нового сезона (Artnet по такому поводу даже привлек профессиональную гадалку — в шутку, но с намеком на итоговый результат подобных прогнозов). Главный итог всех материалов можно уместить в одной фразе: если 2020-й был для рынка годом шока, то 2021-й станет годом принятия этого шока — и дальнейшего существования рука об руку с новыми реалиями. Тем не менее свой прогноз мы тоже дадим — но, учитывая арт-экономическую направленность издания, он будет касаться новых направлений инвестиций.
Итак, какие направления вложений в искусство, наметившись в предыдущем сезоне, получат развитие в 2021 году?
· Расширение портфеля: от предметов искусства — к арт-стартапам.
С началом пандемии стартапы на пересечении искусства и технологий проделали путь Золушки, превратившись из изгоев арт-рынка в его фаворитов. Лежащий штабелями Мураками и закутанный в пластиковую пленку Джакометти на складе топ-галереи перестали определять ее статус — на первое место вышло наличие у дилера виртуального кабинета, платежных систем и визуальной подачи искусства в режиме онлайн. По самым скромным подсчетам, молодые технологические компании в 2020-м получили на развитие больше, чем за три предшествующих года. В одночасье к инвесторам в стартапы добавились крупные инвесторы-стратеги из числа игроков рынка — коллекционеры и крупные продавцы: помимо прямых инвестиций в искусство, они стали вкладывать в арт-стартапы. Помимо очевидного технологического превосходства над конкурентами, это дает возможность держать руку на пульсе арт-рынка: нынешние организаторы стартапов вхожи в любые онлайн-двери и порой осведомлены о положении дел в искусстве лучше маститых функционеров. В равной степени инвестиции в арт-технологии станут интересны и профессиональным инвесторам — отныне для интеграции в мир искусства необязательно покупать Баскию за $110 млн: куда более скромные сделки с арт-стартапами сегодня освещаются в СМИ с неменьшим энтузиазмом.
· Инвестиции в молодых да активных.
До недавнего времени большинство арт-инвесторов ориентировалось на данные публичного рынка — проще говоря, на статистику результатов аукционных продаж. В рынке частных продаж никто разбираться не хотел ввиду его закрытости и сложных маркетинговых ходов игроков. А ведь именно в сердце частного рынка, в галерейно-дилерской среде, формировался рынок первичный — то есть созревали перед аукционным стартом молодые художники. Попытки создания индексов, которые упорядочили бы первичный рынок, в течение долгих лет сталкивались с невозможностью автоматического поиска и обработки больших массивов данных, информации на уровне активности художника в социальных сетях или реакции СМИ на выставку в региональном музее. С появлением подобных вычислительных мощностей и технологий перевода подобной информации в рыночные цифры (естественно, предполагаемые цифры последующих продаж — куда без них) у арт-инвесторов появился механизм прогнозирования будущего молодых художников без аукционной истории. Одним из первых подобную технологию взял на вооружение аукционный дом Phillips, объявив о партнерстве со стартапом Articker. Тем временем изменившиеся вкусовые приоритеты коллекционеров в 2020 году развернули их интерес в сторону молодого искусства. Но отныне желание найти среди юных творческих космополитов новых Рихтера и Баскию подкреплено еще и цифрами — что в сумме должно дать положительный эффект с выгодой для обеих сторон.
· Инвестиции в карьеру художников.
От вложений в предметы — к вложениям в карьеру. Арт-продюсирование — новый тренд, который еще минувшим летом вскользь анонсировал Андерс Петтерсон, говоря об интересах самого молодого сегмента инвесторов, Поколения Z. Схожесть карьерного роста автора с развитием героя видеоигр, на которых воспитаны современные Z-инвесторы, а также желание контролировать любой процесс, в который вложены их деньги, делает это направление едва ли не самым перспективным среди арт-вложений на первичном рынке искусства. Очевидно, что, приобретая отдельные работы через галерею или в мастерской, инвестор не имеет гарантий, что вложенные деньги пойдут художнику впрок — скажем, галерея может рассредоточить их между несколькими авторами, а сам художник — использовать по нецелевому увеселительному назначению. Тогда как прямое инвестирование в карьеру художника это проблему снимает. Теперь очередь за платформами, которые предоставят Поколению Z подобную возможность инвестиций и их понятный механизм, в меру игровой, но очень продуманный и приземленный. Насколько известно редакции AI, такие разработки велись весь 2020 год и появятся в самое ближайшее время.
· Инвестиции в чужие риски.
Последним, четвертым трендом 2021 года выделим развитие производных финансовых инструментов на основе арт-инвестиций — в первую очередь аукционных гарантий, перепродажи долговых обязательств и торговли различными арт-деривативами. Обобщив, их можно назвать «играми для взрослых» — в отличие от предыдущих пунктов, эти инструменты пользуются спросом среди скучающих инвесторов со стажем. Ограничения, вызванные пандемией, инвестиционную скуку лишь возвели в степень.
«А где же традиционные арт-инвестиции — покупка искусства по меньшей цене с целью последующей продажи за бóльшую? — спросите вы. — Почему их не вынесли в тренды?» Потому что рыночные тренды — это нововведения, ответим мы. А прямые, очевидные инвестиции в искусство существовали и будут существовать всегда.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/events/20210302_opinion_investment.html
https://artinvestment.ru/en/invest/events/20210302_opinion_investment.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.