- Грачев Вячеслав Юрьевич "Теплый вечер" 1989 год
- Грачев Вячеслав Юрьевич 1990 год "Сломанное дерево"
- Оценка картин
- Помогите с атрибуцией картины, рама ценная, есть заключение
- Денис Яцков
- Колмакова Ольга Ивановна, продаю
- Картина Уга Скульме
- Картина от Ducommun
- М.В.Горшунов, "Коломенское"
- А.И.Лебедев, шарж
Просто о сложном: Аукционные гарантии. Часть 1
ARTinvestment.RU 17 февраля 2021
10 главных тезисов о принципах финансовых гарантий, предоставляемых продавцу аукционным домом или третьим лицом
В статье «Публичный рынок — 2020. Отчет ArtTactic» в декабре 2020 года мы пообещали посвятить отдельный материал механизму аукционных гарантий, тема которого неоднократно всплывала на протяжении всего минувшего сезона. Для этого мы рады вернуться к рубрике «Просто о сложном», цель которой — описать любое явление арт-рынка в десяти тезисах, развернутых до размера абзаца. Проверим, как уместится в редакционный лимит сегодняшняя тема:
1. Аукционная гарантия (общеупотребимый на рынке искусства термин, правильнее же называть «финансовая гарантия» или «поручительство») — это обязательство третьего лица (поручителя) выкупить выставленный на торги предмет по установленной в соглашении с его продавцом стоимости вне зависимости от итогов торгов. В свою очередь продавец работы, соглашаясь на гарантию поручителя, обязан продать ее по установленной между ними стоимости при любом исходе торгов — будь то продажа с наценкой или отсутствие предложений. Финансовым гарантом при этом выступает либо сам аукционный дом, либо заинтересованное третье лицо (о мотивациях тех и других — чуть ниже).
2. Как правило, гарантированная стоимость устанавливается по нижней границе эстимейта аукционного дома — впрочем величина финансовой гарантии никогда не разглашается публично. Соответственно, доходность (или же предполагаемую валовую прибыль) поручителя при успешной сделке принято считать исходя из разницы между ценой молотка и гарантированной стоимостью работы: в этом случае ценовая разница разделяется между поручителем и продавцом в оговоренном соотношении. А предполагаемая она потому, что детали подобных сделок остаются до конца неизвестными. Соотношение аукционных домов и частных лиц, выступающих в качестве гарантов, примерно 50/50, а «гарантированные» лоты всегда отмечены в каталоге специальным знаком.
3. Родоначальником аукционных гарантий принято считать газетного магната Питера Бранта (Interview, ранее — ArtNews и Art in America), который в 1986 году поручился за коллекцию искусства бизнесмена Роберта Скалла (желтые нью-йоркские такси) на торгах Sotheby’s. На рынке, едва оправившемся от кризиса 1984 года, Брант предложил аукционному дому гарантию на сумму $5 млн. Итоговый результат торгов в $8,6 млн позволил самому магнату заработать, а рынку искусства — заговорить о новом финансовом механизме. С тех пор самыми крупными по объему финансовых гарантий игроками среди третьих лиц являются топ-коллекционеры или арт-дилеры — Дэвид Геффен (DreamWorks), Уильям Аквавелла (Acquavella Galleries), Джуд Хесс (Jude Hess Art Advisory), семьи Муграби, Нахмад и др.
4. В том случае, когда финансовым гарантом выступает аукционный дом, условия действия финансовой гарантии согласовываются между ним и продавцом перед продажей в индивидуальном порядке. Ниже приведены три безусловных сценария и наиболее часто встречающиеся варианты обязанностей сторон:
• Лот не продан: владельцем работы становится аукционный дом, который выплачивает продавцу полную сумму гарантии;
• Лот продан по цене меньше суммы гарантии: владельцем лота становится победивший участник, а аукционный дом выплачивает продавцу полную сумму гарантии (фактически — цену молотка плюс разницу между ценой молотка и суммой гарантии);
• Лот продан по цене выше суммы гарантии: владельцем лота становится победивший участник, аукционный дом выплачивает продавцу полную сумму гарантии, а разницу между ценой молотка и гарантией (превышение гарантии) — делит с продавцом на оговоренных ранее условиях.
5. Мотивация гарантов и продавцов.
5.1. Причины, по которым аукционный дом предлагает финансовую гарантию.
• Увеличение конкурентоспособности: за счет гарантий аукционный дом часто переманивает клиентов у основного конкурента (в данном случае речь идет о Sotheby’s и Christie’s, однако в последние годы в качестве третьей силы в игру с поручительством активно включился Phillips).
• Увеличение объемов продаж и доли проданных лотов: сделка с гарантированным лотом положительно отразится на двух важнейших показателях деятельности аукционного дома (если первый показатель еще может колебаться в зависимости от итогов торгов, то второй — однозначно вырастет).
• Получение прибыли: в случае продажи дороже оговоренной суммы финансовой гарантии аукционный дом получает часть дохода продавца (в дополнение к комиссии со стороны покупателя).
5.2. Причины, по которым продавец соглашается на финансовую гарантию.
• Гарантия продажи: продавец ничего не теряет, величина гарантии в любом случае близка к резервной стоимости лота, но предмет совершенно точно будет продан (даже при отсутствии предложений аукционист объявляет о продаже по гарантии).
• Быстрая продажа: продажа лота, гарантированного третьей стороной, по сути, является частной сделкой. С одним весомым «но» — в приватном порядке переговоры могли бы растянуться на месяцы, в течение которых покупатель методично снижал бы цену. А при аукционной продаже на стороне продавца выступает аукционный дом — и договариваясь о величине гарантии, и реализуя сделку в течение одного вечера.
• Надежда на лучшее продвижение: ходят слухи, что аукционные дома чуть больше внимания уделяют работам, опирающимся на «финансовое плечо», поскольку при успешной продаже имеют возможность разделить операционную прибыль с продавцом. Впрочем этические нормы продвигать отдельные работы аукционам запрещают. Но продавцы чаще всего уверены в обратном (и порой небезосновательно).
5.3. Причины, по которым финансовую гарантию предлагает частное лицо.
• Желание заработать на торгах: если поручитель уверен (или убежден аукционным домом), что работа будет продана дороже гарантированной цены.
• Желание заработать позже: если поручитель — крупный арт-дилер — понимает, кому и за какую сумму он сможет продать работу в будущем. В этом случае он рассматривает финансовую гарантию как приобретение с дисконтом.
• Желание поддержать рынок: да-да, крупные коллекционеры в кризисные времена нередко приобретают отдельные работы для повышения рыночной устойчивости. Делают они это не из соображений филантропии: во-первых (доказано), увидев оживление продаж, арт-рынок в своей массе станет активнее покупать; во-вторых, если у коллекционера в собрании есть (условно) 10 работ Шона Скалли, то приобретение 11-й (пусть даже вне рыночной логики) повысит капитализацию всех работ художника, что в сумме перевесит финансовую потерю с одной работой.
Во второй части статьи мы поговорим о негативных сторонах финансовых гарантий, параллелях с прямыми инвестициями в искусство, а также приведем рыночные цифры.
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20210217_guarantees.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20210217_guarantees.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 19.04.2024 Artprice подводит итоги первого квартала 2024 года Суммарный объем аукционных продаж составил $1,3 млрд
- 18.04.2024 Центр «Зотов» объявил прием заявок на участие в грантовой программе для исследователей конструктивизма Общий грантовый фонд составил 1,2 млн рублей
- 18.04.2024 Artnet анализирует рынок работ Виллема де Кунинга Поздние произведения художника в последние годы начали расти в цене
- 16.04.2024 Готовится каталог-резоне NFT-работ из проекта Сryptopunks В нем соберут репродукции всех работ коллекции, выпущенных с 2017 года
- 12.04.2024 Закрылась торговавшая NFT платформа Digital Basel Целый год обвинений в мошенничестве не прошел даром
- 25.04.2024 Картина Климта, считавшаяся утраченной, ушла с молотка за $32 млн Это новый рекорд для австрийских аукционов
- 24.04.2024 Sotheby’s распродает коллекцию компаньона Стива Джобса Топ-лотом стала работа Сая Туомбли, оцененная в $1 млн
- 23.04.2024 Sotheby’s собирается продать рукопись повести Артура Конан Дойла «Знак четырех» Черновик знаменитого детектива появится на аукционе с эстимейтом $0,8–1,2 млн
- 22.04.2024 Christie’s установил ценовой рекорд на работы Флорин Стеттхаймер Цена лота составила более $1 млн
- 19.04.2024 Крошечный набросок Микеланджело с изображением мраморного блока продан в 33 раза дороже эстимейта Цена лота составила более $200 000
- 15.04.2024 Открыты 526-е торги AI Аукциона В каталоге 26 лотов: 15 живописных работ, 6 листов оригинальной и один — печатной графики, две работы в смешанной технике, одна скульптура и одна икона
- 12.04.2024 HISCOX Artist Top 100 2024: Ни о чем — и о многом Специализированный отчет британской страховой компании об ультрасовременном искусстве на западных аукционах
- 08.04.2024 Открыт 208-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Евы Аракчеевой, Алексея Барвенко, Натальи Бритовой, Марии Васильевой, Марины Венедиктовой, Антона Вяткина, Дмитрия Кедрина, Елены Красотиной, Бориса Марковникова, Пааты Мерабишвили (Pata), Андрея Мунца, Ольги Оснач, Натальи Ходюк
- 05.04.2024 Отчет Art Basel & UBS 2024: онлайн-продажи AI изучает официальные показатели онлайн-продаж искусства в 2023 году
- 02.04.2024 Коллекционеры и коллекционирование. Статус Третий материал серии, посвященной теории и практике современного коллекционирования предметов искусства
- 25.04.2024 Нью-йоркская выставка проводит параллели между творчеством Миро и Колдера В экспозицию вошло более двадцати редких работ
- 24.04.2024 Франция отмечает 150-летие импрессионизма выставками и аукционами Приуроченные к юбилею торги Christie’s собрали $13,4 млн
- 23.04.2024 В Музее Москвы открывается выставка «Москвичка» В экспозицию вошли работы Малевича, Дейнеки, Лабаса и других художников
- 22.04.2024 В ММОМА открывается персональная выставка Зураба Церетели Проект приурочен к 90-летию художника
- 22.04.2024 На «Арт Москве» показали новые работы Виктории Волтегровой Художница дебютировала на ярмарке с серией работ, посвященной экологии
Топ 37
- 1. Марк Ротко$86,83 млн
- 2. Казимир Малевич$85,81 млн
- 3. Василий Кандинский$41,8 млн
- 4. Марк Шагал$28,45 млн
- 5. Хаим Сутин$28,16 млн
- 6. Николя де Сталь$22,2 млн
- 7. Алексей Явленский$18,59 млн
- 8. Валентин Серов$14,51 млн
- 9. Тамара де Лемпицка$13,36 млн
- 10. Николай Рерих$12,09 млн
- 11. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин$11,76 млн
- 12. Наталия Гончарова$10,88 млн
- 13. Николай Фешин$10,84 млн
- 14. Илья Репин$7,43 млн
- 15. Константин Сомов$7,33 млн
- 16. Илья Машков$7,25 млн
- 17. Борис Кустодиев$7,07 млн
- 18. Василий Поленов$6,34 млн
- 19. Юрий Анненков$6,27 млн
- 20. Иван Васильевич Клюн$6,26 млн
- 21. Василий Верещагин$6,15 млн
- 22. Зинаида Серебрякова$5,85 млн
- 23. Илья Кабаков$5,83 млн
- 24. Александр Яковлев$5,56 млн
- 25. Константин Маковский$5,47 млн
- 26. Владимир Баранов-Россине$5,37 млн
- 27. Иван Айвазовский$5,34 млн
- 28. Владимир Боровиковский$5,02 млн
- 29. Александр Родченко$4,5 млн
- 30. Михаил Ларионов$4,46 млн
- 31. Соня Делоне$4,34 млн
- 32. Михаил Нестеров$4,30 млн
- 33. Вера Рохлина$4,04 млн
- 34. Михаил Клодт$4,02 млн
- 35. Павел Кузнецов$3,97 млн
- 36. Александр Дейнека$3,82 млн
- 37. Борис Григорьев$3,72 млн
- Грачев Вячеслав Юрьевич "Теплый вечер" 1989 год
- Грачев Вячеслав Юрьевич 1990 год "Сломанное дерево"
- Оценка картин
- Помогите с атрибуцией картины, рама ценная, есть заключение
- Денис Яцков
- Колмакова Ольга Ивановна, продаю
- Картина Уга Скульме
- Картина от Ducommun
- М.В.Горшунов, "Коломенское"
- А.И.Лебедев, шарж