Просто о сложном: Аукционные гарантии. Часть 1
10 главных тезисов о принципах финансовых гарантий, предоставляемых продавцу аукционным домом или третьим лицом
В статье «Публичный рынок — 2020. Отчет ArtTactic» в декабре 2020 года мы пообещали посвятить отдельный материал механизму аукционных гарантий, тема которого неоднократно всплывала на протяжении всего минувшего сезона. Для этого мы рады вернуться к рубрике «Просто о сложном», цель которой — описать любое явление арт-рынка в десяти тезисах, развернутых до размера абзаца. Проверим, как уместится в редакционный лимит сегодняшняя тема:
1. Аукционная гарантия (общеупотребимый на рынке искусства термин, правильнее же называть «финансовая гарантия» или «поручительство») — это обязательство третьего лица (поручителя) выкупить выставленный на торги предмет по установленной в соглашении с его продавцом стоимости вне зависимости от итогов торгов. В свою очередь продавец работы, соглашаясь на гарантию поручителя, обязан продать ее по установленной между ними стоимости при любом исходе торгов — будь то продажа с наценкой или отсутствие предложений. Финансовым гарантом при этом выступает либо сам аукционный дом, либо заинтересованное третье лицо (о мотивациях тех и других — чуть ниже).
2. Как правило, гарантированная стоимость устанавливается по нижней границе эстимейта аукционного дома — впрочем величина финансовой гарантии никогда не разглашается публично. Соответственно, доходность (или же предполагаемую валовую прибыль) поручителя при успешной сделке принято считать исходя из разницы между ценой молотка и гарантированной стоимостью работы: в этом случае ценовая разница разделяется между поручителем и продавцом в оговоренном соотношении. А предполагаемая она потому, что детали подобных сделок остаются до конца неизвестными. Соотношение аукционных домов и частных лиц, выступающих в качестве гарантов, примерно 50/50, а «гарантированные» лоты всегда отмечены в каталоге специальным знаком.
3. Родоначальником аукционных гарантий принято считать газетного магната Питера Бранта (Interview, ранее — ArtNews и Art in America), который в 1986 году поручился за коллекцию искусства бизнесмена Роберта Скалла (желтые нью-йоркские такси) на торгах Sotheby’s. На рынке, едва оправившемся от кризиса 1984 года, Брант предложил аукционному дому гарантию на сумму $5 млн. Итоговый результат торгов в $8,6 млн позволил самому магнату заработать, а рынку искусства — заговорить о новом финансовом механизме. С тех пор самыми крупными по объему финансовых гарантий игроками среди третьих лиц являются топ-коллекционеры или арт-дилеры — Дэвид Геффен (DreamWorks), Уильям Аквавелла (Acquavella Galleries), Джуд Хесс (Jude Hess Art Advisory), семьи Муграби, Нахмад и др.
4. В том случае, когда финансовым гарантом выступает аукционный дом, условия действия финансовой гарантии согласовываются между ним и продавцом перед продажей в индивидуальном порядке. Ниже приведены три безусловных сценария и наиболее часто встречающиеся варианты обязанностей сторон:
• Лот не продан: владельцем работы становится аукционный дом, который выплачивает продавцу полную сумму гарантии;
• Лот продан по цене меньше суммы гарантии: владельцем лота становится победивший участник, а аукционный дом выплачивает продавцу полную сумму гарантии (фактически — цену молотка плюс разницу между ценой молотка и суммой гарантии);
• Лот продан по цене выше суммы гарантии: владельцем лота становится победивший участник, аукционный дом выплачивает продавцу полную сумму гарантии, а разницу между ценой молотка и гарантией (превышение гарантии) — делит с продавцом на оговоренных ранее условиях.
5. Мотивация гарантов и продавцов.
5.1. Причины, по которым аукционный дом предлагает финансовую гарантию.
• Увеличение конкурентоспособности: за счет гарантий аукционный дом часто переманивает клиентов у основного конкурента (в данном случае речь идет о Sotheby’s и Christie’s, однако в последние годы в качестве третьей силы в игру с поручительством активно включился Phillips).
• Увеличение объемов продаж и доли проданных лотов: сделка с гарантированным лотом положительно отразится на двух важнейших показателях деятельности аукционного дома (если первый показатель еще может колебаться в зависимости от итогов торгов, то второй — однозначно вырастет).
• Получение прибыли: в случае продажи дороже оговоренной суммы финансовой гарантии аукционный дом получает часть дохода продавца (в дополнение к комиссии со стороны покупателя).
5.2. Причины, по которым продавец соглашается на финансовую гарантию.
• Гарантия продажи: продавец ничего не теряет, величина гарантии в любом случае близка к резервной стоимости лота, но предмет совершенно точно будет продан (даже при отсутствии предложений аукционист объявляет о продаже по гарантии).
• Быстрая продажа: продажа лота, гарантированного третьей стороной, по сути, является частной сделкой. С одним весомым «но» — в приватном порядке переговоры могли бы растянуться на месяцы, в течение которых покупатель методично снижал бы цену. А при аукционной продаже на стороне продавца выступает аукционный дом — и договариваясь о величине гарантии, и реализуя сделку в течение одного вечера.
• Надежда на лучшее продвижение: ходят слухи, что аукционные дома чуть больше внимания уделяют работам, опирающимся на «финансовое плечо», поскольку при успешной продаже имеют возможность разделить операционную прибыль с продавцом. Впрочем этические нормы продвигать отдельные работы аукционам запрещают. Но продавцы чаще всего уверены в обратном (и порой небезосновательно).
5.3. Причины, по которым финансовую гарантию предлагает частное лицо.
• Желание заработать на торгах: если поручитель уверен (или убежден аукционным домом), что работа будет продана дороже гарантированной цены.
• Желание заработать позже: если поручитель — крупный арт-дилер — понимает, кому и за какую сумму он сможет продать работу в будущем. В этом случае он рассматривает финансовую гарантию как приобретение с дисконтом.
• Желание поддержать рынок: да-да, крупные коллекционеры в кризисные времена нередко приобретают отдельные работы для повышения рыночной устойчивости. Делают они это не из соображений филантропии: во-первых (доказано), увидев оживление продаж, арт-рынок в своей массе станет активнее покупать; во-вторых, если у коллекционера в собрании есть (условно) 10 работ Шона Скалли, то приобретение 11-й (пусть даже вне рыночной логики) повысит капитализацию всех работ художника, что в сумме перевесит финансовую потерю с одной работой.
Во второй части статьи мы поговорим о негативных сторонах финансовых гарантий, параллелях с прямыми инвестициями в искусство, а также приведем рыночные цифры.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20210217_guarantees.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20210217_guarantees.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.