Art Investment

Арт-кинозал: Объективация красоты Паоло Соррентино

AI обсуждает художественные и документальные фильмы, частично или полностью посвященные рынку искусства

В конце декабря в российский кинопрокат вышла одна из наиболее ожидаемых кинокартин года — «Партенопа» Паоло Соррентино. Представленный в мае 2024 на Венецианском кинофестивале фильм получил сдержанные отзывы критиков. Однако большинство рецензентов либо умолчали о том, что же, собственно, их разочаровало (кроме, пожалуй, слова «самоповтор»), либо один за другим повторяли вычурный термин «объективация». Вот «объективировал» Соррентино главную героиню — и все тут; хорошо еще, до суда дело не дошло.

Поскольку этимология данного термина уходит корнями в американскую психотерапию (там объективацией называют признание первостепенной роли женщины в качестве символа красоты и материнства, ставя значимость ее общественно-политической борьбы на ступеньку ниже), его массовое применение в рецензиях нас невероятно заинтересовало — словно режиссер перешел своей работой дорогу кому-то (или чему-то) очень значительному, обитающему высоко вверху. Оставалось дождаться фильма в прокате, что и было сделано; он не только не разочаровал, но и развеял часть тревог: оказалось, «объективация» там как раз «обратная»: «Партенопа» нещадно иронизирует над феминизмом, показывая, что пренебрежение собственной красотой в угоду одной лишь карьере до добра не доводит.

Напрашивается забавная и очень показательная параллель из мира искусства. Так случилось, что в начале 2000-х годов акриловая краска со многих холстов стала массово отпадать. Оказалось, что у акрила (в «чистом» виде, набравшего популярность на Западе в начале 1970-х) есть свой временной период — 30 лет, по истечении которых краска просто отходит от холста. Понятное дело, тогда об этом никто не знал, и все решилось опытным путем (впечатлительных коллекционеров успокоим: акриловые краски сразу же усовершенствовали; в частности, работы современных российских художников уже созданы «каким следует» акрилом). Похожая на акрил ситуация происходит с феминизмом — только его «30 лет» с начала активного противодействия женской природе еще не прошли. Соррентино же перенес «свободу от собственной красоты» в 1960-е — чтобы далее показать, с каким багажом героиня фильма добредет до наших дней. И ее ничуть не вдохновляющий (без шуток) пример по замыслу режиссера призван образумить тех, чей «акрил» еще держится за холст, но его не поздно укрепить. Чем? — спросите вы. Любовью к себе и искусством.

С искусством у Паоло отношения на площадке очень неоднозначные: современное он нещадно клеймит, классическое — боготворит. Причем порой в соседних по монтажу кадрах. Мы помним, как в «Великой красоте» (2013) досталось Марине Абрамович — явному прототипу художницы Талии Концепт, разбивающей голову о стену, при этом не умеющей объяснить журналисту природу своего искусства. В том же фильме одна из наиболее пронзительных сцен посвящена 10-летней девочке, из-за алчности родителей брошенной на потеху толпе писать картины голыми руками. Здесь прототип чуть менее явный. Многие проведут параллель с австралийской художницей-вундеркиндом Аэлитой Андрэ, мы же проголосуем за Герхарда Рихтера: несмотря на почтенный возраст, перед лицом требующего новых картин арт-рынка он беззащитный ребенок. Однако уже в следующей сцене фильма, с ночной прогулкой по дворцам, в кадре ненадолго мелькает «Форнарина» Рафаэля — шедевр, ради нескольких секунд на экране взятый в дорогостоящую аренду в Национальной галерее Рима.

В другой раз — на вступительных титрах сериала «Молодой Папа» (2016) — Соррентино уже сформирует из предметов искусства полноценный ребус. Главный герой, молодой понтифик, проходит мимо работ старых мастеров, собранных в интересной кураторской подборке — от всемирно признанных шедевров вроде «Обращения Савла» Караваджо до куда более скромных работ Франциско Айеца и Матео Серезо. Более того, завершает серию из девяти живописных работ одна скульптура — «Девятый час» Маурицио Кателлана, изображающего Иоанна Павла II, придавленного метеоритом. Перетягивая на себя внимание, провокационная работа долгое время скрывала от кинокритиков и искусствоведов главный замысел Соррентино: сюжет каждой из работ раскрывал содержание одной из десяти серий «Молодого Папы». В продолжении сериала — втором сезоне под названием «Новый папа» — режиссеру будет уже мало использовать в кадре чужие произведения; он начнет творить мизансцены по их подобию. Так, героиня актрисы Юлии Снигирь с сыном на руках в кульминации своей роли в точности повторит скульптуру Микеланджело «Ватиканская Пьета».

В «Партенопе» предмет искусства тоже имеется: металлическая абстрактная скульптура вымышленного автора Драко Адзурро (в которой легко угадывается стабиль Александера Колдера). Предмет вожделения многих (сегодня) в фильме дарят легендарной итальянской актрисе в благодарность от жителей Неаполя; да вот беда: в 1960-х творчество Колдера было искусством современным! В итоге кинодива, не найдя сходства со стабилем, оскорбляет и самого скульптора, и жителей Неаполя заодно. Знала бы она, что к 2025 году самая дорогая работа никчемного автора «Драко Адзурро» (Колдера, естественно) будет продана за $26 млн, а другая, крайне похожая на показанную зрителю черную скульптуру-стабиль, — за $4,8 млн. Подумалось: может быть, хоть в данном случае Соррентино показал условность деления искусства на классическое и современное — равно как и невежество людей при оценке того и другого? Хотелось бы верить — но вряд ли.

При этом понятие «произведение искусства» для Соррентино не ограничивается только предметами — для режиссера таковым может быть и город, и действие героя, и мизансцена, и отдельный кадр. Точнее сказать — каждый отдельно взятый кадр. Да, Соррентино действительно занимается объективацией — но не конкретных героев, а искусства в целом. Для него оно исполняет не общественно-политическую, а эстетическую функцию — наполняет наш мир красотой. Просто в понимании режиссера эта эстетическая функция является экзистенциально значимой. По-простому — жизненно важной.

Важно отметить: красоту Соррентино способен не просто найти (арендовать в музее) и презентовать зрителю через кинообъектив — а в буквальном смысле создать. Признаемся себе: в жизни французская актриса Селеста Далла Порта, сыгравшая Партенопу, — девушка не самой примечательной внешности. И сделать так, чтобы вся мужская аудитория в течение двух часов считала ее непреложным идеалом женственной красоты, сегодня под силу только одному человеку (раньше с Соррентино мог посоперничать Энди Уорхол с 16-миллиметровой кинокамерой). И если показать невзрачного человека красивым — не чудо (пусть и стоят за ним свет, звук, драматургия и грамотная работа режиссера с актером), а некая «объективация» — то, именуйте как хотите, мы на ее стороне.

Перейдем ко второму из предъявленных критиками обвинений в адрес итальянского гения — вторичности его художественного языка. Дескать, в «Партенопе» синьор Паоло использовал сюжеты, украденные самим же у себя. С этим мы частично согласны, однако полный ответ потребует небольшого отступления.

Другой великий кинорежиссер современности — Квентин Тарантино — отвечая на вопрос «Почему за двадцать лет после выхода “Криминального чтива” вы не сняли фильма лучше?», наигранно-наивно переспросил журналиста: «А кто снял?» В равной степени это относится к творчеству Соррентино: после выхода «Великой красоты» в 2013 году итальянский мастер мог просто уйти на покой. По уровню художественной мысли, глубины конфликта, изящности высказывания, великолепия кадра и величины катарсиса повторить подобное другому было крайне сложно; превзойти — не под силу даже самому автору. Однако Паоло удивил нас вторично: перейдя в другую «весовую категорию», он выпустил сериал «Молодой Папа», ничуть не уступающий «Великой красоте» в идейном и художественном смыслах. А затем, «с нуля» (изначально сериал был рассчитан на один сезон), подыграв публике и рынку, придумал продолжение в виде «Нового Папы» — чуть менее цельную по сюжету, но глубокую по драматизму историю.

Между этими фильмами нас ждали снятая на одной съемочной площадке «Молодость», карнавальная политическая сатира «Они» и доверительно-биографическая «Рука Бога». Вместе с остальными эти киноработы сформировали в нашем сознании некую матрицу сценариев и приемов Соррентино, говоря языком живописи — его любимую палитру. Так, мы узнали, чем заканчиваются визиты мальчиков к возрастным соседкам; кем оказывается молчаливый сосед по лестничной площадке; что бывает, если собрать пятьдесят красавиц у летнего бассейна; в каких случаях мужчины начинают набивать мяч; что скрывает на незнакомых лицах вуаль или темнота; и кого прячут в дальних комнатах жестокосердные с виду люди — но как бережно за обитателями этих комнат в итоге ухаживают.

В «Партенопе» на первый взгляд все эти приемы не просто повторены — а даже возведены в степень. Но если знать, что задумка фильма (как и большинство сюжетных линий) родилась у Соррентино задолго до его появления на Венецианском кинофестивале, то многое становится на свои места. Идея «Партенопы» — почти как главная героиня фильма — вынуждена была раздаривать себя другим проектам режиссера, на которые ситуативно находились деньги: что-то ушло в «Молодого папу», что-то — в его продолжение; отдельные герои явно просматриваются в «Молодости» и «Руке бога». Итого, когда пришло время реализовать историю о красивой девушке, все окружающие ее события и второстепенные герои уже оказались задействованы и оттого неспособны нас удивить.

А ведь удивление — одна из главных функций искусства, не менее важная, чем объективация его красоты.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/stories/20250128_Movie_Sorrentino.html
https://artinvestment.ru/en/invest/stories/20250128_Movie_Sorrentino.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2025

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».