Вебинар ArtTactic: от аукционных торгов — к Дням подарков и коворкинг-шоурумам
Британская аналитическая компания поделилась прогнозами, как изменится рынок искусства в ближайшее десятилетие
19 июня компания ArtTactic собрала профессионалов арт-рынка на внеочередном вебинаре, посвященном итогам первого полугодия — 2020. В частности, руководитель компании Андерс Петтерсон предложил собственный прогноз перспектив рынка в последующие 10 лет с момента окончания пандемии. Основных направлений развития было названо всего три — в нашей обработке предлагаем их вашему вниманию:
1. Развитие баз данных
С момента своего появления статистические данные о рынке искусства обслуживали исключительно продажи: сводки аукционных торгов, ценовые индексы и различные рейтинги были направлены на покупателя. Эволюция информации арт-рынка выглядела следующим образом:
• аукционные результаты (Artnet, Artprice) — конец 1980-х;
• выставочно-маркетинговая активность (ArtFacts) — 2004;
• аналитика на основе опросов и рейтингов (ArtTactic) — 2004;
• онлайн-платформы продажи искусства, информация о поведении покупателя в Интернете (Artsy) — 2009;
• социальные сети, информация о социальном поведении (Instagram) — 2010;
• оценка приватного рынка, информация, собранная искусственным интеллектом (Wondeur, ArtBnk) — 2019;
• онлайн-кабинеты галерей, приватная информация о покупателях — 2020.
Как видим, 2009 и 2019 годы (платформы, созданные непосредственными функционерами арт-рынка. — AI.) разделяет десять лет. Другими словами, после того как на примере Artsy и подобных бизнес-моделей рынок понял, что покупатели не готовы массово приобретать искусство онлайн, он ослабил хватку и перестал формировать технологии в угоду физическим ярмаркам и частным продажам. При этом новое поколение коллекционеров, приходя на рынок искусства и испытывая недостаток информации о сделках (напомним, что в последние 10 лет объем непубличного рынка, по разным оценкам, составлял от 52 % до 64 % мирового арт-рынка. — AI.), часто удерживалось от покупок именно по этой причине.
Пандемия коронавируса и последовавший карантин лишь усилили необходимость информационной открытости рынка искусства — сдерживаемая эволюция сменилась необходимостью революции. Две ключевые функции информации, по мнению ArtTactic, — это обеспечить ценовую прозрачность и облегчить покупателю последующее принятие взвешенных решений. С ростом знаний о предмете искусства его всесторонняя оценка будет проходить быстрее, а точность прогнозов потенциальных рисков — выше, причем, считает Петтерсон, как с точки зрения рыночной стоимости, так и художественной ценности. Особенно это касается искусства на первичном рынке стоимостью ниже $50 тыс.: в приватном секторе количество подобных продаж в 2019 году составило 84 % всех сделок (данные Art Basel & UBS Report 2020. — AI.). Соответственно, покупателю в этой ценовой категории приходится вдвое тяжелее: он должен доверять цене, названной галереей, и быть уверенным в том, что карьера художника (как правило, молодого) этой же галереей поддерживается в достаточном для развития объеме.
2. Онлайн-экспансия
Последние четыре месяца массово перевели продавцов искусства в интернет-среду, причем изначально каждый нашел для себя отдельную нишу:
• ярмарки ушли в онлайн-режим, став похожими одна на другую;
• галереи освоили виртуальную реальность для более выгодного экспонирования предметов искусства и сблизили коллекционера с художником за счет оцифровки мастерских по технологии 3D-view. Крупные галереи заявили о разработке виртуальных резиденций для художников и предоставили собственные сайты для небольших галерей с целью их поддержки (точнее, для сохранения в регионах класса молодых коллекционеров. — AI.);
• аукционные дома предложили покупателям смешанные торги разных ценовых категорий и направлений искусства, часто соединяя в одном каталоге художественные произведения и предметы роскоши. Увеличилось количество гарантий, которыми аукционы привлекают продавцов (точнее, стремятся выкупить предметы в случае не состоявшейся продажи, будучи уверенными в последующем росте рынка и заработке. — AI.). При всей интернет-условности центрами аукционного рынка остаются Нью-Йорк, Лондон и Гонконг: торги, озаглавленные этими городами, проходят наиболее успешно. ArtTactic полагает, что фактор логистики здесь вторичен (продавец и покупатель сегодня находятся в пределах одной страны. — AI.), а главное — престижность места, влияющая на ценность работы.
В июне ситуация с онлайн-продажами стала претерпевать очевидные изменения: ярмарки и аукционы, ранее имевшие четкие годовые графики, не наслаивающиеся друг на друга, стали часто проходить одновременно, а внимание покупателя — рассеиваться между ними. Происходит переосмысление галерейного пространства: многие галеристы переходят на режим «арт-дилер с виртуальным кабинетом и складом-шоурумом», в Лондоне галереи стали объединяться в коворкинги с шоурумами, разделяя совместные затраты (как здесь не вспомнить проект Cube.Moscow: неужели его патрон, швейцарский коллекционер Ули Сигг, предвидел будущее? — AI.). Итоговая фраза ArtTactic по второму пункту: «Глобальные продажи смещаются к локальным, с фокусом на национальные рынки художников и коллекционеров — но с расширенным цифровым присутствием».
3. Работа с новым поколением покупателей
Свершилось: рынок искусства официально признал новое поколение, получившее букву Z. Отпраздновав совершеннолетие и став участниками массового рынка к 2019 году, адепты цифровых технологий, предпочитавшие работать и совершать покупки из дома, идеально приспособились к карантину. Что движет новыми потенциальными коллекционерами, согласно исследованию ArtTactic? Прежде всего возможность активного участия в процессах: «зуммер» не потребитель, а полноценный создатель; не покровитель, а активный промоутер. Андерс Петтерсон доходчиво объяснил, как это будет выглядеть на практике в ближайшее десятилетие:
• «от галереи — к продюсерскому агентству»: поколение Z хочет принимать больше участия в развитии художников, работы которых оно покупает. Соответственно, это сделает галереи более открытыми в плане методов карьерного продвижения;
• «от аукционов — к ограниченным предложениям»: покупку искусства поколение Z воспринимает как игру, поэтому традиционная модель аукционов — с долгим периодом между опубликованием каталога и проведением торгов — не для него. Молодые покупатели привыкли к формату неожиданных ограниченных предложений, когда появляется возможность приобрести желанный предмет не только дешевле, но и быстрее других (где-то мы подобное наблюдали последние пару месяцев, не правда ли? — AI.), по аналогии с Днем подарков в США (англ. Boxing Day). Сегодня такую платформу уже создала компания Otis и предлагает на ней товары от скульптур Kaws до ограниченных серий кроссовок;
• «от филантропии (альтруизма) — к социальному инвестированию»: по мнению поколения Z, любая филантропия должна быть выгодной. Поддержка искусства, например, должна иметь целью повышение социального статуса. Но, в отличие от привычек прежних поколений, социальный статус не конвертируется напрямую в деньги — прежде всего он обеспечивает новые контакты с единомышленниками;
• «от арт-фондов — к долевому владению»: для поколения Z характерны такие привычки, как бартер (AirBnb) или совместное ведение хозяйства (Splitwise). Именно поэтому в вопросах владения предметами искусства молодые коллекционеры охотнее вступают в долевое (совместное) владение работой, а также легко арендуют ее на время (пример Acute Art со скульптурами KAWS и Олафура Элиассона). Сюда же можно отнести и переосмысление формата искусства: в новом мире оно не обязательно должно быть физическим — цифровое искусство легче и делить, и содержать, и транспортировать: в облачном сервисе, блокчейне или на флешке.
О роли технологий в развитии рынка искусства читайте в интервью Андерса Петтресона для AI в ближайшее время.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20200623_art_tactic_webinar.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20200623_art_tactic_webinar.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.