10 самых необычных ArtTech-стартапов 2020 года. Часть 2
AI продолжает рассказывать о молодых компаниях, чьи идеи стали особенно востребованы с наступлением карантина
В первой части материала мы разобрали первые пять ArtTech-стартапов, появлением которых рынок искусства либо отреагировал на карантин, либо с наступлением изоляции признал их значимость. Вторая «пятерка», по мнению AI, выглядит следующим образом:
6. Otis
По мнению Андерса Петерсона из ArtTactic, этот стартап наилучшим образом характеризует рынок в 2020 году — здесь мы с ним полностью согласны. Игра начинается с названия: Otis — тезка ведущей компании по производству лифтов и эскалаторов, которые еженедельно (подсчитано!) перевозят количество людей, равное населению всей Земли. В этом тонкий намек на сущность Otis от искусства: в первоначальной версии платформа представляла собой бесконечную конвейерную ленту, на которую с завидной регулярностью выкладывались предложения по распродаже — от лимитированных фигур KAWS до коллекционных кроссовок и эксклюзивных изданий комиксов. Ключевым словом здесь было «распродажа» (английское Drop, «выброс», передает настроение точнее): мы помним, что в сознании покупателей поколения Z основным мотивом является опережение конкурентов в борьбе за редкий артефакт — виртуальный аналог западного Дня Подарков (англ. Boxing Day). При этом итоговая стоимость предмета не особо важна: главное — показать покупателю, сколько он сэкономил от обычной, «рыночной» цены. С момента выхода платформа Otis уже пережила трансформацию: добавлена возможность приобрести дисконтный актив в коллективное владение. Следующий прогнозируемый шаг — открытие биржи долей, где распределенными активами можно будет свободно торговать. Впрочем в этой области у Otis уже есть достаточно конкурентов, о самом серьезном из которых мы напишем чуть ниже.
7. Kovet
Поиграть в слова с названием (которое, возможно, в будущем придется сменить) решил и британский стартап Kovet: его название созвучно официальному имени коронавируса. Kovet — образовательный инкубатор, сфокусированный на развитии карьеры художника, помесь лекционного класса с арт-резиденцией. После того как Hauser & Wirth в апреле 2020-го громко объявила о создании масштабной виртуальной резиденции, а Quarantine Residency молча соединила художников из Турции, Китая, Индонезии, США и Танзании, группа британских кураторов из Kovet сделала нечто среднее и визуально недорогое, выделив в подзаголовок эффектный маркетинговый посыл — «экспертный гид по развивающемуся искусству». В основе бизнес-идеи Kovet лежат два актуальных вопроса 2020 года: как молодому художнику эффективно заявить о себе, когда весь мир перешел в онлайн, и как коллекционеру найти сгруппированное сообщество художников с минимумом интернет-навигации и переходов по ссылкам? Британцы обещают как ускорение творческой карьеры, так и выгодное позиционирование через выставки с привлечением именитых кураторов. Что отметим отдельно, транзитом из фото-рынка привлечен формат «портфолио-ревью», при котором художники смогут показывать персональные манифесты и творчество одновременно нескольким кураторам в прямом эфире — и тут же получать рецензии для корректировки самолюбия и творческих планов.
8. V-Art
Компаний, которые активно занялись разработкой инструментов для выгодной визуализации выставок, с марта 2020 года появилось немало: большинство стартовали несколькими годами ранее (VR-All-Art, Kunstmatrix), другие — оперативно перепрофилировали бизнес (Artlogic, Softspot) под создание виртуальных кабинетов и целых ярмарок. На этом фоне проект V-Art, созданный двумя харьковскими юристами (что неслучайно: Харьков — технологический и юридический центр Украины с двумя ведущими профильными вузами страны) в начале 2020 года, поначалу казался чужаком: его ключевой идеей была торговая платформа для цифрового искусства с электронными сертификатами для максимальной защиты владельца и художника. Однако визуализация цифровых коллекций потребовала подключения виртуальной и дополненной реальности — в результате украинская команда параллельно создала едва ли не самый совершенный продукт в области виртуальных выставок. А где спрос — туда и бизнес-крен: сегодня V-Art одновременно продает и цифровое искусство, и онлайн-кабинеты (причем архитектуру и дизайн последних настраивает индивидуально под каждого продавца). Новшество, которое предлагает компания в эпоху ограничения живого общения, — виртуальные чаты с аватарами, в которых посетители онлайн-выставок смогут общаться между собой. Учитывая смысловую нагрузку большинства половозрелых посетителей открытий, за эту деталь платформа получила заочное название в стартап-сообществе — Art-Tinder. Полноценный релиз V-Art для мобильных устройств ожидается на AppStore и Google Play в конце сентября. Будет ли там функция «смахивания» — неизвестно.
Когда издатель и коллекционер Инна Баженова в октябре 2019 года поднималась на сцену конференции Deloitte Art & Finance для заключительного слова, большинство думало: речь пойдет о международной газете The Art Newspaper. И были удивлены: Баженова презентовала абсолютно новый проект — биржу долевого владения предметами искусства и коллекционирования на блокчейне The Art Exchange. Отчасти удивление вызвала коммерческая составляющая вопроса (в отношении искусства Инна Баженова всегда оставалась меценатом, а успешным бизнесменом — в отношении всего остального), отчасти — потому, что о долевое владение через токенизацию (перенесение физических активов в цифровой мир) сломала копья и бюджеты добрая дюжина компаний (Maecenas, Look Lateral и др.). Если кратко: с 26 июля 2017 года цифровые активы, на которых может в теории заработать или потерять физлицо, считаются американским регулятором ценными бумагами и нуждаются в регистрации. А принципы этой регистрации в отношении искусства до сих пор не прописаны (каждый предмет — считай, отдельная акция: как оформлять их выпуск?). Вместо лоббирования законодательства война перешла в юридическую плоскость, в которой главное место заняли адвокаты: тот, кто вызывался доказать, какой актив является ценными бумагами, а какой нет, обеспечивал себе безбедную старость (или прописку в Гуантанамо). Юристы и финансовые консультанты The Art Exchange предложили едва ли не единственно возможный вариант, выведя искусство из-под обстрела и выпустив на него цифровые деривативы — фьючерсы и контракты на разницу цен. Словами Винни-Пуха, это выглядит так: «А мед (я никак не пойму, в чём секрет!), мед — если есть, то его сразу нет!». То же можно сказать про юридический статус искусства в уставных документах платформы. Компания начала активную деятельность летом нынешнего года и уже предлагает инвестировать в долю от сделок с работами «первой линии» — от Аниша Капура до Лучо Фонтаны. Внимательно следим.
10. Сappasity
Платформа 3D-визуализации Cappasity начала свой путь задолго до пандемии COVID-19, создавая решения в VR и AR (виртуальной и дополненной реальности) для многих брендов, включая Samsonite, Jazmin Chebar и московский универмаг «ЦУМ». Упрощенный процесс цифрового сканирования предмета и максимально качественная визуализация были не единственными преимуществами: заказчику из числа продавцов предлагалась аналитика — какой из элементов его виртуального товара пользователь максимально увеличил на экране, какой ракурс поворота в 3D рассматривал дольше всего? Таким образом, продавец мог скорректировать свою рекламную кампанию, касавшуюся «статичных» изображений, в плане наиболее выигрышных ракурсов и деталей. Ближе к 2020 году Cappasity стала проникать на арт-рынок — причем начала с академической его части: визуализацией скульптур студентов заинтересовались Нью-Йоркская академия искусств и Academy of Art University из Сан-Франциско. Дальше — больше: в данный момент Cappasity готовится занять нишу электронной экспертизы и атрибуции, которая в условиях изоляции нуждается в высококачественной визуализации и возможности рассмотреть работы в 3D. Об успехах этого направления можно будет судить по результатам ноябрьских торгов TEFAF: ярмарка старых мастеров и антиквариата для своей первой электронной экспертизы пусть и не использует технологию Cappasity, но общественное мнение этим прецедентом сформирует.
Бонус: FreshOrTrash
«Когда мы подумали, что дно пробито, — снизу постучали»: Telegram-бот FreshOrTrash выглядит циничным ответом всем, кто критиковал Facebook-аукционы за демпинг цен на доступное искусство. И пока Максим Боксер открывал выставку оборотного фонда «Шар и Крест» в Москве, в интернет-пространстве появилась бартерная платформа, меняющая предметы искусства на вещи и услуги. В первую очередь — искусство, приобретенное именно через Facebook-аукционы, которого у случайных и неслучайных покупателей накопилось десятки тысяч единиц. С точки зрения механики FreshOrTrash — это рынок искусства без участия денег (что особенно важно в период, когда денег почти нет, а от лишних вещей призывает избавляться Грета Тунберг и компания), еще точнее — бартер ценовых диапазонов. О таком рынке все мечтали, но его ожидаемо будут нещадно критиковать, под каким соусом он ни появился бы. «Сегодня предметы искусства <cами> стали валютой. И этой валютой можно и нужно <свободно> торговать», — пишут организаторы проекта в своем фриковатом манифесте. Если детально почитать устав (он загружается отдельным документом при регистрации в Telegram-боте), мы обнаружим, что предметы, купленные через Facebook-аукционы, принимаются к бартеру по цене +25 % к стоимости покупки — другими словами, нам недвусмысленно показывают, что «доступное искусство» в цене уже выросло, и будет расти дальше. Пока что мнения арт-тусовки разделились: одни считают FreshOrTrash пост-карантинным перформансом, другие — полноценным бизнес-проектом. В пользу последней версии говорит и лента платформы в Instagram: новости искусства, перемежающиеся с новинками мира моды и коллекционного дизайна, намекают, что либо за проектом стоят одежные бренды, либо FreshOrTrash рассчитывает на их внимание аналогично вниманию со стороны художников.
На этом «десятка» самых интересных стартапов на стыке искусства и технологий первой половины 2020 года исчерпана. Вполне вероятно, ближе к декабрю она пополнится еще несколькими неожиданными проектами — а мы сделаем очередной материал. Но даже с тем, что уже появилось, рынку и нам с вами еще работать и работать!
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/events/20200922_startups.html
https://artinvestment.ru/en/invest/events/20200922_startups.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.