art-credit.ru

Выдача займов под залог картин и скульптур XIX-XXI веков

Первый профессиональный сервис по выдаче займов под залог произведений искусства

art-credit.ru

10 самых необычных ArtTech-стартапов 2020 года. Часть 2
ARTinvestment.RU   22 сентября 2020

AI продолжает рассказывать о молодых компаниях, чьи идеи стали особенно востребованы с наступлением карантина

В первой части материала мы разобрали первые пять ArtTech-стартапов, появлением которых рынок искусства либо отреагировал на карантин, либо с наступлением изоляции признал их значимость. Вторая «пятерка», по мнению AI, выглядит следующим образом:

6. Otis

По мнению Андерса Петерсона из ArtTactic, этот стартап наилучшим образом характеризует рынок в 2020 году — здесь мы с ним полностью согласны. Игра начинается с названия: Otis — тезка ведущей компании по производству лифтов и эскалаторов, которые еженедельно (подсчитано!) перевозят количество людей, равное населению всей Земли. В этом тонкий намек на сущность Otis от искусства: в первоначальной версии платформа представляла собой бесконечную конвейерную ленту, на которую с завидной регулярностью выкладывались предложения по распродаже — от лимитированных фигур KAWS до коллекционных кроссовок и эксклюзивных изданий комиксов. Ключевым словом здесь было «распродажа» (английское Drop, «выброс», передает настроение точнее): мы помним, что в сознании покупателей поколения Z основным мотивом является опережение конкурентов в борьбе за редкий артефакт — виртуальный аналог западного Дня Подарков (англ. Boxing Day). При этом итоговая стоимость предмета не особо важна: главное — показать покупателю, сколько он сэкономил от обычной, «рыночной» цены. С момента выхода платформа Otis уже пережила трансформацию: добавлена возможность приобрести дисконтный актив в коллективное владение. Следующий прогнозируемый шаг — открытие биржи долей, где распределенными активами можно будет свободно торговать. Впрочем в этой области у Otis уже есть достаточно конкурентов, о самом серьезном из которых мы напишем чуть ниже.

7. Kovet

Поиграть в слова с названием (которое, возможно, в будущем придется сменить) решил и британский стартап Kovet: его название созвучно официальному имени коронавируса. Kovet — образовательный инкубатор, сфокусированный на развитии карьеры художника, помесь лекционного класса с арт-резиденцией. После того как Hauser & Wirth в апреле 2020-го громко объявила о создании масштабной виртуальной резиденции, а Quarantine Residency молча соединила художников из Турции, Китая, Индонезии, США и Танзании, группа британских кураторов из Kovet сделала нечто среднее и визуально недорогое, выделив в подзаголовок эффектный маркетинговый посыл — «экспертный гид по развивающемуся искусству». В основе бизнес-идеи Kovet лежат два актуальных вопроса 2020 года: как молодому художнику эффективно заявить о себе, когда весь мир перешел в онлайн, и как коллекционеру найти сгруппированное сообщество художников с минимумом интернет-навигации и переходов по ссылкам? Британцы обещают как ускорение творческой карьеры, так и выгодное позиционирование через выставки с привлечением именитых кураторов. Что отметим отдельно, транзитом из фото-рынка привлечен формат «портфолио-ревью», при котором художники смогут показывать персональные манифесты и творчество одновременно нескольким кураторам в прямом эфире — и тут же получать рецензии для корректировки самолюбия и творческих планов.

8. V-Art

Компаний, которые активно занялись разработкой инструментов для выгоднойвизуализации выставок, с марта 2020 года появилось немало: большинство стартовали несколькими годами ранее (VR-All-Art, Kunstmatrix), другие — оперативно перепрофилировали бизнес (Artlogic, Softspot) под создание виртуальных кабинетов и целых ярмарок. На этом фоне проект V-Art, созданный двумя харьковскими юристами (что неслучайно: Харьков — технологический и юридический центр Украины с двумя ведущими профильными вузами страны) в начале 2020 года, поначалу казался чужаком: его ключевой идеей была торговая платформа для цифрового искусства с электронными сертификатами для максимальной защиты владельца и художника. Однако визуализация цифровых коллекций потребовала подключения виртуальной и дополненной реальности — в результате украинская команда параллельно создала едва ли не самый совершенный продукт в области виртуальных выставок. А где спрос — туда и бизнес-крен: сегодня V-Art одновременно продает и цифровое искусство, и онлайн-кабинеты (причем архитектуру и дизайн последних настраивает индивидуально под каждого продавца). Новшество, которое предлагает компания в эпоху ограничения живого общения, — виртуальные чаты с аватарами, в которых посетители онлайн-выставок смогут общаться между собой. Учитывая смысловую нагрузку большинства половозрелых посетителей открытий, за эту деталь платформа получила заочное название в стартап-сообществе — Art-Tinder. Полноценный релиз V-Art для мобильных устройств ожидается на AppStore и Google Play в конце сентября. Будет ли там функция «смахивания» — неизвестно.

9. The Art Exchange

Когда издатель и коллекционер Инна Баженова в октябре 2019 года поднималась на сцену конференции Deloitte Art & Finance для заключительного слова, большинство думало: речь пойдет о международной газете The Art Newspaper. И были удивлены: Баженова презентовала абсолютно новый проект — биржу долевого владения предметами искусства и коллекционирования на блокчейне The Art Exchange. Отчасти удивление вызвала коммерческая составляющая вопроса (в отношении искусства Инна Баженова всегда оставалась меценатом, а успешным бизнесменом — в отношении всего остального), отчасти — потому, что о долевое владение через токенизацию (перенесение физических активов в цифровой мир) сломала копья и бюджеты добрая дюжина компаний (Maecenas, Look Lateral и др.). Если кратко: с 26 июля 2017 года цифровые активы, на которых может в теории заработать или потерять физлицо, считаются американским регулятором ценными бумагами и нуждаются в регистрации. А принципы этой регистрации в отношении искусства до сих пор не прописаны (каждый предмет — считай, отдельная акция: как оформлять их выпуск?). Вместо лоббирования законодательства война перешла в юридическую плоскость, в которой главное место заняли адвокаты: тот, кто вызывался доказать, какой актив является ценными бумагами, а какой нет, обеспечивал себе безбедную старость (или прописку в Гуантанамо). Юристы и финансовые консультанты The Art Exchange предложили едва ли не единственно возможный вариант, выведя искусство из-под обстрела и выпустив на него цифровые деривативы — фьючерсы и контракты на разницу цен. Словами Винни-Пуха, это выглядит так: «А мед (я никак не пойму, в чём секрет!), мед — если есть, то его сразу нет!». То же можно сказатьпро юридический статус искусства в уставных документах платформы. Компания начала активную деятельность летом нынешнего года и уже предлагает инвестировать в долю от сделок с работами «первой линии» — от Аниша Капура до Лучо Фонтаны. Внимательно следим.

10. Сappasity

Платформа 3D-визуализации Cappasity начала свой путь задолго до пандемии COVID-19, создавая решения в VR и AR (виртуальной и дополненной реальности) для многих брендов, включая Samsonite, Jazmin Chebar и московский универмаг «ЦУМ». Упрощенный процесс цифрового сканирования предмета и максимально качественная визуализация были не единственными преимуществами: заказчику из числа продавцов предлагалась аналитика — какой из элементов его виртуального товара пользователь максимально увеличил на экране, какой ракурс поворота в 3D рассматривал дольше всего? Таким образом, продавец мог скорректировать свою рекламную кампанию, касавшуюся «статичных» изображений, в плане наиболее выигрышных ракурсов и деталей. Ближе к 2020 году Cappasity стала проникать на арт-рынок — причем начала с академической его части: визуализацией скульптур студентов заинтересовались Нью-Йоркская академия искусств и Academy of Art University из Сан-Франциско. Дальше — больше: в данный момент Cappasity готовится занять нишу электронной экспертизы и атрибуции, которая в условиях изоляции нуждается в высококачественной визуализации и возможности рассмотреть работы в 3D. Об успехах этого направления можно будет судить по результатам ноябрьских торгов TEFAF: ярмарка старых мастеров и антиквариата для своей первой электронной экспертизы пусть и не использует технологию Cappasity, но общественное мнение этим прецедентом сформирует.

Бонус: FreshOrTrash

«Когда мы подумали, что дно пробито, — снизу постучали»: Telegram-бот FreshOrTrash выглядит циничным ответом всем, кто критиковал Facebook-аукционы за демпинг цен на доступное искусство. И пока Максим Боксер открывал выставку оборотного фонда «Шар и Крест» в Москве, в интернет-пространстве появилась бартерная платформа, меняющая предметы искусства на вещи и услуги. В первую очередь — искусство, приобретенное именно через Facebook-аукционы, которого у случайных и неслучайных покупателей накопилось десятки тысяч единиц. С точки зрения механики FreshOrTrash — это рынок искусства без участия денег (что особенно важно в период, когда денег почти нет, а от лишних вещей призывает избавляться Грета Тунберг и компания), еще точнее — бартер ценовых диапазонов. О таком рынке все мечтали, но его ожидаемо будут нещадно критиковать, под каким соусом он ни появился бы. «Сегодня предметы искусства <cами> стали валютой. И этой валютой можно и нужно <свободно> торговать», — пишут организаторы проекта в своем фриковатом манифесте. Если детально почитать устав (он загружается отдельным документом при регистрации в Telegram-боте), мы обнаружим, что предметы, купленные через Facebook-аукционы, принимаются к бартеру по цене 25 % к стоимости покупки — другими словами, нам недвусмысленно показывают, что «доступное искусство» в цене уже выросло, и будет расти дальше. Пока что мнения арт-тусовки разделились: одни считают FreshOrTrash пост-карантинным перформансом, другие — полноценным бизнес-проектом. В пользу последней версии говорит и лента платформы в Instagram: новости искусства, перемежающиеся с новинками мира моды и коллекционного дизайна, намекают, что либо за проектом стоят одежные бренды, либо FreshOrTrash рассчитывает на их внимание аналогично вниманию со стороны художников.

На этом «десятка» самых интересных стартапов на стыке искусства и технологий первой половины 2020 года исчерпана. Вполне вероятно, ближе к декабрю она пополнится еще несколькими неожиданными проектами — а мы сделаем очередной материал. Но даже с тем, что уже появилось, рынку и нам с вами еще работать и работать!



Attention! All materials of the site and database of auction results ARTinvestment.RU, including illustrated reference information about the works sold at auctions, are intended for use exclusively for informational, scientific, educational and cultural purposes in accordance with Art. 1274 of the Civil Code. Use for commercial purposes or in violation of the rules established by the Civil Code of the Russian Federation is not allowed. ARTinvestment.RU is not responsible for the content of materials submitted by third parties. In case of violation of the rights of third parties, the site administration reserves the right to remove them from the site and from the database on the basis of an application from an authorized body.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Show:

Top 37

This site uses cookies, it can collect data about IP addresses and users. N 152-FZ «On Personal Data» and continue working with this site, you confirm your consent to the processing of personal data in accordance with the law N 152-FZ «On Personal Data» and «The policy of LTD «ArtIn» with regard to the processing of personal data».
Back to Top