Art Investment

10 самых необычных ArtTech-стартапов 2020 года. Часть 1

AI рассказывает о молодых компаниях, чьи идеи стали особенно востребованы с наступлением карантина

О судьбе стартапов на стыке искусства и технологий ранее мы писали здесь, здесь и здесь. Сегодня мы поговорим о конкретных компаниях — тех, кто либо возник в качестве реакции рынка на пандемию, либо появился немного раньше, но доказал свою важность на фоне вынужденного разделения покупателя и продавца. Выбрав десять наиболее показательных примеров, AI предлагает вашему вниманию первую «пятерку»:

1. ArtAML

Еще до объявления пандемии страны ЕС и Великобританию изрядно взволновала аббревиатура AMLD5 — «Пятая анти-отмывочная директива» Европарламента, направленная на ужесточение борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма. С 10 января 2020 года на территории Евросоюза покупателя предметов искусства дороже €10 тыс. обязали раскрывать имя перед продавцом. Первой на арт-рынке с процедурой столкнулась ярмарка London Art Fair, проходившая 22–26 января: некоторые галереи намеренно занижали цены до €10 тыс., другие требовали у покупателей предъявить для сканирования паспорта. Однако после нервной, но успешной продажи возникала новая сложность: в соответствии с Общим регламентом по защите данных EC, полученную информацию о покупателе галереям необходимо особым образом хранить на специальных серверах и ежегодно отчитываться в ее сохранности. Эту проблему взялся решить стартап ArtAML (к слову, начавший разработку продукта еще в 2018 году, с момента анонсирования директивы): приложение позволяет сканировать имена клиентов по нескольким базам данных, в том числе проверять, является ли клиент политически значимым лицом, состоит ли под какими-либо санкциями и является ли место его происхождения и проживания страной высокого риска. Поисковые возможности приложения также могут помочь продавцам искусства проверять и подтверждать провенанс работ при продаже на вторичном рынке. И здесь наступает интересный момент. Если данные арт-отчетов последних десяти лет верны и коллекционеры выше других ценностей рынка ставят его прозрачность, тогда стартапу ArtAML гарантирован успех. Если же покупатели воспримут новую технологию как своеобразное «арт-стукачество» — придется задуматься о ценности первоисточников искаженных данных.

2. Foundwork

Закрытые музеи поделили коллекционеров на две условные категории: тех, чей Баския не может вернуться назад, будучи арендованным для выставки, — и тех, чей Баския остался на карантине дома. Объединяло их одно: предметы искусства перестали активно работать над повышением собственной капитализации, поскольку не имели (в частности) социально-экспозиционного «выхлопа». Недолго думая, коллекционеры обратили взор на молодых художников, чья активность в карантин способствовала повышению их стоимости, а также на новые рынки. При этом первичным фактором для потенциального покупателя в эпоху переосмысления ценообразования служила уже не аукционная статистика, а скорее, данные другого рода: количество и качество выставок, участие в конкурсах и биеннале, уровень и массив публикаций о художнике и пр. Молодые художники начали массово сменять Saatchi Art на ArtFacts, в то время как инициативные американские кураторы создали проект Foundwork — смесь виртуального портфолио, галереи и резиденции, дающей кураторское внимание и институциональную поддержку. Одно из достоинств платформы — она позволяет создавать группы по региональным или творческим характеристикам, заставляя художников взаимодействовать друг с другом и одновременно облегчая коллекционеру поиск: чтобы не искать 20 чешских художников по личным сайтам и Instagram, проще зайти на объединяющий всех географический профиль на сайте. Другое удобство навигации состоит в том, что коллекционер может найти художника, лишь указав свою географическую точку и желаемый радиус поиска: ему будут предложены варианты талантов среди соседей, что особенно важно при недоступности международной (а порой и внутренней) логистики.

3. RokBox

Знаете ли вы о том, что Ларри Гагосян арендует в одном только Нью-Йорке три склада: один для предметов искусства, другие два — для хранения упаковки от них? Держать их дорого, но утилизировать еще дороже. Основатели британского стартапа RokBox об этом были хорошо осведомлены и предложили Ларри (и всему рынку) принципиально новый подход к упаковке искусства. В основе их решения — легкие трансформирующиеся боксы, которые легко принимают форму предмета искусства, обеспечивая надежное крепление и безопасность транспортировки. А главный плюс состоит в возможности многократного использования при очень дешевой стоимости хранения: «коробка-трансформер» легко и эргономично складывается и ждет своего часа, занимая минимум места по соседству с самой работой. Кроме того, у RokBox обнаружилось еще одно достоинство, сильно повлиявшее на спрос: пластик, из которого изготовлена тара, поднят со дна мирового океана в качестве мусора и переработан. Словом, реализация идеи отвечает наиболее важным характеристикам стартапа: она решает существующую проблему, не создает новых и транслирует в массы важную (в данном случае экологическую) тему.

4. Fair Warning

Сделав себе имя на рекордной продаже «Спасителя мира» Леонардо да Винчи, молодой сотрудник Christie’s Лоик Гузье покинул аукционный дом и постарался монетизировать собственную известность — в частности, заявлением о создании элитарного виртуального аукционного дома. По его утверждению, бешеный информационный траффик, усиленный пандемией, привел к тому, что коллекционеры еще до начала торгов стали терять интерес к предметам искусства, размещенным в аукционных каталогах за несколько месяцев до аукциона, и переключать внимание на более «свежие» лоты (штатная ситуация для любых интернет-предложений, забавно, что она затронула такую консервативную область, как аукционы предметов искусства). В качестве решения Гузье создал мобильное приложение, доступ к которому получат лишь избранные топ-клиенты, аукционный каталог составят лоты высшей ценовой категории, предметы искусства будут анонсированы всего лишь за несколько дней до торгов, а сами торги будут занимать от силы пару минут. Другими словами, стартап Fair Warning —  это аналог подпольного турнира по покеру: где и когда он состоится, каковы ставки, не знает никто из участников вплоть до дня проведения: в закрытости и кроется залог его популярности.

5. Glass

«Лучше звоните Солу» — было написано на визитке героя одного популярного американского телесериала. Стартап Glass вполне мог бы обыграть эту фразу, заменив лишь имя: с момента запуска приложения его основатель Кристиан Хант готов ответить владельцу на все вопросы, связанные с провенансом его работы. Для этого необходимо лишь направить фото предмета искусства в особый чат мессенджера WhatsApp. Дальше система распознает изображение и отправит в ответном сообщении владельцу всю имеющуюся информацию из каталогов-резоне или задокументированного провенанса данной работы. Естественно, на другом конце провода будет не Хант, а автономный робот, имеющий в распоряжении базы данных 10 млн работ из более 1 тыс. источников (оцифрованных еще в 2014 году для другого проекта Кристиана Ханта — платформы торговли искусством Artwishlist, которая так и не стала вторым Artsy). WhatsApp-чат, помогающий определить место работы в истории искусства, — вещь определенно нужная и до простоты гениальная. Однако почему-то первой в памяти упорно возникает история Engineer.ai: в течение многих лет компания с многомилионными инвестициями выдавала за работу искусственного интеллекта труд 26 тыс. индийских программистов.

Во второй части материала читателей AI ждет знакомство со второй пятеркой новичков 2020 года, среди которых будет пристанище лимитированных кроссовок, распродажа мозаики из Пикассо и виртуальный арт-Tinder.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/events/20200731_8_Startups.html
https://artinvestment.ru/en/invest/events/20200731_8_Startups.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».