Искусство и технологии. Рынок ArtTech-стартапов. Часть 1
ARTinvestment.RU   02 марта 2020

Инновационные компании на стыке искусства и технологий — кто они и насколько нужны арт-рынку и инвестору

Слово «стартап» можно сравнить с профессией куратора. На момент появления в повседневном обиходе оба термина давно существовали вокруг нас, однако большинству людей все еще требовалось объяснять суть и ценность их работы. Основные мифы, связанные со словом стартап, можно поделить на две группы:

  1. Стартап — это любая молодая компания на стадии от формирования идеи до открытия;
  2. Стартап — синоним любого бизнеса с высоким уровнем риска на старте.

Перейдем от мифотворчества к реальности. Стартап — от англ. start-up, запускать — это компания, целью которой является прибыль от реализации инновационной идеи. В этом его основное отличие от запуска бизнеса с нуля: стартап дает начало принципиально новому товару или услуге, которой ранее не существовало. Скажем, когда вы открываете собственную кофейню, купив лицензию у известной сети, — это франшиза, когда создаете собственный бренд — вы предприниматель с уникальным торговым предложением. Но если вы придумаете, как вмонтировать кофе-машину в лифт для сотрудников офисного центра, которые будут подниматься на работу, — это и будет стартап.

Высокий уровень риска действительно является спутником всех стартапов. Однако если в случае повторения существующей бизнес-модели риск предпринимателя связан с конкуренцией при выходе на рынок, то основным врагом стартапов является именно креативность: зачастую либо предлагаемый инновационный продукт просто не нужен рынку, либо существующие «приземленные» аналоги нового бизнеса решают вопрос привычным массовому потребителю путем. Относительно короткий жизненный цикл стартапа также объясняется с позиции рынка: одни быстро умирают, не найдя финансирования, других не менее быстро выкупают стратеги — крупные корпорации, делая инновационные идеи частью своего бизнеса. Третья, самая малочисленная, категория стартапов вырастает в самостоятельные компании.

Термин «стартап» получил распространение с началом новой технологической революции 1990-х годов. Тогда же на рынке искусства появилась и первая инновационная компания — Artnet, которую формально можно отнести к ArtTech-стартапам (от англ. art and technology — на стыке искусства и технологий). Как мы помним из предыдущего материала, Artnet предложил коллекционерам поиск по базе данных аукционных торгов, предоставив инструмент для самостоятельного анализа ценообразования и вложений в предметы искусства. C того момента современные технологии стали основным материалом для инноваций в сфере арт-рынка: с 2000 по 2020 год зафиксировано более 200 молодых компаний, развивших свою идею до стадии бизнеса, о чем было заявлено в июне 2019 года на Christie’s Art+Tech Summit в Нью-Йорке (источник: christies.com).

Параллельно развитию ArtTech, со стартапами в других сферах — финансовой, промышленной, научной — произошли большие изменения: крупные фонды стали использовать стартапы в качестве объекта инвестиций, наподобие ценных бумаг. Стартапы приобретались пачками, затем происходил естественный отбор, и в результате самые успешные перепроданные компании приносили инвестору прибыль. Таковых были единицы, и они стали именоваться единорогами — символами сказочного прорыва. Имена таких стартапов сегодня известны всем: Tinder, Uber, Airbnb и др. На фоне громких имен долгое время казалось, что рынок искусства остается вне поля зрения инвестора в ArtTech.

Впервые исследование об инвестициях в рынок ArtTech-стартапов было проведено компанией Fuelarts и стало частью отчета Deloitte Art & Finance в 2019 году. Далее мы приведем некоторые данные с комментариями:

  • В 2000–2019 ArtTech-стартапы получили $587 млн инвестиций;
  • В 2013–2019 объем инвестиций в ArtTech увеличился относительно периода 2000–2012 на 72 %;
  • С 2017 года появилось более 30 ArtTech-стартапов;
  • Период 2020–2022 будет характеризоваться увеличением динамики появления новых ArtTech-стартапов.

В ходе исследования стартапы были разбиты на четыре категории. Инвестиции между ними распределились следующим образом:

  • Транзакции (интернет-аукционы, онлайн-галереи) — $439 млн;
  • Информация (базы данных, индексы) — $107 млн;
  • Исследования (онлайн-образование, машинное обучение) — $26 млн;
  • Менеджмент коллекций (логистика, хранение, страхование) — $15 млн.

ArtTech-стартапы, появившиеся после 2017 года (на начальной стадии финансирования), имеют тенденцию к занятию ниши транзакций (основная идея 64 % всех компаний), остальные три сферы имеют равную долю в 12 %. Другими словами, большинство основателей компаний привлекает рынок продаж, в то время как использование технологий для логистики или образования кажется им менее значимым. По мнению Fuelarts, такая динамика имеет свою негативную сторону. Исследователи указывают, что рынок транзакций — он же годовой оборот рынка искусства — составляет порядка $68 млн в последние годы. С точки зрения профессионального инвестора, рынок в $68 млрд слишком невелик по объему, в то время как объем искусства в частных руках оценивается в $3 млрд — а это потенциально доступный рынок для логистики, хранения, экспертизы и многих других операций. Словом, стартапы будущего поколения должны держать это в уме перед общением с инвестором.

Самое время сказать, кем являлись предыдущие инвесторы в ArtTech. Fuelarts выделяет четыре группы инвесторов, которые финансировали стартапы на стыке искусства и технологий в последние 20 лет:

  • Институциональные инвесторы — 38 %;
  • Коллекционеры и арт-дилеры — 33 %;
  • Технологические компании — 24 %;
  • Краудинвестинговые кампании (ICO) — 5 %.

Другими словами, наибольшее доверие к молодым компаниям сферы искусства обнаружили профессиональные инвесторы и коллекционеры. Мотивация последних нередко была схожа с социальной составляющей инвестиций в предметы искусства: за счет финансирования арт-стартапов коллекционеры хотели держать руку на пульсе рынка искусства либо войти в таковой. Разница между покупкой Баския за $100 млн и инвестирования порядка $1 млн в молодой технологический проект открывала вполне схожие перспективы: от VIP-приглашений на ярмарки и закрытые вечеринки до формирования нового пула бизнес-знакомств. Вполне вероятно, многие из них помнили историю, случившуюся в 2008 году: никому не известному безымянному стартапу трое арт-дилеров — Гагосян, Цвирнер и Аквавелла — дали по $500 тыс. каждый. Название у стартапа родилось спустя год — Artsy. C тех пор ведущие мировые дилеры узнают об онлайн-продажах и тенденциях рынка искусства первыми, на правах миноритарных совладельцев.

О проблемах при запуске ArtTech-стартапов, возможных решениях, статистике выживаемости, успешных примерах и ошибках в действиях молодых компаний на стыке искусства и технологий мы поговорим в продолжении материала.



Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх