- Прошу помочь с атрибуцией двух акварелей (вероятно французского художника)
- Е.Греч - «Исаакий»
- М.В.Турецкая, автолитографии
- "Приписывается Коровину" продали за 27 000 евро
- А.Б.Колоколов
- В.Летянин
- Маслов Владимир
- Оценка картины
- Реставрация иконы
- Старинные рисунки (карандаш) АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ, экзамен, зачет
Искусство и технологии. Рынок ArtTech-стартапов. Часть 1
ARTinvestment.RU 02 марта 2020
Инновационные компании на стыке искусства и технологий — кто они и насколько нужны арт-рынку и инвестору
Слово «стартап» можно сравнить с профессией куратора. На момент появления в повседневном обиходе оба термина давно существовали вокруг нас, однако большинству людей все еще требовалось объяснять суть и ценность их работы. Основные мифы, связанные со словом стартап, можно поделить на две группы:
- Стартап — это любая молодая компания на стадии от формирования идеи до открытия;
- Стартап — синоним любого бизнеса с высоким уровнем риска на старте.
Перейдем от мифотворчества к реальности. Стартап — от англ. start-up, запускать — это компания, целью которой является прибыль от реализации инновационной идеи. В этом его основное отличие от запуска бизнеса с нуля: стартап дает начало принципиально новому товару или услуге, которой ранее не существовало. Скажем, когда вы открываете собственную кофейню, купив лицензию у известной сети, — это франшиза, когда создаете собственный бренд — вы предприниматель с уникальным торговым предложением. Но если вы придумаете, как вмонтировать кофе-машину в лифт для сотрудников офисного центра, которые будут подниматься на работу, — это и будет стартап.
Высокий уровень риска действительно является спутником всех стартапов. Однако если в случае повторения существующей бизнес-модели риск предпринимателя связан с конкуренцией при выходе на рынок, то основным врагом стартапов является именно креативность: зачастую либо предлагаемый инновационный продукт просто не нужен рынку, либо существующие «приземленные» аналоги нового бизнеса решают вопрос привычным массовому потребителю путем. Относительно короткий жизненный цикл стартапа также объясняется с позиции рынка: одни быстро умирают, не найдя финансирования, других не менее быстро выкупают стратеги — крупные корпорации, делая инновационные идеи частью своего бизнеса. Третья, самая малочисленная, категория стартапов вырастает в самостоятельные компании.
Термин «стартап» получил распространение с началом новой технологической революции 1990-х годов. Тогда же на рынке искусства появилась и первая инновационная компания — Artnet, которую формально можно отнести к ArtTech-стартапам (от англ. art and technology — на стыке искусства и технологий). Как мы помним из предыдущего материала, Artnet предложил коллекционерам поиск по базе данных аукционных торгов, предоставив инструмент для самостоятельного анализа ценообразования и вложений в предметы искусства. C того момента современные технологии стали основным материалом для инноваций в сфере арт-рынка: с 2000 по 2020 год зафиксировано более 200 молодых компаний, развивших свою идею до стадии бизнеса, о чем было заявлено в июне 2019 года на Christie’s Art+Tech Summit в Нью-Йорке (источник: christies.com).
Параллельно развитию ArtTech, со стартапами в других сферах — финансовой, промышленной, научной — произошли большие изменения: крупные фонды стали использовать стартапы в качестве объекта инвестиций, наподобие ценных бумаг. Стартапы приобретались пачками, затем происходил естественный отбор, и в результате самые успешные перепроданные компании приносили инвестору прибыль. Таковых были единицы, и они стали именоваться единорогами — символами сказочного прорыва. Имена таких стартапов сегодня известны всем: Tinder, Uber, Airbnb и др. На фоне громких имен долгое время казалось, что рынок искусства остается вне поля зрения инвестора в ArtTech.
Впервые исследование об инвестициях в рынок ArtTech-стартапов было проведено компанией Fuelarts и стало частью отчета Deloitte Art & Finance в 2019 году. Далее мы приведем некоторые данные с комментариями:
- В 2000–2019 ArtTech-стартапы получили $587 млн инвестиций;
- В 2013–2019 объем инвестиций в ArtTech увеличился относительно периода 2000–2012 на 72 %;
- С 2017 года появилось более 30 ArtTech-стартапов;
- Период 2020–2022 будет характеризоваться увеличением динамики появления новых ArtTech-стартапов.
В ходе исследования стартапы были разбиты на четыре категории. Инвестиции между ними распределились следующим образом:
- Транзакции (интернет-аукционы, онлайн-галереи) — $439 млн;
- Информация (базы данных, индексы) — $107 млн;
- Исследования (онлайн-образование, машинное обучение) — $26 млн;
- Менеджмент коллекций (логистика, хранение, страхование) — $15 млн.
ArtTech-стартапы, появившиеся после 2017 года (на начальной стадии финансирования), имеют тенденцию к занятию ниши транзакций (основная идея 64 % всех компаний), остальные три сферы имеют равную долю в 12 %. Другими словами, большинство основателей компаний привлекает рынок продаж, в то время как использование технологий для логистики или образования кажется им менее значимым. По мнению Fuelarts, такая динамика имеет свою негативную сторону. Исследователи указывают, что рынок транзакций — он же годовой оборот рынка искусства — составляет порядка $68 млн в последние годы. С точки зрения профессионального инвестора, рынок в $68 млрд слишком невелик по объему, в то время как объем искусства в частных руках оценивается в $3 млрд — а это потенциально доступный рынок для логистики, хранения, экспертизы и многих других операций. Словом, стартапы будущего поколения должны держать это в уме перед общением с инвестором.
Самое время сказать, кем являлись предыдущие инвесторы в ArtTech. Fuelarts выделяет четыре группы инвесторов, которые финансировали стартапы на стыке искусства и технологий в последние 20 лет:
- Институциональные инвесторы — 38 %;
- Коллекционеры и арт-дилеры — 33 %;
- Технологические компании — 24 %;
- Краудинвестинговые кампании (ICO) — 5 %.
Другими словами, наибольшее доверие к молодым компаниям сферы искусства обнаружили профессиональные инвесторы и коллекционеры. Мотивация последних нередко была схожа с социальной составляющей инвестиций в предметы искусства: за счет финансирования арт-стартапов коллекционеры хотели держать руку на пульсе рынка искусства либо войти в таковой. Разница между покупкой Баския за $100 млн и инвестирования порядка $1 млн в молодой технологический проект открывала вполне схожие перспективы: от VIP-приглашений на ярмарки и закрытые вечеринки до формирования нового пула бизнес-знакомств. Вполне вероятно, многие из них помнили историю, случившуюся в 2008 году: никому не известному безымянному стартапу трое арт-дилеров — Гагосян, Цвирнер и Аквавелла — дали по $500 тыс. каждый. Название у стартапа родилось спустя год — Artsy. C тех пор ведущие мировые дилеры узнают об онлайн-продажах и тенденциях рынка искусства первыми, на правах миноритарных совладельцев.
О проблемах при запуске ArtTech-стартапов, возможных решениях, статистике выживаемости, успешных примерах и ошибках в действиях молодых компаний на стыке искусства и технологий мы поговорим в продолжении материала.
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20200302_technologies_startups.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20200302_technologies_startups.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 19.04.2024 Artprice подводит итоги первого квартала 2024 года Суммарный объем аукционных продаж составил $1,3 млрд
- 18.04.2024 Центр «Зотов» объявил прием заявок на участие в грантовой программе для исследователей конструктивизма Общий грантовый фонд составил 1,2 млн рублей
- 18.04.2024 Artnet анализирует рынок работ Виллема де Кунинга Поздние произведения художника в последние годы начали расти в цене
- 16.04.2024 Готовится каталог-резоне NFT-работ из проекта Сryptopunks В нем соберут репродукции всех работ коллекции, выпущенных с 2017 года
- 12.04.2024 Закрылась торговавшая NFT платформа Digital Basel Целый год обвинений в мошенничестве не прошел даром
- 19.04.2024 Крошечный набросок Микеланджело с изображением мраморного блока продан в 33 раза дороже эстимейта Цена лота составила более $200 000
- 19.04.2024 Итоги аукциона ARTinvestment.RU № 526 Общая выручка составила 23,3 млн рублей
- 17.04.2024 Редкий розовый бриллиант выставили на торги Phillips Предварительная оценка раритета составляет $15 млн
- 15.04.2024 Christie’s выставил на продажу редкую вещь Баскии Предварительно работа оценивается в $30 млн
- 12.04.2024 Итоги аукциона ARTinvestment.RU № 525 Общая выручка составила 12,2 млн рублей
- 05.04.2024 Отчет Art Basel & UBS 2024: онлайн-продажи AI изучает официальные показатели онлайн-продаж искусства в 2023 году
- 02.04.2024 Коллекционеры и коллекционирование. Статус Третий материал серии, посвященной теории и практике современного коллекционирования предметов искусства
- 01.04.2024 Открыт 207-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — совместные работы Лилии Ли-ми-ян и Катерины Садовски
- 01.04.2024 Открыты 524-е торги AI Аукциона В каталоге 26 лотов: 13 живописных работ, 5 листов оригинальной и два — печатной графики, две работы в смешанной технике, две скульптуры, одна фарфоровая тарелка и одна икона
- 29.03.2024 Арт-кинозал: «Искусство по понятиям» AI разбирает художественные и документальные фильмы, частично или полностью посвященные рынку искусства
- 19.04.2024 Новые имена на ярмарке «Арт Москва» Представляем некоторых молодых художников — участников смотра
- 17.04.2024 В Пушкинском музее открылись обновленные залы французского искусства Посетители впервые после длительной реставрации увидят работу Никола Пуссена «Сатир и нимфа»
- 16.04.2024 21-я ярмарка «Арт Москва» откроется в Гостином дворе 17 апреля В смотре примут участие 250 галерей, институций и брендов
- 15.04.2024 Художник Дарья Русских представит свой стенд на ярмарке «Арт Москва» Среди работ будут представлены принты, сгенерированные совместно с искусственным интеллектом
- 15.04.2024 В МАММ открылась выставка Эрика Булатова «Живу дальше. Лаборатория художника» В экспозицию вошли более 100 работ
Топ 37
- 1. Марк Ротко$86,83 млн
- 2. Казимир Малевич$85,81 млн
- 3. Василий Кандинский$41,8 млн
- 4. Марк Шагал$28,45 млн
- 5. Хаим Сутин$28,16 млн
- 6. Николя де Сталь$22,2 млн
- 7. Алексей Явленский$18,59 млн
- 8. Валентин Серов$14,51 млн
- 9. Тамара де Лемпицка$13,36 млн
- 10. Николай Рерих$12,09 млн
- 11. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин$11,76 млн
- 12. Наталия Гончарова$10,88 млн
- 13. Николай Фешин$10,84 млн
- 14. Илья Репин$7,43 млн
- 15. Константин Сомов$7,33 млн
- 16. Илья Машков$7,25 млн
- 17. Борис Кустодиев$7,07 млн
- 18. Василий Поленов$6,34 млн
- 19. Юрий Анненков$6,27 млн
- 20. Иван Васильевич Клюн$6,26 млн
- 21. Василий Верещагин$6,15 млн
- 22. Зинаида Серебрякова$5,85 млн
- 23. Илья Кабаков$5,83 млн
- 24. Александр Яковлев$5,56 млн
- 25. Константин Маковский$5,47 млн
- 26. Владимир Баранов-Россине$5,37 млн
- 27. Иван Айвазовский$5,34 млн
- 28. Владимир Боровиковский$5,02 млн
- 29. Александр Родченко$4,5 млн
- 30. Михаил Ларионов$4,46 млн
- 31. Соня Делоне$4,34 млн
- 32. Михаил Нестеров$4,30 млн
- 33. Вера Рохлина$4,04 млн
- 34. Михаил Клодт$4,02 млн
- 35. Павел Кузнецов$3,97 млн
- 36. Александр Дейнека$3,82 млн
- 37. Борис Григорьев$3,72 млн
- Прошу помочь с атрибуцией двух акварелей (вероятно французского художника)
- Е.Греч - «Исаакий»
- М.В.Турецкая, автолитографии
- "Приписывается Коровину" продали за 27 000 евро
- А.Б.Колоколов
- В.Летянин
- Маслов Владимир
- Оценка картины
- Реставрация иконы
- Старинные рисунки (карандаш) АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ, экзамен, зачет