Литература: Роберт Л. Льюис. Искусство как объект инвестиций
ARTinvestment.RU   07 октября 2020

Книга для тех, кто подозревает, что «официальный» язык искусствоведения больше отдаляет людей от искусства, нежели сближает с ним

Искусство как объект инвестиций. Антология исследований последних 100 лет

Автор: Роберт Льюис
Год издания: 2014
Объем: 247 страниц
Издательство: CreateSpace Independent Publishing Platform, США
ISBN: 9781495458118

Написать рецензию на сборник научных статей и при этом сделать ее интересной — задача не из легких. Обычно автор такого текста включает в него небольшую историю. Воспользуемся этим ходом и мы: жил один человек, искренне интересующийся искусством. При этом у него было достаточно свободных денег, чтобы интересоваться искусством основательно, то есть его приобретать. Свои деньги он заработал, потому что обладал очень важным качеством: он умел слушать других людей. И как только он заинтересовался искусством, то услышал хор из всех щелей: «Искусство выгодно покупать!». Услышал раз, услышал второй — и купил себе несколько работ. Прошло время, и человек решил продать работы — скажем, чтобы купить себе другие. Пришел он в аукционный дом, а там назвали ему цену вдвое меньшую той, которую он заплатил. «Но ведь мне говорили, что искусство выгодно покупать?», — удивленно спросил владелец. «Еще бы, — подтвердил ему сотрудник аукциона. — Покупать всегда выгодно. Только не все искусство выгодно потом продавать». Так владелец понял, что для успешной продажи необходимо для начала совершить успешную покупку.

Инвестиции в искусство, как известно читателю AI со стажем, — это гораздо более сложная цепочка действий, нежели «купил — подержал — продал»: здесь следует учитывать и сегмент искусства, и время совершения покупки, страну и валюту сделки, понимать рынок художника и отношение к нему официального искусствоведения. Это лишь начало длинного списка, но все сводится к одному: успешность капитализации предмета искусства в будущем определяется степенью проработки информации на этапе приобретения. Для понимания основ арт-инвестирования рекомендуем прочесть на AI цикл статей «Просто о сложном» (части первая, вторая и третья), после чего переходить к профессиональной литературе — в частности, обратить вслед за нами внимание на книги Мелани Герлис и Клэр МакЭндрю. Но если вы исследователь вопроса, профессионально занимающийся историей ценообразования искусства, то вам не обойтись без первоисточников. Лучше всего основные академические работы по инвестициям в искусство сгруппированы в книге Роберта Льюиса.

Льюис не теоретик, не экономист и не искусствовед. Он типичный американский юрист на пенсии — живущий в собственном доме в Майами после сорока лет успешной работы на Манхэттене. Заинтересовавшись искусством, Льюис стал посещать местные музеи, аукционы и ярмарки (благо Art Basel разворачивался каждый декабрь буквально под окнами его дома). Войдя в тусовку коллекционеров, бывший юрист узнал множество историй, похожих на ту, с которой мы начали рассказ: его собеседникам советовали, их убеждали и всячески провоцировали на покупки. А после — оставляли один на один с последствиями их эмоционального решения. Разобравшись в вопросе, Льюис собрал воедино основные труды по инвестициям в художественные ценности и выпустил в виде сборника статей — чтобы не разъяснять коллекционеру его ошибки, а просто дарить книгу. Или продавать, чего уж там.

Сразу должны предостеречь: «Искусство как объект инвестиций» не учебник с пошаговыми рекомендациями (за ними идите к Сергею Скатерщикову — правда, предварительно почитав биографию автора). Книга Льюиса — историческая ретроспектива, показывающая формирование науки об экономике искусства, с таблицами, формулами, обоснованиями и заключениями. В основном собранные материалы датируются серединой 1980-х — концом 2000-х годов, но присутствует в издании и эксклюзив: статья 1917 года о ценообразовании американского искусства с пугающими современников (на момент выхода) пятизначными цифрами. Интересующиеся аукционной практикой найдут полезным и материал о формировании эстимейтов. В целом же основной читатель издания — это студент художественного или экономического ВУЗа, который решил сделать темой своей курсовой или диссертационной работы пересечение искусства и денег.

Сам Роберт Льюис, к слову, так говорит о своей работе: «Об экономике коллекционирования сегодня говорят только консультанты, аукционные дома, арт-фонды и галереи — другими словами, заинтересованные лица. Мне бы хотелось, чтобы заинтересованным в инвестициях в искусство прежде всего был сам коллекционер. А для этого он должен разбираться в деталях».


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/events/20201007_literature.html
https://artinvestment.ru/en/invest/events/20201007_literature.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх