Просто о сложном: Art Investment. Окончание
ARTinvestment.RU   04 марта 2020

В завершение материала мы рассмотрим типологию инвесторов в предметы искусства и перечислим их основные ошибки

Первую и вторую часть материала вы можете найти здесь и здесь

Из предыдущего материала мы помним, что мотивацию инвесторов в предметы искусства можно условно поделить на три группы: эмоциональную, финансовую и социальную. В современном мире практические невозможно встретить одну из мотиваций в «чистом» виде: сегодня в наборе покупателя присутствуют все три составляющие, в зависимости от конечных интересов инвестора — в разных пропорциях.

1. Типология инвесторов в искусство:

• «Старые деньги»

Коллекционеры, начавшие формировать собрания в «золотой век» 1950–60-х годов и ранее. К сожалению, об этих людях сегодня мы чаще читаем в некрологах.

• «Новые деньги»

Поколение Y, миллениалы — условно, родившиеся с 1980 по 2000 год и сделавшие первый капитал на бизнесе, связанном с технологиями. К ним же можно отнести и рантье — наследников «старых денег», при условии заинтересованности в продолжении коллекционирования.

• Меценаты

Коллекционеры (преимущественно в США), которые с середины 1980-х стали использовать стратегию, позволяющую оптимизировать налогообложение. Предметы искусства приобретаются в собрание, проводится их оценка при закупке. Спустя несколько лет проводится переоценка активов, и с новой оценочной стоимостью работы передаются в дар музею — а меценат освобождается от налогов на прибыль с основной деятельности на сумму, равную более поздней оценке.

• Арт-дилеры и галереи

Профессиональные торговцы искусством нередко приобретают работы сами — кому, как не им, знать внутреннюю информацию о предстоящем росте стоимости отдельных художников. В первую очередь это касается современного искусства и художников, находящихся на контрактах данной галереи.

• Музеи и аффилированные фонды

Музеи тоже торгуют предметами искусства: в год количество сделок с покупкой, продажей и обменом в мировой музейной среде может доходить до 100 тысяч. Государственные музеи больше ориентируются на художественную ценность предметов, частные музеи могут позволить себе инвестиционный подход к формированию собрания.

• Профессиональные инвест-менеджеры

По оценке Deloitte / ArtTactic, с 2000 по 2019 год количество компаний по управлению частным капиталом, включающих в портфель предметы искусства, увеличилось на 30 %. Добавляя к традиционным активам искусство, управляющие менеджеры в первую очередь ориентируются на социальную составляющую актива для поддержки существующих бизнесов владельца капитала.

• Трейдеры цифровых активов

В последние годы токенизация искусства, т.е. выпуск цифрового аналога акций и деривативов с последующим долевым владением, активно обсуждается на всех уровнях, от сообщества адептов криптовалют до технологических саммитов, организованных Christie’s. Существующие ограничения регуляторов крупнейших стран (США, Россия, Китай) на текущий момент не позволяют использовать этот инструмент в полном объеме, однако с развитием законодательной базы в области цифровых активов токенизированное искусство может не только значительно увеличить ежегодный оборот рынка, но и повысить ликвидность самих предметов.

2. Основные стратегии, применяемые инвесторами в предметы искусства:

• Портфель

Главное слово здесь — диверсификация: приобретенные работы представляют разные периоды, направления или страны. Другими словами, для снижения рисков ставка делается на разноплановых художников различных стилей и эпох.

• Происхождение

Стратегия, основанная на работах с максимально полным комплектом документации: происхождение работы, провенанс, экспертные заключения, наличие в каталогах-резоне и пр. Как правило, это касается предметов искусства, созданных ранее 1950 года (старыми мастерами, импрессионистами и модернистами).

• Маркетинг

В основе этой стратегии — работа с современным искусством и его основным индикатором: маркетинговой активностью художника. Характеризуется недолгим периодом владения работой (1–4 года) и ставкой на художников, исповедующих агрессивный маркетинг (громкие продажи, резонансные выставки, скандальные отношения и пр.).

• Инсайд

Основной актив данной стратегии — не сами предметы искусства, а внутренняя информация о будущем художника или сегмента рынка. Такую информацию обычно предоставляют люди из мира искусства, имеющие доступ к уникальным данным или формированию мнений большинства. Как правило, в инвестиционном портфеле они имеют свою долю.

• Коллективное владение

Паевые инвестиционные фонды, имеющие в качестве актива художественные ценности (более известные как арт-фонды) — крупные игроки на рынке инвестиций в искусство. Пулы активов таких фондов могут составлять до полумиллиарда долларов. Коллективное владение предполагает совмещение портфельной стратегии и инсайда, а также закрытый операционный цикл сроком в среднем 6–8 лет (подробнее об арт-фондах мы расскажем в следующем материале AI).

3. Подводные камни инвестиций в искусство

• Атрибуция и подлинность

Наряду с поддельными работами, на рынке встречаются поддельные заключения, оценки стоимости, провенанс, а также вымышленные имена экспертов и институтов и пр. Одним словом, подделать могут все сопровождающие документы, окружающие предмет искусства.

• Нехорошая история

Предметы искусства, реквизированные нацистами в 1933–1945 годах, украденные работы, работы прибывшие в страну продажи без таможенного оформления, активы, приобретенные с использованием схем по отмыванию денег и пр.

• Торговые ограничения

Некоторые предметы искусства и материалы, из которых они изготовлены, можно свободно ввозить в страну продажи, но невозможно вывезти. Другие, наоборот, запрещены ко ввозу в ряд государств (это может негативно сказаться, если предполагаемый будущий покупатель — резидент такой страны). Все это следует учитывать при определении объекта инвестиций.

• Право следования

Фр. droit de suite, англ. resale right — общее название претензий на право автора при перепродаже работы. В соответствии с Бернской конвенцией 1887 года и более поздними нормативами отдельных стран, при любой перепродаже работы третьему лицу создателю предмета искусства полагается определенный процент от сделки. Исключение составляют случаи, когда автор добровольно подписал отказ от таких требований при первой продаже.

• Налоговые отчисления

В какой стране лучше произвести покупку? Есть ли между странами покупателя и продавца соглашение об отмене двойного налогообложения? Все это следует учитывать заранее для минимизации расходов.

• Комиссия по транзакции

Порой неучтенная комиссия за приобретенную работу может свести на нет маркетинговые и финансовые расчеты инвестора. Следует всегда помнить, что при сделках с предметами искусства из-за различных комиссий стоимость покупки будет расти, а продажи — уменьшаться. Задача инвестора — выбрать максимально эффективный вариант среди предложений аукционных домов и частных дилеров.

• Ограничения регуляторов цифровых активов

Выше мы написали об этом, приводя в пример трейдеров и токенизацию. Но повторить никогда не будет лишним.

4. Особенности инвестирования в искусство в отличие от других активов

• Фокусирование на объектах инвестиционного качества

Понятие инвестиционного качества подразумевает определенный срез предметов искусства, которые с максимальной вероятностью принесут инвестору ожидаемую норму прибыли. Портал Artprice в отчете 2018 года выделяет работы стоимостью в пределах от $200 тыс. до $1 млн как наиболее инвестиционно привлекательные: предметы, приобретенные в этом диапазоне, в среднем показывают наилучший темп роста стоимости — 8,2 % в год. Наиболее успешные арт-фонды понимают под инвестиционным качеством искусства диапазон цен от $250 тыс. до $5 млн: ниже этого диапазона приобретать бессмысленно, поскольку менеджмент коллекции «съест» прибыль, выше $5 млн не рекомендуют покупать, чтобы избежать спекулятивных наценок.

• Избегание работ с сомнительным происхождением

Акции на фондовой бирже не могут оказаться поддельными, а коллекционные сумки не подлежат репатриации. При малейших же сомнениях относительно подлинности предметов искусства либо истории смены их прошлых владельцев приобретать такие вещи с инвестиционной целью не рекомендуется.

• Минимизация расходов на приобретение и содержание

В отличие от многих других активов, капитализация которых не зависит от владельца, с предметами искусства все обстоит иначе: с момента приобретения все находится в руках инвестора. Однако наиболее грамотный подход — рассчитать стоимость комиссий и содержания до самой сделки. Возможно, в этом случае инвестор изменит решение относительно сегмента искусства, автора или географии самой покупки.

• Приобретение с дисконтом

Одна из главных заповедей инвестора в искусство гласит: покупай на спаде, продавай на подъеме. «Спад» не обязательно означает экономический кризис, это может быть сложная финансовая ситуация, в которой оказался владелец работы: тогда у него можно купить предмет значительно дешевле. Успешные арт-фонды приобретают работы с дисконтом в 30–70 %, однако для этого необходимо иметь доступ к информации о коллекционерах и их проблемах.

5. Источники информации для принятия решений инвестором:

• Реестр художников

База всех художников, присутствующих на публичном и приватном рынке, ныне живущих и умерших. Как правило, это печатные издания, не имеющие онлайн-аналогов.

• Каталог-резоне

Реестр всех работ одного художника, в идеале с указанием провенанса (истории бытования) каждой работы. К примеру, подборку электронных каталогов-резоне предоставляет IFAR, Международный фонд исследования искусства.

• Базы данных продаж

Результаты публичных продаж (аукционных торгов), содержащие как архивные данные, так и регулярные обновления. Для российского и пост-советского искусства наиболее полным источником является база ARTinvestment.RU.

• Базы подделок и ограничений

Отдельные базы данных по работам с сомнительной атрибуцией, явным подделкам, украденным или не найденным работам, образцам подписей художников а также предметам искусства, подлежащим реституции.

• Базы маркетинговой активности художников

Включают данные о выставочной активности, участии в конкурсных программах, биеннале и ярмарках, наличии работ в музеях и частных коллекциях, договорных отношениях с галереями и представлении художников частными дилерами. Самую полную подобную базу можно найти на Artfacts.net.

В следующем материале «Просто о сложном», вооружившись знаниями об инвестициях, мы рассмотрим одну из форм их практического применения — инвестиционные арт-фонды.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20200304_art_invest.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20200304_art_invest.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 24

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх