Литература: Сергей Скатерщиков. Skate’s Art Investment Handbook
Первая (и пока что последняя) попытка систематизировать знания об инвестициях в искусство
Руководство по инвестициям в искусство от Skate’s
Автор: Сергей Скатерщиков
Год издания: 2009
Объем: 304 страницы
Издательство: McGraw-Hill, США
ISBN: 9780071625722
В середине 2000-х, с появлением индексов Мея-Мозеса и ростом числа инвестиционных арт-фондов, интерес к словосочетанию «инвестиции в искусство» существенно возрос. При этом у инвесторов, не привыкших штудировать академические статьи или вручную считать данные Artprice, не было простой и понятной инструкции в стиле «Пособия для чайников». Основную задачу подобной литературы — быстро понять, стоит ли ввязываться в процесс и развивать знания дальше, — решила книга Art Investment Handbook, ставшая своеобразной Библией инвестора в искусство на последующее десятилетие. Правда, в отличие от большинства изданий о рынке искусства, личность автора данного издания вышла далеко за пределы ее обложки.
Сергей Скатерщиков — российский инвестиционный банкир, занимающийся Private Equity — помещением частного капитала в акции, ценные бумаги, долговые обязательства и другие активы. По сообщению The Art Newspaper, к 2016 году объем «пристроенных» им активов превысил $4,5 млрд. Тем не менее публичная деятельность Скатерщикова стала достоянием СМИ только после выхода книги: по собственному признанию, идея обратиться к искусству пришла к автору на… пляже в США, после прочтения заголовков о рекордной аукционной продаже. Быстро осознав, что рынок в арт-горячке испытывает отсутствие инструментария, Сергей Скатерщиков сделал две вещи: основал нишевый аналитический портал Skate’s TOP 5000, фиксирующий сводки продаж искусства в высшем ценовом сегменте (аналог Artprice, только среди «голубых фишек»), и написал собственную книгу.
Книга, вмиг ставшая бестселлером, а также неутомимая активность Скатерщикова в плане участия в каждом крупном форуме по экономике искусства начиная с 2008 года, обеспечили надежные тылы: ему стали доверять работать с чужими деньгами. Только теперь — с деньгами, предназначенными на покупку искусства или долей компаний арт-индустрии. Одним из первых проектов, которые были созданы при участии Сергея Скатерщикова, стал Abbey House Group — польский инвестиционный арт-фонд, выросший из одноименного аукциона. Практически сразу после этого СМИ облетела информация, что при участии Сергея фонд приобрел одно из старейших изданий об искусстве, нью-йоркский ARTnews (разумеется, с целью продвижения польского искусства, коего фонду было «насоветовано» приобрести аж на $100 млн). К 2013 году Abbey House Group также принадлежало 8,3 % акций Artnet, а с начала 2014 года — 100 % Skate Press, аналитического консалтинга Скатерщикова.
Помимо грамотных вложений, Сергей Скатерщиков известен в профессиональной среде недолгими циклами владения активами: он много покупает, но еще быстрее продает свою долю. Особенно если что-то идет не с той динамикой, в которой он изначально заверил инвестора. Например, как это произошло с акциями Artnet, которые с подачи Скатерщикова были приобретены люксембургской управляющей компанией Redline Capital Management SA (принадлежащей главе АФК «Система» Владимиру Евтушенкову), а спустя год — ею же проданы. Говорят, что именно Сергей Скатерщиков убедил бизнесмена Дмитрия Аксенова вложиться в ярмарку Viennafair (сегодняшнее название — Viennacontemporary), а когда убытки ярмарки составили более $2 млн, — сам вышел из числа совладельцев. К слову сказать, сейчас у Viennacontemporary дела идут очень хорошо, а вот фонд Abbey House Group закрылся, причем с большим скандалом. В последние годы имя Скатерщикова связывали с аукционным домом Paddle8 (банкротство в январе 2020 года), а также с разработками в сфере криптовалютных платежей для нужд искусства (на данный момент — вне правового поля в большинстве стран мира).
А что же книга? Книга хорошая и очень доступная, но ее нужно читать с осторожностью. Во-первых, взамен сложных логарифмических регрессий Мея-Мозеса автор упростил формулу инвестиционной привлекательности искусства до P = (FV + IP) × PF (перспективная стоимость = (рыночная стоимость + спекулятивная наценка) × «фактор провенанса» (включающий в себя подлинность и хорошую историю работы). Правда, о том, как именно определяются значения, книга не говорит. Далее Скатерщиков ввел собственное значение доходности искусства ERR (среднегодовой доход от вложений), которое созвучно с IRR (внутренней нормой доходности), но больше похоже на CAGR (среднегодовой темп роста стоимости). Секрет ERR также остался уделом автора: хочешь узнать больше — становись клиентом Skate Press. С другой стороны, очень грамотно и полно показаны основные группы инвесторов в искусство, а также подводные камни арт-инвестиций. Только вот о том, во сколько обходится владельцу управление коллекцией (по факту снижающее ERR, или как его ни назови) — в книге ни слова.
В русском переводе Art Investor Handbook не существует, но язык легкий и доступный. Следует признать: автор собрал лучшее, что нашел в других книгах, и сделал добротную выжимку, дополнил инвестиционной терминологией из прошлого финансового опыта и развил несколько собственных идей. Во-всяком случае, по прочтению у читателя не останется дрожи в коленях при фразе «инвестиции в искусство». Правда, и вопросов прибавится, но тем интереснее искать ответы.
С последними, кстати, всегда готов помочь AI.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/events/20200818_literature.html
https://artinvestment.ru/en/invest/events/20200818_literature.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.