- Зверев?
- Ирина Тихомирова, «Вечер цветущий» 1979 год, Ленинград
- Художник Uncognito
- Александр Сигов "Флорентийский мотив"
- Александр Сигов "Amadina"
- Эскизы тканей Ивановской фабрики, Борисов и Данилова?
- Дмитрий Титов - три натюрморта
- Художник с неспокойной душой?
- Александр Добровольский - 7 работ
- Автор
Отыскать шедевр на барахолке: «секретная технология» или «ошибка выжившего»?
ARTinvestment.RU 13 июня 2019
Купить за пять долларов и продать за миллион. Страстное желание вытянуть лотерейный билет преследует многих неопытных покупателей. Не морочьте мне голову со своими книжками да музеями! Ответьте просто: как купить шедевр на блошином рынке?
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Реальный и не редкий вопрос, которые задают новички: «Как на блошином рынке понять, что перед тобой что-то стоящее?». Глаза так и горят.
И этих людей можно понять, ведь новостные сайты чуть ли не каждую неделю дарят им чудесные рецепты успеха:
• «Наследники нашли в «завалах» шахматную фигуру за миллион фунтов»;
• «Американка купила на блошином рынке подлинную работу Ренуара»;
• «На блошином рынке нашли гравюру Дюрера»;
• «Слесарь купил в онлайне Ренуара за 700 долларов»;
• «“Леонардо за 45 фунтов” продан за $450 312 500».
Есть от чего голове пойти кругом.
После каждой такой публикации продавцы с блошиных рынков, владельцы маленьких западноевропейских антикварных магазинчиков и мелких американских аукциончиков должны раскупоривать бутылку шампанского. Новости в стиле «купил за 10 долларов то, что стоит 10 000» гарантируют, что поток легковерных клиентов, охотящихся за «легкими деньгами», не иссякнет.
Но проблема в том, что за редкие истории чудесного успеха заплачено огромным количеством маленьких трагедий и больших разочарований. Как вам заголовки типа таких?
• «Рисунок, приписываемый Репину, купленный петербуржцем в финском антикварном магазине, оказался подделкой»;
• «Москвич не смог вернуть на американский аукцион фальшивую картину Малявина, так как истек срок гарантии»;
• «Старинная икона, купленная на антикварной ярмарке, оказалась ничего не стоящим сувенирным “новоделом”»;
• «Картина Ивана Клюна, купленная нижегородцем, оказалась низкосортным «черниговским» фальшаком»;
• «Купленный на аукционе по дешевке шедевр был попыткой легализации краденого»;
• «Москвичка чуть не купила поддельных Гогена и Сезанна за миллион доллларов»;
• «Осуждены художники, торговавшие поддельным Малевичем и Гончаровой».
Скучно и обыденно. Прессе такие случаи мало интересны. Да и пострадавшие не спешат делиться информацией о совершенных глупостях. Об этих историях редко пишут, но, увы, счет им идет на многие сотни и тысячи.
Одно из объяснений феномена опасного покупательского поведения — это знаменитая «ошибка выжившего». Дабы не отправлять кого-то в Википедию, напомню, что речь идет о грубом искажении выводов по той причине, что мы обычно судим по информации, полученной после успешных историй (от «выживших»), но упускаем важнейшую информацию об опасностях, которую могли бы дать «погибшие». Сама «ошибка выжившего» получила свое название в честь исследования поврежденных американских бомбардировщиков во время Второй мировой войны. Математику Абрахаму Вальду поручили проанализировать статистику повреждений вернувшихся из-под обстрела самолетов и решить задачу, какие места фюзеляжей нужно сильнее бронировать. Его вывод был для многих неожиданным. Бронировать нужно не те участки, где у вернувшихся самолетов было больше всего пробоин, а как раз те, куда не пришлось серьезных попаданий. Потому что раз с имеющимися повреждениями в крыльях и на фюзеляже самолеты выжили и вернулись не базу, то эти повреждение не критичны. А наоборот, те самолеты, что получили попадания в двигатели, кабину и бензобаки, не вернулись на аэродромы и поэтому не смогли дать ученым ценную информацию о статистике попаданий и причинах гибели. Один из вариантов ошибки выжившего — это истории успешных бизнесов. На один громкий успех приходится десятки, а может, сотни разорений компаний, работавших по тем же принципам, что и у счастливчика. Поэтому опасно пытаться копировать успех по лекалам «выжившего», игнорируя причины неудач «погибших».
В арт-бизнесе и коллекционировании работает тот же принцип. Начинающему коллекционеру (да любому неопытному покупателю искусства) лучше не смаковать чужие истории успеха, а заблаговременно прикрыть дополнительной броней критичные уязвимости.
Как это сделать? Есть некий минимум:
1. Слушать все мнения, но наращивать собственные знания и насмотренность. Понимаю, что это путь долгий, но зато самый надежный. Впрочем тут тоже нужно знать меру. Совсем уж «книжного червя», который все знает, но ничего не покупает, продавцы быстро перестанут принимать всерьез. Такому не будут делать интересных предложений — в частности, предлагать редкие вещи. То есть периодически покупать — нужно. А где?
2. Совершать покупки в местах, заслуживающих доверия. Если денег совсем много — то это первоклассные аукционы, «сотбисы» и «кристисы». Если покупать в России, то это условно галереи VIP-зоны Антикварного Салона, а также регулярные аукционы, где проверяют экспертизы. Как наш AI Аукцион, например.
3. Избегать мест продаж из «группы риска». К ним я отношу сайты публичных объявлений, где продают все подряд: от котят до картин. Туда же отнесу малоизвестные галереи, ярмарки и антикварные магазинчики. Это места для знатоков. Если кто-то сильно верит, что в Европе и США все сильно лучше, то, увы, разочарую. Одни из самых опасных мест в смысле подделок русского искусства — это как раз малые онлайн-аукционы США и Европы. А также антикварные магазинчики на туристических маршрутах. Порой это просто настоящие мышеловки для новичков из России. Неофиты думают, что они самые умные, в Интернете всегда все дешевле, просто искать русские картины за рубежом никому из старомодных дилеров еще не приходило в голову. Вот таких-то там и ждут с распростертыми объятиями. Сомневающимся даже предлагают гарантию, скажем, сроком на месяц. Это дарит покупателям ошибочное чувство защищенности. На самом деле уложиться в этот срок, сделать экспертизу, успеть организовать ввоз-вывоз и уладить все формальности почти не реально. Так что «месяц гарантии» можно считать фикцией.
4. При любых сомнениях отказываться от покупки. Не последний шанс. Будет еще возможность. И не раз.
Отдельным ответвлением болезни «кладоискательства» является неквалифицированная покупка неизвестных художников или художников в начале карьеры в расчете на астрономический рост цен. Шанс, конечно, есть. Правда, он настолько невелик, что лучше уж идти искать дешевого Репина в финских магазинчиках. Но разве можно убедить в чем-то людей, которые прочитали, как картину Баскии купили в 1984 году за $19 000 и перепродали в 2019 году на Sotheby’s за $110,5 млн? Объяснять, что это уникальный случай, что художник был отнюдь не «в начале карьеры», а поддерживался самыми влиятельными галереями Нью-Йорка? Когда за 33 года цена картины выросла в 5 815 раз, никакие увещевания, объяснения и призывы к осторожности не остановят потенциальных «кладоискателей». Но если хоть кто-то лишний раз призадумается, то и уже хорошо.
Что еще прочитать по теме на AI:
Фальшивки массового поражения;
Осторожно, подделка картин!
https://artinvestment.ru/invest/collector/20190613_art_survivorship_bias_oshibka_vyzhivshego_art_rynok.html
https://artinvestment.ru/en/invest/collector/20190613_art_survivorship_bias_oshibka_vyzhivshego_art_rynok.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 18.03.2024 Искусственный интеллект подтвердил авторство спорной работы Дюрера Точность анализа составила 82 %
- 14.03.2024 Объявлены победители премии The Art Newspaper Russia «Музеем года» назван пермский Музей современного искусства PERMM
- 13.03.2024 Основные цифры нового отчета Art Basel и UBS Объем продаж на мировом арт-рынке по итогам 2023 года упал на 4 %
- 07.03.2024 Наконец-то решилась судьба фрески Диего Риверы Здание, на стене которого она расположена, купила вдова Стива Джобса
- 06.03.2024 Творчество женщин-художниц и вторичный рынок Согласно ArtTactic, в 2023 году объем аукционных продаж в сегменте произведений, созданных представительницами прекрасного пола, вырос на 7 %
- 15.03.2024 Итоги AI Аукциона № 521 Общая выручка составила 8,6 млн рублей
- 12.03.2024 Редкая марка может быть продана на торгах за $5 млн Если сделка состоится, будет установлен новый аукционный рекорд
- 11.03.2024 Выручка лондонских торгов Christie’s составила £196,6 млн Топ-лотом вечера стала картина Рене Магритта
- 08.03.2024 Итоги AI Аукциона № 520 Общая выручка составила 6,6 млн рублей
- 07.03.2024 Посвященные модернизму и современному искусству торги Sotheby’s собрали £101,5 млн Топ-лотом вечера стала картина Пабло Пикассо
- 05.03.2024 Artnet Intelligence Report 2024: ностальгия по Полу Аллену и самый дорогой Ленин За шесть лет с момента первого выпуска отчет ведущей аналитической компании прошел путь от формата «не пришей кобыле хвост» до незаменимого спутника современного коллекционера
- 04.03.2024 Открыты 520-е торги AI Аукциона В каталоге 26 лотов: 15 живописных работ, 7 листов оригинальной и два — печатной графики, одна работа в смешанной технике и одна икона
- 04.03.2024 Открыт 204-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Дмитрия Воронина, Алексея Дегтярука, Александра Захаренко, Владимира Ковальчука, Андрея Медведева, Юрия Петроченкова, Ираиды Покладовой, Сергея Потапова, Марии Сайко, Семёна Сёмина, Татьяны Файдыш, Эмзара Хабулиани, Натальи Ходюк
- 01.03.2024 ИИ в искусстве: на службе или во вред? Часть 1 2023 год открыл нам портал в ИИ-десятилетие. И, как водится с каждой очередной технологической революцией, искусство приняло на себя функцию главного ее проводника. Или же… главный удар?
- 26.02.2024 Открыт аукцион «Русская икона» В каталоге собраны тринадцать икон XIX — начала XX века, близкие по времени создания, но разнообразные и подчас редкие по сюжетам и стилю
- 18.03.2024 «Ленинградский ноль»: Тимур Новиков и художники его круга Экспозицию в Суздале составили более 180 произведений
- 18.03.2024 В рамках ярмарки Art Russia пройдет выставка работ Ирины Емелиной Творчество художницы представит подборка 3D-картин
- 15.03.2024 Третьяковка готовит выставку Юрия Злотникова Основу экспозиции составят работы из собрания семьи художника
- 15.03.2024 В апреле в Петербурге пройдет второй выпуск ярмарки Port Art Fair В список участников вошли почти три десятка галерей и более 60 независимых художников
- 14.03.2024 В Эрмитаже начала работу выставка «От готики до Гойи» Некоторые работы воссоединились впервые за 200 лет
Топ 37
- 1. Марк Ротко$86,83 млн
- 2. Казимир Малевич$85,81 млн
- 3. Василий Кандинский$41,8 млн
- 4. Марк Шагал$28,45 млн
- 5. Хаим Сутин$28,16 млн
- 6. Николя де Сталь$22,2 млн
- 7. Алексей Явленский$18,59 млн
- 8. Валентин Серов$14,51 млн
- 9. Тамара де Лемпицка$13,36 млн
- 10. Николай Рерих$12,09 млн
- 11. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин$11,76 млн
- 12. Наталия Гончарова$10,88 млн
- 13. Николай Фешин$10,84 млн
- 14. Илья Репин$7,43 млн
- 15. Константин Сомов$7,33 млн
- 16. Илья Машков$7,25 млн
- 17. Борис Кустодиев$7,07 млн
- 18. Василий Поленов$6,34 млн
- 19. Юрий Анненков$6,27 млн
- 20. Иван Васильевич Клюн$6,26 млн
- 21. Василий Верещагин$6,15 млн
- 22. Зинаида Серебрякова$5,85 млн
- 23. Илья Кабаков$5,83 млн
- 24. Александр Яковлев$5,56 млн
- 25. Константин Маковский$5,47 млн
- 26. Владимир Баранов-Россине$5,37 млн
- 27. Иван Айвазовский$5,34 млн
- 28. Владимир Боровиковский$5,02 млн
- 29. Александр Родченко$4,5 млн
- 30. Михаил Ларионов$4,46 млн
- 31. Соня Делоне$4,34 млн
- 32. Михаил Нестеров$4,30 млн
- 33. Вера Рохлина$4,04 млн
- 34. Михаил Клодт$4,02 млн
- 35. Павел Кузнецов$3,97 млн
- 36. Александр Дейнека$3,82 млн
- 37. Борис Григорьев$3,72 млн
- Зверев?
- Ирина Тихомирова, «Вечер цветущий» 1979 год, Ленинград
- Художник Uncognito
- Александр Сигов "Флорентийский мотив"
- Александр Сигов "Amadina"
- Эскизы тканей Ивановской фабрики, Борисов и Данилова?
- Дмитрий Титов - три натюрморта
- Художник с неспокойной душой?
- Александр Добровольский - 7 работ
- Автор