Аукцион Artinvestment объявляет прием работ на свои регулярные еженедельные торги.

Отыскать шедевр на барахолке: «секретная технология» или «ошибка выжившего»?
ARTinvestment.RU   13 июня 2019

Купить за пять долларов и продать за миллион. Страстное желание вытянуть лотерейный билет преследует многих неопытных покупателей. Не морочьте мне голову со своими книжками да музеями! Ответьте просто: как купить шедевр на блошином рынке?

 

 

        Посмотреть эту публикацию в Instagram                  

Типичные сюжеты, надписи, бирки и штампы низкосортных фальшивок массового поражения. Одна и та же шайка

Публикация от ARTinvestment_RU (@artinvestment_ru)

 

 

Реальный и не редкий вопрос, которые задают новички: «Как на блошином рынке понять, что перед тобой что-то стоящее?». Глаза так и горят.

И этих людей можно понять, ведь новостные сайты чуть ли не каждую неделю дарят им чудесные рецепты успеха:

• «Наследники нашли в «завалах» шахматную фигуру за миллион фунтов»;
• «Американка купила на блошином рынке подлинную работу Ренуара»;
• «На блошином рынке нашли гравюру Дюрера»;
• «Слесарь купил в онлайне Ренуара за 700 долларов»;
• «“Леонардо за 45 фунтов” продан за $450 312 500».

Есть от чего голове пойти кругом.

После каждой такой публикации продавцы с блошиных рынков, владельцы маленьких западноевропейских антикварных магазинчиков и мелких американских аукциончиков должны раскупоривать бутылку шампанского. Новости в стиле «купил за 10 долларов то, что стоит 10 000» гарантируют, что поток легковерных клиентов, охотящихся за «легкими деньгами», не иссякнет.

Но проблема в том, что за редкие истории чудесного успеха заплачено огромным количеством маленьких трагедий и больших разочарований. Как вам заголовки типа таких?

• «Рисунок, приписываемый Репину, купленный петербуржцем в финском антикварном магазине, оказался подделкой»;
• «Москвич не смог вернуть на американский аукцион фальшивую картину Малявина, так как истек срок гарантии»;
• «Старинная икона, купленная на антикварной ярмарке, оказалась ничего не стоящим сувенирным “новоделом”»;
• «Картина Ивана Клюна, купленная нижегородцем, оказалась низкосортным «черниговским» фальшаком»;
• «Купленный на аукционе по дешевке шедевр был попыткой легализации краденого»;
• «Москвичка чуть не купила поддельных Гогена и Сезанна за миллион доллларов»;
• «Осуждены художники, торговавшие поддельным Малевичем и Гончаровой».

Скучно и обыденно. Прессе такие случаи мало интересны. Да и пострадавшие не спешат делиться информацией о совершенных глупостях. Об этих историях редко пишут, но, увы, счет им идет на многие сотни и тысячи.

Одно из объяснений феномена опасного покупательского поведения — это знаменитая «ошибка выжившего». Дабы не отправлять кого-то в Википедию, напомню, что речь идет о грубом искажении выводов по той причине, что мы обычно судим по информации, полученной после успешных историй (от «выживших»), но упускаем важнейшую информацию об опасностях, которую могли бы дать «погибшие». Сама «ошибка выжившего» получила свое название в честь исследования поврежденных американских бомбардировщиков во время Второй мировой войны. Математику Абрахаму Вальду поручили проанализировать статистику повреждений вернувшихся из-под обстрела самолетов и решить задачу, какие места фюзеляжей нужно сильнее бронировать. Его вывод был для многих неожиданным. Бронировать нужно не те участки, где у вернувшихся самолетов было больше всего пробоин, а как раз те, куда не пришлось серьезных попаданий. Потому что раз с имеющимися повреждениями в крыльях и на фюзеляже самолеты выжили и вернулись не базу, то эти повреждение не критичны. А наоборот, те самолеты, что получили попадания в двигатели, кабину и бензобаки, не вернулись на аэродромы и поэтому не смогли дать ученым ценную информацию о статистике попаданий и причинах гибели. Один из вариантов ошибки выжившего — это истории успешных бизнесов. На один громкий успех приходится десятки, а может, сотни разорений компаний, работавших по тем же принципам, что и у счастливчика. Поэтому опасно пытаться копировать успех по лекалам «выжившего», игнорируя причины неудач «погибших».

В арт-бизнесе и коллекционировании работает тот же принцип. Начинающему коллекционеру (да любому неопытному покупателю искусства) лучше не смаковать чужие истории успеха, а заблаговременно прикрыть дополнительной броней критичные уязвимости.

Как это сделать? Есть некий минимум:

1. Слушать все мнения, но наращивать собственные знания и насмотренность. Понимаю, что это путь долгий, но зато самый надежный. Впрочем тут тоже нужно знать меру. Совсем уж «книжного червя», который все знает, но ничего не покупает, продавцы быстро перестанут принимать всерьез. Такому не будут делать интересных предложений — в частности, предлагать редкие вещи. То есть периодически покупать — нужно. А где?

2. Совершать покупки в местах, заслуживающих доверия. Если денег совсем много — то это первоклассные аукционы, «сотбисы» и «кристисы». Если покупать в России, то это условно галереи VIP-зоны Антикварного Салона, а также регулярные аукционы, где проверяют экспертизы. Как наш AI Аукцион, например.

3. Избегать мест продаж из «группы риска». К ним я отношу сайты публичных объявлений, где продают все подряд: от котят до картин. Туда же отнесу малоизвестные галереи, ярмарки и антикварные магазинчики. Это места для знатоков. Если кто-то сильно верит, что в Европе и США все сильно лучше, то, увы, разочарую. Одни из самых опасных мест в смысле подделок русского искусства — это как раз малые онлайн-аукционы США и Европы. А также антикварные магазинчики на туристических маршрутах. Порой это просто настоящие мышеловки для новичков из России. Неофиты думают, что они самые умные, в Интернете всегда все дешевле, просто искать русские картины за рубежом никому из старомодных дилеров еще не приходило в голову. Вот таких-то там и ждут с распростертыми объятиями. Сомневающимся даже предлагают гарантию, скажем, сроком на месяц. Это дарит покупателям ошибочное чувство защищенности. На самом деле уложиться в этот срок, сделать экспертизу, успеть организовать ввоз-вывоз и уладить все формальности почти не реально. Так что «месяц гарантии» можно считать фикцией.

4. При любых сомнениях отказываться от покупки. Не последний шанс. Будет еще возможность. И не раз.

Отдельным ответвлением болезни «кладоискательства» является неквалифицированная покупка неизвестных художников или художников в начале карьеры в расчете на астрономический рост цен. Шанс, конечно, есть. Правда, он настолько невелик, что лучше уж идти искать дешевого Репина в финских магазинчиках. Но разве можно убедить в чем-то людей, которые прочитали, как картину Баскии купили в 1984 году за $19 000 и перепродали в 2019 году на Sotheby’s за $110,5 млн? Объяснять, что это уникальный случай, что художник был отнюдь не «в начале карьеры», а поддерживался самыми влиятельными галереями Нью-Йорка? Когда за 33 года цена картины выросла в 5 815 раз, никакие увещевания, объяснения и призывы к осторожности не остановят потенциальных «кладоискателей». Но если хоть кто-то лишний раз призадумается, то и уже хорошо.

Что еще прочитать по теме на AI:
Фальшивки массового поражения;
Осторожно, подделка картин!



Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх