Художник недели: Владимир Янкилевский. 1938–2018
ARTinvestment.RU   26 сентября 2019

В Мультимедиа арт музее до 17 ноября 2019 года идет выставка «Владимир Янкилевский. Героический монумент». Трехметровый памятник абсурду социальной жизни снова, как и в Париже 25 лет назад, стоит в окружении фантасмагорических «Людей в ящиках»

Метафора, предложенная Владимиром Янкилевским, точна и беспощадна. В незримых ящиках, в которые люди позволяют себя загнать, никому, казалось бы, не обрести покоя. Их обитатели — заложники внешних обстоятельств, придавленные рутиной жизни и внутренним одиночеством. Последствия найденных ими компромиссов всегда уродливы, отличаются лишь формы и нюансы. Вот видим: один замирает в кривой коробке, перегнувшись пополам и уткнувшись в спасительные книги. Другой запутался в ящиках с женщинами. Третий пробует вырваться, да лишь впадает в психоз и буйство. А четвертый посмотрит вокруг да встанет послушно в вечную очередь из таких же бедолаг в таких же незамысловатых деревянных футлярах. Среди «людей в ящиках» почти не встречаются герои с негнущимися хребтами. Обстоятельства и давление среды почти всегда бывают сильнее их воли. Человек не в силах выбраться из экзистенциального ящика. Есть те, кто старается интеллектуально сопротивляться агрессивной среде и приспосабливаться: давить на доски изнутри, корректировать форму, выторговывать пару дополнительных степеней свободы и хоть чуть-чуть расширять внутреннее пространство. Но есть и те, для которых за долгие годы их ящик жуткой формы становится желанной защитной раковиной, зоной безопасности и комфорта.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

В Мультимедиа арт музее на Остоженке 16 до 17 ноября 2019 года проходит выставка Владимира Янкилевского. Ее центральным произведением стала реконструкция скульптуры «Героический монумент» - кульминация важного философского цикла «Люди в ящиках». О выставке, а также рынке и аукционных ценах скоро читайте в статье на artinvestment.ru. ФОТО – 1 Владимир Янкилевский на фоне эскиза Героического монумента. Париж. 1994. Фото – В. Янкилевский ФОТО – 2 Янкилевский Владимир Борисович Адам и Ева (Триптих №5). 1965 Оргалит, дерево; масло (3). 145×410 Цена продажи: 250 000 EUR (289 900 USD) Аукцион Vladey, 08.11.2017 ФОТО – 3 Янкилевский Владимир Борисович Триптих № 10. Анатомия души. II. 1970 Оргалит, дерево; масло, акрил. 100×439,5 Цена продажи: 133 250 GBP (204 805 USD) Аукцион Phillips, 23.04.2010 ФОТО – 4 Работа Владимира Янкилевского из цикла «Люди в ящиках» в постоянной экспозиции Третьяковской галереи ФОТО – 5-8 Произведения Владимира Янкилевского на выставке «Героический монумент» в МАММ #янкилевский #шестидесятники #нонконформисты #выставка #героическиймонумент #mamm #мамм #мультимедиаартмузей

Публикация от ARTinvestment_RU (@artinvestment_ru)

В интервью Вольфгангу Шлотту (текст 1999 года назывался «К искусственной цивилизации: Человек в лабиринте чувств») Янкилевский объяснил свою идею так: «“Люди в ящиках” — это парадоксальное столкновение… двух пространств, Социума и Экзистенциума — пространства существования человека. Человек здесь как носитель и одновременно как жертва идеализма и абсурда. Невидимый “ящик”, в котором живет каждый из нас, как бы формируется двумя силами. Первая сила — это воздействие и давление на нас социума, который предлагает некую модель конформистского поведения, правил игры, и вторая сила — это твое персональное сопротивление этому давлению. Форма твоего “ящика”, где бы ты ни жил, в Москве или в Нью-Йорке, зависит от борьбы этих двух сил. …Если социум определяет жизнь человека как часть единого тела человечества, то экзистенциум определяет пространство существования одиночества... Чем больше пространство воображения, тем объемней экзистенциум, экзистенциальный “ящик”, в котором человек существует. Человек как бы перемещается в пространстве своего воображения. Эти переживания он носит внутри себя и проецирует себя “внутреннего” — бесконечного и одинокого — на себя “внешнего” — социального и конечного. То, что мы носим в себе как нашу внутреннюю жизнь, я думаю, является не меньшей реальностью, чем то, что мы читаем сегодня в газете. Именно этот внутренний мир определяет пространство существования человека, это очень важно».

Предтечей «людей в ящиках» принято считать новаторскую инсталляцию «Дверь» 1972 года. Проработка темы началась еще в 1970-х, тогда же появились первые наброски. Но в известном ныне виде идея «экзистенциального ящика» и «людей в ящиках» оформилась в творчестве Янкилевского гораздо позже, в 1989 году, когда 51-летний художник работал в Германии. В тот год первые объекты-инсталляции цикла «Люди в ящиках» были выставлены в кёльнской галерее Копельмана, а позже и в Америке, в Сохо, в Нью-Йорке, куда он вскоре переехал.

«Героический монумент» можно считать кульминацией цикла «Люди в ящиках». В нем капсула чудом вышедшего из социальной трясины героя приобрела особо дерзкую форму. Обитатель ящика впервые не скрючивается, а наоборот, держит спину ровно, принимает боевую стойку и переходит в наступление, совершая вызывающий выпад. Но необычный ящик все равно остается ящиком. К тому же нога героя намертво прикована цепью к металлическому столбу, вся его свобода ограничена красной окружностью, за которую ходу нет.

В первый раз «Героический монумент» Янкилевский показал в 1994 году в Париже, на одноименной выставке в Центре современного искусства La Base Оливье Морана. Тогда, 25 лет назад, её куратором была Ольга Свиблова. Как и сейчас. Увы, полностью сохранить массивную конструкцию монумента тогда не удалось. Инсталляция, которую показывают на Остоженке, — это реконструкция. Но реконструкция, выполненная в близком приближении, по сохранившимся авторским чертежам и фотографиям c парижской выставки — вполне достоверная. Известно, что восстановленный «Героический монумент» положительно оценила Римма Солод — вдова и соратница художника. Она же предоставила для инсталляции ряд оригинальных деталей из проекта 1994 года. Сохранился, в частности, вырезанный Янкилевским фрагмент монумента, который помог сейчас в реконструкции цветов и фактуры. С дальнейшей судьбой инсталляции теперь есть ясность: «Героический монумент» 2019 года вошел коллекцию культурного фонда Breus Foundation.

Несколько слов о рынке и ценах. Владимир Янкилевский входит в топ-20 художников неофициального послевоенного искусства в рейтинге аукционных продаж. В 2017 году его четырехметровый триптих № 5 «Адам и Ева» (1965) был продан в Москве почти за $290 000. До этого аукционный рекорд художника принадлежал триптиху №10 «Анатомия души», который в 2010 году купили в Лондоне на Phillips за $205 000 в пересчете с фунтов. Но это именно рекорды — сотни тысяч платят за исполинские важные вещи, способные стать точкой притяжения в любом музее современного искусства (не говоря уж о частных собраниях). А в целом на рынке (в том числе в каналах публичных продаж) сегодня есть немало произведений Янкилевского более компактных, не требующих особых условий экспонирования и, что важно, на любой кошелек. В числе самых доступных и при этом предельно узнаваемых можно отметить тиражный фарфор Янкилевского. Например, эффектные тарелки из серии «Психоанализ Афродиты» на аукционах в Москве сегодня стоят 35 000–65 000 рублей. Примерная аукционная цена для офортов — 25 000–36 000 рублей. Небольшие бронзовые скульптуры (женские торсы) не так давно можно было купить в диапазоне 150 000–300 000 рублей. Ориентир для маленьких, размером около 30 см, рисунков, в том числе из цикла «Люди в ящиках», — 60 000 рублей. Крупные пастели (65 см) и гуаши вместе со смешанной техникой стоят на внутреннем рынке 225 000–300 000 рублей. А вообще разброс очень большой: сильно зависит от темы, размера и места продажи. Так, крупные графические концептуальные «Автопортреты» на европейских аукционах могут стоить и 300 000, и 650 000 рублей в пересчете на наши деньги. А вот живопись Янкилевского (обычно масло на оргалите) даже на первоклассных мировых аукционах появляется довольно редко. Когда это случается, то метровые картины продаются там в районе $20 000–25 000.

Работы Янкилевского много раз продавались и на наших AI Аукционах: и скульптура, и фарфор, и пастели, и гуаши, и офорты. И скоро будут выставлены ещё. В частности, на ближайших торгах мы планируем представить оригинальную цветную графику 1980–90-х годов из цикла «Пространство переживаний».

Выставка на Остоженке, 16, продлится до 17 ноября 2019 года. А тем, кто не успеет на «людей в ящиках», скажу, что по крайней мере одну работу Янкилевского из этого цикла в Москве можно посмотреть всегда в постоянной экспозиции Новой Третьяковки на Крымском Валу.

Источник: mamm-mdf.ru

Что еще почитать по теме:
Биография Владимира Янкилевского на сайте ARTinvestment.RU;
Вышла книга «Владимир Янкилевский. Автомонографические альбомы. 1954–1980»;
Владимир Янкилевский на Гоголевском, 10
Умер художник-шестидесятник Владимир Янкилевский;
Интервью с художником Владимиром Янкилевским;
Художник недели. Владимир Янкилевский;
Инвестиционные идеи на рынке искусства. Мысль № 1. Вложения в работы Владимира Янкилевского.



Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх