Янкилевский Владимир Борисович
1938–2018

ЯНКИЛЕВСКИЙ Владимир Борисович

15 февраля 1938 — 4 января 2018 (Москва)

Художник, скульптор

  • Владимир Янкилевский в своем ателье в Нью-Йорке. 1992

Родился в семье художника. Художественное образование получил в Московской средней художественной школе, а затем на художественном факультете Московского полиграфического института, который окончил в 1962.

Осенью того же года участвовал в печально знаменитой выставке в Манеже, которую посетил Н. С. Хрущёв и устроил там разгром авангардных художников, ставший поворотом назад в его политике десталинизации советской системы. Последовавшие за этим событием годы Владимир Янкилевский, чтобы заработать на жизнь, работал как художник-дизайнер в издательствах Москвы и основное время в своем ателье занимался графикой и живописью. Многие годы он не имел возможности публично показывать свои произведения в выставочных залах, контролируемых Академией художеств и Министерством культуры. Были возможны только спорадические полуофициальные, «закрытые» однодневные показы в научно-исследовательских институтах для их сотрудников. И только после международного скандала в связи с разгромом так называемой «бульдозерной выставки» в 1974 появилась возможность показа своих произведений в публичных залах. Первая большая ретроспективная выставка Янкилевского состоялась в Москве в 1978.

Творчество Владимира Янкилевского выпадает из любых рядов и направлений как отечественного, так и зарубежного современного искусства, одновременно наследуя лучшие мировые традиции. Его можно было бы назвать эпической экспрессией. Предельная чувственность и эротизм соединяются здесь с высочайшим уровнем концептуализации действительности. Цикл композиций, над которыми художник начал работать в начале 1960-х годов, объединенный под общим названием «Пространство переживаний» и лежащий в основе всей работы Янкилевского, является попыткой создания образа игры мировых сил через человеческое переживание. В этом смысле эти как бы «абстрактные» композиции психологичны и потому драматичны.

Уже в эти годы сформировалась фундаментальная концепция его творчества. Это Человек на фоне Вечности. Оригинальная концепция триптиха Владимира Янкилевского стала основной формой его творчества, энергетической основой которого стал образ взаимодействия женского и мужского начала в мире в самом широком, универсальном смысле, носящем и скрытый эротический смысл. Это некое идеальное и очень обобщенное представление о функции мужского и женского начала в мире, которое «очеловечивает» мировую гармонию. Эта концепция становится на долгое время фундаментальной линией его творчества. В настоящее время им создано двадцать семь триптихов большого формата, несколько триптихов небольшого формата и три пентаптиха. Пентаптих «Атомная станция» (1962), который был показан в Манеже, сейчас находится в коллекции Музея Людвига в Кёльне, триптих № 6 — в Музее современного искусства Центра Помпиду в Париже, а два других пентаптиха, «Адам и Ева» и «Содом и Гоморра», находятся в коллекции Нортона Доджа в американском Музее Циммерли (The Jane Voorhees Zimmerli Art Museum).

В 1970-х годах еще одной магистральной идеей в творчестве художника стали «экзистенциальные ящики», олицетворяющие пространство существования человека — от конечности социальной жизни до бесконечности путешествия в воображении. Первым в этом ряду и концептуально основополагающим стал объект «Дверь (Посвящается родителям моих родителей...)» (1972), где персонаж-объект находится в пространстве между актуальностью входной двери и бесконечным пространством линии горизонта. Этот цикл, объединяющий так называемые «экзистенциальные ящики», содержит четыре объекта «Дверь» и восьмиметровую композицию-инсталляцию People in Boxes.

Большой цикл коллажей на бумаге, который художник начал делать в начале 1980-х и продолжает делать сейчас, имеет объединяющее название «Город» (City). Другие циклы его коллажей включают в себя три темы: «Художник и модель», «Женщина у моря» и «Автопортреты». Многоуровневое представление о жизни с включением в него и «пространства переживаний», и фигуративных элементов из циклов «Анатомия чувств» и «Мутанты» создало концепцию коллажей Янкилевского, где эти темы соединяются парадоксальным, чисто «насильственным» способом, методом «разрыва» и наклейки на «фон», что соответствует образу современного мира в ощущении и понимании Янкилевского. Человеческие фигуры, появляясь на фоне «мировой гармонии», как бы пародируют ее, «кривляясь». Это ироничное отношение к канонизированному и постепенно мертвеющему в сознании людей представлению о «красоте» и «гармонии», теряющему связь с меняющимся миром, создает новый образ реальности, где абсурд становится частью нового представления о гармонии в глазах, умах и сердцах людей. Кульминацией концепции коллажа стали восемь крупноформатных (6–8 метров) произведений под общим названием «Take a Train...».

Произведения Янкилевского были показаны на 40 персональных (в Москве, Санкт-Петербурге, Нью-Йорке, Бохуме, Париже и Лондоне) и более чем на 170 групповых выставках, в том числе на выставке RUSSIA! в Музее Гуггенхайма в Нью Йорке в 2005.

Сегодня работы Владимира Янкилевского представлены в главных российских музеях и ведущих музеях мира, в частности в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Московском музее современного искусства, Музеях Людвига (Кёльн, Будапешт), Центре Жоржа Помпиду (Париж), Дрезденской национальной галерее, Музее города Бохум, Музее Циммерли (коллекция нонконформисского искусства Нэнси и Нортона Додж, США), Пражской национальной галерее, в афинской коллекции Георгия Костаки, Коллекции «гонимого искусства» Кенды и Якоба Бар-Гера, а также в других ведущих музеях и известных частных собраниях в России и за рубежом.

С 1989 года Владимир Янкилевский живет и работает в Нью Йорке, Париже и Москве.

  • 20.09.2019 Итоги аукциона «Совком» 19 сентября 2019 года В зале на Щепкина, 28, завершились 154-е торги класса «аукцион сезона». Результаты по всем лотам уже внесены в нашу базу. А о том, что происходило в зале, — читайте в репортаже AI
  • 17.09.2019 «Русская эмаль» открывает новый аукционный сезон Торги русского и западноевропейского искусства состоятся 21 сентября 2019 года. В каталоге — 568 лотов: живопись и графика, серебро, фарфор и пр.
  • 17.09.2019 Открыты 296-е торги AI Аукциона Традиционные двадцать лотов AI Аукциона — это девять живописных работ, семь листов оригинальной и один — печатной графики, одна работа в смешанной технике и один фарфоровый объект
  • 13.09.2019 Итоги AI Аукциона №295 Продано 50%: советское искусство, шестидесятники и современное. В торгах в этот раз победили исключительно коллекционеры из двух столиц
  • 10.09.2019 Открыты 295-е торги AI Аукциона Традиционные двадцать лотов AI Аукциона — это двенадцать живописных работ, пять листов оригинальной графики, одна работа в смешанной технике, одна фарфоровая тарелка и одна скульптура
  • 13.08.2019 Арт-рынок в первом полугодии 2019. Версия Artprice Краткие выдержки и основные цифры из традиционного обзора портала Artprice о состоянии мирового арт-рынка
  • 09.08.2019 Почему конфискованные картины не нужно отправлять в музеи По следам новости об отправке в музей «Новый Иерусалим» изъятых властями картин Жанны Буллок было несколько звонков с вопросом: «А почему именно в этот музей?» Действительно, почему?
  • 09.07.2019 Художник недели. Николай Иванович Фешин Ныне считающийся русским американцем художник эмигрировал в США из России в 1923 году уже состоявшимся мастером. Его прежний преподаватель Илья Репин в конце жизни называл Фешина самым талантливых из современных русских живописцев
  • 27.06.2019 Художник недели. Василий Поленов 17 октября 2019 года в Новой Третьяковке откроется выставка «Василий Поленов», которая заведомо обречена стать блокбастером наряду с «Валентином Серовым» и «Ильей Репиным». Осенью о художнике начнут писать все наперебой. Так что придется чуть заранее
  • 13.06.2019 Отыскать шедевр на барахолке: «секретная технология» или «ошибка выжившего»? Купить за пять долларов и продать за миллион. Страстное желание вытянуть лотерейный билет преследует многих неопытных покупателей. Не морочьте мне голову со своими книжками да музеями! Ответьте просто: как купить шедевр на блошином рынке?
Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 21

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх