Умер художник-шестидесятник Владимир Янкилевский
Один из главных новаторов русского послевоенного неофициального искусства скончался 4 января 2018 года во Франции
Мы подружились в 2010 году. Владимир Борисович приезжал в Москву из Парижа по текущим делам и пригласил на разговор в свою мастерскую. В итоге проговорили до глубокого вечера, взахлеб. Листали только что сделанные автомонографические альбомы — с фотографиями, документами, афишами, билетами и пр., времен «Таганки» и «Манежа-1962», записали большое интервью. Янкилевский не только рассказывал, но сам много расспрашивал: что происходит в Москве, что нового в нашем современном искусстве, о каких художниках говорят. С интересом слушал, что у нас поднимается новая волна интереса к шестидесятникам. Помню, предложил ему съездить в ГТГ, где в тот период часть одного из залов выделили послевоенному неофициальному искусству. И в один из дней мы действительно рванули в Третьяковку. На метро, пешком. Поразило, что я еле поспевал за этим спортивным сухощавым 72-летним человеком. В зале висело несколько его работ. Одну из них должны были до этого подреставрировать, и он внимательно рассматривал, как все было сделано. В Третьяковке в те времена запрещено было фотографировать. Но тут уж не до правил. Вскинул фотоаппарат, говорю: «Владимир Борисович, давайте рядом с “Диалогом”?» Смотрители тут как тут: «Нельзя, нельзя!». Пришлось объяснять: «Не мешайте. У нас особый случай. Это сам автор, ему можно». Позже как раз именно этими кадрами мы проиллюстрировали статью о Янкилевском в Википедии. Пора было уже расходиться, но еще больше часа не могли наговориться, ходили по Большой Якиманке взад-вперед: Сретенская группа, Кабаков, Неизвестный, Хржановский, псевдоним Волосов…
— Ну, до следующего раза. Вы когда снова планируете в Москву?
— Скоро. В ГЦСИ будет презентация автомонографических альбомов и «Анатомии чувств».
Приезжал, но редко, все чаще была переписка. Письма по работе, подтверждения подлинности, уточнения названий произведений. Но все чаще разговоры о жизни, поздравления и обязательно вопросы об искусстве. Какие выставки в Москве? Как воспринимает публика? Что сами думаете об экспозиции? В последние разы говорили о выставках «Коллекция!» в Помпиду и «Оттепель» в Третьяковке. Пересказываю ему свой разговор с известным московским коллекционером о выставке в Помпиду:
— Что произвело наибольшее впечатление?
— Два триптиха Янкилевского.
— Сходил на «Оттепель». Ваш «Диалог» тоже висит на почетном месте, фото картины и экспликации прилагаю.
Ответ, на удивление, довольный: все хорошо, даже текст понравился.
Перечитываю последние письма. Начинаются всегда «Дорогой Володя», заканчиваются «Всего хорошего, Володя, Римма» — старомодно, трогательно, из другого времени, больше так никто не пишет. Как собачник с собачником делюсь впечатлениями, как летом под кондиционером на машине возили бульдога Фрэнка в Крым. Он в ответ вспоминал про своего любимого Марса (у них с Риммой был эрдель), который обожал ездить на машине и с которым они тоже ездили и жили и в Эстонии, и в Белоруссии, и на Украине, и в Крыму.
Ну, а когда ж наконец-то приедете, Владимир Борисович? — Вот-вот. «В издательстве “Слово” в Москве готовится издание моих альбомов, которые сейчас находятся в коллекции Помпиду. Я хотел приехать в середине июля для уточнения деталей издания, но из-за разных проблем придется пока эту поездку отложить». Это лето 2017 года. Вроде не о чем беспокоиться. Вот, сейчас Янкилевский только порешает какие-то свои вопросы и вскоре приедет…
Как настоящий новатор и визионер, вероятно, предчувствовал, что для полноценного понимания его идей даже 50-летней давности публике потребуется еще лишних лет двадцать. Думаю, не случайно он так трепетно и кропотливо систематизировал архивные материалы и документировал свое творчество. Янкилевский всегда держал информацию о своих проектах в образцовом порядке. Вовремя сделанные хорошие альбомы, каталоги, тексты, реконструкции. Помню, у него даже была зарисовка плана развески картин в Манеже-1962, куда Хрущев приходил «воспитывать» художников. Теперь эти материалы точно станут хорошим заделом для историков искусства и для публики. К слову, все, что мог, Янкилевский старался делать только сам — фотографировал, компоновал, даже писал тексты (а писал он блестяще). О людях таких всесторонних талантов и такой внутренней гармонии говорят «ренессансный человек». И это точно о Владимире Янкилевском — ищущем художнике, всегда опережавшем свое время.
Что еще почитать по теме на AI:
Биография В.Б. Янкилевского, авторизованная художником;
Интервью с художником Владимиром Янкилевским;
Художник недели. Владимир Янкилевский;
Статьи о Владимире Янкилевском;
50 лет Манежной выставке. Воспоминания художника Владимира Янкилевского.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20180109_artist_Vladimir_Yankilevsky_died_in_2018.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20180109_artist_Vladimir_Yankilevsky_died_in_2018.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.