Умер художник-шестидесятник Владимир Янкилевский
ARTinvestment.RU 09 января 2018
Один из главных новаторов русского послевоенного неофициального искусства скончался 4 января 2018 года во Франции
Мы подружились в 2010 году. Владимир Борисович приезжал в Москву из Парижа по текущим делам и пригласил на разговор в свою мастерскую. В итоге проговорили до глубокого вечера, взахлеб. Листали только что сделанные автомонографические альбомы — с фотографиями, документами, афишами, билетами и пр., времен «Таганки» и «Манежа-1962», записали большое интервью. Янкилевский не только рассказывал, но сам много расспрашивал: что происходит в Москве, что нового в нашем современном искусстве, о каких художниках говорят. С интересом слушал, что у нас поднимается новая волна интереса к шестидесятникам. Помню, предложил ему съездить в ГТГ, где в тот период часть одного из залов выделили послевоенному неофициальному искусству. И в один из дней мы действительно рванули в Третьяковку. На метро, пешком. Поразило, что я еле поспевал за этим спортивным сухощавым 72-летним человеком. В зале висело несколько его работ. Одну из них должны были до этого подреставрировать, и он внимательно рассматривал, как все было сделано. В Третьяковке в те времена запрещено было фотографировать. Но тут уж не до правил. Вскинул фотоаппарат, говорю: «Владимир Борисович, давайте рядом с “Диалогом”?» Смотрители тут как тут: «Нельзя, нельзя!». Пришлось объяснять: «Не мешайте. У нас особый случай. Это сам автор, ему можно». Позже как раз именно этими кадрами мы проиллюстрировали статью о Янкилевском в Википедии. Пора было уже расходиться, но еще больше часа не могли наговориться, ходили по Большой Якиманке взад-вперед: Сретенская группа, Кабаков, Неизвестный, Хржановский, псевдоним Волосов…
— Ну, до следующего раза. Вы когда снова планируете в Москву?
— Скоро. В ГЦСИ будет презентация автомонографических альбомов и «Анатомии чувств».
Приезжал, но редко, все чаще была переписка. Письма по работе, подтверждения подлинности, уточнения названий произведений. Но все чаще разговоры о жизни, поздравления и обязательно вопросы об искусстве. Какие выставки в Москве? Как воспринимает публика? Что сами думаете об экспозиции? В последние разы говорили о выставках «Коллекция!» в Помпиду и «Оттепель» в Третьяковке. Пересказываю ему свой разговор с известным московским коллекционером о выставке в Помпиду:
— Что произвело наибольшее впечатление?
— Два триптиха Янкилевского.
— Сходил на «Оттепель». Ваш «Диалог» тоже висит на почетном месте, фото картины и экспликации прилагаю.
Ответ, на удивление, довольный: все хорошо, даже текст понравился.
Перечитываю последние письма. Начинаются всегда «Дорогой Володя», заканчиваются «Всего хорошего, Володя, Римма» — старомодно, трогательно, из другого времени, больше так никто не пишет. Как собачник с собачником делюсь впечатлениями, как летом под кондиционером на машине возили бульдога Фрэнка в Крым. Он в ответ вспоминал про своего любимого Марса (у них с Риммой был эрдель), который обожал ездить на машине и с которым они тоже ездили и жили и в Эстонии, и в Белоруссии, и на Украине, и в Крыму.
Ну, а когда ж наконец-то приедете, Владимир Борисович? — Вот-вот. «В издательстве “Слово” в Москве готовится издание моих альбомов, которые сейчас находятся в коллекции Помпиду. Я хотел приехать в середине июля для уточнения деталей издания, но из-за разных проблем придется пока эту поездку отложить». Это лето 2017 года. Вроде не о чем беспокоиться. Вот, сейчас Янкилевский только порешает какие-то свои вопросы и вскоре приедет…
Как настоящий новатор и визионер, вероятно, предчувствовал, что для полноценного понимания его идей даже 50-летней давности публике потребуется еще лишних лет двадцать. Думаю, не случайно он так трепетно и кропотливо систематизировал архивные материалы и документировал свое творчество. Янкилевский всегда держал информацию о своих проектах в образцовом порядке. Вовремя сделанные хорошие альбомы, каталоги, тексты, реконструкции. Помню, у него даже была зарисовка плана развески картин в Манеже-1962, куда Хрущев приходил «воспитывать» художников. Теперь эти материалы точно станут хорошим заделом для историков искусства и для публики. К слову, все, что мог, Янкилевский старался делать только сам — фотографировал, компоновал, даже писал тексты (а писал он блестяще). О людях таких всесторонних талантов и такой внутренней гармонии говорят «ренессансный человек». И это точно о Владимире Янкилевском — ищущем художнике, всегда опережавшем свое время.
Что еще почитать по теме на AI:
Биография В.Б. Янкилевского, авторизованная художником;
Интервью с художником Владимиром Янкилевским;
Художник недели. Владимир Янкилевский;
Статьи о Владимире Янкилевском;
50 лет Манежной выставке. Воспоминания художника Владимира Янкилевского.
https://artinvestment.ru/news/artnews/20180109_artist_Vladimir_Yankilevsky_died_in_2018.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20180109_artist_Vladimir_Yankilevsky_died_in_2018.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 19.04.2024 Artprice подводит итоги первого квартала 2024 года Суммарный объем аукционных продаж составил $1,3 млрд
- 18.04.2024 Центр «Зотов» объявил прием заявок на участие в грантовой программе для исследователей конструктивизма Общий грантовый фонд составил 1,2 млн рублей
- 18.04.2024 Artnet анализирует рынок работ Виллема де Кунинга Поздние произведения художника в последние годы начали расти в цене
- 16.04.2024 Готовится каталог-резоне NFT-работ из проекта Сryptopunks В нем соберут репродукции всех работ коллекции, выпущенных с 2017 года
- 12.04.2024 Закрылась торговавшая NFT платформа Digital Basel Целый год обвинений в мошенничестве не прошел даром
- 19.04.2024 Крошечный набросок Микеланджело с изображением мраморного блока продан в 33 раза дороже эстимейта Цена лота составила более $200 000
- 19.04.2024 Итоги аукциона ARTinvestment.RU № 526 Общая выручка составила 23,3 млн рублей
- 17.04.2024 Редкий розовый бриллиант выставили на торги Phillips Предварительная оценка раритета составляет $15 млн
- 15.04.2024 Christie’s выставил на продажу редкую вещь Баскии Предварительно работа оценивается в $30 млн
- 12.04.2024 Итоги аукциона ARTinvestment.RU № 525 Общая выручка составила 12,2 млн рублей
- 05.04.2024 Отчет Art Basel & UBS 2024: онлайн-продажи AI изучает официальные показатели онлайн-продаж искусства в 2023 году
- 02.04.2024 Коллекционеры и коллекционирование. Статус Третий материал серии, посвященной теории и практике современного коллекционирования предметов искусства
- 01.04.2024 Открыт 207-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — совместные работы Лилии Ли-ми-ян и Катерины Садовски
- 01.04.2024 Открыты 524-е торги AI Аукциона В каталоге 26 лотов: 13 живописных работ, 5 листов оригинальной и два — печатной графики, две работы в смешанной технике, две скульптуры, одна фарфоровая тарелка и одна икона
- 29.03.2024 Арт-кинозал: «Искусство по понятиям» AI разбирает художественные и документальные фильмы, частично или полностью посвященные рынку искусства
- 19.04.2024 Новые имена на ярмарке «Арт Москва» Представляем некоторых молодых художников — участников смотра
- 17.04.2024 В Пушкинском музее открылись обновленные залы французского искусства Посетители впервые после длительной реставрации увидят работу Никола Пуссена «Сатир и нимфа»
- 16.04.2024 21-я ярмарка «Арт Москва» откроется в Гостином дворе 17 апреля В смотре примут участие 250 галерей, институций и брендов
- 15.04.2024 Художник Дарья Русских представит свой стенд на ярмарке «Арт Москва» Среди работ будут представлены принты, сгенерированные совместно с искусственным интеллектом
- 15.04.2024 В МАММ открылась выставка Эрика Булатова «Живу дальше. Лаборатория художника» В экспозицию вошли более 100 работ
Топ 34
- 1. Альберто Джакометти$141,7 млн
- 2. Дэмиен Херст$100 млн
- 3. Константин Брынкуши$71 млн
- 4. Амедео Модильяни$70,7 млн
- 5. Джефф Кунс$58,4 млн
- 6. Неизвестный автор$57,2 млн
- 7. Анри Матисс$48,8 млн
- 8. Поль Гоген$30,96 млн
- 9. Генри Мур$30,1 млн
- 10. Виллем де Кунинг$29,28 млн
- 11. Пабло Пикассо$29,2 млн
- 12. Неизвестный автор$28,6 млн
- 13. Луиз Буржуа$28,16 млн
- 14. Адриан де врис$27,9 млн
- 15. Александр Колдер$25,9 млн
- 16. Неизвестный автор$23,826 млн
- 17. Дэвид Смит$23,816 млн
- 18. Ив Кляйн$22 млн
- 19. Огюст Роден$20,41 млн
- 20. Неизвестный автор$19,1 млн
- 21. Эдгар Дега$18,82 млн
- 22. Маурицио Каттелан$17,19 млн
- 23. Неизвестный автор$16,88 млн
- 24. Такаси Мураками$15,16 млн
- 25. Дональд Джадд$14,16 млн
- 26. Неизвестный автор$11,64 млн
- 27. Антонио Канова$11,5 млн
- 28. Брюс Науман$9,9 млн
- 29. Аристид Майоль$8,32 млн
- 30. Неизвестный автор$8,146 млн
- 31. Сай Туомбли$7,7 млн
- 32. Хулио Гонсалес$7,45 млн
- 33. Марино Марини$7,15 млн
- 34. Урс Фишер$6,8 млн