Art Investment

Художник недели. Владимир Янкилевский

ARTinvestment.RU рассказывает о творчестве выдающегося представителя послевоенного неофициального искусства

Недавно в лондонской Mall Galleries открылась ретроспективная выставка выдающегося русского нонконформиста Владимира Янкилевского (р. 1938), которая получила название «Анатомия чувств». Экспозиция охватывает почти полвека творческого пути. (Фотографии с выставки «Анатомия чувств» в лондонской Mall Galleries, предоставленные Владимиром Янкилевским сайту ARTinvestment.RU, можно посмотреть здесь.)

В связи с этим событием ARTinvestment.RU решил вспомнить об основных достижениях художника, а также поразмыслить о перспективах инвестиционных вложений в его работы.

Самыми известными произведениями Янкилевского, без сомнения, являются громадные полиптихи, каждый из которых представляет собой «аккорд» из нескольких пространств, где обитают невообразимые органические конструкции. К такому формату художник пришел, будучи еще совсем молодым, — в начале 1960-х годов. Полиптихи были представлены на знаменитой «Таганской выставке», организованной Элием Белютиным и его учениками в ноябре 1962 года (в число участников также вошли Эрнст Неизвестный, Юло Соостер и Юрий Соболев). Через некоторое время эту экспозицию перевезли в Манеж, где она стала частью выставки «30 лет МОСХа», знаменитой тем, что ее посетил сам Хрущёв, подвергший произведения авангардистов яростной обструкции. Картины Янкилевского, например, глава партии обозвал «мазней». После этого скандала художник вынужден был взять псевдоним — как и многие коллеги, Янкилевский зарабатывал на жизнь книжной иллюстрацией, а издательства не хотели иметь дело с художниками, которых «не понял» генсек..

Следующая крупная московская выставка, на которой можно было увидеть работы живописца, прошла лишь тринадцать лет спустя — это была первая «разрешенная» экспозиция советского авангарда, для которой выделили павильон «Пчеловодство» на ВДНХ. К тому времени за плечами Янкилевского уже было несколько европейских выставок, в том числе в таких известных галереях, как Gmurzynska (Кёльн) и галерея Дины Верни (Париж), а также солидный опыт работы в качестве иллюстратора (в частности, для журнала «Знание — сила»). В те годы художник начал создавать трехчастные композиции, в которых находит свое выражение идея единства мужского и женского начал с универсумом, который представлен в виде абстракции, занимающей центральную панель. Слева от универсума находится женское тело, отчасти робот, отчасти «примитив», с малюсенькой головой, но с акцентированными первичными и вторичными половыми признаками. Правая часть триптиха — это «автопортрет», мужское начало. Оно представлено в образе головы, форма которой напоминает ритуальную маску какого-нибудь первобытного племени. По словам художника, проникновение в его работы элементов архаики «было довольно случайным: я не копировал древние образцы, не подражал им, а занимался другим, выясняя, где проходит граница между живым и мертвым… Пытаясь воспроизвести эту жизнь и выработать динамичную, пластическую систему, где бы все нашло свое место и обрело контакты с визуальной реальностью, я неожиданно пришел к созданию образов, похожих на архаические, и до меня вдруг дошло, что это и есть путь, которым неизменно следовали художники, в особенности древних времен: тогда не имитировали реальность, а стремились выразить жизнь, и получались негритянские маски, получались... в общем, вы понимаете. Что бы я ни делал потом, всех этих монстров, чудовищ, я руководствовался найденным принципом, и возникали персонажи абсолютно для меня живые, но вместе с тем архаичные; уже после я понял, что архаика лежит в основе любого искусства, будучи его скелетом, подчас невидимым». Архаическое в его картинах соединяется с техногенным, и получаются невиданные гибриды, чем-то напоминающие те, что придумывает выдающаяся французская художница Орлан (Orlan, р. 1947), которая, как и Янкилевский, занимается проблемой мутации тела и сознания человека. Мужчина и женщина у него — это две стороны одного существа; мужской образ символизирует движение, а женский — стабильность. В более поздних работах оба начала переплетаются друг с другом, а универсум их окружает. Помимо триптихов, художник создает также отдельные картины и графические работы с изображением мужских голов и женских туловищ.

Одной из главных тем творчества Янкилевского является многослойность мира, одновременное существование нескольких реальностей: «космического» и вечного, приватных фантазий, давления социума… Начиная с 1970-х годов все большую значимость в его произведениях приобретает образ двери, которая отделяет один мир от другого. Художник начал вводить в свои композиции настоящие двери и другие объекты, позаимствованные у серой советской повседневности, которую Янкилевский критиковал так же жестко, как и его коллега Илья Кабаков. Главными героями своих картин он все чаще делал безликих, «маленьких» людей — понурых, в одинаковых темных пальто, с авоськами и прочими атрибутами немилосердной «совковой» действительности. Позже он стал помещать своих персонажей в ящики странной формы, «благодаря» которым тела оказывались в крайне неудобных позах — это символизирует конформизм, стремление адаптироваться, делать «как надо». Янкилевского, впрочем, никак нельзя отнести к художникам, занимающимся исключительно социальной критикой. Он приводит в пример Ван Гога, который олицетворяет собой образ художника, находящегося в стороне от «актуального», сиюминутного, — «речь идет… о создании собственного видения, языка, о синтезе современного и архаического внутри экзистенциального ящика». Янкилевский восхищается живописцами, в творчестве которых сосуществуют эпический размах, яростная экспрессия и эротические мотивы, — среди своих кумиров он называет Пикассо, Бэкона и Макса Эрнста.

В Москве ретроспективы Владимира Янкилевского организовывались четыре раза — в 1978, 1987, 1995–1996 и 2007 годах. Его работы входят в коллекции многих известных зарубежных музеев, в числе которых кёльнский Музей Людвига, парижский Центр Помпиду и пражская Национальная галерея.

На открытые торги, впрочем, произведения художника выставляются не так уж и часто. Самым дорогим его произведением, когда-либо появлявшимся на аукционе, является картина «Город, сумерки», 29 февраля 2008 года принесшая на Phillips de Pury 55 тысяч фунтов (109 тысяч долларов) без комиссии. Интересно, что эстимейт работы составлял всего 8–12 тысяч фунтов.

К сожалению, текущая аукционная статистика мало поможет в принятии инвестиционных решений по этому художнику. По мнению многих специалистов, его работы сильно недооценены — то есть цены не дотягивают до основных диапазонов, в которых торгуются произведения других шестидесятников первого ряда. Одна из причин этого — инерция традиционных коллекционеров шестидесятников, для которых оптика работ Янкилевского слишком экстравагантна и более созвучна современному искусству. Иногда способность художника сильно опередить свое время мешает его карьере. Но чем сильнее система стремится к равновесию, тем выше вероятность взрывного ценового прогресса. Поэтому ARTinvestment.RU уже несколько лет рекомендует работы Янкилевского как весьма перспективные для коллекционирования. Особенно это будет касаться произведений наилучшего качества.

Источники: yankilevsky.free.fr, members.tripod.com/~barashw/zerkalo/13-14/yankilev.html, ogoniok.com, supernew.ej.ru, artinvestment.ru

P. S. На сайте ARTinvestment.RU также можно почитать:
Инвестиционные идеи на рынке искусства. Мысль № 1. Вложения в работы Владимира Янкилевского


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/artistofweek/20100303_vladimir_yankilevsky.html
https://artinvestment.ru/en/invest/artistofweek/20100303_vladimir_yankilevsky.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».