- Иван Тузов - «Закат»
- Есть вот такой Жерноклюев
- Зверев?
- Атрибуция, определение автора по автографу, оценка
- Художник Uncognito
- Шипилин Игорь Николаевич, картины
- Александр Сигов "Холодный рассвет на огненном гранате"
- Андрей Геннадиев "Чувства"
- Андрей Геннадиев "Белла"
- Андрей Геннадиев "Христианский Философ"
Художник недели. Владимир Янкилевский
ARTinvestment.RU 03 марта 2010
ARTinvestment.RU рассказывает о творчестве выдающегося представителя послевоенного неофициального искусства
Недавно в лондонской Mall Galleries открылась ретроспективная выставка выдающегося русского нонконформиста Владимира Янкилевского (р. 1938), которая получила название «Анатомия чувств». Экспозиция охватывает почти полвека творческого пути. (Фотографии с выставки «Анатомия чувств» в лондонской Mall Galleries, предоставленные Владимиром Янкилевским сайту ARTinvestment.RU, можно посмотреть здесь.)
В связи с этим событием ARTinvestment.RU решил вспомнить об основных достижениях художника, а также поразмыслить о перспективах инвестиционных вложений в его работы.
Самыми известными произведениями Янкилевского, без сомнения, являются громадные полиптихи, каждый из которых представляет собой «аккорд» из нескольких пространств, где обитают невообразимые органические конструкции. К такому формату художник пришел, будучи еще совсем молодым, — в начале 1960-х годов. Полиптихи были представлены на знаменитой «Таганской выставке», организованной Элием Белютиным и его учениками в ноябре 1962 года (в число участников также вошли Эрнст Неизвестный, Юло Соостер и Юрий Соболев). Через некоторое время эту экспозицию перевезли в Манеж, где она стала частью выставки «30 лет МОСХа», знаменитой тем, что ее посетил сам Хрущёв, подвергший произведения авангардистов яростной обструкции. Картины Янкилевского, например, глава партии обозвал «мазней». После этого скандала художник вынужден был взять псевдоним — как и многие коллеги, Янкилевский зарабатывал на жизнь книжной иллюстрацией, а издательства не хотели иметь дело с художниками, которых «не понял» генсек..
Следующая крупная московская выставка, на которой можно было увидеть работы живописца, прошла лишь тринадцать лет спустя — это была первая «разрешенная» экспозиция советского авангарда, для которой выделили павильон «Пчеловодство» на ВДНХ. К тому времени за плечами Янкилевского уже было несколько европейских выставок, в том числе в таких известных галереях, как Gmurzynska (Кёльн) и галерея Дины Верни (Париж), а также солидный опыт работы в качестве иллюстратора (в частности, для журнала «Знание — сила»). В те годы художник начал создавать трехчастные композиции, в которых находит свое выражение идея единства мужского и женского начал с универсумом, который представлен в виде абстракции, занимающей центральную панель. Слева от универсума находится женское тело, отчасти робот, отчасти «примитив», с малюсенькой головой, но с акцентированными первичными и вторичными половыми признаками. Правая часть триптиха — это «автопортрет», мужское начало. Оно представлено в образе головы, форма которой напоминает ритуальную маску какого-нибудь первобытного племени. По словам художника, проникновение в его работы элементов архаики «было довольно случайным: я не копировал древние образцы, не подражал им, а занимался другим, выясняя, где проходит граница между живым и мертвым… Пытаясь воспроизвести эту жизнь и выработать динамичную, пластическую систему, где бы все нашло свое место и обрело контакты с визуальной реальностью, я неожиданно пришел к созданию образов, похожих на архаические, и до меня вдруг дошло, что это и есть путь, которым неизменно следовали художники, в особенности древних времен: тогда не имитировали реальность, а стремились выразить жизнь, и получались негритянские маски, получались... в общем, вы понимаете. Что бы я ни делал потом, всех этих монстров, чудовищ, я руководствовался найденным принципом, и возникали персонажи абсолютно для меня живые, но вместе с тем архаичные; уже после я понял, что архаика лежит в основе любого искусства, будучи его скелетом, подчас невидимым». Архаическое в его картинах соединяется с техногенным, и получаются невиданные гибриды, чем-то напоминающие те, что придумывает выдающаяся французская художница Орлан (Orlan, р. 1947), которая, как и Янкилевский, занимается проблемой мутации тела и сознания человека. Мужчина и женщина у него — это две стороны одного существа; мужской образ символизирует движение, а женский — стабильность. В более поздних работах оба начала переплетаются друг с другом, а универсум их окружает. Помимо триптихов, художник создает также отдельные картины и графические работы с изображением мужских голов и женских туловищ.
Одной из главных тем творчества Янкилевского является многослойность мира, одновременное существование нескольких реальностей: «космического» и вечного, приватных фантазий, давления социума… Начиная с 1970-х годов все большую значимость в его произведениях приобретает образ двери, которая отделяет один мир от другого. Художник начал вводить в свои композиции настоящие двери и другие объекты, позаимствованные у серой советской повседневности, которую Янкилевский критиковал так же жестко, как и его коллега Илья Кабаков. Главными героями своих картин он все чаще делал безликих, «маленьких» людей — понурых, в одинаковых темных пальто, с авоськами и прочими атрибутами немилосердной «совковой» действительности. Позже он стал помещать своих персонажей в ящики странной формы, «благодаря» которым тела оказывались в крайне неудобных позах — это символизирует конформизм, стремление адаптироваться, делать «как надо». Янкилевского, впрочем, никак нельзя отнести к художникам, занимающимся исключительно социальной критикой. Он приводит в пример Ван Гога, который олицетворяет собой образ художника, находящегося в стороне от «актуального», сиюминутного, — «речь идет… о создании собственного видения, языка, о синтезе современного и архаического внутри экзистенциального ящика». Янкилевский восхищается живописцами, в творчестве которых сосуществуют эпический размах, яростная экспрессия и эротические мотивы, — среди своих кумиров он называет Пикассо, Бэкона и Макса Эрнста.
В Москве ретроспективы Владимира Янкилевского организовывались четыре раза — в 1978, 1987, 1995–1996 и 2007 годах. Его работы входят в коллекции многих известных зарубежных музеев, в числе которых кёльнский Музей Людвига, парижский Центр Помпиду и пражская Национальная галерея.
На открытые торги, впрочем, произведения художника выставляются не так уж и часто. Самым дорогим его произведением, когда-либо появлявшимся на аукционе, является картина «Город, сумерки», 29 февраля 2008 года принесшая на Phillips de Pury 55 тысяч фунтов (109 тысяч долларов) без комиссии. Интересно, что эстимейт работы составлял всего 8–12 тысяч фунтов.
К сожалению, текущая аукционная статистика мало поможет в принятии инвестиционных решений по этому художнику. По мнению многих специалистов, его работы сильно недооценены — то есть цены не дотягивают до основных диапазонов, в которых торгуются произведения других шестидесятников первого ряда. Одна из причин этого — инерция традиционных коллекционеров шестидесятников, для которых оптика работ Янкилевского слишком экстравагантна и более созвучна современному искусству. Иногда способность художника сильно опередить свое время мешает его карьере. Но чем сильнее система стремится к равновесию, тем выше вероятность взрывного ценового прогресса. Поэтому ARTinvestment.RU уже несколько лет рекомендует работы Янкилевского как весьма перспективные для коллекционирования. Особенно это будет касаться произведений наилучшего качества.
Источники:
P. S. На сайте ARTinvestment.RU также можно почитать:
Инвестиционные идеи на рынке искусства. Мысль № 1. Вложения в работы Владимира Янкилевского
https://artinvestment.ru/invest/artistofweek/20100303_vladimir_yankilevsky.html
https://artinvestment.ru/en/invest/artistofweek/20100303_vladimir_yankilevsky.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 28.03.2024 Анонсирован второй выпуск нижегородской ярмарки «Контур» Смотр пройдет в мае
- 27.03.2024 Не стало Ричарда Серра Американскому скульптору-минималисту было 85 лет
- 27.03.2024 Самые громкие продажи ярмарки Art Basel Hong Kong Дороже остальных ушла работа Виллема де Кунинга, проданная за $9 млн
- 25.03.2024 Суд Нью-Йорка обязал Sotheby’s раскрыть имена продавца и покупателя картины Тьеполо Работа может стать предметом иска о реституции
- 25.03.2024 Опубликован рейтинг мировой музейной посещаемости The Art Newspaper Россию в топ-10 представляет Государственный Эрмитаж
- 28.03.2024 На торги Im Kinsky выставили работу Густава Климта Эстимейт картины составляет €30–50 млн
- 26.03.2024 На посвященных современному искусству торгах Artnet установлен новый рекорд «Рекордсменом» стал Кикуо Сайто, американский абстракционист с японскими корнями
- 22.03.2024 Подборку из 200 работ Ман Рэя продают на Christie’s Их суммарный эстимейт составляет €2,4–3,5 млн
- 22.03.2024 Итоги AI Аукциона № 522 Общая выручка составила 15,1 млн рублей
- 15.03.2024 Итоги AI Аукциона № 521 Общая выручка составила 8,6 млн рублей
- 29.03.2024 Арт-кинозал: «Искусство по понятиям» AI разбирает художественные и документальные фильмы, частично или полностью посвященные рынку искусства
- 12.03.2024 ИИ в искусстве: на службе или во вред? Часть 2 Продолжение обзорного материала по сегодняшним реалиям и перспективам применения искусственного интеллекта в мире искусства
- 11.03.2024 Открыт 205-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Семёна Агроскина, Константина Батынкова, Елены Бочаровой, Игоря Воложанина, Наталии Вяткиной, Елены Епифановой, Михаила Ермолова, Николая Жатова, Александра Заикина, Наталии Земляной, Марины Лейзгольд, Сергея Максютина, Игоря Снегура
- 10.03.2024 Открыты 521-е торги AI Аукциона В каталоге 26 лотов: 15 живописных работ, 8 листов оригинальной и один — печатной графики, одна работа в смешанной технике и одна икона
- 08.03.2024 Художницы «русской орбиты» в 2023 году AI анализирует самые успешные сделки с произведениями прекрасной половины человечества на российских и зарубежных аукционах
- 26.03.2024 Орсе отмечает 150-летие импрессионизма проектом с виртуальной составляющей Проект рассказывает историю того, как художники-новаторы добивались признания публики
- 19.03.2024 В Русском музее на днях открывается выставка «Рисунки и акварели передвижников» В экспозицию войдет около 100 графических работ
- 19.03.2024 Выставку «Александр Дейнека. Курская аномалия» готовят в парке «Зарядье» Посетители увидят «Тройку» Дейнеки, не выставлявшуюся около 30 лет
- 18.03.2024 «Ленинградский ноль»: Тимур Новиков и художники его круга Экспозицию в Суздале составили более 180 произведений
- 18.03.2024 В рамках ярмарки Art Russia пройдет выставка работ Ирины Емелиной Творчество художницы представит подборка 3D-картин
Топ 34
- 1. Альберто Джакометти$141,7 млн
- 2. Дэмиен Херст$100 млн
- 3. Константин Брынкуши$71 млн
- 4. Амедео Модильяни$70,7 млн
- 5. Джефф Кунс$58,4 млн
- 6. Неизвестный автор$57,2 млн
- 7. Анри Матисс$48,8 млн
- 8. Поль Гоген$30,96 млн
- 9. Генри Мур$30,1 млн
- 10. Виллем де Кунинг$29,28 млн
- 11. Пабло Пикассо$29,2 млн
- 12. Неизвестный автор$28,6 млн
- 13. Луиз Буржуа$28,16 млн
- 14. Адриан де врис$27,9 млн
- 15. Александр Колдер$25,9 млн
- 16. Неизвестный автор$23,826 млн
- 17. Дэвид Смит$23,816 млн
- 18. Ив Кляйн$22 млн
- 19. Огюст Роден$20,41 млн
- 20. Неизвестный автор$19,1 млн
- 21. Эдгар Дега$18,82 млн
- 22. Маурицио Каттелан$17,19 млн
- 23. Неизвестный автор$16,88 млн
- 24. Такаси Мураками$15,16 млн
- 25. Дональд Джадд$14,16 млн
- 26. Неизвестный автор$11,64 млн
- 27. Антонио Канова$11,5 млн
- 28. Брюс Науман$9,9 млн
- 29. Аристид Майоль$8,32 млн
- 30. Неизвестный автор$8,146 млн
- 31. Сай Туомбли$7,7 млн
- 32. Хулио Гонсалес$7,45 млн
- 33. Марино Марини$7,15 млн
- 34. Урс Фишер$6,8 млн
- Иван Тузов - «Закат»
- Есть вот такой Жерноклюев
- Зверев?
- Атрибуция, определение автора по автографу, оценка
- Художник Uncognito
- Шипилин Игорь Николаевич, картины
- Александр Сигов "Холодный рассвет на огненном гранате"
- Андрей Геннадиев "Чувства"
- Андрей Геннадиев "Белла"
- Андрей Геннадиев "Христианский Философ"