Художник недели. Шестидесятник Николай Иванович Касаткин
До 26 июля 2015 года в Третьяковской галерее на Крымском Валу продлится выставка «Николай Касаткин. Двойная картина»
Об этом художнике в контексте инвестиционных идей стоило написать давно. Не хватало только информационного повода. И вот уже опаздываю: выставка «Николай Касаткин. Двойная картина» успела открыться в Третьяковке на Крымском Валу несколько дней назад.
Название выставки подсказывает, что проект посвящен «двойной оптике» Касаткина — самой узнаваемой теме в творчестве художника. Сильно упрощая, этот авторский философский прием можно назвать «картиной в картине» или «пространством в пространстве»: гладь формально реалистического пейзажа разрывается каким-то тоже вполне реалистическим объектом, но при этом открывается «портал» в другое измерение. Впрочем, иллюзия эта не столько оптическая, сколько смысловая.
Созвучные концептуалистские конструкции, собранные из вполне реалистических невымышленных образов, примерно в это же время создавали Олег Васильев, Эрик Булатов, Сергей Шаблавин и Франциско Инфанте. Но Касаткина ни с кем не спутать. Вдохновленные постимпрессионизмом и русской реалистической традицией, его работы по сравнению с другими куда более классичны и технически более трудоемки. В результате они берут зрителя не только идеями, но и пластическим великолепием.
Касаткин не скрывает, что художником настроения для него всегда оставался Левитан. Наряду с Фальком и Шагалом. Когда нужно быстро объяснить, что делает Касаткин, то мне проще сослаться на сцены из фильмов Тарковского. Помните ручей возле дома Криса Кельвина перед полетом на станцию «Солярис»? Помните изгородь в «Зеркале»? Вот по образности и предчувствию картины Касаткина здорово похожи.
Николай Иванович Касаткин (1932) закончил Московский государственный художественный институт им. В. И. Сурикова в 1959 году. Его бурные шестидесятые — это преимущественно полузакрытые показы в научных институтах и выставки в знаменитом кафе «Синяя птица». Друзьями и единомышленниками Касаткина в те годы и чуть позже были молодые Булатов, Васильев, Кабаков, Гросицкий, Пригов, Орлов. Несмотря на дружеские связи с представителями «Сретенской группы», Касаткин так и остался одиночкой, сам по себе. Ни в одно неформальное объединение 1960–70-х годов Касаткин не входил, и в самых резонансных протестных выставках не участвовал. Не было в его послужном списке ни «манежа-62», ни «бульдозеров», ни «пчеловодства», ни «дома культуры». При этом в МОСХовской системе официального искусства Касаткин тоже карьеры не делал. Скорее наоборот. Как и его кумир Фальк, художник, можно сказать, «равноудалился», остался на стороне «тихого искусства». Впрочем, если бы (не дай бог) пришлось под него фабриковать группу (знаменитую «лианозовскую группу», по легенде, придумали Кропивницкому на допросе), то такой для Касаткина могла бы стать «группа ЗНУИ». Дело в том, что более 30 лет Касаткин преподавал в Заочном народном университете искусств, вместе с Васильевым, Гросицким, Чуйковым, Турецким и считает этот этап довольно важным.
Сегодня за плечами художника более семидесяти групповых и двадцати персональных выставок. Работы Касаткина имеются в собраниях Третьяковки, Пушкинского музея, ММСИ, Музея Циммерли. Но, что едва ли не более показательно, его живопись представлена во многих важных частных собраниях — Михаила Алшибаи, Владимира Антоничука, Александра Смузикова, Виктора Бондаренко. Для рынка произведений художника выбор известных коллекционеров зачастую даже более важен, чем формальная музеефикация творчества.
Пожалуй, с этого момента пора перейти с территории искусства на более привычную территорию денег и инвестиций.
Собственно, с решения практической задачи однажды все и началось. Некоторое время назад чете молодых коллекционеров потребовался добрый совет. Они искали в интерьер картину определенного формата, удовлетворяющую следующим критериям: имя, наличие аукционных результатов, новаторская идея, но при этом не радикальное, а больше классическое пластическое решение. Да, и при всем при этом, чтобы еще цена была не запредельная — менее 10 тысяч долларов. Конечно, когда вы знаете ответ, уже не так интересно. Но, поверьте, в тот момент пришлось крепко поломать голову, чтобы совместить все запросы и назвать фамилию художника.
Картину Касаткина они тогда так и не купили. И совершенно зря. Под все критерии он подходил идеально. Самым непростым условием поиска было требование найти вещь, в которой современная концепция была бы визуализирована средствами реалистической живописи. В современном искусстве такое встречается не часто. Людям, оптика которых настроена на классику, современную образность не продашь, только напугаешь. А у Касаткина сюжеты вполне комфортные для жизни.
Второе узкое место для многих хороших современных художников — отсутствие статистики аукционных продаж. И тут тоже повезло. Картины Касаткина продавались на аукционах, в том числе на Sotheby’s и на Christie’s. Аукционный рекорд для творчества художника был установлен в 2008 году на Christie’s — 16,25 тысячи фунтов за исполинский и очень эффектный холст «Портал». А годом ранее на Sotheby’s другой двухметровый холст Николая Касаткина было продан за 10,8 тысячи фунтов. Читатели, которые следят за нашими публикациями, тут же обратят внимание: так то ж был пик для русского искусства, период максимальных, докризисных цен. Правильно, все так. И цены с тех пор скорректировались вниз, как и почти на все.
Но есть информация посвежее. Так, в начале 2015 года на галерейном рынке отменные работы Николая Касаткина метрового размера в Москве можно было купить примерно за 8–10 тысяч долларов. Правда, это было еще до выставки в Третьяковке. После таких индикативных событий цены должны подрастать. Раньше рост цен после важной выставки можно было прогнозировать очень уверенно. Но с поправкой на наше непредсказуемое время нужно везение. Впрочем, наличие довольно мощных движущих сил позволяет предположить: с ценовой динамикой у Касаткина в будущем должно быть все нормально. А точнее совет можно сформулировать так: нужно внимательно взвешивать риски и свои возможности, но в список инвестиционных идей для рассмотрения записать фамилию Касаткина точно будет не лишним.
Выставка Николая Касаткина в Третьяковской галерее на Крымском Валу продлится до 26 июля 2015 года.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/artistofweek/20150318_kasatkingtg.html
https://artinvestment.ru/en/invest/artistofweek/20150318_kasatkingtg.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.