Art Investment

Художники и цены

Художник недели: Анатолий Петрицкий

Живописец, график, сценограф, теоретик искусства, один из ведущих представителей украинского авангарда 1920-х годов Анатолий Галактионович Петрицкий родился в Киеве 31 января (12 февраля по н. ст.) 1895 года.

Учился в Киевском художественном училище у А. А. Мурашко (1910–1918). С 1914 года регулярно принимал участие в выставках. С 1917 года работал как сценограф, испытал влияние А. А. Экстер. В революционные годы занимался созданием афиш и агитационных плакатов.

В начале 1920-х годов переехал в Москву. В 1922–1924 годах посещал занятия во ВХУТЕМАСе, где занимался под руководством А. Д. Древина и Н. А. Удальцовой. В этот период выполнил ряд беспредметных картин и рисунков.

В 1923 году оформил балет «Нур и Анитра» на музыку А. А. Ильинского, постановка М. М. Мордкина (Нью-Йорк).

Сотрудничал с балетмейстером Л. И. Лукиным: в 1923 году оформил танцевальный номер на музыку «Прелюдии» А. Н. Скрябина для Московского свободного балета.

В 1925 году экспонировал свои произведения на Международной выставке декоративных искусств и художественной промышленности в Париже.

В 1925 году переехал в Харьков. Работал в харьковских театрах. Был членом художественного совета Харьковского государственного оперного театра. В государственном оперном театре оформил: оперу «Сорочинская ярмарка» М. П. Мусоргского (1925); балет «Корсар» А. Адана (1925); балет «Красный мак» Р. М. Глиэра (1927); оперу «Вильгельм Телль» Дж. Россини (1927); музыкальную драму «Тарас Бульба» Н. В. Лысенко (по Н. В. Гоголю, 1927); оперу «Турандот» Дж. Пуччини (1928) и др.

В 1925 году в харьковском Государственном Украинском драматическом театре им. Ивана Франко оформил комедию «Вий» (инсценировка О. Вишни по мотивам повести Н. В. Гоголя и пьесы М. Л. Кропивницкого). В 1927 году оформил постановку «Северные богатыри» Г. Ибсена в театре им. Т. Г. Шевченко в Харькове.

В конце 1920-х — начале 1930-х годов работал с режиссером Н. М. Фореггером: оформил оперу «Князь Игорь» А. П. Бородина (1929) и балет-пантомиму «Футболисты» В. А. Оранского (1930); оперу Б. Н. Лятошинского «Золотой обруч» (1930); оперу М. Бранда «Машинист Хопкинс» (1931) в Харьковском театре оперы и балета. Еще одна совместная работа Фореггера и Петрицкого — балетный номер на музыку К. Сен-Санса «Пляска смерти», который был включен в дивертисмент из танцевальных номеров, поставленных Фореггером в том же 1931 году.

Оформил спектакль «Девушки нашей страны» И. К. Микитенко (1933) в Харьковском театре Революции.

В 1920–30-е годы работал также как карикатурист и книжный иллюстратор, писал станковые картины на темы жизни рабочих; создал серию портретов деятелей украинской литературы и театра (1928–1932).

Сотрудничал с балетмейстером К. Я. Голейзовским с начала 1920-х годов. В 1923 году был художником московского Театра миниатюр (б. «Кривой Джимми»), где Голейзовский заведовал хореографической частью. В том же году вместе с Б. Р. Эрдманом был художником по костюмам в поставленной Голейзовским программе «Эксцентрические танцы». В Театре миниатюр оформлял концертные номера, в том числе «Danse macabre», «Хореографическая скороговорка», «Чемпионат фокстрота» (все — на музыку Юр. Юргенсона), «Эксцентрический танец» на музыку Ю. С. Милютина, «Японский балет», «Эксцентрический танец» на музыку Ю. Юдина, «Испанский танец», «Чистильщик сапог» на музыку М. И. Блантера, «Бостонские динамитчики» (постановка совместно с А. Г. Алексеевым), «Музыкальная табакерка», «Уголок цирка» (постановка совместно с А. Г. Алексеевым и Е. Д. Вигилёвым).

В 1923–1924 годах для Московского Камерного балета (коллектив К. Я. Голейзовского) оформил балеты «Радуга» Ю. С. Милютина и «Над городом» М. И. Блантера (постановки не были осуществлены), оформлял также и концертные номера Московского Камерного балета (вместе с Б. Р. Эрдманом). В 1924 году сделал конструктивный макет для неосуществленного балета «Смерть Изольды» на музыку Р. Вагнера в постановке Голейзовского. В 1925 году, как член художественного совета Харьковского оперного театра, вел переговоры с Голейзовским о постановке им балета в театре. Голейзовский ответил согласием, предложив балет В. Н. Василенко «Иосиф Прекрасный» (поставленный в том же 1925 году в Большом театре в Москве) и выдвинув обязательным условием участие в работе самого Петрицкого и Б. Р. Эрдмана (тогда эта постановка не состоялась).

В 1926 году оформил оперу А. П. Бородина «Князь Игорь» в Одесском театре оперы и балета (Голейзовский поставил для этой оперы хореографическую картину «Половецкий стан»).

В 1934–1935 годах продолжил сотрудничество с К. Я. Голейзовским в Харьковском государственном академическом театре.

В 1940–50-х годах сотрудничал с Большим театром в Москве, создал оформление для нескольких спектаклей — в частности, эскизы костюмов и декораций к опере Ю. А. Шапорина «Декабристы» (1953).

В 1946–1950 годах преподавал в Киевском художественном институте, профессор (с 1947).

В 1981 году была опубликована книга воспоминаний художника.

Народный художник СССР (1944). Дважды лауреат Государственной премии СССР — за оформление в Киевском драматическом театре им. Ивана Франко спектаклей А. Е. Корнейчука «Макар Дубрава» (1948) и «Калиновая роща» (1950).

Скончался 6 марта 1964 года в Киеве.

Увидеть театральную графику А. Г. Петрицкого до 27 декабря 2012 года можно на выставке «Художники театра Касьяна Голейзовского. 1918–1932» в галерее «Элизиум».

Источники:

1. «Художники театра Касьяна Голейзовского. 1918–1932». Каталог выставки. М.: Галерея «Элизиум». 2012. С. 174–185

2. artinvestment.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/artistofweek/20121221_petritsky.html
https://artinvestment.ru/en/invest/artistofweek/20121221_petritsky.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

Сегодня в продаже на Аукционе

БЕНУА Николай Александрович (1901–1988) Маски на карнизе. Эскиз фрагмента декорации к спектаклю «Бал-маскарад». 1979 (31,5 × 22,4 см в свету)

Текущая ставка100 RUB
Окончание торгов2024-05-10 12:00
сделать ставку

ГОНЧАРОВА Наталия Сергеевна (1881‒1962) Испанка с веером. Вторая половина 1910-х (41 × 25)

Текущая ставка500000 RUB
Окончание торгов2024-05-10 12:00
сделать ставку

СТОЖАРОВ Владимир Фёдорович (1926–1973) В юрте. Казбек. 1954 (37,5 × 31,5 см)

Текущая ставка50000 RUB
Окончание торгов2024-05-10 12:00
сделать ставку
На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».