1895–1964
Псевдонимы, автонимы и варианты написания: Анатоль
Живописец, график, сценограф, теоретик искусства
Образование получил в 1910–1918 в Киевском художественном училище у А. А. Мурашко. С 1914 регулярно принимал участие в украинских и русских выставках. С 1917 работал как сценограф, испытал влияние А. А. Экстер. Занимался созданием афиш и агитационных плакатов.
В начале 1920-х переехал в Москву. В 1922 вместе с К. Я. Голейзовским работал над Эксцентрическими танцами в Московском Камерном балете. В 1922–1924 посещал занятия во ВХУТЕМАСе, где занимался под руководством А. Д. Древина и Н. А. Удальцовой. Выполнил ряд беспредметных картин и рисунков.
В 1924 создал эскизы костюмов и декораций на тему оперы Р. Вагнера «Тристан и Изольда» (постановка не осуществлена). В 1925 экспонировал свои произведения на Международной выставке художественно-декоративных искусств в Париже.
В 1925 переехал в Харьков. Работал как карикатурист и книжный иллюстратор, писал станковые картины на темы жизни рабочих. Занимался сценографией, сотрудничал с различными украинскими театрами. В 1925 оформил оперу М. П. Мусоргского «Сорочинская ярмарка» в Украинской столичной опере в Харькове, в 1933 — спектакль «Девушки нашей страны» И. К. Микитенко в Харьковском театре Революции. В 1928–1932 создал серию портретов деятелей украинской литературы и театра.
В 1944 был удостоен звания народного художника СССР. В 1948 и 1950 за оформление спектаклей «Макар Дубрава» и «Калиновая роща» А. Е. Корнейчука в Киевском драматическом театре им. И. Я. Франко награжден Государственными премиями СССР.
В 1940-х — 1950-х сотрудничал с Большим театром в Москве, в частности создал эскизы костюмов и декораций к опере Ю. А. Шапорина «Декабристы» (1953).
В 1946–1950 преподавал в Киевском художественном институте, с 1947 — профессор.
В 1981 была опубликована книга воспоминаний художника.
Петрицкий — один из ведущих представителей украинского авангарда 1920-х, наряду с А. К. Богомазовым, В. Д. Ермиловым, Лесем Курбасом и другими. В раннем творчестве испытал влияние идей импрессионизма и постимпрессионизма. В 1920-х работал как конструктивист. В 1930-х индивидуальная манера снова претерпела изменения, Петрицкий отошел от конструктивизма, ориентируясь в своем творчестве на традиции народного украинского искусства. Для его картин, эскизов костюмов и декораций позднего периода характерны звучность цвета и декоративность.
Произведения художника находятся во многих музейных и частных собраниях.
«Почему оно столько стоит?» Часть 1
15.11.2024Редкие экспонаты: Врубель, Руссо, Айвазовский на аукционе шедевров
12.11.2024Отчет Survey of Global Collecting 2024: показатели и выводы
12.11.2024Открыт очередной осенний аукцион шедевров AI «Первые имена»
11.11.2024Структура арт-рынка в инфографике и цифрах. Часть 2
08.11.2024Структура арт-рынка в инфографике и цифрах. Часть 1
05.11.2024Открыт 237-й кураторский аукцион AI «21-й век. Современное российское искусство»
04.11.2024Открыты 555-е торги аукциона ARTinvestment.RU
04.11.2024Рынок русского искусства за рубежом. Итоги 3 квартала 2024
01.11.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе