Майская аукционная неделя — 2024 в Нью-Йорке: ожидания, результаты и выводы
ARTinvestment.RU изучает продажи главных международных торгов с начала сезона
В Нью-Йорке завершилась самая ожидаемая с начала года неделя, для которой каждый из трех крупнейших аукционов традиционно собрал на вечерних торгах ультрадорогое и сверхценное искусство. По ее результатам арт-рынок привык судить о том, задался ли новый сезон или нет. Присмотримся внимательнее вместе (в скобках — разница с майскими торгами 2023 года).
• Общий объем продаж: $937,3 млн (–22,2 %);
• Ожидаемый объем продаж по среднему эстимейту: $1,13 млрд, выполнен на 83 %;
• Продано лотов: 232 (–15,3 %);
• Доля проданных лотов: 93,9 % (+5,6 %);
• Средняя стоимость лота: $4,04 млн (–8,1 %);
• Покупательная способность (доля лотов, проданных выше среднего эстимейта): 30,8 % (–37,1 %);
•Доля Christie’s в общем объеме продаж составила 47 %, Sotheby’s — 45 %, Phillips — 8 %.
Начать разбор следует с упоминания невиданного технологического скандала, предшествовавшего «майской неделе». За несколько дней до торгов Christie’s сообщил, что сервера аукционного дома подверглись хакерской атаке, в результате которой перестали работать официальный сайт и мобильное приложение. Впрочем у знающих людей это вызвало справедливо недоверие: личные и платежные данные коллекционеров (главный актив любого аукциона) не хранятся на серверах, связанных с сайтом, и случившаяся коллизия больше смахивала на влияние человеческого фактора внутри компании. Забегая вперед, отметим, что и сайт, и приложение «провисели» в полурабочем состоянии в течение 10 дней, после чего заработали в штатном режиме. Как мы видим, это не повлияло на продажи: Christie’s пятый «майский» сезон подряд стал лидером в гонке «Большой Тройки» по обороту. Однако внимания к событиям в Нью-Йорке однозначно добавило.
Остановимся на наиболее примечательных моментах майской аукционной недели.
Самый низкий объем продаж с 2020 года
Финансовые результаты нынешнего сезона оказались на 22,2 % ниже, чем в мае 2023 года, и на целых 54,6 % ниже, чем в мае 2022-го. Общее количество проданных лотов также снизилось (на 15,3 %), однако доля проданных предметов немного выросла (на 5,6 %). Объемы продаж Sotheby’s и Christie’s упали на 17,5 % и 30,5 % соответственно, в то время как выручка Phillips увеличилась на 27,9 % по сравнению с майскими торгами годом ранее.
Снижение продаж в сегменте работ стоимостью более $10 млн
В этом сезоне было продано 24 лота дороже $10 млн каждый. Аналогичный показатель в 2023-м году составил 29 лотов, в 2022-м — 46 лотов. В целом данный сегмент принес продавцам $467 млн (на 24,8 % меньше, чем годом ранее), или 49,8 % общей выручки по всем ценовым категориям. Самым дорогим лотом стала картина Жан-Мишеля Баскии Untitled (ELMAR) 1982 года, которая была продана на аукционе Phillips за $40,2 млн (хотя свои «Баскии» были заявлены у каждого из трех топ-аукционов).
Таблица 1. Топ-10 работ, проданных на нью-йоркских майских торгах 2024 года
№ | Художник | Название работы | Категория | Аукционный дом | Стоимость работы по молотку, $ млн |
1 | Жан-Мишель Баския | Untitled (ELMAR) | Современное искусство | Phillips | 40,2 |
2 | Энди Уорхол | Flowers | Послевоенное искусство | Christie's | 30,5 |
3 | Клод Моне | Meules à Giverny | Импрессионизм | Sotheby's | 30,0 |
4 | Винсент ван Гог | Coin de jardin avec papillons | Импрессионизм | Christie's | 28,5 |
5 | Жан-Мишель Баския | The Italian Version of Popeye has no Pork in his Diet | Современное искусство | Christie's | 27,5 |
6 | Леонора Кэррингтон | Les Distractions de Dagobert | Послевоенное искусство | Sotheby's | 24,5 |
7 | Дэвид Хокни | A Lawn Being Sprinkled | Современное искусство | Christie's | 24,5 |
8 | Френсис Бэкон | Portrait of George Dyer Crouching | Модернизм | Sotheby's | 24,5 |
9 | Джоан Митчелл | Noon | Послевоенное искусство | Sotheby's | 20,5 |
10 | Лучо Фонтана | Concetto spaziale, La fine di Dio | Модернизм | Sotheby's | 19,7 |
Рост продаж в сегменте работ стоимостью менее $1 млн
В сегменте до $1 млн коллекционеры проявили серьезную активность: объем продаж здесь составил $42,9 млн (в 2023-м — $44,1 млн). Выше нижней границы эстимейта было продано 62,0 % лотов, а цены 14 из 79 лотов со средней оценкой ниже $1 млн превысили $1 млн по молотку — что говорит о высоком спросе на подобные лоты, в том числе с инвестиционным прицелом (как мы помним, сегмент $0,5–5 млн имеет наибольший потенциал для роста стоимости).
Высокие показатели по количеству проданных лотов
Доля проданных лотов по сравнению с 2023 годом уменьшилась, однако все аукционные дома все же добились высоких уровней продаж (в среднем 93,9 %), обеспечивая лоты аукционными гарантиями либо снимая предметы с торгов при отсутствии явных покупателей. Всего с майских торгов в 2024 году было снято 14 лотов (годом ранее — 20), оценка которых составила $61,2 млн по нижней границе. Из 247 дошедших до вечерних торгов предметов искусства 67 % были проданы ниже среднего эстимейта (в мае 2023 года — 77 %), а 31 % — выше такового (годом ранее — 34 %).
Таблица 2. Топ-10 художников по капитализации лотов, проданных на нью-йоркских майских торгах 2024 года
№ | Художник | Категория | Страна происхождения | Кол-во проданных работ, шт. | Объем продаж, $ млн |
1 | Клод Моне | Импрессионизм | Франция | 9 | 93,9 |
2 | Жан-Мишель Баския | Современное искусство | США | 7 | 93,4 |
3 | Энди Уорхол | Послевоенное искусство | США | 6 | 55,0 |
4 | Джоан Митчелл | Послевоенное искусство | США | 5 | 50,5 |
5 | Пабло Пикассо | Модернизм | Испания | 8 | 39,9 |
6 | Рене Магритт | Модернизм | Бельгия | 6 | 33,4 |
7 | Дэвид Хокни | Современное искусство | Великобритания | 2 | 31,7 |
8 | Винсент ван Гог | Импрессионизм | Нидерланды | 2 | 29,1 |
9 | Леонора Кэррингтон | Послевоенное искусство | Мексика | 2 | 26,5 |
10 | Френсис Бэкон | Модернизм | Великобритания | 1 | 24,5 |
Решающая роль аукционных гарантий
Совокупный объем гарантий (по нижней границе эстимейта) составил $683 млн (годом ранее — $766 млн). Однако при этом гарантами был обеспечен страховочный выкуп 131 лота — в мае 2023 года таковых было 104. По данным ArtTactic, общая доходность гарантов по итогам торгов составила 6,8 % (в расчет бралась совокупная стоимость выкупленных гарантами лотов относительно их средней оценки, без учета комиссий аукционных домов и прочих издержек). Гарантии частных лиц составили 89 % стоимости «обеспеченных» лотов, аукционные дома стали гарантами оставшихся 11 %.
Сохранение спроса на произведения женщин-художниц
Общий объем продаж произведений женщин-художниц составил $159,8 млн, что немногим ниже отметки в $166 млн, достигнутой в мае 2023 года. При этом на долю работ женщин-художниц пришлось 17,1 % совокупной стоимости майских продаж (13,5 % в прошлом году). Новые аукционные рекорды были установлены Леонорой Кэррингтон ($26,5 млн) и Аной Мендьетой ($567 тыс.).
Снижение результатов молодых художников
Снижение продаж — как в объеме, так и по количеству лотов — молодых художников (до 45 лет) продолжилось и в этом сезоне: $13 млн и 19 лотов в 2024 году по сравнению с $15,1 млн и 23 лотами в мае 2023-го. В этом сезоне в майских торгах приняли участие семнадцать молодых художников, на долю которых пришлось 7 из 25 топ-продаж по соотношению стоимости молотка и среднего эстимейта (другими словами, проданных значительно дороже ожиданий рынка).
Таблица 3. Топ-10 работ молодых художников (до 45 лет), проданных на нью-йоркских майских торгах 2024 года
№ | Художник | Пол художника | Страна происхождения | Кол-во проданных работ, шт. | Объем продаж, $ млн. |
1 | Эйвери Сингер | Женский | США | 1 | 2,6 |
2 | Нджидека Акунили Кросби | Женский | Нигерия | 1 | 1,6 |
3 | Тойин Оджи Одутола | Женский | Нигерия | 1 | 1,6 |
4 | Люси Булл | Женский | США | 1 | 1,5 |
5 | Жаде Фадоютими | Женский | Великобритания | 2 | 1,4 |
6 | Кристина Куорлз | Женский | США | 2 | 1,1 |
7 | Джастин Кагиат | Мужской | США | 1 | 0,9 |
8 | Шара Хьюз | Женский | США | 1 | 0,5 |
9 | Тауба Ауэрбах | Женский | США | 1 | 0,4 |
10 | Луи Фратино | Мужской | США | 1 | 0,4 |
Таблица 4. Топ-10 работ, проданных на нью-йоркских майских торгах 2024 года с превышением средней оценки
№ | Художник | Название работы | Страна происхождения | Категория | Соотношение цены продажи по молотку и среднего эстимейта |
1 | Ана Мендьета | Silueta Works in Mexico | Куба | Современное искусство | 3,67 |
2 | Эрнан Бас | Trying to fit in | США | Современное искусство | 3,65 |
3 | Джастин Кагиат | The saint is never busy | Япония/США | Ультрасовременное искусство | 3,44 |
4 | Яёи Кусама | The Pacific Ocean | Япония | Послевоенное искусство | 3,04 |
5 | Рене Магритт | Les grâces naturelles | Бельгия | Модернизм | 3 |
6 | Марина Перес Симау | Untitled | Бразилия | Ультрасовременное искусство | 2,8 |
7 | Ремедиос Варо | Esquiador (Viajero) | Испания | Современное искусство | 2,72 |
8 | Рой Лихтенштейн | I Love Liberty (Study) | США | Послевоенное искусство | 2,71 |
9 | Пьер Боннар | Nu s'habillant | Франция | Импрессионизм | 2,5 |
10 | Люси Булл | 16:10 | США | Ультрасовременное искусство | 2,42 |
Выводы по итогам «майской недели» 2024 года
1. Аукционные дома считают 2024 год кризисным. Как мы помним, в периоды экономических кризисов регуляторы арт-рынка — прежде всего крупные аукционы — намеренно ограничивают количество лотов, уменьшая предложение для роста спроса. Подобное мы наблюдаем и сегодня — стало быть, официально необъявленный кризис имеет место.
2. Коллекционеры остались при деньгах. Предложенные лоты выкупаются достаточно охотно, пусть и без серьезных переплат. Другими словами, деньги у потенциальных владельцев имеются и при появлении достойного предложения тратятся весьма щедро. Но такие предложения сегодня редки: коллекционеры молча наблюдают за рынком, сидя на сундуках с деньгами.
3. Деньги не любят светиться. 22 из 25 самых дорогих лотов были приобретены по телефону.
4. Инвестиционные мотивы доминируют. Активность коллекционеров по части аукционных гарантий (инвестиции в краткосрочной перспективе) и покупки ультрасовременного искусства молодых художников (инвестиции в среднесрочной перспективе) недвусмысленно намекают на следующий цикличный этап развития арт-рынка: спустя 20 лет мы снова возвращаемся к эпохе арт-инвестиций.
5. Увеличение возраста молодых художников до 45 лет пошло рынку на пользу. «Перезапуск» рынка «молодого искусства» под именем искусства ультрасовременного с расширением возрастного охвата художников состоялся достаточно успешно. Как минимум много достойных имен, в прежние времена подлежавших «списанию» рынком как не оправдавшие надежды до 40 лет, сегодня получили 5-летнюю отсрочку и одновременно — внимание коллекционеров. Очень часто — внимание целиком заслуженное. В этом и кроется один из секретов роста продаж «молодого искусства»: в него влилось много достойных художников возрастом постарше.
В целом ситуацию можно описать еще короче: «Снова замерло все до рассвета». А «рассвет» будет после выборов в США, причем вне зависимости от их результата: крупный частный капитал всегда вне политики. Интересно, что следующие крупные торги «Большой Тройки» — ноябрьская неделя — по времени как раз совпадут с электоральными движениями. Тогда и проверим нашу догадку.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20240524_May24NewYork.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20240524_May24NewYork.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.