Art Investment

Майская аукционная неделя — 2024 в Нью-Йорке: ожидания, результаты и выводы

ARTinvestment.RU изучает продажи главных международных торгов с начала сезона

В Нью-Йорке завершилась самая ожидаемая с начала года неделя, для которой каждый из трех крупнейших аукционов традиционно собрал на вечерних торгах ультрадорогое и сверхценное искусство. По ее результатам арт-рынок привык судить о том, задался ли новый сезон или нет. Присмотримся внимательнее вместе (в скобках — разница с майскими торгами 2023 года).

• Общий объем продаж: $937,3 млн (–22,2 %);

• Ожидаемый объем продаж по среднему эстимейту: $1,13 млрд, выполнен на 83 %;

• Продано лотов: 232 (–15,3 %);

• Доля проданных лотов: 93,9 % (+5,6 %);

• Средняя стоимость лота: $4,04 млн (–8,1 %);

• Покупательная способность (доля лотов, проданных выше среднего эстимейта): 30,8 % (–37,1 %);

•Доля Christie’s в общем объеме продаж составила 47 %, Sotheby’s — 45 %, Phillips — 8 %.

Начать разбор следует с упоминания невиданного технологического скандала, предшествовавшего «майской неделе». За несколько дней до торгов Christie’s сообщил, что сервера аукционного дома подверглись хакерской атаке, в результате которой перестали работать официальный сайт и мобильное приложение. Впрочем у знающих людей это вызвало справедливо недоверие: личные и платежные данные коллекционеров (главный актив любого аукциона) не хранятся на серверах, связанных с сайтом, и случившаяся коллизия больше смахивала на влияние человеческого фактора внутри компании. Забегая вперед, отметим, что и сайт, и приложение «провисели» в полурабочем состоянии в течение 10 дней, после чего заработали в штатном режиме. Как мы видим, это не повлияло на продажи: Christie’s пятый «майский» сезон подряд стал лидером в гонке «Большой Тройки» по обороту. Однако внимания к событиям в Нью-Йорке однозначно добавило.

Остановимся на наиболее примечательных моментах майской аукционной недели.

Самый низкий объем продаж с 2020 года

Финансовые результаты нынешнего сезона оказались на 22,2 % ниже, чем в мае 2023 года, и на целых 54,6 % ниже, чем в мае 2022-го. Общее количество проданных лотов также снизилось (на 15,3 %), однако доля проданных предметов немного выросла (на 5,6 %). Объемы продаж Sotheby’s и Christie’s упали на 17,5 % и 30,5 % соответственно, в то время как выручка Phillips увеличилась на 27,9 % по сравнению с майскими торгами годом ранее.

Снижение продаж в сегменте работ стоимостью более $10 млн

В этом сезоне было продано 24 лота дороже $10 млн каждый. Аналогичный показатель в 2023-м году составил 29 лотов, в 2022-м — 46 лотов. В целом данный сегмент принес продавцам $467 млн (на 24,8 % меньше, чем годом ранее), или 49,8 % общей выручки по всем ценовым категориям. Самым дорогим лотом стала картина Жан-Мишеля Баскии Untitled (ELMAR) 1982 года, которая была продана на аукционе Phillips за $40,2 млн (хотя свои «Баскии» были заявлены у каждого из трех топ-аукционов).

Таблица 1. Топ-10 работ, проданных на нью-йоркских майских торгах 2024 года

Художник Название работы Категория Аукционный дом Стоимость работы по молотку, $ млн
1 Жан-Мишель Баския Untitled (ELMAR)  Современное искусство  Phillips 40,2
Энди Уорхол Flowers  Послевоенное искусство Christie's 30,5
Клод Моне Meules à Giverny  Импрессионизм  Sotheby's 30,0
Винсент ван Гог Coin de jardin avec papillons  Импрессионизм  Christie's 28,5
Жан-Мишель Баския The Italian Version of Popeye has no Pork in his Diet  Современное искусство  Christie's 27,5
Леонора Кэррингтон Les Distractions de Dagobert  Послевоенное искусство Sotheby's 24,5
Дэвид Хокни A Lawn Being Sprinkled  Современное искусство  Christie's 24,5 
Френсис Бэкон Portrait of George Dyer Crouching  Модернизм  Sotheby's 24,5
Джоан Митчелл Noon  Послевоенное искусство Sotheby's 20,5 
10  Лучо Фонтана Concetto spaziale, La fine di Dio  Модернизм  Sotheby's 19,7

Рост продаж в сегменте работ стоимостью менее $1 млн

В сегменте до $1 млн коллекционеры проявили серьезную активность: объем продаж здесь составил $42,9 млн (в 2023-м — $44,1 млн). Выше нижней границы эстимейта было продано 62,0 % лотов, а цены 14 из 79 лотов со средней оценкой ниже $1 млн превысили $1 млн по молотку — что говорит о высоком спросе на подобные лоты, в том числе с инвестиционным прицелом (как мы помним, сегмент $0,5–5 млн имеет наибольший потенциал для роста стоимости).

Высокие показатели по количеству проданных лотов

Доля проданных лотов по сравнению с 2023 годом уменьшилась, однако все аукционные дома все же добились высоких уровней продаж (в среднем 93,9 %), обеспечивая лоты аукционными гарантиями либо снимая предметы с торгов при отсутствии явных покупателей. Всего с майских торгов в 2024 году было снято 14 лотов (годом ранее — 20), оценка которых составила $61,2 млн по нижней границе. Из 247 дошедших до вечерних торгов предметов искусства 67 % были проданы ниже среднего эстимейта (в мае 2023 года — 77 %), а 31 % — выше такового (годом ранее — 34 %).

Таблица 2. Топ-10 художников по капитализации лотов, проданных на нью-йоркских майских торгах 2024 года

Художник Категория Страна происхождения Кол-во проданных работ, шт. Объем продаж, $ млн
Клод Моне Импрессионизм Франция 9 93,9
Жан-Мишель Баския Современное искусство  США 7 93,4
Энди Уорхол Послевоенное искусство США 6 55,0
Джоан Митчелл Послевоенное искусство США 5 50,5
Пабло Пикассо Модернизм  Испания 8 39,9
Рене Магритт Модернизм  Бельгия 6 33,4
Дэвид Хокни Современное искусство  Великобритания 2 31,7
Винсент ван Гог Импрессионизм Нидерланды 2 29,1
Леонора Кэррингтон Послевоенное искусство Мексика 2 26,5
10  Френсис Бэкон Модернизм  Великобритания 1 24,5

Решающая роль аукционных гарантий

Совокупный объем гарантий (по нижней границе эстимейта) составил $683 млн (годом ранее — $766 млн). Однако при этом гарантами был обеспечен страховочный выкуп 131 лота — в мае 2023 года таковых было 104. По данным ArtTactic, общая доходность гарантов по итогам торгов составила 6,8 % (в расчет бралась совокупная стоимость выкупленных гарантами лотов относительно их средней оценки, без учета комиссий аукционных домов и прочих издержек). Гарантии частных лиц составили 89 % стоимости «обеспеченных» лотов, аукционные дома стали гарантами оставшихся 11 %.

Сохранение спроса на произведения женщин-художниц

Общий объем продаж произведений женщин-художниц составил $159,8 млн, что немногим ниже отметки в $166 млн, достигнутой в мае 2023 года. При этом на долю работ женщин-художниц пришлось 17,1 % совокупной стоимости майских продаж (13,5 % в прошлом году). Новые аукционные рекорды были установлены Леонорой Кэррингтон ($26,5 млн) и Аной Мендьетой ($567 тыс.).

Снижение результатов молодых художников

Снижение продаж — как в объеме, так и по количеству лотов — молодых художников (до 45 лет) продолжилось и в этом сезоне: $13 млн и 19 лотов в 2024 году по сравнению с $15,1 млн и 23 лотами в мае 2023-го. В этом сезоне в майских торгах приняли участие семнадцать молодых художников, на долю которых пришлось 7 из 25 топ-продаж по соотношению стоимости молотка и среднего эстимейта (другими словами, проданных значительно дороже ожиданий рынка).

Таблица 3. Топ-10 работ молодых художников (до 45 лет), проданных на нью-йоркских майских торгах 2024 года

Художник Пол художника Страна происхождения Кол-во проданных работ, шт. Объем продаж, $ млн.
Эйвери Сингер Женский США 2,6
Нджидека Акунили Кросби Женский Нигерия 1,6
Тойин Оджи Одутола Женский Нигерия 1,6
Люси Булл Женский США 1,5
Жаде Фадоютими Женский Великобритания 1,4
Кристина Куорлз Женский США 1,1
Джастин Кагиат Мужской США 0,9
Шара Хьюз Женский США 0,5
Тауба Ауэрбах Женский США 0,4
10  Луи Фратино Мужской США 0,4

Таблица 4. Топ-10 работ, проданных на нью-йоркских майских торгах 2024 года с превышением средней оценки

Художник Название работы Страна происхождения Категория Соотношение цены продажи по молотку и среднего эстимейта
Ана Мендьета Silueta Works in Mexico Куба Современное искусство 3,67
Эрнан Бас Trying to fit in США Современное искусство 3,65
Джастин Кагиат The saint is never busy Япония/США Ультрасовременное искусство 3,44
Яёи Кусама The Pacific Ocean Япония Послевоенное искусство 3,04
Рене Магритт Les grâces naturelles Бельгия Модернизм 3
Марина Перес Симау Untitled Бразилия Ультрасовременное искусство 2,8
Ремедиос Варо Esquiador (Viajero) Испания Современное искусство 2,72
Рой Лихтенштейн I Love Liberty (Study) США Послевоенное искусство 2,71
Пьер Боннар Nu s'habillant Франция Импрессионизм 2,5
10  Люси Булл 16:10 США Ультрасовременное искусство 2,42

Выводы по итогам «майской недели» 2024 года

1. Аукционные дома считают 2024 год кризисным. Как мы помним, в периоды экономических кризисов регуляторы арт-рынка — прежде всего крупные аукционы — намеренно ограничивают количество лотов, уменьшая предложение для роста спроса. Подобное мы наблюдаем и сегодня — стало быть, официально необъявленный кризис имеет место.

2. Коллекционеры остались при деньгах. Предложенные лоты выкупаются достаточно охотно, пусть и без серьезных переплат. Другими словами, деньги у потенциальных владельцев имеются и при появлении достойного предложения тратятся весьма щедро. Но такие предложения сегодня редки: коллекционеры молча наблюдают за рынком, сидя на сундуках с деньгами.

3. Деньги не любят светиться. 22 из 25 самых дорогих лотов были приобретены по телефону.

4. Инвестиционные мотивы доминируют. Активность коллекционеров по части аукционных гарантий (инвестиции в краткосрочной перспективе) и покупки ультрасовременного искусства молодых художников (инвестиции в среднесрочной перспективе) недвусмысленно намекают на следующий цикличный этап развития арт-рынка: спустя 20 лет мы снова возвращаемся к эпохе арт-инвестиций.

5. Увеличение возраста молодых художников до 45 лет пошло рынку на пользу. «Перезапуск» рынка «молодого искусства» под именем искусства ультрасовременного с расширением возрастного охвата художников состоялся достаточно успешно. Как минимум много достойных имен, в прежние времена подлежавших «списанию» рынком как не оправдавшие надежды до 40 лет, сегодня получили 5-летнюю отсрочку и одновременно — внимание коллекционеров. Очень часто — внимание целиком заслуженное. В этом и кроется один из секретов роста продаж «молодого искусства»: в него влилось много достойных художников возрастом постарше.

В целом ситуацию можно описать еще короче: «Снова замерло все до рассвета». А «рассвет» будет после выборов в США, причем вне зависимости от их результата: крупный частный капитал всегда вне политики. Интересно, что следующие крупные торги «Большой Тройки» — ноябрьская неделя — по времени как раз совпадут с электоральными движениями. Тогда и проверим нашу догадку.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20240524_May24NewYork.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20240524_May24NewYork.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».