Просто о сложном: Аукционные гарантии. Часть 2
ARTinvestment.RU 18 февраля 2021
Завершаем разговор о механизме финансовых гарантий, предоставленных продавцу аукционным домом или третьим лицом
В первой части статьи «Просто о сложном: Аукционные гарантии» мы рассказали о сути аукционных гарантий, основных классах поручителей и теоретической выгоде всех сторон сделки. Сегодня мы будем говорить о практике применения поручительства при совершении аукционных продаж — итак, пункты с шестого по десятый:
6. Несмотря на то, что практика аукционных гарантий на первый взгляд выгодна всем участникам сделки, ее активно критикуют — в первую очередь остальные покупатели в зале. Согласно их мнению, информация о наличии поручителя снижает азарт борьбы, поскольку она может быть искусственно навязана опытным аукционистом, желающим «разогнать» лот. По этой же причине не менее опытные покупатели часто и вовсе оставляют гарантированные лоты без внимания: так, в списке самых дорогих картин в истории две работы — «Лежащая обнаженная» (1917) Амедео Модильяни и «Молодая девушка с цветочной корзиной» (1905) Пабло Пикассо Пикассо — достались своим поручителям за $157,2 млн и $115,1 млн соответственно, не имея других заявок в зале. Интересно, что даже такой элемент прозрачности сделки, как обнародование информации о поручительстве, может быть реализован с нарушениями: нередко гаранты у отдельных лотов появляются за несколько часов до проведения торгов и объявляются аукционистом «с листа» — к большому негодованию собравшихся бороться за работу с аукционными номерками и каталогами (в которых о поручительстве не сказано). Однако согласимся, что основная причина нелюбви к финансовым гарантиями со стороны покупателей в зале состоит в том, что о предмете, на который они нацеливались в течение нескольких месяцев, «кто-то все равно знает больше».
7. Являются ли финансовые гарантии одной их форм инвестиций в искусство? Настаиваем, что да. Причем именно эта форма инвестиций одновременно учитывает и краткосрочную, и долгосрочную стратегии — плюс повышенный элемент азарта. Краткосрочное инвестирование происходит, если работа продается: тогда, в зависимости от результата торгов поручитель либо зарабатывает, либо теряет — но делает это за короткий период с момента вступления в игру и до выплаты. Долгосрочным инвестирование становится, если работа не продается и достается поручителю — тогда он должен построить стратегию ее повторного выведения на рынок для успешной продажи. Торопиться с последним не стоит: если рынок запомнил отсутствие интереса к «гарантированной» работе, ее поспешный возврат в аукционный (или галерейный) оборот может еще больше понизить спрос. Так, в частности, случилось с живописью Питера Дойга The Architect’s Home in the Ravine (1991), доставшейся поручителю — ливанскому миллионеру Абдалле Шатиле — за $20 млн в 2018 году. Спустя 15 месяцев он выставил работу на стенде Gagosian Gallery на Art Basel в надежде продать — и оказался не у дел, вдобавок получив дополнительное внимание арт-рынка к факту отсутствия спроса.
8. Внимательному читателю AI механизм аукционных гарантий может показаться знакомым, когда речь заходит о спекулятивных продажах с молодыми (а порой — и не очень) художниками теми аукционными домами, которые допускают появление на торгах работ с первичного рынка. Все верно: сделки с обратным выкупом (англ. Buyback) документально оформляются именно как финансовые гарантии, в данном случае — третьей стороны (представителей менеджмента художника или его дилера). Таким образом, легализация спекулятивных действий аукционного дома происходит в рамках официально подписанного контракта, единственное отличие которого от продиктованной реальным интересом рынка сделки состоит в том, что финансовый гарант появляется еще до публикации лота в каталоге, а не после нее.
9. Аукционные гарантии стали особенно популярным инструментом в последнем десятилетии: во-первых, после кризиса 2008–2009 годов Sotheby’s и Christie’s стремились сохранить конкурентоспособность на фоне галерей и дилеров; во-вторых, поиграв с долгосрочными вложениями в арт-фондах 2000-х, инвесторам захотелось сократить операционный цикл с 6–8 лет до нескольких месяцев. На осенних вечерних торгах 2015 года в Нью-Йорке, выручка которых составила чуть более $2 млрд, примерно половину суммы обеспечили лоты, подкрепленные финансовыми гарантиями. В 2018 году аукционные продажи на сумму $3,47 млрд были обеспечены $2,5 млрд со стороны поручителей (72 % объема продаж!). Однако такой рост имел и обратную сторону: в том же 2018-м почти 40 % работ, обеспеченных гарантией, были проданы по нижней границе эстимейта (что примерно совпадало с суммой поручительства). Помимо этого, все больше и больше поручителей покидали торги с работами, на которые они подали заявки: 6 % в 2017 году, 12 % в 2018 году и 18 % в 2019-м. Таким образом, накануне непредвиденной пандемии рынок наполнился работами, которые владельцы были вынуждены длительное время удерживать от возвращения на торги. С большой долей вероятности, многие из них сегодня этому рады.
10. Снижение объемов аукционных продаж в сегментах послевоенного и современного искусства (статистически наиболее привлекательных для третьей стороны, обеспечивающей финансовую гарантию) в 2020 году повлекло за собой сокращение объемов финансовых гарантий до $903,5 млн — что на 15,7 % ниже, чем в прошлом сезоне. «Гарантированные» продажи обеспечили 42,8 % общей выручки Sotheby’s, Christie’s и Phillips (36,6 % в 2019 году и 43,5 % в 2018 году). Вечерние аукционы в Нью-Йорке продолжали доминировать по объемам аукционных гарантий: доля арт-столицы США составила 63,5 %, Лондона — 20,3 %, а Гонконга — 16,2 %. При этом предполагаемая средняя доходность финансовых поручителей лотов подросла с 11,0 % в 2019 году до 11,2 % в 2020-м и составила $101,3 млн. В целом практика аукционных гарантий помогла укрепить доверие как продавцов, так и покупателей во время карантина — как делала это в течение всех последних кризисных периодов. Очевидно, что она будет активно использоваться и в 2021 году. Интересным штрихом к портрету выглядит географический сдвиг: гарантированные продажи в Гонконге в 2020 году увеличились до $146,3 млн по сравнению с $78,5 млн в 2019-м — что сигнализирует о выходе на рынок азиатских арт-инвесторов, известных своим азартом.
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20210218_guarantees.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20210218_guarantees.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 26.02.2021 Спасаться от вируса можно в музее Немецкие учёные оценили риски заражения COVID-19 в различных общественных пространствах: музеи и театры оказались гораздо безопаснее других закрытых помещений — супермаркетов, офисов или ресторанов
- 25.02.2021 Картины, созданные нейросетью, для большинства людей неотличимы от работ настоящих художников Так утверждает недавнее исследование, проведенное профессором Университета штата Колорадо
- 24.02.2021 Раскрыты новые тайны известных картин Мунка и Дали Эдвард Мунк собственноручно расписался в своём сумасшествии на картине «Крик». А малоизвестный подготовительный эскиз к картине «Тайная вечеря» рассказал о влиянии на Сальвадора Дали старых мастеров и французского салона
- 20.02.2021 Архив Александра Колдера выложили в Интернет Фонд Александра Колдера оцифровал тысячи работ, фотографий, архивных документов и публикаций
- 19.02.2021 «Импровизации» Кандинского зазвучали по-новому При помощи технологий искусственного интеллекта была воссоздана музыка, под которую мог рисовать свои абстракции Василий Кандинский
- 26.02.2021 Картина Эрика Булатова продана на AI аукционе за 8,85 млн рублей Это рекорд для работ Булатова на российских открытых торгах, а также лучшая продажа за всю историю AI аукциона! Суммарная выручка AI аукциона № 368 достигла 13,1 млн рублей. Продано рекордное число лотов — 23
- 26.02.2021 Новый рекорд цифрового искусства — $6,6 млн Работа «Перекрестки» художника Beeple, которая является невзаимозаменяемым токеном, на этой неделе была продана за рекордную сумму не только для NFT-арта, но и всего цифрового искусства
- 25.02.2021 Sotheby’s продаст коллекцию послевоенного искусства на $150 млн Аукционный дом заполучил для продажи известную коллекцию техасской миллиардерши Энн Марион, включающую первоклассные работы Клиффорда Стилла, Энди Уорхола, Роя Лихтенштейна и др.
- 24.02.2021 Токен-арт-мания в разгаре $560 тысяч за котика с радугой и $450 тысяч за комплект цифровой мебели! Продажи произведений цифрового искусства, являющихся невзаимозаменяемыми токенами NFT, выходят на новый уровень
- 19.02.2021 Итоги AI аукциона № 367 Суммарная выручка превысила 9,4 миллиона рублей
- 26.02.2021 Мнение. Когда падет миллиард Новая рубрика AI открывает серию очерков, написанных функционерами рынка искусства на выбранные ими темы. В первом материале мы зададимся вопросом: когда же будет превышена ценовая планка в $1 млрд за предмет искусства?
- 24.02.2021 Теория заблуждений: галереи — смертельные враги В рубрике «Теория заблуждений» мы искореняем мифы, которые удачно выдаются за факты и негативно влияют на развитие рынка искусства и инвестиционный климат. Сегодня мы разберемся, существует ли вражда между соперничающими за рынок галереями
- 15.02.2021 Персона недели: Геннадий Красношлыков Геннадий Красношлыков — современный российский скульптор, которого можно отнести к художникам, сохраняющим пластическую культуру и продолжающим развивать в своем искусстве традиции русского и европейского искусства
- 15.02.2021 Открыты 53-и торги проекта «XXI век. Современное российское искусство» Куратор Екатерина Шмакова представляет работы современных скульпторов Михаила Дронова, Геннадия Красношлыкова, Андрея Криволапова, Кирилла Протопопова, Александра Смирнова-Панфилова, Бориса Чёрствого
- 15.02.2021 Художник недели: Аристарх Лентулов История, ценовые и маркетинговые показатели художника Аристарха Васильевича Лентулова, неуемного экспериментатора, получившего звание «самого веселого художника своего поколения»
- 20.02.2021 Выставка «Видения звезд» в Фонде культуры «Екатерина» Дебют творческого дуэта ППСС в составе Павла Пепперштейна и Сони Стереостырски на выставке в Фонде «Екатерина» на Кузнецком мосту
- 12.02.2021 В Париже покажут знаменитую коллекцию Морозовых Открытие выставки запланировано на май, — сообщил российский посол во Франции Алексей Мешков
- 10.02.2021 Россия и Италия готовятся к перекрестному Году музеев 2021/2022 В рамках года музейного обмена в разных городах России пройдут выставки из музеев Бергамо, Брешии, Умбрии, Турина и др. Среди планируемых мероприятий — выставки Джузеппе Арчимбольдо, Альберто Бурри и графики Леонардо
- 22.01.2021 Выставка Андрея Гросицкого в Московском музее современного искусства Московские музеи возобновили работу. В ММОМА на Петровке открылась выставка Андрея Гросицкого «Вещность»
- 18.01.2021 В московском метро показывают плакаты из Пушкинского музея Рекламные плакаты знаменитой Лондонской подземки из коллекции ГМИИ им. А.С.Пушкина можно увидеть в галерее «Метро» на станции «Выставочная»
Топ 24
- 1. Джефф Кунс$91,07 млн
- 2. Дэвид Хокни$90,3 млн
- 3. Герхард Рихтер$46,3 млн
- 4. Цуй Жучжо$39,57 млн
- 5. Джаспер Джонс$36 млн
- 6. Эд Рушей$30,4 млн
- 7. Кристофер Вул$29,9 млн
- 8. Питер Дойг$28,81 млн
- 9. Фрэнк Стелла$28 млн
- 10. Ёсимото Нара$24,95 млн
- 11. Цзэн Фаньчжи$23,3 млн
- 12. Роберт Райман$20,6 млн
- 13. Дэмиен Херст$19,2 млн
- 14. Маурицио Каттелан$17,19 млн
- 15. Марк Гротьян$16,8 млн
- 16. Такаси Мураками$15,16 млн
- 17. KAWS$14,48 млн
- 18. Цзинь Шани$13,89 млн
- 19. БЭНКСИ$12,14 млн
- 20. Джон Каррен$12 млн
- 21. Брайс Марден$10,917 млн
- 22. Пьер Сулаж$10,6 млн
- 23. Чжан Сяоган$10,16 млн
- 24. Брюс Науман$9,9 млн