Современные художники в кризис: Шара Хьюз
ARTinvestment.RU 19 февраля 2021
История американской художницы, которая оказалась популярна в Гонконге благодаря европейской поддержке и вопреки закрытым границам
AI продолжает рассказывать о первых номерах в составленном ArtTactic рейтинге доверия профессионалов арт-рынка современному искусству, попеременно предлагая читателям признанные и молодые имена. Сегодняшняя художница в ноябрьском рейтинге 2020 года триумфально ворвалась в список художников до 45 лет, сходу заняв 8-ю строчку — во многом благодаря рекордным продажам, состоявшимся вдали от родины.
Представляем: Шара Хьюз (Sara Hughes, 1981) — американская художница, чьи воображаемые пейзажи приглашают погрузиться в визионерскую реальность, сотканную из отсылок к живописи раннего модернизма — фовистов и группы Наби, Ван Гога и немецких экспрессионистов. Оптика работ Хьюз близка творчеству Дэвида Хокни: игнорируя традиционные законы построения пространства и цвето-световой среды в картине, художница ведет тонкую игру на нюансах зрительного восприятия. Тщательно выстраивая взаимоотношения между фактурой, цветом, линией и перспективой, Хьюз придает своим работам сходство с порталами, уводящими в глубь ирреальных, чувственных ландшафтов.
Карьерные вехи Шары Хьюз
Шара Хьюз родилась в Атланте, штат Джорджия. В 2004 году художница получила степень бакалавра в Род-Айлендской школе дизайна, а в 2011-м прошла учебу по престижной программе для молодых художников в The Skowhegan School of Painting and Sculpture.
Выставочная история Хьюз началась в 2006-м, когда в нью-йоркской галерее Rivington Arms состоялся ее первый коммерческий проект, Labyrinthitis (совместно с Мередит Джеймс), а вскоре и персональная экспозиция — Everything, Always (2007). Шару Хьюз пригласила к сотрудничеству Galerie Mikael Andersen, что вылилось в персональную экспозицию в отделении галереи в Копенгагене — I’ll Just Have to Work with This (2008).
Первая музейная выставка Хьюз, Don’t Tell Anyone But… состоялась в Atlanta Contemporary Art Center (2013), за ней последовала Guess You Had To Be There в Музее современного искусства Джорджии (MOCA GA, 2014). В 2016-м художница присоединилась к Rachel Uffner Gallery в Нью-Йорке. В 2017-м в пространстве галереи открылась выставка Хьюз — Same Space, Different Day.
Настоящему взлету в карьере художницы дало старт участие в Биеннале Уитни в том же, 2017 году, после которого ее творчеством всерьез заинтересовались не только коммерческие институции, но и музеи. Вслед за экспозицией на биеннале под чутким руководством куратора Доди Казанян (арт-критика и директора художественной галереи при Метрополитен-опера в Нью-Йорке) был осуществлен проект Хьюз на территории библиотеки и музея Redwood Library and Athenaeum в Ньюпорте. Художница полностью преобразила интерьер паркового павильона XVIII века с помощью скульптур и инсталляций. Фантастический живописный мир Хьюз приобрел свойства трехмерного, но, что характерно, увидеть его можно было лишь в окно, сквозь небольшую щель между узорчатыми «шторами» из расписанного акрилом картона. Рефлексия на тему соприкосновения воображаемого ландшафта и реального, искусства и природы продолжилась в проекте Shara Hughes: Carving out Fresh Options (2018) для парка и музея deCordova Sculpture Park and Museum в Линкольне, Массачусетс. Пейзаж Хьюз, перенесенный профессиональными художниками-монументалистами на многометровую стену, составил эффектный контраст с городской средой.
В целом 2018 год ознаменовался для молодой художницы шестнадцатью выставками (в том числе персональным проектом Sun Salutations в Художественном музее Ньюпорта) и принес Хьюз контракт с Galerie Eva Presenhuber (Цюрих и Нью-Йорк). В 2020 году Хьюз начала работать с лондонской Pilar Corrias. Заручившись поддержкой влиятельных союзников, художница осваивает международную художественную сцену: сейчас ее выставка проходит в центре современного искусства Le Consortium в Дижоне, на ближайшее время запланированы персональные экспозиции в Художественном музее Люцерна (Швейцария), Художественном музее Сент-Луиса и Музее «Юз» в Шанхае.
Работы Шары Хьюз находятся в Метрополитен-музее и Музее американского искусства Уитни в Нью-Йорке, Смитсоновском музее американского искусства в Вашингтоне, Музее современного искусства Джорджии (MOCA GA) и Художественном музее Хай в Атланте, Художественном музее Сент-Луиса, Музее искусств Далласа, Денверском художественном музее, Художественном музее Финикса, Музее M Woods и Si Shang Art Museum в Пекине и др. Художница живет и работает в Бруклине, Нью-Йорк.
Шара Хьюз в цифрах
Аукционная история Шары Хьюз началась в 2012 году на нью-йоркском Christie’s с единственного тушевого рисунка, оцененного в $2,5–4 тыс. и непроданного. Фальстарт послужил сигналом для сил, стоящих за художницей: были изменены и стратегия продвижения, и аукционный дом, и ценовая политика. В следующем году, одновременно с первыми региональными музейными выставками в США, на нью-йоркском Phillips c похожим эстимейтом были выставлены две живописные работы Шары Хьюз. Результат — две продажи чуть ниже оценки аукционного дома. Средние цены в районе $4–6 тыс. держались на публичном рынке до 2017 года: Биеннале Уитни подняло планку до $68 тыс. за одну большеформатную живопись художницы (тот же Phillips в Нью-Йорке).
Пик аукционных продаж Шары Хьюз пришелся на 2019 год: суммарная выручка аукционных домов за ее работы составила чуть более $1,5 млн, а сами предметы появлялись на торгах 17 раз (продано 100 %). Рекордная аукционная сделка состоялась уже в 2020 году: большеформатная (173 × 152) живопись High Waters (2016) ушла на Christie’s в Гонконге за $426 тыс. при эстимейте $100–150 тыс. Всего к настоящему моменту на счету Хьюз 76 проданных лотов: живопись составляет 87 % лотов по количеству и 99 % по объему продаж художницы. Общая капитализация Шары на публичном рынке с 2012 по 2020 год составила $4,23 млн, при этом с 2016 года ни одна ее работа не осталась у прежнего владельца.
Таблица 1. Самые успешные аукционные продажи работ Шары Хьюз, 2013–2020
№ | Название работы (год создания) | Аукционный дом, город | Год продажи | Цена по молотку, $ тыс. | Превышение среднего эстимейта, % |
---|---|---|---|---|---|
1 | High Waters (2016) | Christie's, Гонконг | 2020 | 425,7 | 230,0 |
2 | Georgia (2007) | Christie's, Нью-Йорк | 2019 | 270,0 | 285,7 |
3 | Secret Office (2010) | Christie's, Лондон | 2019 | 209,6 | 466,7 |
4 | What A Winter (2015) | Phillips, Нью-Йорк | 2019 | 155,0 | 121,4 |
5 | Chillax (2011) | Sotheby's, Гонконг | 2019 | 146,6 | 360,0 |
6 | Remodeling (2008) | Christie's, Нью-Йорк | 2020 | 130,0 | 30,0 |
7 | It's My Pot of Gold (2007) | Christie's, Лондон | 2019 | 126,9 | 233,3 |
8 | Into the Mystic (2017) | Christie's, Лондон | 2018 | 124,4 | 341,9 |
9 | Over the Overcast (2015) | Christie's, Нью-Йорк | 2020 | 120,0 | 71,4 |
10 | Home Theater (2007) | Phillips, Нью-Йорк | 2020 | 120,0 | 20,0 |
Таблица 2. Ценовые диапазоны работ Шары Хьюз, проданных на аукционных торгах, 2013–2020
Ценовой диапазон | <$1 тыс. | $1–5 тыс. | $5–10 тыс. | $10–50 тыс. | $50–100 тыс. | $100–500 тыс. | |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Объем продаж | $ тыс. | 2 | 21 | 46 | 925 | 1190 | 2043 |
% | 0,05 | 0,5 | 1,1 | 21,9 | 28,2 | 48,3 | |
шт. | 3 | 6 | 7 | 27 | 17 | 12 |
Таблица 3. Динамика продаж Шары Хьюз на аукционных торгах, 2013–2020
Показатель / Год | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Объем продаж | $ тыс. | 6 | 8 | 0 | 11 | 615 | 802 | 1532 | 1253 |
шт. | 2 | 3 | 0 | 2 | 15 | 16 | 17 | 17 |
Шара Хьюз и индикатор доверия
Удивительно, что по итогам первого полугодия 2020 года эксперты арт-рынка не включили художницу в рейтинг наиболее перспективных 25 молодых авторов. Спустя полгода, в ноябрьском рейтинге краткосрочной перспективы ArtTactic художница заняла 8-е место, получив при этом 88 баллов (у лидера, Джули Мерету, — 93 балла). Итого, по мнению рынка, до лета 2021 года перспективы художницы выглядят стабильно высокими.
Одновременно в том же ноябре 2020-го Шара Хьюз вошла в рейтинг молодых художников, которым респонденты ArtTactic прогнозировали успешное будущее в десятилетней перспективе: 18-е место и 19 баллов. Чуть ниже, на 19-м месте в том списке обосновался Адам Пендлтон (так же 19 баллов), чуть выше, на 20-м — герой нашего прошлого материала Эрнан Бас (25 баллов).
Комментарий AI: в большом материале, посвященном рейтингам ArtTactic, мы обращали внимание на то, как в последние годы поменялся состав галерей, чьи художники вошли в топ-10. В частности, к «большой шестерке» крупнейших продавцов добавились новые имена, а половина галерей, чьи молодые авторы попали в рейтинг, представляли континентальную Европу либо Великобританию. Повторим сказанное полгода назад: все идет к тому, что в цифровом будущем место нахождения мастерской художника и его продавца будет иметь гораздо меньше значения, чем сегодня. Так, швейцарский арт-дилер Ева Презенхубер представляет интересы «золотой молодежи» в лице Шары Хьюз и Адама Пендлтона и в родном Цюрихе, и (частично) в Нью-Йорке. Кстати, до этих двоих Презенхубер явила арт-рынку одного из самых ярких сегодняшних скульпторов, Уго Родниноне (в те времена галерея называлась Hauser & Wirth & Presenhuber — да-да, на арт-рынке имел место и такой временный союз!).
К 2020 году — через биеннале, музейные выставки и плавное повышение аукционных цен — лоббистам Шары Хьюз удалось заинтересовать ее искусством коллекционеров первой величины. Ее работы сегодня являются частью коллекций Хорхе М. Переса (Майами) и Говарда Раховски (Даллас). Параллельно к американской художнице растет интерес со стороны коллекционеров из Гонконга и Китая — как молодых ценителей искусства (Эван Чоу), так и признанных арт-меценатов (Буди Тек). С последним регионом в карантин вообще вышла удивительная история: так, впервые в истории Christie’s, в прошлом сезоне количество азиатских покупателей превысило число американских коллекционеров. Причем их интерес неожиданно проявился к авторам моложе 45 лет: топ-20 результатов молодых художников в основном обеспечили покупатели с гонконгской пропиской. И это касалось не только работ местных художников, но и американских, а также европейских авторов, базирующихся в США. Одной из причин такого роста интереса к молодежи со стороны азиатской арт-столицы стала работа мировых топ-галерей, филиалы которых прочно обосновались в Гонконге — и подготовили местную публику. Судя по тому, что границы «физического» арт-рынка еще на замке, а предметы искусства свободно путешествуют с Запада на Восток, интерес этот неподдельный и пришел надолго.
В заключение на примере Шары Хьюз обратим внимание читателей AI из числа молодых художников на два момента, которые помогут им лучше сориентироваться на рынке. Момент первый: для того чтобы достичь за несколько лет планки в $50 тыс. за одну работу, необходимо не столько участие в Биеннале Уитни (или схожих по уровню проектах), сколько минимальные стартовые цены при выходе на рынок. Начните аукционную историю с $5 тыс. Для коллекционера важно увидеть ваше рыночное движение в прогрессии: не убеждайте заинтересованные силы сразу же купить вас дорого. И второй, не менее показательный, момент: если вы нашли свой неповторимый авторский стиль — не меняйте его, едва рынок повернется в вашу сторону.
Практика Шары Хьюз в который раз доказывает, что спрос на работы прошлых периодов (становления, безденежья, неудержимой фантазии) возникнет сам собой, едва рынок «подчистит» новые серии. Но для этого крайне желательно, чтобы работы были связаны единой творческой мыслью и почерком. Даже если ваше творчество выдает в вас внучатую племянницу Дэвида Хокни или правнучатую — Мориса де Вламинка.
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20210219_shara_hughes.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20210219_shara_hughes.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 26.02.2021 Спасаться от вируса можно в музее Немецкие учёные оценили риски заражения COVID-19 в различных общественных пространствах: музеи и театры оказались гораздо безопаснее других закрытых помещений — супермаркетов, офисов или ресторанов
- 25.02.2021 Картины, созданные нейросетью, для большинства людей неотличимы от работ настоящих художников Так утверждает недавнее исследование, проведенное профессором Университета штата Колорадо
- 24.02.2021 Раскрыты новые тайны известных картин Мунка и Дали Эдвард Мунк собственноручно расписался в своём сумасшествии на картине «Крик». А малоизвестный подготовительный эскиз к картине «Тайная вечеря» рассказал о влиянии на Сальвадора Дали старых мастеров и французского салона
- 20.02.2021 Архив Александра Колдера выложили в Интернет Фонд Александра Колдера оцифровал тысячи работ, фотографий, архивных документов и публикаций
- 19.02.2021 «Импровизации» Кандинского зазвучали по-новому При помощи технологий искусственного интеллекта была воссоздана музыка, под которую мог рисовать свои абстракции Василий Кандинский
- 26.02.2021 Картина Эрика Булатова продана на AI аукционе за 8,85 млн рублей Это рекорд для работ Булатова на российских открытых торгах, а также лучшая продажа за всю историю AI аукциона! Суммарная выручка AI аукциона № 368 достигла 13,1 млн рублей. Продано рекордное число лотов — 23
- 26.02.2021 Новый рекорд цифрового искусства — $6,6 млн Работа «Перекрестки» художника Beeple, которая является невзаимозаменяемым токеном, на этой неделе была продана за рекордную сумму не только для NFT-арта, но и всего цифрового искусства
- 25.02.2021 Sotheby’s продаст коллекцию послевоенного искусства на $150 млн Аукционный дом заполучил для продажи известную коллекцию техасской миллиардерши Энн Марион, включающую первоклассные работы Клиффорда Стилла, Энди Уорхола, Роя Лихтенштейна и др.
- 24.02.2021 Токен-арт-мания в разгаре $560 тысяч за котика с радугой и $450 тысяч за комплект цифровой мебели! Продажи произведений цифрового искусства, являющихся невзаимозаменяемыми токенами NFT, выходят на новый уровень
- 19.02.2021 Итоги AI аукциона № 367 Суммарная выручка превысила 9,4 миллиона рублей
- 26.02.2021 Мнение. Когда падет миллиард Новая рубрика AI открывает серию очерков, написанных функционерами рынка искусства на выбранные ими темы. В первом материале мы зададимся вопросом: когда же будет превышена ценовая планка в $1 млрд за предмет искусства?
- 24.02.2021 Теория заблуждений: галереи — смертельные враги В рубрике «Теория заблуждений» мы искореняем мифы, которые удачно выдаются за факты и негативно влияют на развитие рынка искусства и инвестиционный климат. Сегодня мы разберемся, существует ли вражда между соперничающими за рынок галереями
- 15.02.2021 Персона недели: Геннадий Красношлыков Геннадий Красношлыков — современный российский скульптор, которого можно отнести к художникам, сохраняющим пластическую культуру и продолжающим развивать в своем искусстве традиции русского и европейского искусства
- 15.02.2021 Открыты 53-и торги проекта «XXI век. Современное российское искусство» Куратор Екатерина Шмакова представляет работы современных скульпторов Михаила Дронова, Геннадия Красношлыкова, Андрея Криволапова, Кирилла Протопопова, Александра Смирнова-Панфилова, Бориса Чёрствого
- 15.02.2021 Художник недели: Аристарх Лентулов История, ценовые и маркетинговые показатели художника Аристарха Васильевича Лентулова, неуемного экспериментатора, получившего звание «самого веселого художника своего поколения»
- 20.02.2021 Выставка «Видения звезд» в Фонде культуры «Екатерина» Дебют творческого дуэта ППСС в составе Павла Пепперштейна и Сони Стереостырски на выставке в Фонде «Екатерина» на Кузнецком мосту
- 12.02.2021 В Париже покажут знаменитую коллекцию Морозовых Открытие выставки запланировано на май, — сообщил российский посол во Франции Алексей Мешков
- 10.02.2021 Россия и Италия готовятся к перекрестному Году музеев 2021/2022 В рамках года музейного обмена в разных городах России пройдут выставки из музеев Бергамо, Брешии, Умбрии, Турина и др. Среди планируемых мероприятий — выставки Джузеппе Арчимбольдо, Альберто Бурри и графики Леонардо
- 22.01.2021 Выставка Андрея Гросицкого в Московском музее современного искусства Московские музеи возобновили работу. В ММОМА на Петровке открылась выставка Андрея Гросицкого «Вещность»
- 18.01.2021 В московском метро показывают плакаты из Пушкинского музея Рекламные плакаты знаменитой Лондонской подземки из коллекции ГМИИ им. А.С.Пушкина можно увидеть в галерее «Метро» на станции «Выставочная»
Топ 34
- 1. Альберто Джакометти$141,7 млн
- 2. Дэмиен Херст$100 млн
- 3. Константин Брынкуши$71 млн
- 4. Амедео Модильяни$70,7 млн
- 5. Джефф Кунс$58,4 млн
- 6. Неизвестный автор$57,2 млн
- 7. Анри Матисс$48,8 млн
- 8. Поль Гоген$30,96 млн
- 9. Генри Мур$30,1 млн
- 10. Виллем де Кунинг$29,28 млн
- 11. Пабло Пикассо$29,2 млн
- 12. Неизвестный автор$28,6 млн
- 13. Луиз Буржуа$28,16 млн
- 14. Адриан де врис$27,9 млн
- 15. Александр Колдер$25,9 млн
- 16. Неизвестный автор$23,826 млн
- 17. Дэвид Смит$23,816 млн
- 18. Ив Кляйн$22 млн
- 19. Огюст Роден$20,41 млн
- 20. Неизвестный автор$19,1 млн
- 21. Эдгар Дега$18,82 млн
- 22. Маурицио Каттелан$17,19 млн
- 23. Неизвестный автор$16,88 млн
- 24. Такаси Мураками$15,16 млн
- 25. Дональд Джадд$14,16 млн
- 26. Неизвестный автор$11,64 млн
- 27. Антонио Канова$11,5 млн
- 28. Брюс Науман$9,9 млн
- 29. Аристид Майоль$8,32 млн
- 30. Неизвестный автор$8,146 млн
- 31. Сай Туомбли$7,7 млн
- 32. Хулио Гонсалес$7,45 млн
- 33. Марино Марини$7,15 млн
- 34. Урс Фишер$6,8 млн