Современные художники в кризис: Эрнан Бас
ARTinvestment.RU   04 февраля 2021

История художника, который решил дважды войти в одну реку

AI продолжает рассказывать о первых номерах в составленном ArtTactic рейтинге доверия профессионалов арт-рынка современному искусству, попеременно предлагая читателям признанные и молодые имена. Сегодняшний художник впервые появился в рейтинге ArtTactic лишь в ноябре 2020 года — и сходу занял 10-ю строчку в списке художников до 35 лет. Признаться, до минувшего сезона в списке самых многообещающих молодых авторов увидеть его не ожидал никто: ярко блеснув на аукционах в конце 2000-х, художник вскоре быстро исчез с торгов — для того чтобы сегодня триумфально вернуться.

Представляем: Эрнан Бас (Hernan Bas, 1978, Майами, Флорида, США) — американский художник колумбийского происхождения, чей интерес лежит в области всего паранормального, сверхъестественного и просто странного. Визионерская живопись Баса причудливо интерпретирует декадентскую эстетику эпоху символизма — вдохновленные произведениями Оскара Уайльда и поэзией Шарля Бодлера, творчеством Венского сецессиона, Эгона Шиле, группы «Наби», его работы подпитываются цитатами из истории искусства XX века — от русского футуризма до американца Эдварда Хоппера и англичанина Фрэнсиса Бэкона.

В эту рафинированную фантасмагорическую реальность художник помещает своих героев — андрогинных хрупких юношей, авторское прочтение романтического образа денди эпохи fin de siécle. Погруженные в глубокую созерцательность, окруженные фантастическим пейзажем, они кажутся замершими в пограничном состоянии, которое сам художник описывает как разницу между тем, чтобы «осознать то, что ты другой, и рассказать другому [об этом]».

Бас предлагает взглянуть на самые разные явления в области истории, политики и культуры сквозь призму сообщества ЛГБТ+. К примеру, на одной из первых выставок художника It’s Super Natural (2002), были собраны работы, переосмысливающие детские приключенческие книги «Братья Харди», а в относительно недавнем проекте, Bright Young Things (2016), он раскрыл тему жизни квир-сообщества в контексте аристократической богемы 1920-х годов.

Карьерные вехи Эрнана Баса

Бас провел детство между Майями и маленьким городком Окала во Флориде. Бескрайние мистические леса вблизи отдаленной фермы, куда семью перевез отец, навсегда отпечатались в его сознании. Делая отсылку к легендарному сериалу, он отмечает, что «это было похоже на жизнь в “Секретных материалах”». Фантазии мальчика подогревались таинственными совпадениями, тревожными свидетельствами об НЛО и Снежном человеке, книгами из оккультной секции библиотеки, которые приносили его старшие брат и сестра. С самого детства Эрнан чувствовал потребность выразить то, что населяло его беспокойное воображение.

Бас утверждает, что художником захотел стать еще возрасте трех-четырех лет. Он обучался живописи в специализированной школе, а затем окончил New World School of the Arts (1996) в Майями. После этого Бас поступил в школу искусств Купер-Юнион в Нью-Йорке, но, едва закончился первый семестр, осознал, что не нуждается в дальнейшем обучении, и покинул колледж. Под впечатлением от идеализированной, «искусственной красоты» мужского тела, культивируемой в Майями 1980–90-х годов, он написал несколько картин популярным диетическим напитком Slim Fast. Участие этой серии в групповой выставке Making Art in Miami: Travels in Hyperreality (2000) в Музее современного искусства в Северном Майами (MOCA) стало точкой отсчета в карьере молодого художника.

Вскоре прошла и первая персональная выставка Баса, Hernan’s Merit & the Nouveau Sissies' (2001, Fredric Snitzer Gallery, Майями). За ней последовал уже персональный проект в MOCA в 2002-м. В 2004 году работа художника участвовала в Биеннале Уитни в Музее Уитни в Нью-Йорке.

Безусловно, в карьерном взлете художника не обошлось без участия Рубеллов — главных меценатов молодого искусства в Майями. Впервые художник был включен в групповую экспозицию собрания семьи Рубелл в 2005 году. А в 2007-м в Rubell Family Collection состоялась большая выставка — уже исключительно картин Баса, покупавшихся коллекционерами в течение десятилетия. В 2009-м проект отправился в Бруклинский музей. Международный успех не заставил себя долго ждать. Произведения Баса вошли в состав экспозиции Collectors, подготовленной дуэтом художников Элмгрин и Драгсет для скандинавского и датского павильонов на 53-й Венецианской биеннале (2009). Тогда же он заключил контракт с галереей Lehmann Maupin, а годом позже — с Perrotin.

В 2010 году Бас переехал в Детройт и устроил студию в бывшем фабричном здании. По словам художника, город привлек его своей «странностью»: «ты буквально живешь, балансируя на острие ножа».

Персональные выставки Баса прошли в нью-йоркской Lehmann Maupin (2009, 2012, 2016, 2020) и в ее гонконгском филиале (2014), в Perrotin в Париже (2010, 2015, 2020) и Токио (2018). Наиболее значимые проекты художника в музейных институциях за последнее время — экспозиции в Музее искусств Басс во Флориде (2013), SCAD Museum of Art в Саванне, Джорджия, и Центре современного искусства в Малаге (2018).

Работы художника находятся в коллекциях Музея современного искусства в Нью-Йорке, Бруклинского музея, Музея и сада скульптур Хиршхорна в Вашингтоне, Музея Уитни, Музея современного искусства в Лос-Анджелесе (MOCA), Музея современного искусства Сан-Франциско, Музея современного искусства в Северном Майами, Детройтского института искусств, Музея изящных искусств в Бостоне, Художественного музея Филадельфии, Художественной галерее Онтарио в Торонто.

Эрнан Бас в цифрах

Несмотря на молодой (по рыночным меркам последних лет) возраст, аукционная история художника началась еще в 2006 году: живопись 28-летнего художника была продана на нью-йоркском Phillips de Pury за $75 тыс. по цене молотка. Всего первый сезон обеспечил Эрнану публичную капитализацию в $460 тыс., причем проданными оказались 9 выставленных лотов из 10 — а молоток самой дорогой продажи составил $140 тыс. (седьмое место в списке самых дорогих работ по сей день). Высокая аукционная активность молодого художника продолжалась в течение трех лет бурного роста рынка всего современного искусства (2006–2008), после чего на публичных торгах наступил резкий спад. Для примера: за первые три сезона объем публичных продаж Баса составил $1,40 млн — больше, чем в период 2009–2016 гг. ($1,35 млн.). Аукционный рекорд художника обновился в период рыночной стагнации 2012 года: за $180 тыс. (при эстимейте $200–300 тыс.) на дневных торгах того же Phillips de Pury ушла большеформатная (213 × 305) живопись; сегодня этот результат занимает 3-е место в ценовом рейтинге Баса. Обратим внимание, что все работы из топ-10, установившие персональные рекорды художника с 2006 по 2012 год, уходили с молотка ниже среднего эстимейта. Всего к настоящему моменту на счету Эрнана Баса 198 проданных лотов, при этом живопись — 144 лота (82 % объема продаж художника в цифрах — $4,08 млн).

С 2018 года на рынке художника началось серьезное оживление, а рекордным по капитализации стал карантинный 2020 год: $1,05 млн за 25 работ. В прошедшем сезоне на Phillips в Лондоне был установлен и текущий аукционный рекорд Эрнана Баса — $247,7 тыс., более чем в три раза выше предварительной аукционной оценки $53–77 тыс. Непроданными в 2020 году оказались всего 7 % работ — наилучший для художника исторический показатель.

Таблица 1. Самые успешные аукционные продажи работ Эрнана Баса, 2013–2020

Название работы (год создания) Аукционный дом, город Год продажи Цена по молотку, $ тыс. Превышение среднего эстимейта, %
1 Cannibalistic, noisy and abusive, but picturesque and popular withal (2011) Phillips, Лондон 2020 247,7 284,1
2 With Stupid (2011) Sotheby's, Гонконг 2018 216,6 300,0
3 The Bats and the Barn Bridge (2008) Phillips de Pury, Нью-Йорк 2012 180,0 –28,0
4 Don’t Tell It To The Mountain (2009) Phillips, Нью-Йорк 2020 170,0 61,9
5 Two Fruits (2015) Phillips, Лондон 2020 168,2 85,7
6 Montsre, from the Series A Littled Moby Dick in all of Us (2003) Phillips de Pury, Нью-Йорк 2008 145,0 –17,1
7 Dionysus bestwoning Midas his touch (2005) Phillips de Pury, Нью-Йорк 2006 140,0 –20,0
8 A Flaming Creature (or The sound of music) (2011) Christie's, Гонконг 2019 121,0 13,5
9 Too Pretty (2004) Christie's, Нью-Йорк 2007 120,0 20,0
10 Decorative panel for the foyer of a homosexual’s home (2010) Phillips, Нью-Йорк 2019 98,8 90,0

Таблица 2. Ценовые диапазоны работ Эрнана Баса, проданных на аукционных торгах, 2013–2020

Ценовой диапазон <$1 тыс. $1–5 тыс. $5–10 тыс. $10–50 тыс. $50–100 тыс. $100–500 тыс.
Объем продаж $ тыс. 1 45 114 1 877 1 419 1 509
% 0,0 0,9 2,3 37,8 28,6 30,4
шт. 1 15 14 83 19 9

Таблица 3. Динамика продаж Эрнана Баса на аукционных торгах, 2013–2020

Показатель / Год 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020
Объем продаж $ тыс. 202 207 56 83 161 571 419 1 059
шт. 10 8 1 4 7 17 12 25

Эрнан Бас и индикатор доверия

По итогам первого полугодия 2020 художник не вошел в число 25 молодых художников, которым респонденты рейтинга ArtTactic предрекали успешное будущее в краткосрочной (6 мес.) и долгосрочной (10 лет) перспективе. Зато спустя полгода в аналогичном ноябрьском рейтинге Эрнан Бас попал сразу в оба списка. В краткосрочной перспективе он занял 10-е место с 70 баллами — оставив позади себя, в частности, Оскара Мурильо (59 баллов), Таубу Ауэрбах (51 балл) и Стерлинга Руби (44 балла).

В десятилетней перспективе Эрнан получил 25 баллов и 17-е место: здесь он опередил известных нашим читателям Шару Хьюз и Адама Пендлтона (оба — по 19 баллов). Другими словами, до лета 2021 года рынок художника продолжит находиться в зените, а что произойдет дальше — в том числе будет зависеть от поведения конкурентов Баса. Вполне вероятно, за место под рыночным солнцем ему предстоит бороться с кем-то из живописцев — участников упомянутого рейтинга.

Комментарий AI: если внимательно присмотреться к карьере художника, основным вопросом будет такой: а исчезал ли Бас? Давайте посмотрим на его аукционную статистику под другим углом. Для 2006 года, одного из лучших сезонов для современного искусства в истории, $140 тыс. за работу молодого художника из собрания Рубеллов и после персональной выставки в Бруклинском музее довольно скромный результат. На это, в частности, намекали эстимейты и результаты тех лет: Эрнан Бас регулярно не дотягивал до среднего эстимейта и через раз превышал его нижнюю планку. Возможность вовлечения Phillips de Pury (на то время — с Симоном де Пюри во главе и в названии) в спекулятивную игру отметается сходу: к 2006 году молодого художника без малого десяток лет покупали топ-коллекционеры Флориды, а сам Эрнан имел значительный багаж из выставок, конкурсов и резиденций. Словом, то, что иногда случается с нашими художниками (отсутствие какого-либо признания вообще — но уже на аукционе с ожесточенной борьбой) — не для американского рынка. Другое дело, что кто-то дал этому рынку команду: «Можно покупать». Впрочем покупать молодого художника дорого особо не спешили — а там и кризис 2008 года наступил.

Переходим к контракту с Perrotin, которая с начала 2010-х семимильными шагами зашагала к статусу международной топ-галереи. В статье, посвященной Джули Мерету, мы писали о том, что великий арт-дилер Мариан Гудман, под чье крыло попала художница, не имеет опыта работы с молодыми авторами. В случае Эрнана Баса и Perrotin ситуация чуть другая: французская галерея из всех своих авторов парадоксальным образом лучше (и гораздо!) продает скульпторов, нежели живописцев (как здесь не вспомнить масштабные визионерские вечеринки Perrotin в дни крупных арт-ярмарок, запоминающиеся прежде всего организацией объемного пространства — со светом, дымом и звуком. А вот стены в сценографии галереи зачастую играют второстепенную роль). Такаши Мураками, KAWS, Дэвид Аршем — все они продавали через Perrotin объемные композиции. Так что относительное рыночное затишье Баса частично можно списать на это удивительное обстоятельство.

Однако главной ошибкой талантливого живописца мы назовем переезд в Детройт. Не желая останавливаться на статусе молодого художника № 1 в Майами, Эрнан Бас едет покорять Нью-Йорк, и когда вся борьба только начинается — оседает в Детройте. В качестве мотивов переезда злые языки называли как проблемы молодого организма с экспериментальными веществами, так и причины личного характера. Нас же интересует итог: несмотря на продолжившуюся выставочную историю (как музейную, так и коммерческую), Бас сознательно убрал себя из арт-тусовки на долгие годы — и получил исключение из рейтингов и аукционных торгов.

Что же заставило рынок пересмотреть отношение к художнику? Снова комбинация причин. Во-первых, изменившийся за период карантина покупатель, который понял, что любой художник силен «не торгами едиными» — а маркетинговыми показателями, в первых рядах которых значится признание академической средой. У Эрнана Баса, участвовавшего к середине 2020 года в 39 персональных и примерно 100 групповых выставках, с этой графой в арт-паспорте полный порядок. Во-вторых, в последние годы условный порог в 35 лет для молодого художника сместился вперед лет на десять — и американец вновь стал для рынка молодым. В-третьих, с 2019 года интересы художника также стали представлять галереи Victoria Miro в Лондоне и Peter Kilchmann в Цюрихе — которые уж точно знают, как закрыть стены коллекционеров живописью.

Суммируем: вполне молодой художник пишет большеформатную живопись на темы, которые все большее обживаются в современном западном обществе (то, что Гонконг исповедует западные ценности, сомнений уже не вызывает). В свое время художника «недокрутили» и «недоглядели» — но сегодня, на фоне роста интереса к молодому искусству, его идеи и художественный язык все так же свеж, как и 15 лет назад. Свеж для тех, кто готов простить Эрнану Басу своеволие с образами Шиле и Климта и никогда не встречался с работами Виноградова и Дубосарского.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20210204_hernan_bas.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20210204_hernan_bas.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 29

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх