art-credit.ru

Выдача займов под залог картин и скульптур XIX-XXI веков

Первый профессиональный сервис по выдаче займов под залог произведений искусства

art-credit.ru




Современные художники в кризис: Дэмиен Хёрст
ARTinvestment.RU   18 декабря 2020

История художника, который сделал имя на акуле, а деньги — на таблетках

В этой рубрике AI рассказывает о первых номерах в составленном ArtTactic рейтинге доверия профессионалов арт-рынка современному искусству. Сегодняшний художник неожиданно для многих появился в обновленном ноябрьском рейтинге современных художников, которым респонденты ArtTactic прогнозировали успешное будущее в краткосрочной перспективе, на незаметной с виду 31-й строчке. Неожиданно — потому что полгода назад не вошел в аналогичный рейтинг вовсе, а десять лет назад считался человеком, которому современное искусство во многом обязано своим финансовым признанием.

Представляем: Дэмиен Хёрст (1965) — самый известный, коммерчески успешный и блистательный в своей провокационности автор в поколении Молодых британских художников (YBA, Young British Artists). Соединяя в себе искусство, науку и отсылки к религии, произведения Хёрста представляют буквальное толкование вечных сюжетов — жизни и смерти, влечения и страха, любви и ненависти. Произведения Хёрста прямо апеллируют к общечеловеческим вопросам, понятным каждому зрителю, и настолько наглядны, что избегают многосложных интерпретаций. С самого первого появления на сцене современного искусства фигура автора была окружена бурной полемикой: его произведения возмущают защитников природы, ревнителей морали и становятся предметом споров о финансовой стороне практики художника и уровне его художественного мастерства.

Хотя популярность Хёрста сейчас безусловно несравнима с ажиотажем вокруг его творчества в 2000-е годы, он уже занял прочную позицию в истории современного искусства и даже в какой-то степени олицетворяет собой арт-рынок нашего столетия. Хёрст остается неизменно изобретателен в идеях для творчества и предпринимательства. Так, в последнее время художник занимается не только созданием немыслимо дорогостоящих в изготовлении произведений искусства, но и проектированием самых дорогих в мире гостиничных номеров.

Карьерные вехи Дэмиена Хёрста

Дэмиен Хёрст родился в английском Бристоле (где, по легенде, появился на свет Бэнкси), но вскоре его семья обосновалась в Лидсе, там и прошло детство художника. Подростком он стал свидетелем волны общественных протестов, захлестнувшей Великобританию в 1970–80-х годах, и формирования бунтарской панк-культуры, которой явно симпатизировал. В школе Хёрст не отличался прилежанием, но был намерен получить высшее образование — в сфере искусства. Сначала он окончил Jacob Kramer College of Art в родном Лидсе (1983–1985), а затем переехал в Лондон и поступил в Голдсмитский колледж (1986).

В Голдсмите Хёрст быстро стал заметной фигурой в студенческом сообществе, членом многочисленных кружков и инициатором разного рода мероприятий. Возвращаясь домой на летние каникулы, он работал на полставки в морге — этот опыт во многом определил изобразительные мотивы, на которых он построил свою творческую практику. На втором году учебы Хёрст вместе с однокашниками организовал групповую выставку Freeze в одном из Лондонских складов (1988). Многие из участников экспозиции впоследствии стали звездами британской художественной сцены — в частности, Сара Лукас, Гэри Хьюм, Фиона Рей.

Резонанс Freeze произвела благодаря одному из преподавателей Хёрста, концептуалисту Майклу Крейгу-Мартину, который активно продвигал событие в художественном сообществе и пригласил на него влиятельных людей из сферы искусства: кураторов Нормана Розенталя и Николаса Серота, а также Чарльза Саатчи, владельца крупнейшей международной рекламной компании и коллекционера. Знакомство с последним стало ключевым событием в карьере Хёрста — Саатчи стал спонсором самых рискованных предприятий художника.

В 1989 году коллекционер предложил Хёрсту профинансировать любую из его работ. Так была создана легендарная The Physical Impossibility of Death in the Mind of Someone Living («Физическая невозможность смерти в сознании живущего», 1991) — пятиметровая тигровая акула, выловленная в Австралии и бережно упакованная художником в стеклянный контейнер с формалином. На само изготовление произведения было затрачено около £50 000. В 2004 году Саатчи продал «Физическую невозможность смерти в сознании живущего» нью-йоркскому финансисту Стиву Коэну за $12 млн. Он, в свою очередь, подарил работу Метрополитен-музею.

Чучела животных в формальдегиде прочно ассоциируются с творческой практикой Хёрста. Еще один знаковый прием художника, подобным образом эксплуатирующий тему смерти, — использование в произведениях живых или мертвых бабочек. Первые работы из этой серии были созданы в 1991 году и представлены на выставке In and out of Love в пространстве бывшего туристического агентства на Вудсток-стрит. Экспозиция растянулась на два этажа. Верхний занимали живые бабочки, которые появлялись из куколок, прикрепленных к расположенным на стенах белым холстам. Насекомые были обеспечены водой и цветами и могли свободно летать по комнате и размножаться. На нижнем этаже разместились цветные холсты с приклеенными к ним чучелами бабочек. В 2012 году инсталляция была воспроизведена в рамках ретроспективы в Тейт Модерн, и в новом десятилетии не обошлось без скандала, связанного с этической стороной проекта.

Прошедшая в 1992 году в галерее Saatchi выставка «Молодые британские художники» обеспечила небывалую популярность Хёрста и его единомышленников в арт-среде Великобритании. Именно эта экспозиция дала имя сформировавшейся группе художников, положивших эпатаж в основу художественного высказывания и изобразительного воздействия на зрителя. Общим местом в работах «молодых британцев» стал разговор на темы, выходящие за границы моральных норм и конвенций, а также активное использование в своих работах реди-мейда и смешанных техник.

Дебют Хёрста на международной сцене пришелся на следующий год: в 1993-ом он принял участие в Венецианской биеннале с очередной работой в формальдегиде — Mother and Child Divided («Разделенные мать и дитя»). Корова и теленок, разрезанные напополам, были помещены в четыре отдельных контейнера, специально расположенных на некотором отдалении друг от друга, что давало зрителям возможность рассмотреть внутренности животных. В 1995 году произведение принесло Хёрсту Премию Тёрнера. Но на этом стремительный взлет художника не завершился — тогда же началось его сотрудничество с галереей Gagosian. Спустя два года выставка Sensation: Young British Artists from the Saatchi Collection (1997) в лондонской Королевской академии художеств ознаменовала собой новый виток истории успеха не только Хёрста, но и других участников: одна из наиболее консервативных институций страны открыла свои двери для скандальных работ молодого поколения. Из Англии экспозиция отправилась в Берлин (1998, Музей современности) и Нью-Йорк (1999, Бруклинский музей). Тем самым целый ряд авторов обрел международное признание и одновременно утратил последнюю связь с присущим ему образом художественного андеграунда.

Параллельно с завоеванием музейного мира Хёрст попробовал себя в ресторанном бизнесе. В 1998 году он открыл ресторан и бар Pharmacy («Аптека») и полностью спроектировал его интерьер. Подражание реальной аптеке в облике заведения оказалось настолько убедительным, что Королевское фармацевтическое общество не раз предупреждало художника о судебных и административных последствиях за введение людей в заблуждение. В «Аптеке» экспонировались многие из известных работ художника, в том числе и «Молекулярная структура» (1997–1998), большая модель молекулы, помещенная в витрину второго этажа. Тогда же в лондонской галерее Тейт разместилась инсталляция Хёрста «Аптека» (1992). На время выставки пространство галереи превратилось в аптечный пункт, понятый через собирательный его образ: вдоль стен были установлены стеллажи с лекарствами, а на прилавке стояли колбы с жидкостями причудливых цветов. Ресторан закрылся в 2004 году, и все его «содержимое», включая произведения Хёрста, ушло на Sotheby’s суммарно за £11,1 млн. Новый рекорд по стоимости отдельного произведения поставил объект в виде большого шкафа с лекарствами Fragile Truth («Хрупкая правда»), проданный за £1,2 млн.

В 2007 году Хёрст создал самую дорогую из своих работ — For the Love of God («На милость Господа»). Отлитый из патины человеческий череп, полностью укрытый бриллиантами, вызвал горячие споры, основным предметом которых, конечно, была стоимость его изготовления. Симптоматично, что Хёрст не только прямо заимствовал образность барочного vanitas, но и предложил для сюжета современную трактовку: работа с иронией указывала на специфику сложения цены произведения искусства на рынке нулевых годов. В 2007 году, после выставки в White Cube в Лондоне, «На милость Господа» за £50 млн приобрела группа инвесторов, в которую вошел и сам художник. Еще один рекорд этого года поставил объект Lullaby Spring («Сонная весна», 2002), который был продан за $17,2 млн Sotheby's, тем самым став самой дорогой работой живущего ныне художника, ушедшей с торгов в Европе.

В последнее десятилетие прошло несколько масштабных ретроспектив творчества Хёрста. В 2012-м был осуществлен грандиозный международный проект Gagosian «The Complete Spot Paintings 1986–2011», осветивший в полном объеме наименее радикальную часть практики художника, холсты с кругами-точками разных цветов. Одновременно состоялась уже упомянутая выше экспозиция в Тейт Модерн. В 2013–2014 годах прошла первая персональная выставка творчества Хёрста на Ближнем Востоке — «Relics» в Qatar Museums Gallery Alriwaq в Дохе. Вероятно, наиболее амбициозным проектом Хёрста в последние годы стала выставка Treasures from the Wreck of the Unbelievable, организованная Франсуа Пино и прошедшая в стенах Палаццо Грасси и музея Пунта-делла-Догана в Венеции. В 2017-м Хёрст впервые был представлен персональной экспозицией в Москве.

Еще в 1990-е годы Хёрст увлекся коллекционированием искусства и долго вынашивал идею об открытии собственной галереи. Он осуществил свой замысел в 2015 году. Работы самого художника входят в собрания ведущих музейных институций, в их числе Музей современного искусства в Нью-Йорке, Музей Рубелл в Майами, галереи Тейт и Тейт Модерн в Лондоне.

Дэмиен Хёрст в цифрах

Аукционная история художника началась с относительной неудачи: на первом же аукционе — лондонском Sotheby’s в 1992 году — его медицинский шкафчик-витрина, заполненный различными видами медикаментов с претенциозным названием God («Бог») и эстимейтом $7–10 тыс. продан не был. Почему неудача, с нашей точки зрения, относительна? Во-первых, аукционный дом установил эстимейт, показавший, что с 1989 года, когда серия инсталляций в виде шкафчиков с таблетками появилась на свет и молодой британский художник продавал их по цене ниже $1 тыс., эти вещи подорожали минимум в 7 раз. Во-вторых, в 1998 году этот же лот уйдет с торгов очень успешно: $284 тыс. по цене молотка. Что случилось между этими двумя аукционами — нам известно: в 1995 году Хёрст подписал контракт с Gagosian Gallery и спустя год уже вовсю продавался на аукционах по цене чуть более $50 тыс. за оригинальную живопись.

Интересно, что рекордный объем публичных продаж художника за один сезон — $230,9 млн — был зафиксирован не в 2004 году, когда Чарльз Саатчи продал «то самое» чучело акулы за $12 млн, а только в 2008-м, после выхода одноименной книги Дона Томпсона (связывать эти два события или нет — решать вам. — AI.). Персональный аукционный рекорд Хёрста был установлен годом ранее, в 2007-м: за $17,1 млн был продан медицинский шкафчик более поздней модели 2002 года, с искусственными таблетками, под названием Lullaby Spring (буквально — «Сонная весна»). После 2008 года в аукционной карьере Хёрста наступил резкий спад: настигнувший арт-рынок кризис снизил объем продаж художника в 2009-м с $230,9 млн до $16,5 млн. Одновременно увеличилось количество непроданных лотов, но произошло это на фоне стремительного роста объема тиражной продукции, которой после 2008 года аукционы в буквальном смысле оказались завалены. Начиная с 2009 года капитализация художника превышала (ненамного) отметку в $25 млн за весь сезон лишь трижды — в 2011-м и 2017–2018 годах. Всего к настоящему моменту на счету Дэмиена Хёрста 6 793 проданных лота, 62 % из них — сувенирная и тиражная продукция.

Капитализация художника на публичном рынке за неполные 12 месяцев 2020 года составляет $19,7 млн, что на 16 % больше аукционных «успехов» 2019 года. К слову, одним из самых дорогих лотов нынешнего сезона стал все тот же медицинский шкафчик 1989 года — теперь он ушел с торгов за $1,57 млн на Phillips. В целом, согласно Artprice, с 2000 по 2020 год индекс средних цен Дэмиена Хёрста упал на 65 % (в «пиковый» сезон 2008 года он повышался всего на  203 %, то есть в три раза. — AI.).

Таблица 1. Самые успешные аукционные продажи работ Дэмиена Хёрста, 2000–2020

Название работы
(год создания)
Материал, техника Аукционный дом, город Год продажи Цена по молотку, $ млн Превышение среднего эстимейта, %
1 Lullaby Spring (2002) Сталь, стекло, полимерные материалы Sotheby's, Лондон 2007 17,1 145,7
2 The Golden Calf (2008) Сталь, стекло, формальдегид, чучело теленка, золото Sotheby's, Лондон 2008 16,5 –8,0
3 The Kingdom (2008) Сталь, стекло, формальдегид, чучело акулы Sotheby's, Лондон 2008 15,3 70,0
4 Eternity (2002–2004) Холст, засушенные бабочки Phillips de Pury, Лондон 2007 8,5 40,0
5 Fragments of Paradise (2008) Сталь, стекло, искуственные бриллианты Sotheby's, Лондон 2008 8,3 268,0
6 Lullaby Winter (2002) Сталь, стекло, полимерные материалы Christie's, Нью-Йорк 2007 6,6 120,0
7 Where there's a Will, There's a Way (2007) Сталь, стекло, полимерные материалы Sotheby's, Нью-Йорк 2008 6,5 8,3
8 The Void (2000) Сталь, стекло, полимерные материалы Phillips, Нью-Йорк 2017 5,0 –16,7
9 Here Today, Gone Tomorrow (2008) Сталь, стекло, формальдегид, чучела рыб Sotheby's, Лондон 2008 4,7 –13,3
10 Memories of Moments with You (2008) Сталь, стекло, искуственные бриллианты Sotheby's, Лондон 2008 4,1 130,0

Таблица 2. Ценовые диапазоны работ Дэмиена Хёрста, проданных на аукционных торгах, 2000–2020

Ценовой диапазон <10 тыс. $10–50 тыс. $50–100 тыс. $100–500 тыс. $0,5–1 млн $1–5 млн >$5 млн
Объем продаж $ млн 10,01 24,74 13,87 142,07 135,47 206,38 78,77
% 1,64 4,0 2,3 23,2 22,2 33,8 12,9
шт. 2 428 1 135 191 523 195 116 7

Таблица 3. Динамика продаж Дэмиена Хёрста на аукционных торгах, 2003–2020

Показатель / Год 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
Объем продаж $ млн 4,46 24,01 9,14 16,86 76,56 230,89 16,50 14,62 26,03
шт. 29 234 74 105 152 445 163 238 266
Показатель / Год 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020
Объем продаж $ млн 23,20 20,04 18,84 20,42 14,72 25,43 25,38 16,97 19,63
шт. 264 247 246 329 298 308 375 366 371

Дэмиен Хёрст и индикатор доверия

Май 2020-го рейтинговых дивидендов Хёрсту не принес: эксперты арт-рынка дружно отказали ему в доверии, не включив и в краткосрочный рейтинг (как видим, не зря. — AI.), и в рейтинг на 10-летнюю перспективу — два списка по 35 «проверенных» имен. Оставалось ждать ноября.

Спустя полгода в краткосрочном рейтинге Хёрст поднялся на 18 позиций — но все равно занял лишь 31-ю строчку с 41 баллом. По мнению рынка, это означает, что до весны 2021 года продажи британца находятся под большим вопросом.

В ноябрьском же рейтинге современных художников, которым респонденты ArtTactic прогнозировали успешное будущее в десятилетней перспективе, Хёрст сразу получил 7-ю строчку (56 баллов), обогнав собственный результат десятилетней давности: в 2009-мэксперты поставили его на 15-е место (50 баллов). Другими словами, доверие рынка к Хёрсту очень сильно колеблется и (учитывая отсутствие серьезных маркетинговых шагов со стороны самого художника) очевидно зависит от внутренней информации — скажем, о грядущей серьезной поддержке со стороны одного из топ-галеристов или коллекционеров.

Комментарий AI: если разобраться, Дэмиену Хёрсту обязан весь современный арт-рынок. Причем не только концептуальные художники, искусство которых британец на своем примере вывел в ценовую категорию «свыше $10 млн», но и другие направления и периоды: начало общемировой арт-лихорадки 2006–2008 годов положила именно продажа акульего чучела несколькими годами ранее. Хёрста должны благодарить и молодые авторы, желающие поскорее попасть в аукционную обойму: «аукцион одного художника» Beautiful Inside My Head Forever, в 2008 году принесший Sotheby's $198 млн (в день банкротства банка Lehman Brothers и начала мирового финансового кризиса), фактически положил начало понятию Wet Paint Art — искусства, появившегося на аукционе вскоре после создания художником. И если до 2008 года принимать предметы от художника (с первичного рынка) на аукционы было либо запрещено уставом, либо просто «не комильфо», то после того, как эту партию разыграли Sotheby’s и Хёрст, остальные аукционные дома выдохнули с облегчением и стали относиться к превращению себя в субъект первичного рынка менее трепетно.

А вот с последствиями того самого кризиса, который художник отметил небывалой аукционной распродажей, рынок Дэмиена Хёрста не справился. «Хёрст сделал свое дело — Хёрст может уходить», — словно сказали сверху. В период с 2009 по 2019 год средний объем аукционных продаж за сезон составлял всего $19 млн (по сравнению с $75 млн и $223 млн в 2007 и 2008 годах соответственно). Ни крупная ретроспектива в лондонской Тейт Модерн в 2012-м, ни подводная инсталляция в Венеции в 2017-м не завели аукционный мотор британца заново. И вроде бы все делал по-бунтарски правильно: вовремя и громко уходил из топ-галереи (разрыв с Gagosian в 2012-м), не менее пафосно возвращался (раскаяние и объединение в 2016-м). Тем временем средняя аукционная стоимость работ Хёрста после 2008 года ни разу не превышала $100 тыс. в отдельно взятом сезоне. Для сравнения: еще за год до «акульей» продажи 2004 года средняя стоимость произведений художника на публичном рынке составляла $153 тыс.!

Однако в 2020 году, к удивлению многих, рынок Дэмиена Хёрста зашевелился. Аукционные торги показали спрос на работы его раннего периода (с конца 1980-х по конец 1990-х годов). В начале нынешнего декабря живопись Visual Candy Painting Happy [dappy] (1993) была продана по цене молотка за $1,050 млн при эстимейте $250–350 тыс. В целом три из десяти самых дорогих работ, проданных с 2015 года, нашли покупателей в нынешнем, карантинном сезоне. Визуально возобновление интереса совпало с подготовкой и открытием выставки «Конец века» в галерее Дэмиена Хёрста на Ньюпорт-стрит в Лондоне, экспозиция которой охватывает период от становления молодого британца в 1980-х до его причисления к сонму ведущих современных художников Великобритании в 1990-х. Другие действия Хёрста в 2020-м были связаны с благотворительностью: то он устраивал благотворительную распродажу принтов в поддержку врачей и голодающих, то обещал помочь нагнать пропущенные занятия итальянским школьникам, а то и вовсе разыграл собственные несвежие футболки среди своих подписчиков в Instagram.

Демьен всегда оставался бунтарем сугубо британским: в нем не было ни капиталистического расчетливого бунтарства Джеффа Кунса — начиная от улыбки и заканчивая гламурной тематикой работ, ни итальянского бунтарства Маурицио Каттелана — чье искусство одновременно может обладать вкусом Соррентино и юмором Челентано. Провокативность искусства Хёрста — это бунтарство провинциального вышибалы с аристократическими корнями из фильмов Гая Ричи: прийти без разрешения, рассказать простыми словами о простых вещах, крупно заработать в моменте — а дальше так же быстро все потерять, абсолютно не расстроиться и пойти искать другую черную работу.

Интересно, кто же предложил «работу» Дэмиену Хёрсту на этот раз? Ждать осталось недолго — до 2021 года.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20201218_Hirst_final.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20201218_Hirst_final.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


  • 26.02.2021 Мнение. Когда падет миллиард Новая рубрика AI открывает серию очерков, написанных функционерами рынка искусства на выбранные ими темы. В первом материале мы зададимся вопросом: когда же будет превышена ценовая планка в $1 млрд за предмет искусства?
  • 24.02.2021 Теория заблуждений: галереи — смертельные враги В рубрике «Теория заблуждений» мы искореняем мифы, которые удачно выдаются за факты и негативно влияют на развитие рынка искусства и инвестиционный климат. Сегодня мы разберемся, существует ли вражда между соперничающими за рынок галереями
  • 15.02.2021 Персона недели: Геннадий Красношлыков Геннадий Красношлыков — современный российский скульптор, которого можно отнести к художникам, сохраняющим пластическую культуру и продолжающим развивать в своем искусстве традиции русского и европейского искусства
  • 15.02.2021 Открыты 53-и торги проекта «XXI век. Современное российское искусство» Куратор Екатерина Шмакова представляет работы современных скульпторов Михаила Дронова, Геннадия Красношлыкова, Андрея Криволапова, Кирилла Протопопова, Александра Смирнова-Панфилова, Бориса Чёрствого
  • 15.02.2021 Художник недели: Аристарх Лентулов История, ценовые и маркетинговые показатели художника Аристарха Васильевича Лентулова, неуемного экспериментатора, получившего звание «самого веселого художника своего поколения»
Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 29

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх