В Москву везут выставку Дэмиена Херста
Публике не стоить ждать «акулу в формалине» и платиновый «череп в бриллиантах». Но ряд других мощных программных вещей британского бунтаря скоро впервые можно будет увидеть в столице
Злые языки наверняка уже чешутся сказать, что звезды по-прежнему всходят на Западе, а заходят на Востоке. Дескать, Херст — это уже «дискотека 1990-х» или начала 2000-х. Да, еще 10 лет назад Херст гремел как главная звезда современного искусства, соперничать с которой по упоминаемости мог лишь Джефф Кунс.
Скептики вскипали при одном лишь упоминании его «акулы в формалине» (инсталляция «Физическая невозможность смерти в сознании живущего»). Захлебывались от возмущения, когда был представлен инкрустированный бриллиантами череп. Еще бы: на тот момент это было самое дорогое произведение современного искусства, а закупка камней для него подняла цены на бриллианты во всем мире. В 2008 году ArtReview поставил его на первое место в рейтинге самых влиятельных людей арт-рынка. Даже Гагосян был там вторым.
Сейчас о Херсте стали писать гораздо меньше. И часто не без злорадства. О том, как на прежних «баловней судьбы» Херста и Кунса сильно упали цены. О том, как, намучившись с продажей, свой платиновый череп он купил сам у себя. Или о том, как в 2016-м Херст решил увернуться от граблей и повторно открыть свой ранее разорившийся арт-ресторан Pharmacy2. Порой удивлять получается. Но теперь на слуху больше другие герои — Ай Вейвей, Аниш Капур, дорогие китайцы, да немолодой Герхард Рихтер. Мода переменчива, прессу нужно постоянно держать в изумлении, есть на это силы или нет.
Впрочем, все это точно не означает, что Херст вышел в тираж. Пусть аукционный рынок его работ довольно волатилен, а пик цен образца 2008 года — сильно позади. Зато имя художника уже точно вписано в историю искусства — размашисто, с залезанием на соседние строчки, да с большими кляксами вокруг. Сегодня Херст по-прежнему входит в топ-10 самых дорогих из ныне живущих художников. Это только по аукционным результатам (череп за $100 млн продавался в рамках частной сделки). Формально самая дорогая его аукционная работа — шкаф с таблетками «Сонная весна», который в 2007 году был продан на Sothebys’s за $19,2 млн (за 1 фунт тогда давали почти 2 доллара).
Полноценной персоналки Херста в Москве не было, на моей памяти, никогда. «Триумф» как-то раз привозил стопки принтов британского бунтаря, Татинцян включал в состав выставки шахматы Херста, в MAMM показывали личную коллекцию художника. То есть что-то было, но все фрагментарно. А теперь в конце марта привезут полноценную выставку. Ожидается, что состав экспонатов позволит оценить магистральные идеи в творчестве художника — бренность жизни, непостижимость смерти, страхи и поиск утешения в медицине, как в новой религии. Посмотрим. Ждать осталось недолго. Открытие — через две недели в галерее Гари Татинцяна (у него самого в личной коллекции Хёрст есть уже очень давно).
Источник: tatintsian.com, artinvestment.ru
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20170314_damien_hirst_tatintsian.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20170314_damien_hirst_tatintsian.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.