Херст и Кунс потеряли по 50 процентов
ARTinvestment.RU   22 января 2010

Но в будущем их, возможно, будут покупать как классиков

Как сообщает Bloomberg, главные звезды арт-бума — Дэмиен Херст (Damien Hirst) и Джефф Кунс (Jeff Koons) — в прошлом году потеряли свое лидерство на аукционном рынке. Цены на некоторые их работы упали на целых 50 процентов. На восстановление их рынков может потребоваться около десяти лет.

В 2009-м коллекционеры-миллиардеры в основном налегали на классиков ХХ века, мебель ар-деко, старых мастеров и китайское искусство. Что до «контемпорари», то тут кризис ощущался сильнее: продажи творений современных художников на крупных вечерних торгах Christie’s и Sotheby’s упали на 75 процентов.

«Люди потеряли на Херсте огромные суммы, и сейчас они все еще приходят в себя, — говорит глава лондонского Fine Art Fund Филип Хоффман (Philip Hoffman). — Пока цены на него не поднимутся, они вряд ли согласятся продавать его работы».

Согласно Artprice.com, в период с 2003 по 2008 год аукционные продажи современного искусства выросли более чем в десять раз. За 10-летний период, «кульминацией» которого стал соло-аукцион Херста Beautiful Inside My Head Forever («В моей голове я буду прекрасен вечно») 15 сентября 2008 года, ценовой индекс художника вырос на 996 процентов!

По мнению дилеров, персональные торги художника, устроенные домом Sotheby’s, стали последним значительным событием эпохи «мыльного пузыря». «Тот аукцион был какой-то дикостью, — замечает лондонский дилер Роберт Санделсон (Robert Sandelson). — Он просто перекосил всю статистику. У Дэмиена сейчас спад — как и у других художников. Такое ощущение, что сейчас 2000 или 2001 год. На то, чтобы вернуться к прежним рекордам, рынку потребуется много лет».

Аукцион Beautiful Inside My Head Forever, принесший 111,5 миллиона фунтов (178,5 миллиона долларов), позволил Херсту сместить с пьедестала предыдущего короля арт-рынка, Джеффа Кунса. В период с июня 2007 года по июнь 2008 года творения последнего собрали в общей сумме 117,2 миллиона долларов.

Согласно Artnet.com, в 2009 году аукционные продажи высококлассных работ Кунса снизились на 50 процентов. Миллионную отметку преодолели всего девять произведений. Для сравнения: в 2008-м число «семизначных» работ составило 18.

  • ДЭМИЕН ХЕРСТ Важность Нездешнего — Царство Небесное. 2006

«Барочное яйцо с бантом» из хромированной стали, появившееся на торгах Sotheby’s в мае 2009 года, ушло за 5,5 миллионов долларов, при эстимейте 6–8 миллионов. Меньше чем за год до этого «Цветок из воздушного шарика», входящий в ту же серию Celebration, был продан на Christie’s за рекордные 12,9 миллиона фунтов (25,65 миллиона долларов).

«Тогда было время излишеств, — говорит бывший владелец скульптуры, коллекционер из Далласа Ховард Рачофски (Howard Rachofsky). — Рынок невоздержанной спекуляции, фантазийный рынок. Там были мега-миллиардеры из России и стран Ближнего Востока, интересующиеся только теми восемью художниками, которыми им сказали интересоваться».

В позапрошлом году дороже миллиона фунтов были проданы 32 работы Дэмиена Херста. 24 из них нашли новых владельцев на Beautiful Inside My Head Forever, крупнейшем в истории аукционе, все лоты для которого предоставил сам художник. 2009 год смог похвастаться лишь одним семизначным результатом — 2 миллиона долларов за выполненную в 2006 году картину с бабочками под названием «Важность Нездешнего — Царство Небесное» (SeoulAuction, Гонконг, 7 октября).

На осенних торгах Sotheby’s, прошедших во время ярмарки современного искусства Frieze, другая картина с бабочками, «Возмездие» (2006), была приобретена нью-йоркским коллекционером Хосе Муграби (Jose Mugrabi) за 541 250 фунтов. Годом ранее похожая работа под названием «Перевоплотившийся» (2008) принесла на «сольных» торгах 1,6 миллиона. Нижние эстимейты картин составляли 450 тысяч и 500 тысяч соответственно.

В октябре 2009 года основатель лондонской компании ArtTactic Андерс Петтерсон (Anders Petterson) заявил, что с сентября 2008 года ценовой индекс картин с бабочками упал на 41 процент.

«Херст еще вернется, — утверждает Роберт Санделсон. — Если говорить о краткосрочной перспективе, то проблемой может стать переизбыток работ. Но рынку Энди Уорхола это в конечном счете не помешало. В будущем Херста, как и Уорхола, будут покупать как классика».

«Херст уже оставил след в истории искусства, — говорит Филип Хоффман. — Но через 30 лет коллекционеров будут интересовать в основном ранние работы, а не те, которые он выполнил вместе с армией ассистентов. Думаю, что цены на ранние произведения Херста не изменились. Я бы не стал инвестировать в новую вещь, которая была продана в 2008-м».

Источники: bloomberg.com, artinvestment.ru



Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх