Art Investment

Художники и цены

Перипетии рынка современного искусства в 2009 году

В 2009 году продажи высококлассных работ современных художников на торгах Christie’s и Sotheby’s упали на 75 процентов. Крупные вечерние аукционы, прошедшие в Нью-Йорке и Лондоне, принесли 482,3 миллиона долларов, тогда как в 2008-м этот результат составил 1,97 миллиарда. Одной из главных причин спада является тот факт, что аукционные дома перестали выдавать продавцам гарантии. В связи с этим многие сделали выбор в пользу частных сделок. Как сообщает Christie’s, в первой половине 2009 года общая стоимость всех произведений современного искусства, реализованных в частном порядке, превысила сумму, вырученную на аукционах.

Согласно Artprice.com, в период с 2003 по 2007 год продажи в секторе Contemporary art выросли более чем в восемь раз. В 2006 году объем аукционных сделок составил 1,1 миллиарда долларов, а в 2007-м (абсолютный рекорд!) — 2,4 миллиарда. Поворот произошел в четвертом квартале 2008 года, после коллапса Lehman Brothers. Той осенью Christie’s потерял на гарантиях 50 миллионов долларов, Sotheby’s — 40 миллионов.

Вечерние торги меньшего масштаба, прошедшие в Лондоне и Нью-Йорке в первые шесть месяцев 2009 года, тоже не показали выдающихся результатов. Февральский аукцион Christie’s принес всего 8,4 миллиона фунтов стерлингов (13,6 миллиона долларов) — результат на уровне 2004 года. Стоит упомянуть и то, что ни одна работа, проданная в этот период, не достигла 10-миллионной отметки. Рекордной стала сумма 7,9 миллиона долларов, за которую ушла картина Дэвида Хокни (David Hockney) «Домохозяйка из Беверли-Хиллз» (13 мая, Christie’s, Нью-Йорк).

Чтобы оживить аукционный рынок, дома произвели коррекцию эстимейтов. В некоторых случаях предварительные оценки пришлось снизить на 50 процентов, а то и больше. Благодаря этому выросло количество проданных работ. На лондонских торгах Christie’s 30 июня, где покупателей нашли 35 из 40 лотов, картина Герхарда Рихтера (Gerhard Richter) под названием «1025 цветов» ушла по нижнему эстимейту — за 1,4 миллиона фунтов (2,3 миллиона долларов). В мае 2008-го очень похожая работа принесла на аукционе Sotheby’s 4,1 миллиона долларов, при оценке 4–6 миллионов.

Постепенно настроение участников рынка стало улучшаться; в немалой степени этому способствовали удовлетворительные результаты крупных ярмарок Art Basel и Frieze. Последний квартал 2009 года ознаменовался ростом цен и количества проданных работ. 11 ноября индекс Standard & Poor’s 500 достиг максимального уровня за 13 месяцев; через три часа после закрытия фондовой биржи в Нью-Йорке начался вечерний аукцион современного искусства Sotheby’s, принесший 134,4 миллиона долларов. Это больше, чем верхний эстимейт (97,7 миллиона долларов) и даже чем результат аналогичных торгов, прошедших в ноябре 2008 года (125,1 миллиона). Непроданными остались лишь две работы из 54.

Топ-лотом стала картина Энди Уорхола «200 долларовых банкнот», ушедшая за 43,8 миллиона долларов. Она заняла первое место в списке самых дорогих произведений современных художников, проданных в 2009-м. Эстимейт работы, ранее принадлежавшей лондонской собирательнице Полин Карпидас (Pauline Karpidas), составлял всего 8–12 миллионов.

«Это самое значительное событие года, — говорит глава отдела современного искусства Sotheby’s Тобиас Майер (Tobias Meyer). — До [торгов 11 ноября] ничего не продавалось дороже 20 миллионов».

Успех новой политики аукционных домов (снижение предварительных оценок в целях увеличения числа продаж) доказал владельцам произведений, что рынок Contemporary art жив и здравствует. Не 2007 год, но все же… Теперь, как заявляют специалисты аукционных домов, коллекционеры все чаще решают выставить свои сокровища на публичные торги, вместо того чтобы продавать их в частном порядке.

Конечно же, аукционные дома отдают себе отчет в том, что покупатели все еще очень чувствительны к ценам. По словам того же Майера, эстимейты пока что должны быть консервативными. Самочувствие рынка, утверждает он, будет зависеть от того, по каким ценам собиратели будут готовы поставлять произведения. «Чрезмерная уверенность продавцов может привести к тому, что все опять остановится», — предостерегает Майер.

Источник: bloomberg.com, artinvestment.ru

P. S. На сайте ARTinvestment.RU также можно почитать:

Итоги-2009: каков год — таков и приход

Рисунок Рафаэля стал самым дорогим произведением искусства 2009 года


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20100120_contemporary_sales_slumped.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20100120_contemporary_sales_slumped.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».