Art Basel после арт-бума
Арт-дилеры, участвовавшие в Art Basel в этом году, решили не рисковать — и выставили на продажу произведения «проверенных» художников
В прошлое воскресенье в швейцарском Базеле завершилась 40-я Международная ярмарка современного искусства Art Basel. Ярмарку, которая продолжалась пять дней, посетили более 60 тысяч человек. Около трехсот галерей представили произведения двух с половиной тысяч художников.
Раньше Art Basel славилась как превосходная площадка для открытия новых талантов. Но в этом году дилеры решили не рисковать и привезли произведения уже проверенных художников, классиков современного искусства. На стендах можно было увидеть творения Дональда Джадда (Donald Judd), Александра Колдера (Alexander Calder), Дэвида Хокни (David Hockney). Большинство обозревателей отметили, что качество представленных на ярмарке работ было очень высоким, а цены были ниже, чем в годы арт-бума.
Торговля шла неплохо. Владелец лондонской Lisson Gallery Николас Логсдейл (Nicholas Logsdail) в первый день Art Basel продал больше десятка произведений, в том числе скульптуру Аниша Капура (Anish Kapoor) за миллион фунтов. «Дилеры привезли на ярмарку лучшие работы, — сказал он. — У многих (коллекционеров. — Ред.) деньги просто лежат в банках, проценты не накапливаются. Рано или поздно начнется инфляция, а произведения искусства — это материальные активы, которые будут иметь ценность».
Впрочем, «неплохо» — это по нынешним, кризисным меркам. «Объем продаж сократился вдвое по сравнению с 2008 годом, — заметил нью-йоркский дилер Пер Скарстедт (Per Skarstedt). — В прошлом году 80 процентов работ, представленных на стенде, ушли в первые 40 минут. А сейчас покупатели подходят по три или четыре раза». Скарстедт выручил 1,4 миллиона долларов за картину Мартина Киппенбергера (Martin Kippenberger) I Am Too Political, купленную им у Чарльза Саатчи (Charles Saatchi) за 1,5 миллиона. В прошлом году он запросил бы за эту работу — пародию на известное полотно Лусиена Фрейда (Lucian Freud) с изображением обнаженной корпулентной дамы — не менее двух с половиной миллионов.
Миллиардер Эли Броуд (Eli Broad), посетивший ярмарку, заметил, что рынок современного искусства «устаканивается» после прошлогодней коррекции. «Цены стали более разумными», — сказал он. На Art Basel коллекционер купил работу Эда Руши (Ed Ruscha) — эскиз картины, которая находится в его фонде. По словам Броуда, цена рисунка на ярмарке оказалась вдвое меньше эстимейта, который дал ему один аукционный дом (работа выставлялась на торги в прошлом году и не была продана).
Самым внушительным экспонатом Art Basel была, конечно же, «Большая ретроспективная картина» Энди Уорхола (Andy Warhol), выставленная на стенде швейцарского дилера Бруно Бишофбергера (Bruno Bischofberger). На этом громадном (2 х 11 м) полотне, написанном в 1979 году, мы видим все (ну, или почти все) любимые мотивы художника: банки супа Campbell, Мао и Мэрилин, автокатастрофы, автопортреты, «психоделические» цветочки. Галерист надеялся выручить за работу не менее 80 миллионов швейцарских франков (около 74 миллионов долларов, что превосходит нынешний аукционный рекорд художника). Четыре года назад Бишофбергер продал «Большую ретроспективную картину» некоему коллекционеру, который недавно решил ее вернуть. Ходят слухи, что в 2005-м собиратель выложил за работу 80 миллионов долларов, — так что дилер предлагал ее, можно сказать, со скидкой. К произведению присматривался один из именитых посетителей ярмарки — некто Роман Абрамович. Пока неизвестно, кто в итоге купил картину (и купил ли…)
Внимание общественности привлекла и инсталляция «Простые вещи», созданная японским художником Такаси Мураками (Takashi Murakami) в сотрудничестве с хип-хоп-исполнителем и продюсером Фарреллом Уильямсом (Pharrell Williams). Это типичный для Мураками психоделический монстр, в разинутой пасти которого находятся бутылка кетчупа, банка «Пепси», пара кроссовок, кекс в формочке, презерватив, пачка чипсов и бутылка детского лосьона Johnson&Johnson. Хочется назвать эти предметы «прозаическими», но рука не поднимается — ведь они сделаны из разных видов золота (желтого, белого, розового…) и инкрустированы бриллиантами, рубинами, сапфирами и изумрудами. На украшение этих вещиц потребовалось 26 тысяч драгоценных камней. Вот вам и «череп Херста»…
По словам Фаррелла Уильямса, смысл работы таков: простые вещи, к которым мы относимся как к чему-то повседневному, на самом деле имеют для нас большее значение, чем все драгоценности мира. «Вкус кекса стоит больше, чем бриллианты», — заявил он. Золотой с бриллиантами кекс (вместе с другими золотыми мелочами и зубастым чудищем в придачу) был оценен в 2 миллиона долларов. Не прошло и получаса с момента открытия ярмарки, как на работу нашлись четыре претендента. В результате она досталась двум коллекционерам, решившим купить ее вскладчину. Кстати, продавал инсталляцию французский дилер Эммануэль Перротен (Emmanuel Perrotin).
Одним из самых заметных покупателей Art Basel стал знаменитый актер Брэд Питт (Brad Pitt). Среди его покупок — картина живописца лейпцигской школы Нео Рауха (Neo Rauch) под названием Etappe. Питт приобрел работу на стенде Дэвида Цвирнера (David Zwirner). Цена, по словам дилера, составила «чуть меньше миллиона долларов».
Два года назад Нео Раух удостоился персональной выставки в нью-йоркском музее Метрополитен, благодаря которой интерес к его творчеству вырос. На многих стендах можно было увидеть творения Мартина Киппенбергера, чья большая ретроспектива завершилась в прошлом месяце в МоМА. Еще один популярный на Art Basel художник — Альберто Джакометти (Alberto Giacometti), выставка которого недавно открылась в базельском Фонде супругов Байелер.
Многие галеристы решили выставить работы художников, участвовавших в Венецианской биеннале (на которую успели съездить многие посетители Art Basel). Несколько дилеров предлагали произведения Брюса Наумана (Bruce Nauman), оформившего американский павильон.
Следующая ярмарка Art Basel пройдет с 16 по 20 июня 2010 года.
Источники:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20090620_art_basel_results.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20090620_art_basel_results.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.