Отчет HISCOX Online Report 2020: будущее интернет-рынка искусства
ARTinvestment.RU   11 декабря 2020

Вторая часть специализированного отчета по онлайн-рынку искусства посвящена использованию покупателями мобильных приложений и соцсетей

Первую часть материала можно прочесть здесь.

Продолжаем разбираться с итогами отчета HISCOX Online Report, который выделил пять основных тенденций в поведении коллекционеров при покупке искусства онлайн. На очереди — четвертый и пятый пункты, а также оценка покупателями перспектив интернет-торговли искусством по завершении (не сглазить бы!) в 2021 году пандемии.

4. Первоочередная задача галерей — не продавать, а повысить доверие онлайн-покупателей

• Почти половина (47 %) «новых покупателей» искусства (совершивших первые приобретения менее 3-х лет назад. — AI.) заявили, что онлайн-платформы, на которых им приходилось покупать искусство в 2020 году, крайне редко вызывали у них чувство доверия (либо не вызывали его никогда) — по сравнению с 40 % в 2019 году. То же самое сказали и 45 % молодых (родившихся позже 1996 года. — AI.) покупателей искусства — по сравнению с 35 % в 2019 году.

• Сегодня покупатели больше, чем когда-либо, полагаются на свои смартфоны: в 2020 году средства мобильной связи при покупке искусства в Интернете использовали 35 % респондентов всех возрастов — по сравнению с 24 % годом ранее. Эта тенденция еще более выражена среди молодых покупателей: 38 % в период пандемии по сравнению с 32 % в 2019 году и 23 % в 2018 году.

• Более двух третей (67 %) опрошенных заявили, что возможность живого (посредством видеоконференции или онлайн-чата. — AI.) общения с экспертом — сотрудником галереи, увеличит вероятность покупки искусства в Интернете. Таким образом, интерактивное обслуживание клиентов должно стать основной частью процесса покупки произведений искусства онлайн.

• Почти семь из десяти (68 %) респондентов заявили, что безопасная и экономичная доставка покупки является ключевым фактором при выборе онлайн-платформы для приобретения искусства. При этом четыре из десяти (41 %) участников опроса признались, что беспокоятся о сохранности купленного онлайн предмета вплоть до его доставки курьерской службой.

• Поскольку многие коллекционеры продолжают испытывать финансовые затруднения, 41 % онлайн-покупателей заявили, что введение новых планов платежей (например, рассрочки или покупки в кредит. — AI.) повысит их интерес к приобретению искусства в Интернете.

5. Растущее значение социальных сетей при покупке искусства онлайн

• Здесь будет достаточно лишь одного сравнения. В 2015 году (когда был впервые запущен HISCOX Online Report. — AI.) для действий, связанных с искусством (поиска, развлечения, образования и покупки) Facebook использовало 52 % респондентов, а в 2020 году — 34 %. За тот же период количество пользователей всех поколений, заходящих для тех же целей в Instagram, выросло с 23 % до 68 %!

• 92 % «новых покупателей» и 87 % «миллениалов» в 2020 году использовали Instagram для поиска новых имен среди художников, а также посещали профили компаний, связанных с искусством, в образовательно-развлекательных целях. 35 % «миллениалов» в итоге довели свои Instagram-поиски до стадии приобретения искусства.

Таблица 1. Виды искусства, приобретенного во время пандемии через интернет-платформы (за исключением аукционов) и социальные сети

Вид искусства

Сайт галереи или торговая платформа, % совершивших покупку

Социальные сети, % совершивших покупку

Живопись

82

74

Тиражная продукция

71

66

Графика

62

41

Фотография

54

44

Скульптура

38

27

Цифровое искусство

17

21

Таблица 2. Средняя цена искусства, приобретенного во время пандемии через интернет-платформы (за исключением аукционов) и социальные сети

Средняя стоимость покупки искусства

Сайт галереи или торговая платформа, % покупок

Социальные сети, % покупок

< $100

5

4

$100–500

13

33

$500–1 тыс.

18

15

$1–5 тыс.

22

15

$5–10 тыс.

13

15

$10–25 тыс.

11

7

$25–50 тыс.

8

7

> $50 тыс.

10

4

Будущее рынка онлайн-продаж искусства

• Большинство (56 %) опрошенных считают, что онлайн-рынок искусства отныне стал неотъемлемой частью арт-рынка, по сравнению с 25 %, которые полагают, что рынок вернется к полноценным физическим продажам с окончанием пандемии.

• Однако почти половина (48 %) онлайн-покупателей искусства заявили, что предпочитают посещение физических ярмарок, галерей и аукционов — по сравнению с 36 % в 2019 году. Число тех, кто твердо предпочитает виртуальные покупки физическим, за последние 12 месяцев упало c 21 % до 15 %.

• Признаки усталости от работы в Интернете и стремление быстрее вернуться в мир физических продаж характерны для всех групп респондентов. Даже покупатели моложе 35 лет подвержены интернет-усталости: только 18 % из них заявили, что предпочитают работу в Интернете — по сравнению с 29 % в 2019 году. Подавляющее большинство (86 %) покупателей моложе 35 лет покупали искусство в физической среде перед покупкой в Интернете — по сравнению с 77 % в 2019 году.

Комментарий AI: еще в сентябре мы писали о том, что цифровая адаптация сложнее всего дается галереям — парадоксально, ведь именно они оказались у истоков интернет-торговли искусством в конце 1990-х, создав первые сайты. Однако онлайн-присутствие тогда играло роль необходимой статусной «визитной карточки», а основная работа с коллекционером шла очно — через открытия, участие в ярмарках и бесконечное арт-консультирование. Как видим, молодое поколение сегодня готово покупать через онлайн-платформу, только если ее владельца зовут Джефф Безос (основатель Amazon, богатейший человек планеты по версии Forbes. — AI.) или основателем галереи выступит PewDiePie (один из самых популярных видеоблоггеров с аудиторией более 100 млн. — AI.). Другими, словами, сегодня заслужить доверие онлайн-покупателей сходу можно либо уровнем личного капитала, либо широкой известностью. Для остальных 99,9 % галерей необходимо прежде всего установить профессионально-дружественный контакт с покупателем — а затем уже осторожно рассчитывать на продажи. Об этом вполне доступно рассказали участницы вебинара от Artsy.

Впрочем, здесь галереи поджидает новая напасть: пользователи все больше времени проводят со смартфонами, чем перед экранами стационарных компьютеров — и постепенно визуально-привычной картинкой их интернет-жизни становится вертикальный, а не горизонтальный, формат. Соответственно, для арт-рынка одновременно с повышением доверия покупателя нужно сделать так, чтобы ему было интересно и легко просматривать и покупать работы через свой телефон. Много ли мы сходу назовем галерей, имеющих одновременно адаптированные мобильные версии сайтов — а не предлагающие пользователю для увеличения раздвигать пальцами на телефоне стационарный вебсайт? Пальцы от этого не устают — устает мозг. А пользователь — покидает платформу. Как можно продавать в вертикальном формате — галереи могут спросить у Instagram (который, к слову, недавно запустил свое телевидение и еще больше оторвался от других соцсетей в полете по направлению к интернет-совершенству. — AI.).

Инновации, которые позволяют в реальном времени общаться участникам рынка искусства, мы видим и сегодня — от виртуальных галерей с чатами до мессенджер-ботов по поиску провенанса. И вместе с создателями отчета HISCOX Online Report ожидаем, что вскоре эти наработки войдут в обиход. А вот полагаться на высказанное желание онлайн-коллекционеров вернуться к физическому арт-рынку и ослаблять технологическую хватку мы бы продавцам не советовали: есть подозрение, что от физического мира после карантина люди устанут намного быстрее, чем от Интернета в карантин — и, сидя в Риджентс-парке у ярмарки Frieze, будут все равно покупать искусство по телефонам. В привычном вертикальном формате.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20201211_HISCOX2.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20201211_HISCOX2.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх