Художники стран СНГ на торгах современного искусства 2015–2020
ARTinvestment.RU   19 октября 2020

Показатели продаж наших соотечественников на международных торгах помимо «русских недель» и «сбежавших нонконформистов»

В отчете ArtTactic о послевоенном и современном искусстве, главные итоги которого AI разобрал на прошлой неделе, присутствует раздел, посвященный художникам из стран СНГ. Напомним, исследование касалось художников, чьи работы продавались на международных (каталоги составили произведения авторов из разных стран) торгах Sotheby’s, Christie’s и Phillips в Нью-Йорке, Лондоне и Гонконге с января 2015 по август 2020 года. Вместе с основной задачей отчета — показать динамику художников нишевого рынка за последние 5 лет — мы отдельно остановимся на результатах 2020 года и персоналиях, которые их обеспечили. Несмотря на достаточно скромные данные последних восьми месяцев — в нынешнем сезоне всего 8 художников и 11 работ вырвались за пределы «русских торгов» и отдельных продаж нонконформистов — попробуем оценить их глазами международного коллекционера, в чьи руки попал отчет ArtTactic.

Таблица 1. Продажи художников стран СНГ по аукционным домам, январь 2015 — август 2020

Аукционный дом

Объем продаж за год, $ тыс.

Изменение в доле рынка аукционного дома за 2015–2020, %

2015

2016

2017

2018

2019

2020

Christie's

469,1

346,6

291,6

130,0

476,2

316,6

30

Sotheby's

209,2

155,5

849,7

2778,4

1,400,9

138,1

27

Phillips

534,6

881,5

479,5

687,12

682,1

175,8

–37

• По итогам 2015 года тройка аукционных домов по объемам продаж художников из «России, Украины, Грузии и стран СНГ» (именно так сегментируется раздел аналитики в оригинальном отчете. В дальнейшем мы будем писать просто «из стран СНГ». — AI.) распределялась следующим образом: Christie’s — 50 %, Sotheby’s — 36 %, Phillips — 14 %. В 2020 году доля Sotheby’s осталась неизменной (лишь объем продаж вырос в полтора раза), а Phillips (23 %) «отъел» долю Сhristie’s (41 %).

Таблица 2. Продажи художников стран СНГ по возрастным группам, январь 2015 — август 2020

Возраст художников

Объем продаж за год, $ тыс.

Изменение доли группы художников за 2015–2020, %

2015

2016

2017

2018

2019

2020

До 45 лет

191,0

157,7

307,5

111,3

470,0

297,3

56

45+

175,5

744,8

202,9

299,5

993,7

5,4

–97

Умершие

674,2

468,2

1032,7

3153,5

1 095,5

327,8

–51

• С 2015 по август 2020 года средняя стоимость работ умерших художников выросла на 9 % (с $74,9 тыс. до $ 81,9 тыс.). Авторы старше 45 лет потеряли в средней стоимости проданных работ 74 % (с 10,3 тыс. до 2,7 тыс.). Наилучшую ценовую динамику показали художники в возрасте до 45 лет: средние цены на их работы выросли на 600 % (с $10,6 тыс. до $74,3 тыс.).

Таблица 3. Продажи художников стран СНГ по странам происхождения авторов, январь 2015 — август 2020

 

Страна происхождения художника

Всего художников (2015–2020), чел.

Объем продаж за год, %

Доля рынка (2015–2020), %

2015

2016

2017

2018

2019

2020

РФ

59 

60,0

89,1

91,3

98,9

97,5

98,6

84,8

Украина

24 

21,0

8,4

6,3

0,8

1,3

1,4

9,1

Казахстан

2,4

1,5

0,0

0,0

0,0

0,0

1,0

Армения

6,6

1,0

0,0

0,0

0,6

0,0

1,9

Азербайджан

7,1

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

1,8

Грузия

2,9

0,0

2,4

0,3

0,6

0,0

1,4

• Объем продаж художников стран СНГ с января по август 2020 года включительно составил $630,4 тыс., что на 61,1 % меньше, чем за тот же период 2019 года. 64 % продаж в денежном выражении состоялись на аукционных торгах в Лондоне, 41 % — в Нью-Йорке, и 9 % — в Гонконге.

• Художники из стран СНГ в 2020 году продавались в более низком ценовом диапазоне, нежели авторы из других регионов. Это единственный регион, где цены молотка в текущем сезоне не превысили $250 тыс. (бóльшая часть проданных лотов находилась в ценовой категории от $100 тыс. до $250 тыс., что принесло трем аукционным домам $481 тыс., или 76,3 % от общего объема продаж).

• Полностью разбивка по ценовым диапазонам выглядит следующим образом:

— < $10 тыс.: 4 работы на сумму $12,9 тыс.;

— $10–50 тыс.: 3 работы на сумму $69,6 тыс.;

— $50–100 тыс.: 1 работа на сумму $91,4 тыс.;

— $100–250 тыс.: 3 работы на сумму $481,4 тыс.

• Топ-художником по результатам продаж 2020 года стал Сергей (Серж) Поляков (1900–1969), он же был самым продаваемым художником из стран СНГ (3 работы в «международной обойме»). Три его работы были проданы в сумме за $312,8 тыс. В диапазоне молодых (до 45 лет) художников самым дорогим автором стал россиянин Василий Клюкин (1976): его единственная работа, проданная за $156,4 тыс., стала вторым по цене молотка лотом среди произведений всех художников региона в 2020 году.

Таблица 4. Топ-8 художников из стран СНГ по объемам продаж на Sotheby's, Christie's и Phillips в январе — августе 2020 года

 

Художник

Страна

Объем продаж, $ тыс.

Разница между ценой молотка и средним эстимейтом, %

Продано лотов, шт.

Торги, на которых были проданы лоты

Кол-во лотов на других аукционах в 2020 году

Сергей (Серж) Поляков (1900–1969)

РФ

312,76

–6

Christie's, Лондон (Post-War and Contemporary Art Day Auction)
Phillips, Лондон (New Now)

108

Василий Клюкин (1976)

РФ

156,41

41

Phillips, Лондон (20th Century & Contemporary Art Day Sale)

0

Саня Кантаровский (1982)

РФ

138,08

4

Sotheby's, Гонконг (Contemporary Showcase: Another World)
Sotheby's, Нью-Йорк (Contemporary Art Day Auction)

3

Илья Болотовский (1907–1984)

РФ

15,00

50

Christie's, Нью-Йорк (First Open: Post-War & Contemporary Art Online)

23

Егор Зигура (1984)

Украина

4,78

143

Phillips, Лондон (New Now)

0

Игорь Макаревич (1943)

РФ

4,00

–33

Phillips, Нью-Йорк (New Now)

2

Даниил Шумихин (1985)

Украина

2,77

–12

Phillips, Нью-Йорк (New Now)

0

Борис Михайлов (1938)

Украина

1,42

–78

Christie's, Лондон (First Open: Post-War & Contemporary Art Online)

3

• Гендерное разнообразие художников стран СНГ на международных торгах 2020 года оставляет желать лучшего: в каталоги попали исключительно мужчины.

Комментарий AI: Вы можете спросить, стоят ли 11 лотов 8 художников отдельного материала? Безусловно, да. ArtTactic выделил страны СНГ в отдельный блок (из 49 тыс. лотов и около 5 тыс. художников во всем исследовании), и это уже отлично для позиционирования наших рынков: в других своих отчетах британский аналитик считал рынок бывшего СССР исключительно по «русским торгам». Другое дело, что из этого отчета зарубежный коллекционер прежде всего увидит усиление российского присутствия на фоне ослабления позиций художников из других стран СНГ. И сходу не разберется, что рост продаж азербайджанских художников в 2015 году был связан с мощнейшим пиаром страны на 56-й Венецианской биеннале, а события внутри Украины спровоцировали смену поколений востребованных художников — отсюда и спад международной активности живописцев «нового украинского авангарда», которые терпеливо ожидают восстановления покупательной способности «своих» коллекционеров. Все это повлияло на цифры в общекомандном зачете последних пяти лет.

Даже если судить по нынешнему году (к слову, очень показательному в плане репрезентации), художники стран СНГ на международных торгах ведущих аукционных домов делятся на три категории. Первая — ушедшие авторы, представляющие послевоенное искусство. Ими, как правило, занимается Christie’s (присутствие работы Сержа Полякова на торгах New Now Phillips — скорее, исключение). Вторая группа — признанные в международном поле ныне живущие художники c большим музейным портфолио: в нашем случае Борис Михайлов и Игорь Макаревич. Здесь имеем два аукционных дома: снова Christie’s и Phillips. Третья группа — художники молодые, составляющие ровно половину имен списка. К ним, как обычно, хочется присмотреться: все-таки размещение в каталогах международных торгов — это в их возрасте серьезное достижение, требующее определенных маркетинговых усилий.

Художников в возрасте до 45 лет снова разделим на три группы. Первую представляет Саня Кантаровский (13 персональных и 41 групповая выставка, если верить Artfacts, преимущественно за рубежом). Художник-эмигрант молодого поколения, нашедший себя в США, где живет и активно работает — в частности, с галереей Casey Kaplan из Нью-Йорка и The Second Bedroom из Хьюстона (техасский арт-рынок — это не ковбои в шляпах, а нефтяные магнаты в лоферах. — AI.). В Европе Саню представляет берлинская Tanya Leighton Gallery, а страны Азии художника знают по участию в Art Bael Hong Kong и Шанхайской биеннале. Словом, готовый автор для Sotheby’s (Нью-Йорк и Гонконг). Вторая явно очерченная группа — молодые украинские скульпторы, ведомые арт-дилером Игорем Абрамовичем в рамках проекта New Now. Здесь уж сам Бог велел оказаться на одноименных (маркетинговая случайность?) торгах Phillips. Однако при этом у молодых украинцев с портфолио все в порядке: скульптуры Егора Зигуры побывали на различных фестивалях и биеннале от Ниццы (BIFRONTE) до Сиднея (Sculpture by the Sea), бутиковых арт-ярмарках от Люксембурга до Майами, а также активно внедряются в европейскую городскую среду. Работы второго автора — Даниила Шумихина — еще не «вышли» на улицу из интерьера, но очевидно пойдут по тому же пути. Отметим: Phillips, грозившийся запустить приложение Articker для контроля всех поступающих на торги лотов, за молодых украинских художников теперь может быть спокоен.

Последний из молодых — и, одновременно, рекордсмен по сумме проданного в 2020 году предмета «живого» искусства ($156,4 тыс. по молотку) — Василий Клюкин, бывший совладелец «Совкомбанка». Цитируя журнал GQ, после переезда из Москвы в Монако бизнесмен «к сорока годам стал сразу всем: писателем, философом, архитектором, скульптором и кинематографистом». Признание не заставило себя долго ждать: персональные выставки художника тут же прошли в Государственном Русском музее (2018) и лондонском филиале галереи Simon Lee (2020). Последняя, правда, не включила Василия Клюкина в перечень собственных художников на официальном сайте. Рискнуть с размещением лота в карантин вызвался тот же Phillips, поставив работу не на New Now, а сразу на 20th Century & Contemporary Art Day Sale, в компанию к Герхарду Рихтеру, Джорджу Конда, Дэмиену Херсту и Луизе Буржуа. И, полагаем, не прогадал — ни в финансовом плане, ни в имиджевом.

В материале о специализированных торгах нонконформистов мы поднимали вопрос: каким путем проследуют современные художники стран СНГ после карантина — кого оставят в «русских неделях» ждать отечественного покупателя, а кого ведущие аукционные дома заберут в международный оборот. Практика точечного внедрения наших художников в глобальные торги существовала и раньше — более того, внедрение и сегодня осталось точечным. Однако теперь даже скромные цифры продаж ложатся на стол (точнее, выводятся на экран) зарубежного коллекционера, выделенные из общей массы. И крайне важно, чтобы за фамилиями авторов стояли реальные причины их появления на вторичном рынке: выставочная работа, маркетинговая активность, кураторская поддержка и академическое признание. В сумме это дает — рынок художника.

Если ничего такого за продаваемыми именами не будет — зарубежный коллекционер улыбнется и придется начинать все заново. И не с осознанного 2010-го, а с перестроечного 1988-го.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20201019_cis_international.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20201019_cis_international.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх