- Зверев?
- Ирина Тихомирова, «Вечер цветущий» 1979 год, Ленинград
- Художник Uncognito
- Александр Сигов "Флорентийский мотив"
- Александр Сигов "Amadina"
- Эскизы тканей Ивановской фабрики, Борисов и Данилова?
- Дмитрий Титов - три натюрморта
- Художник с неспокойной душой?
- Александр Добровольский - 7 работ
- Автор
Просто о сложном: Art Banking
ARTinvestment.RU 07 июля 2020
Разбираем, что стоит за термином «арт-банкинг», как возникло и из чего состоит это направление бизнеса
За время карантина арт-рынок пополнился новыми потенциальными игроками — покупателями, сделавшими первые приобретения предметов искусства, и частными компаниями, разглядевшими в апелляции к миру прекрасного конкурентное преимущество в борьбе за своего клиента в кризисный период. Начиная с осени молодые коллекционеры, по прогнозам, начнут присматриваться к рынку услуг полноценного формирования и управления коллекциями, а банки и другие финансовые институции получат множество предложений об организации отделов арт-банкинга от галерей и частных арт-консультантов. С целью прояснить, что такое арт-банкинг в общепринятом международном понимании, и помочь молодым коллекционерам и банкам встретить друг друга десять тезисов материала «Просто о сложном» AI будут посвящены именно этому направлению.
1. Само название направления «арт-банкинг» указывает на объединение в некоем взаимовыгодном союзе предметов искусства как актива и банка как финансового учреждения. Это действительно так, однако не каждый союз искусства и банка может назваться арт-банкингом. Например, если галерея предлагает разместить на стенах банка свои работы и при случае продать их клиентам за комиссию, то это не арт-банкинг, а эксплуатация свободных стен учреждения в качестве бесплатного хранилища с возможностью случайной продажи. Что же такое арт-банкинг?
2. На сегодняшний день услуги банков в сфере арт-банкинга можно поделить на три основные группы:
• арт-банкинг как расширение сервиса консьерж-услуг банка для своих состоятельных клиентов (обычно эти клиенты объединены отделом Private Banking, а услуги называются Wealth Management): менеджмент частных коллекций, советы по хранению, экспертизе и атрибуции картин, выведение работ на аукционы, т. е. все, что касается повышения капитализации имеющейся коллекции или создания таковой;
• арт-банкинг как финансовый инструмент, предоставляемый банком: кредитование клиента под залог предметов искусства (или портфеля произведений);
• арт-банкинг как создание банком собственной коллекции произведений искусства и дальнейшая работа с коллекцией (капитализация и социализация коллекции, выведение банка на новый уровень отношений с культурным сектором, что повышает лояльность клиента и упрочняет отношения с банком).
3. Две основных причины возникновения арт-банкинга:
• необходимость предоставления обеспеченным клиентам нового продукта или услуги. Не секрет, что состоятельный клиент держит денежные активы сразу в нескольких банках, диверсифицируя между ними риски. Соответственно, одному банку может достаться бóльшая часть капитала, другому — меньшая. Банки просчитали, что апелляция к искусству (через поддержку арт-мероприятий или другие филантропические действия) делает институцию в глазах клиента более стабильной и надежной — соответственно, большинство своих денег клиент доверит именно им. Немаловажную роль играют услуги, связанные с формированием и управлением коллекцией: какой из банков предоставляет такие возможности, в таком и оставит свои деньги клиент для удобства оплаты приобретенных работ со счета данного банка;
• потребность банков обезопасить залог, используя альтернативные виды имущества. С появлением науки о ценообразовании предметов искусства и арт-инвестиций банки стали больше доверять культурным ценностям, одновременно удерживая клиентов от работы с другими кредитными учреждениями, не имеющими подобного сервиса.
4. Широкое распространение арт-банкинг получил лишь в последние 40 лет — одновременно с формированием арт-рынка в современном понимании. Факторы, которые в 1980-х годах заставили банки искать и формулировать конкурентные преимущества для своих существующих и будущих клиентов, были следующими:
• стандартизация услуг приватного банковского обслуживания;
• отмирание традиций клиентского обслуживания из поколения в поколение;
• стремительный рост «бутиковых банков» и «семейных офисов» (небольших частных компаний, управляющих имуществом ограниченного числа клиентов или отдельных семей);
• социальные и материальные проблемы частных банков, связанные с неудачными стратегиями управления клиентскими активами и значительными потерями собственных и клиентских средств.
5. Основные преимущества арт-банкинга глазами сегодняшних аналитиков:
• для клиента: если клиент — новичок в искусстве, доверие к имени банка распространяется и на компетенцию в действиях на арт-рынке, включая анонимность сделок;
• для банка: через уникальную услугу банк притягивает новых состоятельных клиентов, которые позже становятся клиентами финансовых услуг самого банка.
6. Уверенность в успешности открытия направления арт-банкинга базируется на статистике, впервые озвученной Deloitte в отчете Art & Finance 2013 года: более 70 % клиентов сектора Private Banking / Wealth Management хотя бы раз в жизни имели опыт владения произведением искусства, сознательно или нет. Соответственно, 2/3 имеющихся клиентов банка могут быть потенциально заинтересованы в услугах капитализации своих активов.
7. Важное дополнение: арт-банкинг никогда не рассматривался банком как самостоятельный бизнес, лишь в качестве дополнительной услуги (консультирование, залоговый инструмент) или деятельности (собственная коллекция). При этом всего около 10 мировых банков имеют собственные отделы арт-банкинга, остальные для этих целей пользуются услугами третьих лиц — отдельных арт-консультантов или консалтинговых компаний по вопросам искусства.
8. В заключении кратко осветим сами направления арт-банкинга. В сферу первого направления — арт-консалтинга — обычно входит:
• оценка произведения, экспертиза и атрибуция;
• полноценная капитализация собрания — от выставочного менеджмента и каталогизации до выведения на аукционные торги и сопровождения при продаже;
• ежемесячные сводки о состоянии рынка: фиксированные показатели инвестиционной привлекательности (вплоть до направления в искусстве на текущий момент), девиации рисков, индексы валют и их корреляция в отношении международных аукционов (в какой валюте лучше покупать), оптимизация налоговой базы (в какой стране лучше покупать), лучшие инвестиционные предложения предстоящих аукционов;
• предложения по диверсификации портфеля арт-инвестиций;
• организация хранения, страхования и логистики работы.
Все это может быть передано в одной простой фразе: от «что делать, если я уже купил», до «что купить, если есть возможность инвестировать». Подробнее о направлении управления коллекциями вы можете прочесть здесь.
9. Залоговый инструмент. В мире существует ограниченное количество частных банков, которые используют свой собственный баланс для кредитования клиентских сделок с предметами искусства. Как правило, даже при формальном наличии такой услуги, банки стараются избегать собственных рисков в подобных сделках за счет перепродажи арт-кредитов третьим лицам — более крупным банкам или залоговым компаниям. Подробнее о кредитовании под залог предметов искусства вы можете прочесть здесь.
10. Собственная коллекция банка. Многие собрания в десятки тысяч единиц предметов искусства (Deutsche Bank или UBS) выводят финансовые институции на один уровень с ведущими мировыми музеями. При этом банки стараются поддерживать спонсорскими проектами только тех художников, работы которых находятся в собственности банка, тем самым непрерывно увеличивая капитализацию собственных активов. Другие спонсорские стратегии в рамках арт-банкинга — разделение финансового бремени спонсорства с крупными клиентами частных банков: чем более ценен клиент для банка, тем бóльшую сумму банк может выделить на спонсорские программы в рамках арт-инициатив своих клиентов. По такой схеме Deutsche Bank и ING спонсируют TEFAF, UBS — Art Basel и др. Подробнее о корпоративных банковских коллекциях предметов искусства вы можете прочесть здесь и здесь.
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20200707_art_banking.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20200707_art_banking.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 18.03.2024 Искусственный интеллект подтвердил авторство спорной работы Дюрера Точность анализа составила 82 %
- 14.03.2024 Объявлены победители премии The Art Newspaper Russia «Музеем года» назван пермский Музей современного искусства PERMM
- 13.03.2024 Основные цифры нового отчета Art Basel и UBS Объем продаж на мировом арт-рынке по итогам 2023 года упал на 4 %
- 07.03.2024 Наконец-то решилась судьба фрески Диего Риверы Здание, на стене которого она расположена, купила вдова Стива Джобса
- 06.03.2024 Творчество женщин-художниц и вторичный рынок Согласно ArtTactic, в 2023 году объем аукционных продаж в сегменте произведений, созданных представительницами прекрасного пола, вырос на 7 %
- 15.03.2024 Итоги AI Аукциона № 521 Общая выручка составила 8,6 млн рублей
- 12.03.2024 Редкая марка может быть продана на торгах за $5 млн Если сделка состоится, будет установлен новый аукционный рекорд
- 11.03.2024 Выручка лондонских торгов Christie’s составила £196,6 млн Топ-лотом вечера стала картина Рене Магритта
- 08.03.2024 Итоги AI Аукциона № 520 Общая выручка составила 6,6 млн рублей
- 07.03.2024 Посвященные модернизму и современному искусству торги Sotheby’s собрали £101,5 млн Топ-лотом вечера стала картина Пабло Пикассо
- 08.03.2024 Художницы «русской орбиты» в 2023 году AI анализирует самые успешные сделки с произведениями прекрасной половины человечества на российских и зарубежных аукционах
- 05.03.2024 Artnet Intelligence Report 2024: ностальгия по Полу Аллену и самый дорогой Ленин За шесть лет с момента первого выпуска отчет ведущей аналитической компании прошел путь от формата «не пришей кобыле хвост» до незаменимого спутника современного коллекционера
- 04.03.2024 Открыты 520-е торги AI Аукциона В каталоге 26 лотов: 15 живописных работ, 7 листов оригинальной и два — печатной графики, одна работа в смешанной технике и одна икона
- 04.03.2024 Открыт 204-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Дмитрия Воронина, Алексея Дегтярука, Александра Захаренко, Владимира Ковальчука, Андрея Медведева, Юрия Петроченкова, Ираиды Покладовой, Сергея Потапова, Марии Сайко, Семёна Сёмина, Татьяны Файдыш, Эмзара Хабулиани, Натальи Ходюк
- 01.03.2024 ИИ в искусстве: на службе или во вред? Часть 1 2023 год открыл нам портал в ИИ-десятилетие. И, как водится с каждой очередной технологической революцией, искусство приняло на себя функцию главного ее проводника. Или же… главный удар?
- 18.03.2024 «Ленинградский ноль»: Тимур Новиков и художники его круга Экспозицию в Суздале составили более 180 произведений
- 18.03.2024 В рамках ярмарки Art Russia пройдет выставка работ Ирины Емелиной Творчество художницы представит подборка 3D-картин
- 15.03.2024 Третьяковка готовит выставку Юрия Злотникова Основу экспозиции составят работы из собрания семьи художника
- 15.03.2024 В апреле в Петербурге пройдет второй выпуск ярмарки Port Art Fair В список участников вошли почти три десятка галерей и более 60 независимых художников
- 14.03.2024 В Эрмитаже начала работу выставка «От готики до Гойи» Некоторые работы воссоединились впервые за 200 лет
Топ 37
- 1. Марк Ротко$86,83 млн
- 2. Казимир Малевич$85,81 млн
- 3. Василий Кандинский$41,8 млн
- 4. Марк Шагал$28,45 млн
- 5. Хаим Сутин$28,16 млн
- 6. Николя де Сталь$22,2 млн
- 7. Алексей Явленский$18,59 млн
- 8. Валентин Серов$14,51 млн
- 9. Тамара де Лемпицка$13,36 млн
- 10. Николай Рерих$12,09 млн
- 11. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин$11,76 млн
- 12. Наталия Гончарова$10,88 млн
- 13. Николай Фешин$10,84 млн
- 14. Илья Репин$7,43 млн
- 15. Константин Сомов$7,33 млн
- 16. Илья Машков$7,25 млн
- 17. Борис Кустодиев$7,07 млн
- 18. Василий Поленов$6,34 млн
- 19. Юрий Анненков$6,27 млн
- 20. Иван Васильевич Клюн$6,26 млн
- 21. Василий Верещагин$6,15 млн
- 22. Зинаида Серебрякова$5,85 млн
- 23. Илья Кабаков$5,83 млн
- 24. Александр Яковлев$5,56 млн
- 25. Константин Маковский$5,47 млн
- 26. Владимир Баранов-Россине$5,37 млн
- 27. Иван Айвазовский$5,34 млн
- 28. Владимир Боровиковский$5,02 млн
- 29. Александр Родченко$4,5 млн
- 30. Михаил Ларионов$4,46 млн
- 31. Соня Делоне$4,34 млн
- 32. Михаил Нестеров$4,30 млн
- 33. Вера Рохлина$4,04 млн
- 34. Михаил Клодт$4,02 млн
- 35. Павел Кузнецов$3,97 млн
- 36. Александр Дейнека$3,82 млн
- 37. Борис Григорьев$3,72 млн
- Зверев?
- Ирина Тихомирова, «Вечер цветущий» 1979 год, Ленинград
- Художник Uncognito
- Александр Сигов "Флорентийский мотив"
- Александр Сигов "Amadina"
- Эскизы тканей Ивановской фабрики, Борисов и Данилова?
- Дмитрий Титов - три натюрморта
- Художник с неспокойной душой?
- Александр Добровольский - 7 работ
- Автор