Просто о сложном: Art Banking
ARTinvestment.RU   07 июля 2020

Разбираем, что стоит за термином «арт-банкинг», как возникло и из чего состоит это направление бизнеса

За время карантина арт-рынок пополнился новыми потенциальными игроками — покупателями, сделавшими первые приобретения предметов искусства, и частными компаниями, разглядевшими в апелляции к миру прекрасного конкурентное преимущество в борьбе за своего клиента в кризисный период. Начиная с осени молодые коллекционеры, по прогнозам, начнут присматриваться к рынку услуг полноценного формирования и управления коллекциями, а банки и другие финансовые институции получат множество предложений об организации отделов арт-банкинга от галерей и частных арт-консультантов. С целью прояснить, что такое арт-банкинг в общепринятом международном понимании, и помочь молодым коллекционерам и банкам встретить друг друга десять тезисов материала «Просто о сложном» AI будут посвящены именно этому направлению.

1. Само название направления «арт-банкинг» указывает на объединение в некоем взаимовыгодном союзе предметов искусства как актива и банка как финансового учреждения. Это действительно так, однако не каждый союз искусства и банка может назваться арт-банкингом. Например, если галерея предлагает разместить на стенах банка свои работы и при случае продать их клиентам за комиссию, то это не арт-банкинг, а эксплуатация свободных стен учреждения в качестве бесплатного хранилища с возможностью случайной продажи. Что же такое арт-банкинг?

2. На сегодняшний день услуги банков в сфере арт-банкинга можно поделить на три основные группы:

• арт-банкинг как расширение сервиса консьерж-услуг банка для своих состоятельных клиентов (обычно эти клиенты объединены отделом Private Banking, а услуги называются Wealth Management): менеджмент частных коллекций, советы по хранению, экспертизе и атрибуции картин, выведение работ на аукционы, т. е. все, что касается повышения капитализации имеющейся коллекции или создания таковой;

• арт-банкинг как финансовый инструмент, предоставляемый банком: кредитование клиента под залог предметов искусства (или портфеля произведений);

• арт-банкинг как создание банком собственной коллекции произведений искусства и дальнейшая работа с коллекцией (капитализация и социализация коллекции, выведение банка на новый уровень отношений с культурным сектором, что повышает лояльность клиента и упрочняет отношения с банком).

3. Две основных причины возникновения арт-банкинга:

• необходимость предоставления обеспеченным клиентам нового продукта или услуги. Не секрет, что состоятельный клиент держит денежные активы сразу в нескольких банках, диверсифицируя между ними риски. Соответственно, одному банку может достаться бóльшая часть капитала, другому — меньшая. Банки просчитали, что апелляция к искусству (через поддержку арт-мероприятий или другие филантропические действия) делает институцию в глазах клиента более стабильной и надежной — соответственно, большинство своих денег клиент доверит именно им. Немаловажную роль играют услуги, связанные с формированием и управлением коллекцией: какой из банков предоставляет такие возможности, в таком и оставит свои деньги клиент для удобства оплаты приобретенных работ со счета данного банка;

• потребность банков обезопасить залог, используя альтернативные виды имущества. С появлением науки о ценообразовании предметов искусства и арт-инвестиций банки стали больше доверять культурным ценностям, одновременно удерживая клиентов от работы с другими кредитными учреждениями, не имеющими подобного сервиса.

4. Широкое распространение арт-банкинг получил лишь в последние 40 лет — одновременно с формированием арт-рынка в современном понимании. Факторы, которые в 1980-х годах заставили банки искать и формулировать конкурентные преимущества для своих существующих и будущих клиентов, были следующими:

• стандартизация услуг приватного банковского обслуживания;

• отмирание традиций клиентского обслуживания из поколения в поколение;

 • стремительный рост «бутиковых банков» и «семейных офисов» (небольших частных компаний, управляющих имуществом ограниченного числа клиентов или отдельных семей);

• социальные и материальные проблемы частных банков, связанные с неудачными стратегиями управления клиентскими активами и значительными потерями собственных и клиентских средств.

5. Основные преимущества арт-банкинга глазами сегодняшних аналитиков:

• для клиента: если клиент — новичок в искусстве, доверие к имени банка распространяется и на компетенцию в действиях на арт-рынке, включая анонимность сделок;

• для банка: через уникальную услугу банк притягивает новых состоятельных клиентов, которые позже становятся клиентами финансовых услуг самого банка.

6. Уверенность в успешности открытия направления арт-банкинга базируется на статистике, впервые озвученной Deloitte в отчете Art & Finance 2013 года: более 70 % клиентов сектора Private Banking / Wealth Management хотя бы раз в жизни имели опыт владения произведением искусства, сознательно или нет. Соответственно, 2/3 имеющихся клиентов банка могут быть потенциально заинтересованы в услугах капитализации своих активов.

7. Важное дополнение: арт-банкинг никогда не рассматривался банком как самостоятельный бизнес, лишь в качестве дополнительной услуги (консультирование, залоговый инструмент) или деятельности (собственная коллекция). При этом всего около 10 мировых банков имеют собственные отделы арт-банкинга, остальные для этих целей пользуются услугами третьих лиц — отдельных арт-консультантов или консалтинговых компаний по вопросам искусства.

8. В заключении кратко осветим сами направления арт-банкинга. В сферу первого направления — арт-консалтинга — обычно входит:

• оценка произведения, экспертиза и атрибуция;

• полноценная капитализация собрания — от выставочного менеджмента и каталогизации до выведения на аукционные торги и сопровождения при продаже;

•  ежемесячные сводки о состоянии рынка: фиксированные показатели инвестиционной привлекательности (вплоть до направления в искусстве на текущий момент), девиации рисков, индексы валют и их корреляция в отношении международных аукционов (в какой валюте лучше покупать), оптимизация налоговой базы (в какой стране лучше покупать), лучшие инвестиционные предложения предстоящих аукционов;

• предложения по диверсификации портфеля арт-инвестиций;

• организация хранения, страхования и логистики работы.

Все это может быть передано в одной простой фразе: от «что делать, если я уже купил», до «что купить, если есть возможность инвестировать». Подробнее о направлении управления коллекциями вы можете прочесть здесь.

9. Залоговый инструмент. В мире существует ограниченное количество частных банков, которые используют свой собственный баланс для кредитования клиентских сделок с предметами искусства. Как правило, даже при формальном наличии такой услуги, банки стараются избегать собственных рисков в подобных сделках за счет перепродажи арт-кредитов третьим лицам — более крупным банкам или залоговым компаниям. Подробнее о кредитовании под залог предметов искусства вы можете прочесть здесь.

10. Собственная коллекция банка. Многие собрания в десятки тысяч единиц предметов искусства (Deutsche Bank или UBS) выводят финансовые институции на один уровень с ведущими мировыми музеями. При этом банки стараются поддерживать спонсорскими проектами только тех художников, работы которых находятся в собственности банка, тем самым непрерывно увеличивая капитализацию собственных активов. Другие спонсорские стратегии в рамках арт-банкинга — разделение финансового бремени спонсорства с крупными клиентами частных банков: чем более ценен клиент для банка, тем бóльшую сумму банк может выделить на спонсорские программы в рамках арт-инициатив своих клиентов. По такой схеме Deutsche Bank и ING спонсируют TEFAF, UBS — Art Basel и др. Подробнее о корпоративных банковских коллекциях предметов искусства вы можете прочесть здесь и здесь.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20200707_art_banking.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20200707_art_banking.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх